Научная статья на тему 'Фантастические миры в произведениях татарского писателя Адлера Тимергалина'

Фантастические миры в произведениях татарского писателя Адлера Тимергалина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1066
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / А.ТИМЕРГАЛИН / ТАТАРСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ НЕОБЫЧАЙНОГО / ФАНТАСТИЧЕСКИЕ МИРЫ / ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ / A.TIMERGALIN / FANTASY / TATAR THEORY AND HISTORY OF LITERATURE / ELEMENTS OUR OF THE ORDINARY / FANTASY WORLDS / PARALLEL WORLDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жамалетдинова Гульнара Минасхатовна

В настоящей работе проанализированы некоторые аспекты подхода к понятию «выдуманный мир», определены некоторые составляющие создания «выдуманного мира» писателя А.Тимергалина. Сделан вывод о том, что создавая «фантастические миры», А.Тимергалин опирается на общеизвестные народные легенды и мифы. В связи с этим, фантастика в творчестве А.Тимергалина понимается как форма вымысла или форма вторичной условности, отражающая систему представлений и понятий об определенной форме действительности, исследование которой заключается в выявлении содержательных характеристик его художественных реализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fantasy Worlds in the Works of Adler Timergalin, Tatar Writer

In this work, some aspects of the approach to the notion “fantasy world” have been analyzed and some components of the creation of the “fantasy world” by the writer A.Timergalin have been determined. It was concluded that when creating “fantasy worlds” A.Timergalin uses the conventional folk legends and myths. In this context, fantasy in the creative work of A.Timergalin is understood as a form of fiction or a form of the secondary convention reflecting a system of representations and notions about a definite form of reality, the study of which consists in revealing the content characteristics of its art implementations.

Текст научной работы на тему «Фантастические миры в произведениях татарского писателя Адлера Тимергалина»

УДК 821.512.145 ББК 73.01

Жамалетдинова Гульнара Минасхатовна

аспирант отдел литературоведения

Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ

г.Казань

Zhamaletdinova Gulnara Minaskhatovna

The graduate student Of the department of literature study The Institute of language, literature and art of G.Ibragimov AS RT

Kazan

gulnara. exclusive@yandex. ru

Фантастические миры в произведениях татарского писателя

Адлера Тимергалина Fantasy Worlds in the Works of Adler Timergalin, Tatar Writer

В настоящей работе проанализированы некоторые аспекты подхода к понятию «выдуманный мир», определены некоторые составляющие создания «выдуманного мира» писателя А.Тимергалина. Сделан вывод о том, что создавая «фантастические миры», А.Тимергалин опирается на общеизвестные народные легенды и мифы. В связи с этим, фантастика в творчестве А.Тимергалина понимается как форма вымысла или форма вторичной условности, отражающая систему представлений и понятий об определенной форме действительности, исследование которой заключается в выявлении содержательных характеристик его художественных реализаций.

In this work, some aspects of the approach to the notion "fantasy world" have been analyzed and some components of the creation of the "fantasy world" by the writer A.Timergalin have been determined. It was concluded that when creating "fantasy worlds" A.Timergalin uses the conventional folk legends and myths. In this context, fantasy in the creative work of A.Timergalin is understood as a form of fiction or a form of the secondary convention reflecting a system of representations and notions about a definite form of reality, the study of which consists in revealing the content characteristics of its art implementations.

Ключевые слова: фантастика; А.Тимергалин; татарское литературоведение; элементы необычайного; фантастические миры; параллельные миры.

Key words: fantasy; A.Timergalin; Tatar theory and history of literature; elements our of the ordinary; fantasy worlds; parallel worlds.

Что такое фантастика? Из каких составляющих строятся сюжеты и части

таких произведений? Фантастика включает миры, которые, по сути, составлены из нескольких миров, т.е. изображает «выдуманные миры». А это значит, что в

произведениях фантастического жанра речь идет не только об одном мире, а создается «многомирие» [3].

