УДК 316.752; 316.356.2
ФАМИЛИСТИКА: ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ
СОЗНАНИЕ»
С.А. Ильиных
Обосновывается введение в фамилистику нового понятия «семейное сознание». Типы семейного сознания, полученные на основании исследования российских и белорусских студентов, описываются теоретически. Эмпирически иллюстрируются традиционный, эгалитарный и мозаичный типы семейного сознания. Обосновывается специфика мозаичного типа семейного сознания.
Ключевые слова: семейное сознание, традиционный тип семейного сознания, эгалитарный тип семейного сознания, мозаичный тип семейного сознания, формы семейной жизни, мотивы вступления в брак, родительство, гендерные стереотипы.
Теоретические аспекты. Фамилистика рассматривается нами как научная дисциплина, главным фокусом которой является «семьецен-тризм». Соответственно, во главе угла стоят такие понятия, как семья, семейные ценности, семейное благополучие и другие. Стоит сказать, что семья относится к тем объектам исследования, к которым социологи обращаются вновь и вновь. И казалось бы уже многие аспекты изучены в свете традиционных и модернистских концепций, но тем не менее, интерес к семье остается неизменным. Причина этого кроется в том, что семья, несмотря на колоссальные изменения социальной реальности, была и остается самой значительной ценностью человека. А семья как малая группа продолжает занимать особенное положение в жизни каждого индивида.
Занимаясь фамилистическими исследованиями достаточно продолжительное время, автор статьи постоянно сталкивается с некоторыми новыми аспектами, требующими социологической рефлексии в контексте социальных трансформаций. Это относится и к теме предлагаемой статьи, поскольку она явилась следствием осмысления результатов эмпирического исследования семейных ценностей студенческой молодежи двух городов -Новосибирска и Минска. Полученные данные оказались таковыми, что потребовали введения двух новых понятий - «семейное сознание» и «мозаичный тип семейного сознания». То, что были выявлены сходные тенденции в двух достаточно разных регионах, разных странах, позволило говорить о новом типе семейного сознания, который пока что оказался не изученным в рамках социологического знания.
Проведенное нами исследование дало основание полагать, что в настоящее время в индивиды имеют несколько типов семейного сознания, а именно традиционный, эгалитарный, мозаичный. Указанные типы условны, но каждый из них в самом общем виде отражает специфику мышления больших групп людей. В сознании существуют латентные переменные, ко-
торые являются доминантными и вокруг которых фокусируются остальные переменные. В связи с этим исследовательская задача состоит в выделении данных типов, анализе этих переменных, а также в необходимости рефлексии происходящих перемен на уровне индивидуального сознания. С точки зрения социологии важно проследить тенденции изменения индивидуального сознания молодых.
Стоит отметить, что традиционный и эгалитарный типы семейных отношений являются известными в рамках социологического знания, мозаичный же представляет собой новый тип. Его особенности и предстоит раскрыть в рамках статьи в сравнении с другими типами. Конечно, в «чистом» виде все рассмотренные типы вряд ли встречаются. Скорее всего, в сознании каждого индивида имеет место сочетание в самых разнообразных вариациях. Но в исследовательских целях нам предстоит рассмотреть каждый из типов в отдельности.
Вначале необходимо определиться с понятиями. Обоснуем, что введение термина «семейное сознание» вполне закономерно с социологической точки зрения. Семейное сознание представляет собой высший уровень психического отражения семейных отношений. В семейном сознании коренятся истоки семейного поведения и семейных отношений. В рамках данной статьи мы будем рассматривать три типа семейного сознания, а, соответственно, и три типа семейных отношений - традиционный (или патриархальный), эгалитарный, мозаичный.
Что касается структуры, то в семейном сознании она может быть рассмотрена как совокупность аффективных, когнитивных, мотивационных, ценностно-нормативных и других компонентов. Аффективные компоненты включают в себя чувства, эмоции. Например, это могут быть чувства взаимности, эмоциональной удовлетворенности браком и т.д. Когнитивные компоненты содержат представления обо всех аспектах жизнедеятельности семьи. Сюда могут быть отнесены представления о супружестве, родительстве, семейных ролях, распределении обязанностей и т.д. Мотивационные компоненты - это мотивы, имеющие семейную направленность. В частности, мотив вступления в брак и т.д. Ценностнонормативные компоненты - семейные ценности и нормы.
В зависимости от типа семейного сознания содержательно изменяются структурные компоненты, которые предопределяют тот или иной тип семейных отношений. Иными словами, в традиционном, эгалитарном и мозаичном типах семейного сознания формируются специфические, характерные для каждого из них, аффективные, когнитивные, мотивационные, ценностно-нормативные компоненты.
Укажем также на то, что методологией выделения типов семейного сознания послужили две теории: теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана и теория структурации Э.Гидденса. Согласно теории конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана [1],
человеческие представления являются реальной силой конструирования социальной реальности. Опираясь на социально - конструктивистский подход, можно говорить о том, что семейные отношения рассматриваются как конструируемые отношения мужа и жены, которые затрагивают все сферы жизни семьи. Все эти семейные отношения являют собой специфику того или иного семейного сознания.
Социально-конструктивистский подход дополняется нами теорией структурации Э.Гидденса [2]. Гидденс предлагает взглянуть на социальную реальность, ориентируясь на изучение конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному характеру действий социальных субъектов. Социальные практики «одинаковы» в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как «мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни» [3, с.41].
