Научная статья на тему 'Фазы, стадии и этапы кадастровой оценки недвижимости'

Фазы, стадии и этапы кадастровой оценки недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1894
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ / ВРЕМЕННА́Я СТРУКТУРА КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ / ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ОСПАРИВАНИЕ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ / ИНСТИТУТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ / CADASTRAL VALUATION OF THE REAL ESTATE / TEMPORAL STRUCTURE OF CADASTRAL VALUATION OF REAL ESTATE / PRE-TRIAL AND TRIAL CONTESTING THE CADASTRAL VALUE / INSTITUTE OF TAXATION AND CADASTRAL VALUATION OF REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылаева Алена Владимировна

В статье представлена временна́я структура кадастровой оценки недвижимости. Выделены и структурированы фазы выполнения и сопровождения работ по определению кадастровой стоимости. Рассмотрены этапы досудебного и судебного оспаривания кадастровой стоимости. Сделан вывод о том, что состав и структура работ, выполняемых в каждом временно́м периоде (фаза, стадия, этап), требуют высокой квалификации и ответственности их исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пылаева Алена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHASES, STAGES AND STEPS IN CADASTRAL VALUATION OF REAL ESTATE

The article presents the temporal structure of the cadastral valuation of real estate. Isolated and structured implementation phase and maintenance work on the determination of the cadastral value. The stages of pre-trial and judicial contestation the cadastral value. It is concluded that the composition and structure of the work performed in each time period (phase, step, step) require a high skill and responsibility of the perpetrators.

Текст научной работы на тему «Фазы, стадии и этапы кадастровой оценки недвижимости»

Фазы, стадии и этапы кадастровой оценки недвижимости

А.В. Пылаева

научный руководитель автономной некоммерческой организации «Институт развития территорий», кандидат экономических наук (г. Нижний Новгород)

Алена Владимировна Пылаева, Alena.Pylaeva@gmail.com

Введение

Временная структура кадастровой оценки недвижимости, вкдючающая фазы, стадии и этапы, является составной частью методологии кадастровой оценки. Рассмотрим определение понятия «методология», обратим внимание на два созвучных энциклопедических определения.

Первое: «методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [1].

Второе: «методология (от «метод» и «ло-гия») - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах реализации деятельности» (см [2 и 3]).

Суть этих определений очень точно и емко сформулировали известные специалисты в этой области: «методология есть учение об организации деятельности» [4].

Если рассматривать кадастровую оценку как деятельность по определению кадастровой стоимости, то определение методологии кадастровой оценки будет следующим: методология кадастровой оценки недвижимости - это учение о ее организации, принципах построения, формах и способах осуществления.

С точки зрения организации процесса деятельности кадастровая оценка относится к современному проектно-технологическому типу организационной культуры. В ней выделяются завершенные циклы деятельности, их фазы, стадии и этапы.

Временная структура деятельности

Необходимость периодической актуализации кадастровой стоимости обусловлена изменением ситуации на рынке недвижимости, появлением новых объектов, изменением их характеристик, переопределением территориальных границ административно-территориальных образований. Кадастровая стоимость устанавливается на определенную дату, кадастровая оценка проводится периодически - не реже чем один раз в пять лет, не чаще чем один раз в 3 года, в городах федерального значения -не чаще чем один раз в течение двух лет [5]. Таким образом, можно выделить фазы кадастровой оценки - в общем случае это временные интервалы от 3 до 5 лет.

Обзор материалов международных конференций (см. [6-8]) позволяет сделать вывод о том, что периодическая переоценка налоговой базы обязательна в системах налогообложения недвижимости, основанных на ее рыночной стоимости.

Так, в большинстве регионов США и Канады переоценка осуществляется каждые 4 года, иногда чаще. То же относится к Дании, Нидерландам и Швеции (см. [9, с. 38-42]).

В других европейских странах базой по имущественным налогам также является рыночная стоимость, однако не во всех странах переоценка осуществляется регулярно. Так, например, последние переоценки в Германии и Франции проводились 20-30 лет назад. В Великобритании коммерческая недвижимость переоценивается каждые пять лет, однако последняя пере-

оценка жилого фонда проводилась 10 лет назад.

