Научная статья на тему 'Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов'

Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2659
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНДРАЙЗИНГ / ГРАНТ / ЗАЯВИТЕЛИ / ЗАЯВКА / ФОНД / ЭКСПЕРТ / FUND-RISING / GRANT / APPLICANTS / DEMAND / FUND / EXPERT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бармина Елена Юрьевна, Гаврилова Ольга Анатольевна

Проблема изыскания средств для реализации конкретных проектов в настоящее время является самой основной, определяющей дальнейшее существование организации. Фандрайзинг целенаправленный систематический поиск спонсорских или иных средств для осуществления социально значимых проектов (программы, акции) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность. Для того чтобы организация получила средства на некоммерческие проекты, необходимо подготовить план. Это не означает, что, спланировав все в деталях, организация немедленно получит желаемую сумму, но вероятность эффективного поиска денег растет пропорционально уровню подготовленности. Успех фандрайзинга в повторении. Если организация будет многократно подавать заявки на проекты в фонды, будет многим известна и докажет способность решать проблемы, то, скорее всего, проект признают и рекомендуют его финансировать. Библиогр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUND-RISING AS ONE OF ANTICRISIS WAYS OF RESOURCE ATTRACTION FOR NONPROFIT PROJECTS REALIZATION

The problem of prospecting the funds for realization of the certain projects at present is the most basic one, defining further existence of organizations. Fund-rising is a goal-directed systematic searching of sponsor or other funds for realization of socially significant projects (programs, actions) and support of socially significant institutes. It can be realized as a business, as a charitable and as a sponsor activity. In order to get the funds for nonprofit projects the organization has to prepare the plan. It does not mean that, having planned all in details, the organization will immediately get the desired amount, but probability of efficient searching for money grows in proportion with the level of preparedness. The success of fund-rising is in regularity. If the organization regularly applies for the projects in funds, is well known, and proves the ability to solve problems sooner or later the project will be acknowledged and recommended for its financing.

Текст научной работы на тему «Фандрайзинг как антикризисный способ привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов»

ББК 65.290-2

Е. Ю. Бармина, О. А. Гаврилова

ФАНДРАЙЗИНГ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Вопрос о привлечении инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны любой коммерческой и некоммерческой организации. Одним - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, другим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.

Во многих западноевропейских странах и в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это в том числе и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней. Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать и «выбивать» из государства.

Проблема изыскания средств для организации на реализацию конкретных проектов в настоящее время является самой основной, определяющей дальнейшее существование организации, однако ей до сих пор не уделяется должного внимания.

Сбор средств для организации - профессиональное занятие, которому надо учиться. Оно имеет свои тонкости, его не постигнешь только практикой. Это занятие требует полной отдачи сил.

Со временем многие организации рискуют оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.

В том, что организация получает деньги подобным образом, нет ничего предосудительного. Проблема в данном случае сводится к тому, что каждый раз, когда встает вопрос о продолжении финансирования той или иной организации, фонд, правительство или спонсор сами определяют, насколько это целесообразно. Поэтому, например, как только обнаруживается, что политика какой-то организации идет вразрез с политикой местных властей, возникает угроза резкого сокращения ее фондов. Естественно, организации, которые ориентируются исключительно на государственные дотации, оказываются при этом в трудном положении. Некоторые из них меняют приоритетные направления своей работы, чтобы сохранить финансирование на прежнем уровне. Те же, кто отказывается сделать это, вынуждены довольствоваться сильно урезанными фондами, что может привести к сокращению штатов, отказу от нового технического оборудования, невозможности продолжать обучение штатного состава и подготовку новых руководящих кадров для организации.

Однако из этого не следует делать вывод, что организации ни в коем случае не должны использовать внешние источники финансирования. Денежные поступления со стороны составляют основную часть ресурсной базы любой общественной организации. Но когда организация строит планы в отношении использования этих средств, не следует рассчитывать на постоянное и долговременное финансирование из одного и того же внешнего источника. Частные фонды, например, как правило, поддерживают одну и ту же организацию не дольше трех-четырех лет.

Финансовые дотации - важнейший компонент ресурсной базы организации при условии продуманного подхода к их использованию с учетом будущих возможностей организации.

Мы рассмотрим проблему поиска и привлечения ресурсов для реализации некоммерческих проектов с позиции фандрайзинга. Для этого необходимо дать определения ряду понятий.

Фандрайзинг - сбор средств. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программы, акции) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность.

Фандрайзер - человек, который занимается привлечением ресурсов.

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фонд, корпорация, правительственное учреждение) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.