Нам известно о таких составляющих фантастических произведений, как характер и сюжет, но то, что как соотнести сюжет и выдуманные миры - ответ на этот вопрос требует не простого анализа. Характерной чертой произведений фантастического жанра является создание миров, которые не существуют в реальности. В этом ракурсе «выдуманные миры» становятся очевидным местом для разворачивания событий [1]. Но «выдуманные миры» в произведениях даже реалистического жанра - это не новость, а способ создания места и пространства для разворачивания сюжетной линии. Они могут существовать в других исторических типах, особенно если писатель ищет «реальное место» для событий. Поэтому, «место», т.е. «выдуманный мир» для произведений фантастического жанра должен быть необычным. Значит, главное - создать фантастическое, «несуществующее» место. Фантастическая история нуждается в «необычном» месте, чтобы это было непостижимо умом читателя. Это место в произведениях научной фантастики практически нигде на Земле не может быть. Поэтому столь важно «изобрести место». Когда мы начинам думать в терминах изобретая мир, много соображений приходит на ум. Мы все живем в нашей собственной версии реальности, который влияет на нашу жизнь, создает свои правила, приоритеты, философию и обычаи для тех, кто живет вокруг нас. Мы называем все это понятием «общество» и принимаем его, как обычное явление. Мы не задумываемся над тем, что «общество» - это есть «выдуманный мир», только выдуманный «нами самими». Когда писатель реалистического произведения изобретает мир, он должен выбрать то, что является "нормальным". Главный вопрос остается открытым, что для нас «нормальный мир»? Только ответив на этот вопрос более объективно, мы сможем дать более объективный ответ на вопрос о «выдуманных мирах» в рамках фантастических произведений.

Для того, чтобы создать «место» или «мир» писателю необходимо создать «карту местности». Таким образом, появляется отправная точка для разработки «выдуманного мира» [3, 10]. Место как раз и позволяет персонажам свободу действия: именно с точки зрения персонажей очень часто А.Тимергалин описывает несовместимость миров, в котором они находятся. В рассказе «Встреча» дается сопоставительное описание двух миров - Земли и Луны, их пейзажей, условий жизни. Далее в эпизоде о теории Лобачевского, делается небольшой намек на то, что «миров возможно несколько», допускается параллельное существование разных и различных миров [4].

А.Тимергалин практически не часто использует образ «карты». Образ «карты» мы видим в изображении комнаты юных ученых, где живет и обучается Дарьял или же для определения местности, когда земной космический корабль потерпел крушение на незнакомой планете [4].

Но карта это только начало. Чтобы отразить мир правдоподобно, необходимо изобретать общества, со всеми качествами. Поэтому у А.Тимергалина образ «карты» часто включает в себя путешествие, квест, начиная как раз с «выдуманного мира». В результате мы видим, что есть более чем одно общество. И у каждого есть свои обычаи, обряды, традиции и верования, на базе собственных взглядов на жизнь. Понимание реальности и нереальности жизненных явлений становится столь важным как для персонажей, так и для формирующейся человеческой цивилизации. Например, в произведении «Смерть Робби Локса» даются заочные описания нескольких обществ на Земле: буржуазного и социалистического (как справедливого). Создание самооппозиции к буржуазному обществу приводит к тому, что герой произведения Робби Локс противопоставляет себя всей цивилизации, всей жизни на Земле. Это противопоставление назревает в нем как ненависть к всему живому, включая людей, растений и т.д. И лишь «чистый как родник» мир детства, где нет обмана, где царит доверие и любовь ко всему что есть в

мире, способен противостоять ненависти и зажечь в каменном сердце человека любовь к жизни, к живому [5, 153-154].

В другом произведении «На далекой планете» А.Тимергалин объясняет, что на планете «Одиночная» растения находятся на высоком уровне сознании, и хотя это "всегда более или менее остров", и у них есть некоторые сходства с людьми - они умеют думать, передают свои мысли посредством определенного языка - здесь идет речь о телепатии [4].

Понятие «реальности жизни» (сюда уже входят и «выдуманные миры» писателя), становится центральным. Параллельно с реальностью «другого мира» появляется вопрос о том, как он развивается?

Очень важным является еще один факт - использование в произведениях фантастического жанра мотивов из мифов и легенд. Не одно произведение, как реалистического жанра, так и фантастического жанра, не обходится без этого. Вопрос лишь в том, напрямую использованы такие мотивы или они использованы в форме «аллюзий» и «реминисценций». Мифы и легенды либо растут из религий или несут ответственность за их развитие, поэтому подсознание читателя легко их «улавливает». Поэтому такое произведение становится читателю интересным. А.Тимергалин в своих произведениях фантастического характера часто использует аллюзии и реминисценции на такие общеизвестные мифы как миф об отправлении Адама и Еву на Землю, миф о потопе, миф о лунной девушке Зухра [4, 150]. Элементы из мифов «усугубляются» описанием географических и геологических особенностей «выдуманного мира» - вулканы, горные хребты, лунные пустыни, джунгли, леса, реки, дельты, озера и водопады и т.д. А.Тимергалин правдоподобно описывает природные и культурные продукты своих «выдуманных миров», как животные и растительный мир, цветы, минералы, и всю атрибутику жизни, как и на нашей удивительной планете. Такое описание «миров» явная необходимость, поскольку идет «адаптация» читателя к восприятию «выдуманного мира» как и своего собственного.