Приведем примеры временных периодов переоценки налоговой базы:

• Австрия - 20 лет (или при возникновении изменений, приводящих к необходимости переоценки);

• Бельгия - 10 лет;

• Дания - с 1998 года переоценка проводится ежегодно, до 1998 года - один раз в 4 года;

• Финляндия - 5 лет (при этом корректировка стоимости проводится ежегодно);

• Германия - применяется система индексации стоимости;

• Италия - 10 лет (для городских и сельских территорий);

• Испания - 8 лет (либо по инициативе местных властей);

• Швеция - 6 лет (при этом корректировка стоимости проводится в соответствии с развитием рынка недвижимости);

• Литва - 5 лет (при этом корректировка стоимости проводится ежегодно).

В России государственная кадастровая оценка земель проводится с 1999 года. По состоянию на 2015 год кадастровая оценка всех категорий земель проведена как минимум дважды, в большинстве субъектов Российской Федерации кадастровая стоимость актуализировалась три раза. В 2011-2012 годах кадастровая оценка объектов капитального строительства впервые проведена во всех субъектах Российской Федерации.

В фазе кадастровой оценки можно выделить стадии двух типов:

1) стадия выполнения работ по определению кадастровой стоимости (стадия «Кадастровая оценка»);

2) последующие стадии - сопровождение работ по определению кадастровой стоимости (стадия «Сопровождение работ»), оспаривание кадастровой стоимости (стадия «Оспаривание кадастровой стоимости»). Эти стадии проходят параллельно, работы на них также выполняются параллельно.

Стадия «Кадастровая оценка» может длиться до года; стадия «Сопровождение работ» - от пяти до восьми лет (согласно условиям государственных контрактов на выполнение работ). Стадия «Оспаривание кадастровой стоимости» не является обязательной, однако практика оспаривания кадастровой стоимости активно развивается. На этой стадии выделяются этапы досудебного и судебного оспаривания кадастровой стоимости. Этап досудебного оспаривания длится 5 лет со дня внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее также - ГКН), этап судебного оспаривания бессрочен.

На протяжении всей фазы кадастровой оценки осуществляется ведение фонда данных кадастровой оценки. Временная структура фаз, стадий и этапов кадастровой оценки приведена на рисунке 1. Стрелки показывают информационный обмен, который выполняется как на стадии «Кадастровая оценка», так и на стадии «Оспаривание кадастровой стоимости». Исполнители работ по кадастровой оценке получают в фонде данных материалы предыдущих фаз кадастровой оценки. В процессе выполнения стадии «Кадастровая оценка» в фонде данных размещаются предварительные результаты кадастровой оценки, замечания к проекту отчета об определении кадастровой стоимости, окончательные результаты работ. В процессе выполнения стадии «Оспаривание кадастровой стоимости» отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, на основании которых их кадастровая стоимость была пересмотрена, включаются в фонд данных государственной кадастровой оценки.

Стадия «Кадастровая оценка»

Действия, которые выполняются на стадии «Кадастровая оценка», соответствуют определению понятия «кадастровая оценка», данному в Федеральном законе [5]. Эта стадия включает следующие этапы:

Фонд данных государственной кадастровой оценки

Рис. 1. Структура фазы «Кадастровая оценка»

Фаза «Кадастровая оценка» (один раз в 3-5 лет)

Стадия «Кадастровая оценка» (1 ГОД) Стадия «Сопровождение работ» (5-8 лет согласно государственным контрактам)

Стадия «Оспаривание кадастровой стоимости» • этап «Досудебное оспаривание» (5 лет со дня внесения сведений в государственный кадастр недвижимости) • этап «Судебное оспаривание» (бессрочно)

1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

2) формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

3) отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;

4) определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;

5) экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости;

6) утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

7) внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На рисунке 2 представлены этапы стадии «Кадастровая оценка», сгруппированные по критерию ответственности участников, вовлеченных в выполнение соответствующих работ. За первый, третий и шестой этапы отвечает заказчик работ - исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Он принимает решение о проведении государственной кадастровой оценки, организует отбор исполнителя работ, утверждает результаты.

Формированием перечня объектов недвижимости и внесением результатов

определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости занимается Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр). Стрелки между первым и вторым этапами показывают, что после принятия решения о проведении работ заказчик работ обращается в Росреестр для получения перечня объектов оценки, затем передает его на третий этап, включая его в состав конкурсной документации для отбора исполнителя работ.