Заявка - письменное обращение с просьбой о выделении гранта. Как коммерческая фирма составляет бизнес-план с целью убедить вкладчиков поместить деньги в дело, так заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя (дарителя) вложить деньги в проект. Однако, в отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, т. е. на дело, которое заведомо не ориентировано на получение прибыли.

Доноры (грантодатели, спонсоры) - частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.

Заявители - частные лица или организации, подающие заявки на грант.

Продукт - результат труда и то, что купит рынок.

Потребитель - клиент или благополучатель.

Клиент - когда платит физическое или юридическое лицо.

Благополучатель - когда платит организация.

Заниматься фандрайзингом невозможно без знания таких дисциплин, как психология, социология, экономика, маркетинг, копирайтинг.

Для того чтобы организация получила средства для реализации некоммерческих проектов, необходимо подготовить хотя бы самый элементарный план. Это не значит, что, спланировав все в деталях, организация немедленно получит желаемую сумму, но вероятность эффективного поиска денег растет пропорционально уровню подготовленности.

Подготовка начинается с того, что определяется, сколько и какие ресурсы необходимы, т. е. величина предполагаемых расходов.

Ежемесячно организация должна платить в разные инстанции примерно одинаковые суммы: например, за аренду и коммунальные услуги, за пользование телефоном, налоги и отчисления во внебюджетные фонды, а также выплачивать заработную плату сотрудникам. Могут быть и другие расходы, независимо от того, ведется ли какая-нибудь практическая деятельность или нет. В противном случае начнут приходить квитанции на штрафы, увольняться сотрудники, организация может лишиться офиса.

Некоторые позиции обязательно должны отражаться в статьях расходов как необходимый минимум:

— персонал (административные работники: директор, бухгалтер, постоянно работающие специалисты): заработная плата, социальное обеспечение, медицинское страхование, премиальные и другие выплаты;

— налоги (если организация должна их платить);

— аренда и коммунальные услуги, ремонт оборудования;

— транспортные расходы: командировочные, расходы на топливо, билеты, аренда транспорта для коллективных дальних поездок;

— связь (телефон, подключение к Ш;ете1;);

— представительские расходы;

— почтовые расходы;

— расходы на печать (информационные бюллетени, листовки, анкеты, отчеты, рекламные материалы);

— оплата банковских услуг;

— долги.

Следующим шагом должен стать перечень расходов, необходимых для осуществления деятельности организации. Эти расходы могут превышать ежемесячные необходимые траты, могут быть и меньше их - их суть принципиально иная. Их перечень меняется так же, как меняются и суммы:

— разовые расходы (покупка мебели, ремонт только что полученного в аренду помещения);

— оплата труда работников, нанятых по контракту для выполнения разовых работ (те люди, которые не работают постоянно в организации, а нанимаются только в связи с определенным проектом или конкретной акцией);

— социальные выплаты на фонд заработной платы временных работников;

— оборудование и материалы, необходимые для выполнения проекта/программы/акции;

— публикации в рамках проекта/программы/акции;

— иные специфические расходы, связанные с конкретным проектом.

Фандрайзинг может принимать различные формы. В России наиболее традиционными источниками финансирования являются:

1) гранты (государственные и международные, распределяемые зарубежными фондами);

2) спонсоры, которые приходят от частного и государственного бизнеса;

3) пожертвования - донорство;

4) субсидии;

5) волонтерские ресурсы;

6) собственные средства (персонал, оборудование);

7) средства от коммерческой деятельности (предпринимательской);

8) доходы от сбора членских взносов.

Мы рассмотрим один из источников финансирования - гранты.

Получение грантов - это самая трудная, кропотливая, но интересная и порой даже азартная часть фандрайзинга, в нашей стране даже престижная. Многие организации имеют как положительный, так и отрицательный опыт работы с фондами. Но, как правило, системного подхода к решению данной проблемы нет ни у кого. Вся деятельность по фандрайзингу в данном направлении имеет достаточно хаотичный характер. О том, в каком направлении действовать и как систематизировать информацию, будет сказано ниже.

В первую очередь, нужно навести справки о том, какие организации, действующие в регионе, имеют благотворительные программы в конкретной области. Форма помощи таких организаций - различные виды грантов (безвозмездная материальная или финансовая поддержка). Как правило, эти организации сами финансируются различными структурами и называются фондами. На практике наиболее часто приходится иметь дело с фондами различных типов (государственные, посреднические, частные, независимые, ассоциированные, прямого действия, местные и т. д.) и целевыми государственными программами [1, 2].

