Научная статья на тему 'Фантомы в нашей жизни'

Фантомы в нашей жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фантомы в нашей жизни»

стей, которые в принципе способны, если не элиминировать, то минимизировать травмы, производимые в значительной степени субъективной деятельностью фантомов.

В целом надо отметить, что новая монография Ж.Т. Тощенко представляет собой веху в развитии российской социологии. Она не только в концентрированной форме выражает научные итоговые наработки ее автора - выдающегося ученого-социолога, недавно отметившего 80-летний юбилей, но и открывает принципиально новое направление исследований в социологии жизни, у которого, убежден, будет много последователей.

Примечания

1. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М., 2003.

2. Кравченко С.А. Культуральная социология Дж. Александера (генезис, понятия, возможности инструментария) // Социологические исследования. 2010. № 5.

3. Кравченко С.А. Становящаяся сложная социальная реальность: проблемы новых уязвимостей // Социологические исследования. 2013. № 5.

4. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992

7. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М., 2015.

В.К. Левашов

ФАНТОМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Когда начинаешь читать монографию Ж.Т. Тощенко «Фантомы российского общества», то сразу складывается впечатление, что автор представил на суд читателей произведение, которое по форме и содержанию выходит за рамки научного исследования. Мастера препарирования социологических методологий и методик не сразу найдут точку приложения своих аналитических способностей. Скорее у читателей возникнут ассоциации с другими эпистолярными формами выражения человеческого разума, каждая из которых своими изобразительными возможностями призвана достоверно отразить историческую и актуальную реальность.

Метод великого Шекспира - «Весь мир - театр, и все мы - мужчины и женщины - в нем актеры... Каждый в своей жизни играет множество ролей» [1, р. 622] - сразу возникает как аллюзия при чтении текста монографии. Страница за страницей Ж.Т. Тощенко строит свой социологический театр политической драмы и комедии эпохи постмодерна, актерами в котором выступают представители политического бомонда России последних двадцати лет.

По широте авторского метода и метафоричности образов монография Ж.Т. Тощенко «Фантомы российского общества» ассоциируется с панорамными полотнами И. Глазунова «Вечная Россия», «Русь», «Поле Куликово». Исследователь, используя метод социологии, создал картину социально-политического ландшафта современной России и разместил в нем типичные для нашего времени образы «политических животных». Он не стал прятать, маскировать свою точку зрения за постмодернистскими терминами, которые в современной научной литературе и публицистике по социальной и гуманитарной проблематике зачастую выполняют косметические и манипулятивные функции.

Монография выстроена на широком социологическом материале и в типологиях интерпретаций наполнена эпитетами и метафорами живого языка прессы последних двух десятилетий. Автор их использует для яркого эмоционально окрашенного отражения противоречивых социально-политических образов современного российского общества: «бесы, клоуны, нарциссы, ксенофобы, кроты, чертополохи, гапоновцы, демоны, эпигоны, охлократы». В конце монографии под пером возникают протуберанцы как языки пламени политического костра, на котором актеры социологического театра - кто в циничных, а кто в «добрых» намерениях - пытаются сжечь Россию.

Удивительно, но в контексте научного метода и логики монографии эти образы не производят неадекватного для научного стиля впечатления. Метод автора можно определить как социологическую гиперболу, с помощью которой он высвечивает в реальности российского общества типы деформации и деградации политической элиты. Своими традициями такой методологический подход уходит в фантасмагории великого русского писателя Н.В. Гоголя. За социологическими образами фантомов российского общества просматривается бессмертная галерея художественных образов сказочных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», живых и мертвых душ русского общества XIX в.

Политический театр и в чем-то паноптикум-кунсткамера, которые создал и собрал Ж.Т. Тощенко по материалам огромного пласта научной и общественно-политической литературы, показывают поли-

тикум современного российского общества со всеми его противоречиями перехода от демократии элитарной к демократии массовой социальной. В предложенных социально-психологических типологиях автор обозначает жизненные интересы, идеологию новой демократии. Сон разума рождает чудовищ, сон общественного разума, который еще не получил необходимого доступа к механизму политической демократии, рождает фантомные - искаженные в своей социальной природе - отношения и политические институты, загоняющие российское общество в критические условия жизнедеятельности. Отсюда рождается остро критическое отношение общества к результатам политики государства.

Автор в собранных фантасмагорических образах социологически фиксирует оценку элиты гражданами, которые, находясь в условиях чудовищного материального и духовного диспаритета, не могут иначе видеть социально-политическую реальность. Последствия фантомного состояния массового сознания могут выражаться в широком диапазоне политических действий. Объективно процессы социализации государства и этатизации общества вводят политический процесс в русло массовой социальной демократии. Но существует и другая альтернатива.

Современные социальные технологии массовых политических неповиновений - так называемых цветных революций - выстроены на манипулятивных возможностях СМИ, Интернета и социальных сетей. В конечной цели, используя недовольство массовых городских слоев имущественным и властным неравенством, они направлены против объективных тенденций развития общества, нацелены на минимизацию интересов массового среднего класса в пользу транснациональной финансовой олигархии. Соединив практики массовых информационных манипуляций и возможности систем современных политических коммуникаций, они переводят массовое сознание целых обществ в измененное состояние. Цель - подавить рациональную и возбудить эмоциональную часть сознания, направить слепую энергию толпы для реализации политических целей своей контролируемой национальной клиентелы. В последние годы мы стали участниками и свидетелями целой цепи контрпродуктивных социальных переворотов, которые прокатились по постсоветскому пространству. Везде в основе мотивации их массовых движущих сил лежали феномены фантомности массового сознания, которые и стали объектом масштабного социологического анализа Ж.Т. Тощенко.

Можно предположить, что некоторым читателям и критикам доведенная до карикатурной формы социально-политическая типология

политикума современной России не будет импонировать - слишком контрастна с академическим каноном стилей, слишком идеологически выразительна. Но такая критика не умаляет научных достоинств книги, а скорее указывает на новаторство стиля автора.

В книге «Фантомы российского общества» Ж.Т. Тощенко представил научному сообществу свое концептуальное видение социально-политической патологии общества и государства. Эта концепция остра, наверняка вызовет критику, но своей остротой заставит думать и говорить о вечных человеческих социальных и политических идеалах и законах жизни.

Примечания

1. Shakespeare W. As you like it. The Complete Works of William Shakespeare. Wordsworth Edition Ltd, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.