Исполнитель работ (оценщик) определяет кадастровую стоимость и составляет отчет. Согласно российскому законодательству результатом его работы является отчет об определении кадастровой стоимости с положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков. Стрелки между четвертым и пятым этапами показывают, что исполнитель работ направляет в саморегулируемую организацию оценщиков составленный им отчет об определении кадастровой стоимости для проведения экспертизы и получения заключения.

Далее происходит переход с четвертого этапа на шестой - исполнитель работ передает заказчику отчет о полученных результатах. Заказчик работ передает отчет об определении кадастровой стоимости недвижимости на седьмой этап, в Росреестр, для внесения результатов определения ка-

Рис. 2. Этапы кадастровой оценки недвижимости на стадии «Кадастровая оценка»

дастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

На этом работа на стадии «Кадастровая оценка» завершается, и могут быть начаты работы на стадиях «Сопровождение работ» и «Оспаривание кадастровой стоимости». Заявители обращаются в комиссии по досудебному оспариванию кадастровой стоимости либо в суд, на основании решений которых возможно изменение кадастровой стоимости, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости. На стадии «Сопровождение работ» изменение кадастровой стоимости осуществляется посредством исправления кадастровой ошибки (см. рис. 2).

Каждый этап можно рассматривать как отдельный процесс, характеризующийся своей структурой, обеспечением, составом участников. Временные рамки выполнения ряда этапов законодательно определены.

Сроки формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, законодательно не установлены. Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости недвижимости и заключение с ним договора на проведение оценки происходят, как правило, в течение 1-1,5 месяца. В это время размещается информация о проведении конкурсного отбора, и в течение 10 дней после подведения итогов конкурсного отбора с победителем заключается договор.

Этап «Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости» длится до 7 месяцев, так как отчет об определении кадастровой стоимости недвижимости должен быть составлен не позднее семи месяцев с даты заключения договора о проведении кадастровой оценки (см. [15]). В этот срок входят 20 рабочих дней, в течение которых проект отчета размещается

Таблица 1

Временная структура этапов стадии «Кадастровая оценка»

№ этапа Название этапа Длительность этапа

1 Формирование перечня объектов оценки Сроки работ не регламентированы

2 Отбор исполнителя работ 1-1,5 месяца

3 Заключение договора на выполнение работ 10 дней

4 Определение кадастровой стоимости, в том числе: • подготовка проекта отчета об определении кадастровой стоимости Не позднее 7 месяцев с даты заключения договора

Зависит от вида объекта недвижимости, категории земель и условий технического задания

• размещение проекта отчета в фонде данных государственного кадастра недвижимости 1-3 рабочих дня + 20 рабочих дней

• подготовка отчета с учетом замечаний из фонда данных государственного кадастра недвижимости 0-15 рабочих дней

5 Экспертиза отчета 45 рабочих дней

6 Утверждение результатов 20 рабочих дней

7 Внесение результатов в государственный кадастр недвижимости Сроки работ не регламентированы

в фонде данных государственной кадастровой оценки для обеспечения возможности ознакомления с ним широкого круга заинтересованных лиц и представления к нему замечаний.

Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости проводится в течение 30 рабочих дней, утверждение результатов определения кадастровой стоимости - в течение 20 рабочих дней.

Временная структура стадии «Кадастровая оценка» представлена в таблице 1

Анализ временной структуры стадии «Кадастровая оценка» позволяет сделать вывод о том, что она может длиться до одного года. И хотя временные границы ряда этапов законодательно не установлены, очевидно, что как на выполнение предусмотренных на них работ, так и на переход между этапами затрачивается время.

Стадия «Сопровождение работ»

Сопровождение работ по кадастровой оценке - обязательная стадия, закрепленная в договорных отношениях между заказчиком и исполнителем работ. За разъяснениями к заказчику, исполнителю обращаются органы государственной власти - прокуратура, Рос-реестр, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, комиссии по досудебному оспариванию кадастровой стоимости, юридические и физические лица -собственники объектов оценки и арендаторы.

Тематика большинства обращений одинакова - предоставить обоснованный расчет кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости, включая исходную информацию, применяемые алгоритмы и методы расчета, либо требование исправить кадастровую ошибку.