Сначала необходимо исследовать свой регион или город. В России практически в каждом регионе можно встретить некоторое количество фондов. Можно попросить в фонде формы заявок и требования, к ним предъявляемые, ежегодные отчеты и печатные издания фонда (все это, как правило, имеется в фонде и предоставляется бесплатно). Можно спросить о приоритетных областях фонда, о других известных фондах и попросить их координаты. Связь с фондом возможна по почте - можно послать туда письмо или сделать запрос по факсу, обязательно указав свои данные (адрес, телефон, факс, электронная почта).

Фонд, как правило, обязательно ответит, но на это может уйти некоторое количество времени.

Поиск средств нужно начинать всегда с фондов, организаций и учреждений, которые хорошо известны или которые кто-то порекомендовал, стараясь получить у них максимально возможную информацию. Организации, работающие в одной сфере, всегда имеют информацию друг

о друге. Часто одна организация получает средства от другой, часто они работают вместе над реализацией совместных проектов. Необходимо лишь узнать, кто грантодатель и где он находится [1, 2].

Существуют различные типы фондов.

Государственные фонды - государственные учреждения, финансируемые из бюджета своего государства. Это бюрократические и требовательные фонды (доноры). Все их благотворительные программы имеют узкую направленность и ограничивают круг грантополучателей, а требования к оформлению заявок и отчетности по грантам наиболее строги. Как правило, они финансируют программы, не выходящие за пределы своей страны и не оплачивают работу иностранных граждан. Правда, иногда они предоставляют гранты иностранным просителям, как правило, действуя через посредников.

Посреднические фонды - общественные организации, финансируемые государственными или частными фондами и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда или программы.

Альтернативой государственным или посредническим фондам являются фонды частные, которые, в свою очередь, бывают независимыми и ассоциированными.

Частные фонды - это негосударственные (частные) некоммерческие организации, получающие средства от граждан (в виде пожертвований) или коммерческих организаций, а также частные лица. Обычно эти фонды отличаются от государственных и посреднических фондов меньшей бюрократичностью, менее жесткими требованиями к оформлению заявок, максимально упрощенной отчетностью, большей демократичностью, хотя некоторые частные фонды весьма и весьма требовательны по всем вышеперечисленным критериям. Частные фонды отличаются друг от друга прежде всего тем, кто их финансирует.

Фонды формируют исполнительные советы, рассматривающие заявки и выносящие решения о финансировании. Ассоциированные же фонды, как правило, финансируются из средств компании (коммерческая организация, банк), с которой они ассоциированы. Обычно ассоциированные фонды предоставляют гранты в областях деятельности, близких или совпадающих со сферой деятельности компании.

Существуют также фонды, созданные специально для поддержки каких-либо проектов -это фонды прямого действия, фонды, использующие свои ресурсы для поддержки собственных исследований или непосредственного предоставления услуг.

Местные фонды - создаются жителями конкретного региона для поддержания и удовлетворения региональных потребностей. Они ориентированы на местные потребности, и поддержку получают организации, оказывающие реальное влияние на региональную политику.

При подборе доноров важно различать фонды и организации-посредники. Первые имеют средства и выдают их в виде грантов, например, вторые же не имеют собственных средств, а лишь оказывают содействие в распределении чужих денег (информируют общественность, помогают в оформлении заявок, контролируют расход средств и предоставляют донору отчет).

Исследовав ситуации с потенциальными грантодателями в регионе, целесообразно расширить свои знания о них. Для этого придется выходить на национальный и даже международный уровень. Обратившись в министерства, можно найти подробную информацию по интересующему вопросу. Информация о фондах имеется в Министерстве общего и профессионального образования, Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел, Министерстве здравоохранения и др. Фонды, действующие в России, обязательно должны зарегистрироваться в данных министерствах. Эта информация не является конфиденциальной и доступна. Список фондов можно получить в информационном отделе.

В представительствах, консульствах и посольствах иностранных государств в России также имеется обширная и достаточно полная информация о фондах и различных донорах, их приоритетах, проектах, программах и грантах. В них часто имеются библиотеки, культурные центры, читальные залы и помещения для работы научно-исследовательского характера. Поэтому данную возможность тоже имеет смысл использовать [3].

В Москве, в рамках Европейской программы взаимодействия, функционирует Charities Aid Foundation (CAF), предоставляющий различный спектр услуг для некоммерческих организаций: библиотека, в том числе и по фондам; семинары и консультации по юридическим вопросам, фандрайзингу, связям с общественностью для некоммерческих организаций, раздача методической литературы по вопросам деятельности некоммерческих организаций. При Ассоциации негосударственных образовательных учреждений действует Финансово-консультационный центр. Он имеет библиотеку по фондам, работающим в России и за рубежом, оказывает консультации в оформлении документов по фандрайзингу и написанию заявок в конкретные фонды, помогает в оформлении документов для подачи в фонд, проводит семинары по сбору средств.

