SCIENCE TIME
ФАНДРЕИЗИНГ НЕКОММЕРЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Ловкова Анастасия Евгеньевна, Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
E-mail: anastasialovkova@gmail. com
Аннотация. В статье рассматривается специфика фандрейзинга в сфере культуры как процесса поиска и привлечения средств при организации некоммерческого музыкального фестиваля.
Ключевые слова: фестиваль, музыкальный фестиваль, фандрейзинг, методы фандрейзинга, виды фандрейзинга, спонсор, партнер, Интернет-фандрейзинг, краудфандинг, краудсерсинг, фандрейзинговая кампания.
Утверждение о том, что культура - это прежде всего некоммерческая сфера, потеряло свою актуальность. Снижение поддержки государством сферы культуры, появление конкуренции и развитие потребительской системы в сфере культуры определили актуализацию процесса, именуемого «фандрейзинг». Данный процесс позволяет в условиях высокой конкуренции осуществить поиск необходимых ресурсов для реализации культурного проекта. В XXI веке фандрейзинг становится «панацеей» для сферы культуры.
На основе определений, приведенных Тульчинским Г.Л. и Кирилловой Н.Б., автор данной статьи описывает свое понимание фандрейзинга: «фандрейзинг» (от англ. «fund» (ресурс) и «raising» (поднимать, воспитывать, формировать и т.д), to raise fund) означает направление в менеджменте, вид деятельности, направленный на систематический поиск и привлечение ресурсов (финансовых, материальных и пр.), предназначенных для осуществления социально-культурной миссии, реализации коммерческих и некоммерческих проектов в любой сфере. Таким образом, фандрейзинг в сфере культуры предполагает поддержку как некоммерческих, так и коммерческих культурных проектов, нацелен в общем на достижение социально-культурной цели, а также на возможное получение финансовой прибыли для его дальнейшего развития. Фандрейзинг является связующим звеном между бизнес-сообществом и сферой культуры, открывающим возможности развития корпоративной
социальной ответственности и социально-культурных коммуникаций, а также взаимовыгодного и взаимостимулирующего сотрудничества делового мира и сферы культуры.
В роли источников, способных осуществлять поддержку, выступают: государство (государственное финансирование на местном и федеральном уровне (прямое и косвенное - налоговые льготы), коммерческие фирмы, члены вашей организации (членские взносы), частные лица, бизнес (биржи и банки, АО, частные фирмы, зарубежные представительства и т.д.), фонды.
В зависимости от цели поиска ресурсов существуют два вида фандрейзинга: «проектный» и «оперативный». Оперативный фандрейзинг подразумевает привлечение средств на покрытие текущих расходов. Это менее эффективная форма привлечения средств, так как она не имеет целенаправленного назначения, а средства аккумулируются в текущем бюджете организации (проекте). Деньги могут пойти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных расходов. В результате заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании снижается [1, с. 7].
Существует также «внутренний» и «внешний» фандрейзинг [3, с.34]. Особенность внутреннего вида фандрейзинга состоит в том, что разработкой фандрайзинговой стратегии самостоятельно занимаются сотрудники учреждения культуры или участники проекта, привлеченные из смежных областей, зачастую некомпетентные в сфере фандрейзинга. Именно это и является причиной неэффективности. Для другого вида фандрайзинга, внешнего, характерно привлечение профессиональных специалистов или фирм, специализирующихся на фандрейзинге.
В сфере культуры проектный фандрейзинг ставит перед собой задачи в реализации фандрейзинговой стратегии для привлечения средств на реализацию конкретного культурного проекта. Такой вид привлечения финансов является наиболее удобным для некоммерческого сектора, организаций культуры, финансирующей стороны. Это можно объяснить наличием четких целей использования средств, низкими расходами
на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.
Наиболее актуальной становится создание фандрейзинговой кампании в масштабных культурных некоммерческих проектах, предполагающих большой объем организационных работ, требующих большого количества ресурсов. Одной из таких форм является фестиваль, в частности, мы рассмотрим некоммерческий «музыкальный фестиваль».
Музыкальный фестиваль (фр. festival, от лат. festivus - праздничный) -широкая общественная праздничная встреча, которая сопровождается смотром достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового, киноискусства [2,
с.548]; это одно или несколько событий протяженностью от нескольких часов до нескольких дней, с участием большого количества исполнителей (от пяти и более), объединенных общей идеей и ориентированных на определенную публику [5].
Фандрайзинг музыкального фестиваля является значимым направление, определяющим дальнейшее существования проекта. Фандрейзинг музыкального фестиваля выполняет важную роль формирования фестивального бюджет за счет привлеченных средств.