Несмотря на доступность отчета об определении кадастровой стоимости недвижимости, самостоятельно разобраться с определением кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости для человека, профессионально не занимающегося оценочной деятельностью, довольно затруднительно. В отчете содержится описание расчета кадастровой стоимости от нескольких тысяч до миллионов объектов недвижимости. Нужна определенная подготовка, чтобы проследить весь процесс оценки - уточнение характеристик, отнесение объекта к группе вида разрешенного использования, применение модели расчета кадастровой стоимости. При определении кадастровой стоимости на основании построения статистических моделей используются следующие показатели:

• параметры статистической модели;

• коэффициенты корреляции факторов стоимости;

• значения рассчитанных меток для качественных факторов стоимости.

Все это требует понимания и правильного применения.

Отдельно следует рассмотреть вопрос об исправлении кадастровой ошибки. Сложившаяся судебная практика разрешения споров о результатах кадастровой оценки определяет ошибку в отнесении конкретного земельного участка к определенной группе видов разрешенного использования, установленных Классификатором [10], на основании сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, как кадастровую ошибку.

Как следует из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости), кадастровой ошибкой считается «воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях)».

Порядок исправления кадастровых ошибок установлен пунктом 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, согласно которому «...кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки».

Согласно пункту 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости [12] (далее - Порядок) лицами, выявившими кадастровую ошибку, могут быть правообладатель объекта недвижимости, должностное лицо органа кадастрового учета.

Порядок исправления кадастровой ошибки, выявленной должностным лицом органа кадастрового учета, регламентируется пунктом 48 Порядка и пунктом 5 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости.

Правообладатель земельного участка имеет возможность обратиться по вопросу изменения вида разрешенного использования в орган кадастрового учета на основании пункта 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости с приложением необходимых документов согласно статье 22 указанного закона, за разъяснениями полученных результатов кадастровой оценки - к заказчику работ, а также в суд.

Орган кадастрового учета при получении от правообладателя пакета документов, указанных в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, вправе принять решение об изменении сведений об объекте учета или отказать в изменении этих сведений.

При невозможности самостоятельно определить наличие или отсутствие кадастровой ошибки по виду разрешенного использования земельного участка орган кадастрового учета имеет возможность обратиться к заказчику работ по кадастровой оценке для получения необходимых разъяснений. Заказчик работ может принять решение о внесении изменений в результаты определения кадастровой стоимости конкретного земельного участка, связанные с изменением вида разрешенного использования, или отказать в таком изменении.

Решения органа кадастрового учета и заказчика могут быть оспорены правообладателем в суде.

Из этого следует, что основаниями для внесения изменений в сведения об объекте учета могут быть следующие документы:

• решение органа кадастрового учета об устранении кадастровой ошибки;

• поступившие в порядке информационного взаимодействия решения заказчика кадастровой оценки об изменении сведений в отношении конкретного объекта учета;

• решение суда или комиссии по рассмотрению споров о кадастровой оценке о внесении исправлений в сведения об объекте учета.

Указанные решения, принятые или полученные органом кадастрового учета, служат безусловным основанием для внесения им изменений в сведения об объекте учета, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Таким образом, пересчет кадастровой стоимости объекта оценки в порядке гарантийных обязательств по сопровождению работ по кадастровой оценке могут быть

проведены исполнителем работ по решению органа кадастрового учета, заказчика кадастровой оценки, суда.

Рассмотрим сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на примере Самарской области (см. табл. 2). За полтора года с момента утверждения результатов кадастровой оценки Министерство имущественных отношений Самарской области и территориальный орган Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области направили в адрес исполнителя работ 458 обращений по поводу исправления кадастровой ошибки и пересчета кадастровой стоимости 5 758 земельных участков. Изменения были внесены в отношении 921 земельного участка.

Стадия «Оспаривание кадастровой стоимости»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Оспаривание кадастровой стоимости» необязательная, однако в настоящее время активно востребованная стадия, предусмотренная для разрешения споров относительно величины кадастровой стоимости. В общем случае стадия может состоять из двух этапов - досудебное и судебное оспаривание кадастровой стоимости. Физические лица могут миновать обращение в комиссию по рассмотрению споров, созданную при Управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации, и сразу же подать исковое заявление в суд. Для юридических лиц обращение в комиссию до обращения в суд обязательно.