Начав с изображения «выдуманного мира» в рамках фантастического произведения, А.Тимергалин дает последние штрихи. По законам фантазии должен быть «элемент необычайности» - что-то фантастическое. Драконы, мечи, единороги, и магия, все это было как раз в мифах и сказках, и оно сразу отличает научную фантастику от сказки, поэтому А.Тимергалин использует немного другое. Он выбирает разные интересные явления, которые находятся как раз на грани «реальности» и «фантастики». Например, телепатию, гипноз, внушение на расстоянии.

Нами была сделана классификация «многомирия» в произведениях А.Тимергалина. Создание «многомирия» достаточно характерное явление для писателя. «Многомирие» в рассказах и повестях А.Тимергалина - это множество ирреальных миров, создаваемых автором, основанных на вторичной условности и вымысле. Каждый мир, с свою очередь, имеет определенные подмиры, т.е. микромиры со своими квазиреальными и волшебными микромирами. В связи с этим герои А.Тимергалина имеют возможность путешествовать из мира «квазиреального» в мир фантастический или волшебный. Так, например, мы можем выделить несколько «миров» в «квазиреальном» мире, которые имеют свое «сознание», свои характерные черты, и, как человек, могут переживать, думать, принимать решения: город, деревня, мир природы (лес, горы, поляна, дом лесника, ущелье, ручеек, озеро), мир животных.

Использование таких «реалий» в тексте имеет свои функции. В зависимости от того, какие реалии использованы, они служат для привнесения в текст исторической, национальной и местной окраски. Использование реалий из жизни придает тексту достоверность и правдивость описываемого события, поскольку, не смотря на все создаваемые условности, главной задачей писателя-фантаста остается убедить читателя в правдивости описываемых историй на время чтения или таким образом предложить читателю альтернативный вариант существования других миров.

Так же в творчестве А.Тимергалина явно отличается другой блок «многомирия» - это «мир условных миров», фантастики, вымысла. К таким можно отнести мир атомов, мир бактерий, мир роботов, мир мыслей, мир чувств, мир мифов, параллельные миры, мир инопланетян, мир души и т.д. Необходимо заметить, что в каждом из этих миров разворачиваются свои события, которые имеют причинно-следственные отношения. Вход же в эти писательские «многомирия» текста осуществляется посредством пяти «дейктических категорий (термин Даниэля Майк-Интайра): пространственной, временной, персональной, социальной и эмпатической» [3, 5]. Функция создаваемого «условного многомирия» - это привнести в текст фантастической окраски, ощущения попадания в сказку. Созданные А.Тимергалиным «микромиры условности» помогают воспринимать его волшебные миры и миры фантастики более четко и красочно.

В начале своего творчества А.Тимергалин, например, в таких произведениях как «На далекой планете», уделял большое внимание созданию лишь «условных миров», где реальный мир держался лишь в памяти героев. Позже, в других рассказах он уже использует «вкрапления» фантастического в реальные миры своих героев и рассказов. В таких произведениях, как «Вечные воспоминания», «Встреча», писатель использует такие элементы условности или создания фантастического как «пространства-переходы», «проникновение фантастических или волшебных персонажей в реальный мир», «приобретение реальными героями нереальных свойств и способностей». Использование таких художественных «переходов» создает атмосферу фантастического, которое имеет, в свою очередь, общие сегменты с реальным миром. И на данном этапе его творчества это скорее становится «мифотворчеством», чем созданием фантастики. Созданные таким образом произведения А.Тимергалина более тепло воспринимается читателем, который через узнаваемые «вкрапленные» образы, мотивы из народных сказок, ощущает и свою причастность к данным событиям. «Создавая факт, который закономерно мог бы случиться, писатель спосо-

бен обнажить перед нами «возможности», заложенные в жизни, скрытые тенденции ее развития. Подчас это требует такого вымысла, который переходит границы "правдоподобия", порождает фантастические художественные факты...» [2, т.1., 1070].