При организации музыкального фестивального проекта наиболее эффективен будет внутренний фандрейзинг, так как зачастую бюджет фестиваля ограничен и не предполагает финансовое вознаграждение за проделанную работу. Также участники фестивального проекта обладают наиболее полными сведениями о проекте, его специфики, нежели приглашенный специалист по фандрейзингу узкого направления. С другой стороны, помощь других специалистов могла бы сократить трудозатраты оргкомитета, менеджеров и продюсера фестиваля на разработку и реализацию фандрейзинговой кампании и предоставить им возможность заняться детальной проработкой непосредственно самого фестивального события. Фандрейзинг некоммерческого музыкального фестиваля включает следующие виды деятельности при составлении фандрейзинговой кампании: мониторинг и составление базы данных (холодные и горячие списки), выбор вида фандрейзинга, выбор метода фандрейзинга, реализация кампании, пост -мероприятия и оценка эффективности.
Применительно фестивального фандрейзинга стоит выделить две эффективные формы данного процесса: спонсорство и партнерство. Спонсором является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее поддержку на бартерной основе (Реклама и РЯ). Партнером в данном случаем будет являться организация, взаимодействие с которой направлено на совместное решение какой-либо социальной проблемы в рамках проекта при взаимной активности обеих сторон. Как правило, партнерство предполагает долгосрочное сотрудничество и обладает схожими чертами с инвестированием.
Данные формы определяются при постановке цели фандрейзинга и определения необходимых ресурсов. Ранжируя по степени важности данные формы, надо отметить, что наиболее значимой будет являться партнерство, предполагающее разовое применение, быструю отдачу, бартер.
Фандрейзинг музыкального фестиваля является одной из комплексных технологий современного менеджмента управленческой деятельности в условиях рыночной экономики. Менеджмент некоммерческого фестивального проекта предполагает определение необходимых ресурсов для его реализации. Определение объема необходимых ресурсов, составление сметы фестиваля, калькуляции позволяют также обозначить основные цели фандрейзинга, определить условия взаимодействия и сотрудничества
с партнерами и спонсорами. Помимо поиска средств стратегической целью фандрейзинга фестиваля является приобретение или расширение круга друзей («Friendraising»). С этой точки зрения фандрейзинг представляется как процесс и результат эффективных PR коммуникаций. В конечном итоге, результат фандрейзинга напрямую зависит как от менеджмента фестивального проекта, так и от эффективного PR.
Принято выделять следующие ресурсы: материальные, денежные, людские, временные, технологии и информацию (интеллектуальные). При этом виды ресурсов применительно к фестивальной сфере специфичны. Материальными ресурсами являются площадка для проведения (сцена, территория проведения дополнительных event), техническое обеспечение (звуковое и световое оборудование, спецэффекты), музыкальные инструменты (акустические, электронные), декорации (оформление сцены), выставочные павильоны и другое. Людские ресурсы включают организационно-кадровый состав: организационный комитет (волонтеры, менеджеры структурных подразделений), специалисты в различных областях (звукорежиссеры, звукооператоры, светорежиссеры, охрана и пр.) участники фестиваля, хедлайнеры, приглашенные гости, влиятельные и известные в бизнес-сообществе и сфере культуры люди.
Остальные ресурсы: переезд членов жюри и участников (транспортирование, трансфер), информационная поддержка (наружная реклама, печатная реклама и PR), питание, проживание, финансы, фото-, видеосъемка и др.
В соответствии с формами фандрейзинга спонсорство и партнерство организуется градация ресурсной базы музыкального фестиваля. Градация спонсоров происходит следующим образом: технический спонсор (материально-техническая база); финансовый (титульный -100%, генеральный спонсор -50%, официальный - 25%, спонсор-участник-10%); информационный спонсор, подарочный спонсоры, спонсоры отдельных сервисов (транспортировка, питание, кейтеринг, размещение, услуги); спонсор по предоставлению площадки или места проведения. Среди партнеры наиболее распространены: финансовый партнер (генеральный), медиа-партнер, информационный партнер и т.д.
Среди известных спонсоров музыкальных фестивалей в Екатеринбурге можно выделить: технический спонсор («МузТорг», «Моро/Мшю», «Мир Музыки», репетиционные базы, студии звукозаписи и др.), информационный спонсор и медиа-партнер (теле и радио компании, онлайн-порталы города и страны, журналы, газеты и пр.), финансовый спонсор (банки, фонды) размещение (различные гостиницы, хостелы, частные квартиры).
Фандрейзинг музыкального фестиваля включают в основном современные методы, а именно: «телефандрейзинг» («telefundraising»), индивидуальный фандрейзинг («individual fundraising»), событийный фандрейзинг («events fundraising»), «Интернет фандрейзинг» («crowdfunding^ «crowdsourcing»),
«почтовый фандрейзинг» («mail fundraisin»). Поиск доноров может осуществляться по электронной почте или факсу. Однако при перенасыщении общества рекламной продукцией данные письма могут быть причислены к спам-рассылке. Наиболее эффективен метод личных встречи, где вы сможете лично пообщаться с предполагаемым спонсором или партнером. Активно для реализации музыкальных фестивалей используется Интернет-фандрейзинг.