Для досудебного оспаривания кадастровой стоимости при территориальных органах Росреестра созданы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Комиссии). В период с 1 января по 31 октября 2014 в субъектах Российской Федерации в комиссии поступили 10 782 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении

Таблица 2

Взаимодействие Министерства имущественных отношений Самарской области и территориального органа Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на стадии «<Сопровождение работ» 1

Орган, дающий разъяснение Тип обращения IV квартал 2013 года 2014 год I квартал 2015 года Итого

Обр ЗУ Обр ЗУ Обр ЗУ Обр ЗУ

>s § si S Исправление кадастровой ошибки, пересчет кадастровой стоимости 1 39 19 881 1 1 21 921

1 о 1« О ю О ° 2 Разъяснения по кадастровой оценке ЗУ 0 0 2 2 846 0 0 2 2 848

Подготовка документов в формате XML для внесения изменений 0 0 0 0 1 770 1 770

Росреестр Самарской области Разъяснения по расчету кадастровой стоимости ЗУ 20 20 400 823 14 376 434 1 219

Всего 21 59 421 4 550 16 1 147 458 5 758

Примечания:

Обр - количество обращений в соответствующий орган;

ЗУ - количество земельных участков, в отношении которых были сделаны запросы; МИО Самарской области - Министерство имущественных отношений Самарской области; Росреестр Самарской области - территориальный орган Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

16 733 объектов недвижимости 2. Из них 713 заявлений подано по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, 10 005 заявлений - по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Юридическими лицами подано 8 588 заявлений, физическими лицами - 2 151 заявление, органами государственной власти - 5 заявлений, органами местного самоуправления - 35 заявлений.

В подавляющем большинстве случаев заявления подаются юридическими лица-

ми в отношении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Из общего числа объектов недвижимости, представленных в заявлениях, принятых Комиссиями к рассмотрению, за указанный период решение о пересмотре величины кадастровой стоимости принято в отношении 266 объектов недвижимости, об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - в отношении 5 971 объекта недвижимости, о невозможности изменения величины кадастровой стоимости - в отношении 4 285 объектов недвижимости.

1 Таблица составлена по результатам исследования, проведенного автором настоящей статьи.

2 111^: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-/

Суммарная величина кадастровой стоимости до рассмотрения заявлений в Комиссиях составила 2,5 триллиона рублей, после рассмотрения - 1,5 триллиона рублей (снижение - 40 процентов).

Судебное оспаривание кадастровой стоимости стало привычной практикой.

В 2013 году судами было рассмотрено 6 319 судебных исков по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости в субъектах Российской Федерации 3, из которых более 70 процентов удовлетворены.

Заявителями по исковым заявлениям являлись юридические лица (74%), физические лица (24%), а также органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, общественные организации, территориальные органы Росреестра, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной ре-

гистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Ответчиками являлись территориальные органы Росреестра (33%), ФГБУ «ФКП Росреестра» (62%), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (1%), органы местного самоуправления (2%), исполнители работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (1%), Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (1%), инспекция Федеральной налоговой службы и Национальный совет по оценочной деятельности.

Наибольшее количество исков (75%) связано с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Обобщение рассмотрения судебных исков представлено в таблице 3.

Таблица 3

Результаты рассмотрения судебных исков, поданных в 2013 году 4

Предмет оспаривания Результат рассмотрения судом Общее количество судебных процессов

Требования удовлетворены Требования не удовлетворены Требования удовлетворены частично Производство по делу прекращено Производство по делу приостановлено Дело не рассмотрено Рассмотрение дела отложено Исковое заявление находится на рассмотрении

Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости 3 531 377 15 154 1 34 9 543 4 664

Несоблюдение порядка проведения государственной кадастровой оценки 193 98 2 15 0 1 0 214 523

3 111^: https://rosreestr.ru/site/activity/kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-ob-osparivanii-kadastrovoy-stoimosti-v-sudebnom-poryadke-/rezultaty-monitoringa-sudebnykh-resheniy-po-osparivaniyu-kadastrovoy-stoimosti-obektov-nedvizhimosti/

4 Таблица составлена по материалам, представленным на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (см. [13, 14]).