Другим полезным источником информации о фондах и программах финансирования могут стать международные правительственные организации: ООН, Европейский союз, Совет Европы, ЮНЕСКО, US AID, USIA и др. Ряд из них имеют представительства в России.

Большую услугу по сбору информации о фондах может оказать Internet. Практически каждый уважающий себя фонд имеет web-страницу, где о Фонде можно узнать практически все -от истории создания и учредителей до новейших программ и формы заявки конкретного типа проекта. Поэтому целесообразно узнавать, помимо общей информации о фонде, его адрес в Internet и адрес электронной почты, которая, при наличии необходимого оборудования, упростит процедуру общения с фондом, находящимся далеко. Единственной трудностью на этом пути может быть только незнание иностранного языка и отсутствие необходимых технических средств.

На выбор потенциальных доноров влияет ряд факторов.

Во-первых, это география - большинство фондов и других источников финансирования ограничивают свою деятельность определенными регионами, областями или районами. Это может касаться и места проведения работы, и местоположения организации, выполняющей проект. Во-вторых, тематика: как правило, благотворительный фонд финансирует проекты строго ограниченной тематики. В-третьих, тип поддержки: фонды часто ограничивают типы работ (мероприятий), которые они готовы финансировать, как-то: поездки, приобретение оборудования, услуги консультантов, зарплата персонала, капитальное строительство. В-четвертых, тип получателей грантов: различные источники финансирования и программы в рамках этих источников, как правило, ограничивают тип получателей грантов: индивидуальные исследования, студенты, неправительственные экологические организации, органы местного самоуправления, научноисследовательские институты и т. д.

Целесообразно было бы изучить, кому и какие гранты фонд выдал за последние несколько лет. Изучение прецедентов позволяет выяснить пристрастия данного источника финансирования и не только воздержаться от обращений в неперспективные фонды, но и лучше подготовить перспективные предложения. Фонды, как правило, консервативны, и шансы проекта невелики, если он выходит за рамки основных традиционных сфер деятельности фонда.

Полезно выяснить и ежегодный объем дарений, количество полученных грантов, их размеры и другие данные, по которым можно косвенно судить о шансах заявителей. Любой источник финансирования характеризуется средним размером выдаваемых грантов, верхним и нижним пределом этих сумм. Многим фондам, и особенно государственным агентствам, зачастую бывает невыгодно присуждать гранты меньше определенной суммы в связи с большими бюрократическими издержками по их рассмотрению.

Таким образом, процесс привлечения средств в организацию в рамках фандрайзинга включает в себя следующие этапы.

1 этап. Выбор задачи, которую необходимо решить с помощью полученных ресурсов. Установление срока реализации проекта.

2 этап. Сбор полной информации и аргументов в свою пользу.

3 этап. Анализ возможных мотивов потенциальных спонсоров: какие из них можно поощрить.

4 этап. Анализ прошлого опыта сбора средств, определение своих сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь, а также к кому можно обратиться еще раз.

5 этап. Подготовка и размножение материалов для предоставления спонсорам (заявки, пресс-релизы и др.).

6 этап. Согласование внутри организации методов сбора средств.

7 этап. Организация работы помощников (тех, кто непосредственно будет собирать средства). Необходимо убедиться, что они имеют всю необходимую информацию и материалы для своей работы.

8 этап. Установление контроля за поступлением средств.

Для этого необходимо сделать три шага:

1. Написать проект. Необходимо найти проблему и доказать донору, что проблема будет решена (в заявке необходимо доказать это).

2. Оформить заявку.

3. Найти фонд, который будет финансировать заявителя.

Как получить деньги? Необходимо написать заявку в конкретный фонд. Заявка может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования фонда) или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа. Заявка в государственный фонд, как правило, длиннее, чем направляемая в частный. В своих рекомендациях к составлению заявок фонды указывают желательное число страниц и последовательность изложения. Довольно часто государственные учреждения в своих указаниях подробно описывают критерии оценки каждого раздела проекта.

Структура может быть следующей:

1. Название. Оно должно быть емким, ярким, эмоциональным и доказывать, что заявитель - лучший.

2. Введение. Должно содержать сведения об организации-заявителе. Объяснять, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации) наилучшим образом выполнят задачи проекта. Должно вызывать доверие к заявителю.

3. Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

4. Цель - во имя чего предпринимается проект. Она должна быть достижима, измерима, актуальна, привязана ко времени.