Например, в повести «Вечные воспоминания», путь современных героев в поисках таинственной пещеры проходит через «густой лес» и «каменную стену», являющиеся элементами сакральной топографии. Для ориентира по местности писатель вносит в повесть образы скалы и сосны. Образ сосны далее не имеет никакого философского смысла, а образ скалы соединяет реальный мир с нереальным, через который автор соединяет читателя с волшебным миром. Скала выступает в качестве связующего звена между «внутренней» и «внешней» сферой, а лес, который нужно было перейти героям повести, это и есть типичная для мифопоэтического сознания территория обитания «хтонических сил» [3, 13]. Мы помним, что в сказках конкретным местом пребывания духов является гора, пещера, холм, которые обладают привязкой к земной утробе, к мифологической первооснове всего сущего. Поэтому А.Тимергалин тоже использует именно этот мотив для создания мифа: таким образом, он соединяет через пещеру, т.е. через «земную утробу» сознание двух цивилизаций во Вселенной. Иначе говоря, он отсылает нас к мифологической первооснове всего сущего, которое в своей основе является, по мнению писателя, выходцами из Единого Мира - мира Создателя [6, 37].

А.Тимергалин, использовав мотив горы как сакрального места, источника жизни и благосостояния племени, не стал дальше развивать сюжет этого мотива с позиции условности и необычайности. Если «хозяевами гор» в сказках и мифах являются духи, то у А.Тимергалина «гора» становится местом встречи двух цивилизаций и «вратами» в «иной мир». Здесь скорее писатель демифологизирует поверья аборигенов этих краев о горных духах, констатируя свою же мысль о том, кто выступает подлинными «хозяевами земли» [6, 35].

Таким образом, создавая «выдуманные миры», А.Тимергалин использует мечты читателя попасть в параллельные миры (побывать на Луне, слетать на другую планету, увидеться с инопланетянами и т.п.). В некоторой степени, создавая «выдуманные миры», практически похожие на земную реальность, А.Тимергалин поддерживает миф о жителях других планет, и в то же время разрушает миф о возможности рая на других планетах. В своем творчестве, писатель, который начал от создания научно-фантастической прозы, к концу жизни направляется в сторону мифотворчества, которого он использует неким инструментом обращения к глубинным слоям коллективного бессознательного читателя для того, чтобы напомнить ему о мифопоэтических традициях мировосприятия.

Библиографический список

1. Булаева Н. Е. Категория времени в произведениях научной фантастики на английском языке: На материале художественных произведений XX века. Автореферат на соискание кандидат филологических наук . 10.02.04. Тула, 2005 г. С. 7.

2. Краткая литературная энциклопедия. М.: Сов.Энцикл., 1962-1978.Т. 1-9

3. Полянская Е.С. Фантастическое многомирие (на материале сопоставительного текстового анализа произведений Дж. К. Роулинг и А. М. Волкова). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.02.20. Тюмень, 2013 г. С. 3.

4. Тимергалин А. Да сбудется желание твое. Научно-фантастические и приключенческие произведения (на тат.яз.). Казань: Тат.книж.изд., 2000. 448 с.

5. Тимергалин А. На далекой планете. Научно-фантастические и приключенческие произведения (на тат.яз.). Казань: Тат.книж.изд., 1967. 156 с.

6. Тимергалин А. Вечные воспоминания. Научно-фантастические и приключенческие рассказы (на тат.яз.). Казань: Тат.книж.изд., 1969. 196 с.

Bibliography

1. Bulaeva, N. E. The category of time in works of science fiction in English: on materials of pieces of art of the XX century. Candidate of philological sciences thesis. Specialty 10.02.04. Tula, 2005 pp.7.

2. Concise Literary Encyclopedia. Moscow: Soviet Encyclopedia, 1962-1978. Т.1-9.

3. Polyanskaya E. S. Fantasy multiverse (on the material of the comparative text analysis of works by J.K.Rowling and A.M.Volkov). Candidate of philological sciences thesis. Specialty 10.02.20. Tyumen, 2013 pp.3.

4. Timergalin A.K. Let your desire come true. Sciense fiction and adventure works (in Tatar). Kazan: Tat.knizh.izd.,2000.pp.448.

5. Timergalin A.K. On a distant planet. Sciense fiction and adventure works (in Tatar). Kazan: Tat.knizh.izd.,1967.pp.156.

6. Timergalin A.K. Eternal memories. Sciense fiction and adventure works (in Tatar). Kazan: Tat.knizh.izd.,1969.pp.196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.