Окончание таблицы 2

Несоблюдение порядка внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН 175 119 1 8 0 1 0 70 374

Несоответствие отчета об оценке требованиям существующего законодательства 193 112 0 0 3 11 1 23 343

Недостоверность сведений государственного кадастра недвижимости 1 1 0 0 0 0 0 0 2

Несоблюдение порядка утверждения результатов государственной кадастровой оценки 25 24 0 10 33 10 9 131 242

Иное 86 66 6 6 0 0 0 7 171

Всего исков 4 204 797 24 193 37 57 19 988 6 319

Выводы

По результатам анализа временной структуры кадастровой оценки недвижимости автором сделаны следующие выводы:

1) кадастровая оценка - это непрерывная деятельность, состоящая из законодательно установленных фаз, стадий и этапов. На каждом этапе выполняется определенный процесс и происходят сложные институциональные взаимодействия, в которые вовлечены органы законодательной и исполнительной властей, государственные службы, саморегулируемые организации оценщиков, оценщики, суды и комиссии по досудебному урегулированию споров, налогоплательщики - собственники (арендаторы) объектов оценки;

2) на стадиях «Сопровождение работ» и «Оспаривание кадастровой стоимости» осуществляются изменения кадастровой стоимости: на стадии «Сопровождение работ» - вследствие устранения кадастровой и (или) технических ошибок. Пересчет кадастровой стоимости объекта оценки в

порядке гарантийных обязательств по сопровождению работ по кадастровой оценке может быть проведен исполнителем работ по решению органа кадастрового учета, заказчика кадастровой оценки, суда;

3) на этапах досудебного и судебного оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости обычно происходит понижение кадастровой стоимости вследствие установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта либо в комиссиях по досудебному оспариванию кадастровой стоимости, либо в судах;

4) состав и структура работ, выполняемых в каждом временном периоде (фаза, стадия, этап), требуют высокой квалификации и ответственности их исполнителей;

5)государственная значимость кадастровой оценки, ее длительность, законодательно установленная периодичность и непрерывность диктуют необходимость государственного регулирования этой деятельности, наличие государственных институтов, обеспечивающих надежность, устой-

чивость и стабильность государственной кадастровой оценки.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Философский энциклопедический словарь. М. : Советская Энциклопедия, 1983.

2. Советский энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия, 2002.

3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. М. : Советская Энциклопедия, 1968-1979.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. М. : СИН-ТЕГ., 2007.

5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2014 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Алексене А., Багдонавичюс А. Организация системы оценки и управление ею в Литве: планирование и оценка необходимых ресурсов : доклад на международной конференции «Введение системы массовой оценки на основе рыночной стоимости для налогообложения недвижимого имущества». Литва, 2003.

7. Вессели Р., Ланкин А. Массовая оценка недвижимости - многофункциональный инструмент для стран в переходном периоде : доклад на международной конференции «Налоговая оценка недвижимости и развитие институтов имущественного налогообложения». Москва, 2005.

8. Мюллер А. Поимущественные налоги и оценка в Дании : доклад на международной конференции «Налоговая оценка недвижимости и развитие институтов имущественного налогообложения». Москва, 2005.

9. Безруков В. Б. Дмитриев М. Н., Пы-лаева А. В. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости : монография. Н. Новгород : ННГАСУ, 2011.

10. О сборнике классификаторов, используемых федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости : приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 октября 2011 года № п/389 : в редакции приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 июля 2013 года № п/274.

11. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

12. Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 42.

13. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/ kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoi mosti-/informatsiya-o-deyatelnosti-komissiy-po-rassmotreniyu-sporov-o-rezultatakh-opre deleniya-kadastrovoy-/

14. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/ kadastrovaya-otsenka/rassmotrenie-sporov-o-rezultatakh-opredeleniya-kadastrovoy-stoimosti-/informatsiya-ob-osparivanii-kadastrovoy-stoimosti-v-sudebnom-poryadke-/ rezultaty-monitoringa-sudebnykh-resheniy-po-osparivaniyu-kadastrovoy-stoimosti-obektov-nedvizhimosti/

15. Пылаева А. В. Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости // Налоговая политика и практика. 2013. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.