5. Задачи дают представление, каковы будут итоги выполнения проекта. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

6. Методы решения задач. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

7. Внедрение заявки. Ожидаемый результат от проекта (например: проект самодостаточен и проблема будет решена; предполагается минимальная поддержка донора).

8. Календарный план. Необходимо представить весь список мероприятий, определить начало, конец и общую продолжительность проекта, распределить участников за конкретными мероприятиями проекта (календарный план можно оформить как диаграмму Ганта).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бюджет проекта. Содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя; из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены. Может иметь три раздела: оплата труда, основные прямые расходы, непрямые расходы.

Помимо основного пакета документов фонды могут запросить дополнительные документы к заявке. Приложения к заявке в фонды должны быть краткими. Однако приложения к заявке в государственные фонды могут быть длиннее самой заявки. В приложениях обычно помещают материал, достаточно важный и полезный для проекта, но слишком подробный или громоздкий, чтобы помещать его в саму заявку.

Как правило, фонды сами указывают, что именно им хотелось бы видеть в приложениях. Зачастую у разных фондов эти требования совпадают. Поэтому составителям программ и авторам проектов полезно всегда иметь под рукой стандартный набор документов, которые могут потребоваться при написании заявок. Могут потребоваться следующие документы:

— материалы, описывающие организацию (пресс-релизы, устав, примеры прежних проектов, статьи в прессе и пр.);

— результаты аудиторской проверки;

— письмо из налоговой инспекции: если есть какие-либо налоговые льготы, это должно быть подтверждено письмом из налоговой инспекции. В таком письме указываются причины освобождения организации от уплаты тех или иных налогов, прочие льготы и т. п.;

— подтверждение статуса неприбыльной организации;

— список членов совета (правления) - с указанием их должности (положения в обществе) -министр, профессор, служащий, строитель и пр.;

— календарный (рабочий) план - таблица мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения и ответственного лица;

— список должностей/рабочих обязанностей персонала;

— схема организации работы - графически построенная организационная структура проекта, из которой должно быть ясно, кто кем управляет, кто у кого в подчинении, кто с кем взаимодействует;

— биографические данные участников проекта;

— резюме работников;

— письма поддержки - письма от государственных учреждений, организаций и частных лиц, одобряющих проект. Обычно они должны быть адресованы главе организации.

При рассмотрении заявки фондом существуют два барьера, из-за которых в гранте могут отказать:

- формальные признаки: шрифт, суммы, сроки, которые могут не соответствовать требованиям фонда;

- эксперты, которые оценивают заявку, субъективны, и если записка написана длинно, туманно, с орфографическими и арифметическими ошибками, мелким шрифтом, то маловероятно, что заявка пройдет экспертную комиссию и пройдет во второй тур.

Если заявка проходит во второй тур, то в организацию направляют двух экспертов: главного и помощника, которые выделяют сильные и слабые стороны организации, выносят заключение и рекомендуют: принять проект и финансировать без изменений; финансировать с изменениями; отправить на доработку; отклонить проект.

Идеи в области фандрайзинга необходимо реализовывать немедленно, как только их обдумали и составили план. Планирование не самоцель, оно имеет смысл только тогда, когда планы реализуются. Необходимо совершенствовать свой опыт.

Успех фандрайзинга в повторении. Если организация будет многократно подавать заявки на проекты в фонды, будет многим известна и докажет способность решать проблемы, то, скорее всего, проект признают и рекомендуют его финансировать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виртуальный ресурсный центр / http://www.trainet.org.

2. Ресурсы интеллектуальной информации / http://www.rinti.ru/grants.

3. й//p.7/www.nonprofits.org.

Статья поступила в редакцию 22.06.2009

FUND-RISING AS ONE OF ANTICRISIS WAYS OF RESOURCE ATTRACTION FOR NONPROFIT PROJECTS REALIZATION

E. Yu. Barmina, O. A. Gavrilova

The problem of prospecting the funds for realization of the certain projects at present is the most basic one, defining further existence of organizations. Fund-rising is a goal-directed systematic searching of sponsor or other funds for realization of socially significant projects (programs, actions) and support of socially significant institutes. It can be realized as a business, as a charitable and as a sponsor activity. In order to get the funds for nonprofit projects the organization has to prepare the plan. It does not mean that, having planned all in details, the organization will immediately get the desired amount, but probability of efficient searching for money grows in proportion with the level of preparedness. The success of fund-rising is in regularity. If the organization regularly applies for the projects in funds, is well known, and proves the ability to solve problems sooner or later the project will be acknowledged and recommended for its financing.

Key words: fund-rising, grant, applicants, demand, fund, expert.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.