В российском Интернет-пространстве существует две полноценных платформы («Planeta», «Boomstarter») для продвижения и поиска партнеров для реализации любых культурных проектов, в том числе и фестивалей, а также по привлечению денежных средств со стороны социума (народа). Примером может послужить проект по сбору пожертвований на музыкальный XVIII фестиваль камерной музыки «Возвращение», на который было собрано 414 тыс. руб. из необходимых 400 000 руб. на сайте «Planeta.ru» [6], фестиваль «JazZMayPenza» на сумму 136 357 руб. из необходимых 50 000 руб.[4].
Фестиваль, посвященный музыкальному искусству, предоставляет для спонсоров огромный спектр возможностей, способных заинтересовать, привлечь и удовлетворить потребности. Некоммерческий музыкальный фестиваль дополняет инструментарий маркетинговой и PR деятельности спонсора, создает возможности для рекламы. Например, размещение логотипа спонсора на полиграфической продукции фестиваля, на территории проведения (на сцене, информационных стендах, огородительных сооружениях, транспорте, в локациях кемпинга и пр.), размещение наружной рекламы спонсора, на фото- и видеоматериалах, упоминание имени спонсора со сцены, размещение информационных стендов спонсора, создание специальных репортажей и специальных выпусков о спонсоре, большое количество упоминаний в СМИ и многое другое.
Таким образом, фестиваль прежде всего является масштабной информационной и рекламной площадкой. Создание множества информационных поводов позволяет сформировать положительное отношение и к фестивальному событию, и к спонсору.
Стратегически важной целью является заключение долгосрочного партнерского сотрудничества. Успешный менеджмент фестиваля от этапа разработки до этапа реализации формирует положительный имидж партнера, является доказательством добросовестности, стабильности бизнеса заинтересованности в жизни социума, уровня его социальной ответственности. При успешной реализации возникает прямое ассоциирование спонсора с высококачественным или престижным мероприятием. Дополнительные возможности для спонсоров предоставляет решение внутриорганизационных проблем. Например, привлечение новых работников (привлекательность на рынке труда), рекреация и отдых, а также развлечение для сотрудников фирмы (развитие корпоративной культуры), ее клиентов, покупателей, партнеров и контрагентов,
улучшение взаимоотношений с инвесторами.
Помощь культурному проекту прежде всего строится на целях и задачах корпоративной стратегии спонсора или партнера. В ряде таких встречаются выход на новые рынки, привлечение целевых групп для рекламы, закрепление на рынке (занятие определенного места), популярности. Прояснение этих нужд фирмы должно быть осуществлено на этапе подготовки, составление баз данных предполагаемых спонсоров. «Богатство» и детальная проработка информационной базы позволят с большей точностью определить потребности потенциальных спонсоров.
Резюмируя вышесказанное, необходимо сделать вывод, что фандрейзинг в сфере культуры является определяющим фактором развития крупных социально-культурных форм - музыкальных фестивалей. Музыкальный фестиваль обладает большим социально-культурно значением, имеет в своем содержании спектр различных мероприятий, является масштабной информационной площадкой и перспективным направлением для потенциальных партнеров и спонсоров. Крупным партнером в области привлечение средств для реализации музыкального фестивального события является бизнес-сообщество, способное осуществить достаточно оперативную и весомую поддержку. Применение современных методов фандрейзинга (Интернет-фандрейзинг) увеличивает шансы успешного привлечения целевой аудитории, привлечения партнеров и вовлечение их в фестивальное событие. Ценность фандрейзинга для некоммерческого музыкального фестиваля заключается в осуществлении при его помощи практически всех видов деятельности в процессе организации и реализации музыкального фестиваля.
Как показывает практика, проблема отсутствия поддержки для реализации некоммерческого музыкального фестиваля - это не отсутствие финансовых средств на его реализацию, а проблема поиска способов стать социально привлекательным для предполагаемых партнеров. Именно поэтому необходимо выбирать эффективные методы фандрейзинга, точно определять общность интересов спонсоров (партнеров), определять возможный круг партнеров, исходя из специфики музыкального фестиваля. Фандрейзинг
в современной жизни является «панацей» для сферы культуры, значимым видом деятельности при организации некоммерческого музыкального фестиваля.
Литература:
1. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образовании [Текст ]: учеб. Пособие/Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. - СПб: Издательство «Лань», издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010.- 286с.
SCIENCE TIME
2. Фестиваль [Текст]// Словарь иностранных слов для школьников и студентов//под. ред. Е. Грубер. М.: Издательство «Локид- Пресс» Современное слово, 2010. - 765 с.
3. Куликова Ю.П. Фандрейзинг в сфере культуры [Текст ] /Ю.П. Куликова// Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2012. -№4 (8) - С 33-39
4. Оформление площадки фестиваля 1аг7МаугПенза [Электронный ресурс]. -URL: https://boomstarter.ru/
proj ects/123902 oformlenie_ploschadki_festivalya_j azz_may_gpenza
5. Щербакова И., Бортнюк И. Как стать успешным промоутером. Концертный бизнес в России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.irbis.vegu.ru/ repos/12131/HTML/8 .htm
6. XVIII Фестиваль камерной музыки «Возвращение» [Электронный ресурс]. -URL: http://planeta.ru/campaigns/10586