Теория структурации Э.Гидденса позволяет осмыслить несколько важных моментов в отношении семейного сознания. Во-первых, типы семейного сознания детерминируют соответствующие типы семейных отношений. Во-вторых, через совокупность таких семейных социальных практик (сознаний и отношений) воспроизводятся социальные системы. В одних из этих социальных систем могут доминировать традиционные социальные практики, в других - эгалитарные, в третьих - мозаичные. Главное, что теория структурации ориентирует на учет непрерывного взаимодействия структуры и действия во времени и пространстве. Именно это и делает возможным выделить мозаичный тип семейного сознания, поскольку в теории структурации учитываются возможность перемен действий (сознания) в данном времени и пространстве. В-третьих, поскольку социальная деятельность оказывается повторяющейся и постоянно воспроизводится социальными агентами, то сами семейные социальные практики становятся преемственными.
Итак, социально-конструктивистский подход ориентирует на то, что индивиды конструируют семейные отношения в соответствии с типом семейного сознания. А теория структурации нацеливает на то, что эти отношения в совокупности с типом сознания представляют собой вид постоянно воспроизводящихся семейных социальных практик. Повторение социальных практик делает возможным их типизацию, а также и научный анализ.
Априорное обоснование типологии базировалось на предположении, что существуют, по меньшей мере, три типа семейного сознания - два противоположных и мозаичное. В основе традиционного и эгалитарного типов лежат различающиеся, порой прямо противоположные взгляды на семью. Мозаичный тип семейного сознания отличается тем, что эклектично содержит разнообразные представления. При построении типологии семейного сознания главная гипотеза заключалась в том, что у индивидов
существуют латентные переменные, которые являются доминантными. Эти переменные конструируются, затем реализуются в виде той или иной практики и воспроизводятся. Латентные переменные включают уже указанные выше структурные компоненты семейного сознания: аффективные, когнитивные, мотивационные. Поэтому основная задача исследования сводилась к тому, чтобы теоретически описать типы семейного сознания, раскрыв латентные переменные, а затем эмпирически подтвердить их существование.
Традиционный тип семейного сознания
Традиционное или патриархальное сознание выстраивает семейные отношения с ориентацией на мужское доминирование, главенство мужчины и подчинение женщины. К идее главенства мужчины в современном варианте добавились некоторые «живые», экспрессивные аспекты. Мы полагаем, что традиционный тип семейного сознания уже ориентирован не только на строгое выполнение ролей мужчиной и женщиной в семье, но и на расширение инструментально - экспрессивных отношений между полами, разработанных Т. Парсонсом [4]. Согласно его теории, женщина выполняет экспрессивную роль в социальной системе, мужчина - инструментальную. С позиции современного традиционализма брак мужчины и женщины предполагает в дополнение к ролям экспрессивность не только женщины, но и мужчины, что выражается, например, во взаимных чувствах, в заботливом родительстве.
В рамках нашего исследования предполагалось, что при современном патриархальном типе семейное сознание гипотетически содержит следующие латентные переменные: 1) Между мужчиной и женщиной брак должен быть зарегистрирован. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак должно быть желание быть вместе с любимым и желание иметь детей. 3) Глава семьи - мужчина. 4) Предназначение женщины - рождение детей. 5) Родители должны быть жертвенными.
Эгалитарный тип семейного сознания
Ведя речь об эгалитарном типе семейного сознания, мы имеем в виду сознание и паттерны поведения, ориентированные на уход от традиционного уклада. Трактовка эгалитарного типа семейного сознания, предлагаемая нами, имеет черты сходства с разработанной Н.Н.Нечаевой феминистской картиной мира [5]. В частности, эгалитарный тип семейного сознания, как и феминистская картина мира Н.Н.Нечаевой, ориентирован: 1) на неприятие существования в семье строго закрепленных мужских и женских ролей; 2) на принятие образа женщины, главными чертами которого являются активность, уверенность в себе, стремление к независимости; 3) на взгляд, согласно которому для женщины высокую ценность имеют не только семья, но и профессиональная самореализация; 4) на равное участие отцов и матерей в воспитании ребенка. Благодаря большому участию женщин в наемном труде мужчины имеют возможность уйти от
роли единственного кормильца, освобождаясь от давления профессии и поворачиваясь лицом к семье, детям. Для мужчин становится возможным появление интереса не только к профессии, но и к семье.
Мы предположили, что при эгалитарном типе семейного сознания гипотетически содержатся следующие латентные переменные: 1) Брак между мужчиной и женщиной может быть незарегистрирован. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак должно быть желание быть вместе с любимым. Желание иметь детей также важно, но оно не относится к ведущим мотивам. 3) Главой семьи не обязательно должен быть мужчина. Эту роль может выполнять и женщина. 4) Хотя материнство для женщины одно из ее предназначений, она может свободно выбирать, иметь ей детей или не иметь. 5) Родители не должны быть жертвенными.
Мозаичный тип семейного сознания
Термин «мозаичный тип семейного сознания» вводится нами для описания сознания, которое характеризуется отрывочностью представлений о семье из-за отсутствия целостности ценностно-смысловой структуры личности. В нем эклектично сосуществуют совершенно разные, порой прямо противоположные «кусочки» разных картин мира. В нашем случае, это патриархальная и эгалитарная картины. Могут быть и иные картины мира. Эти «кусочки» извлекаются на поверхность хаотично: на одну и ту же ситуацию мозаичное сознание в одних случаях привлекает традиционные аспекты, а в других - эгалитарные. Мозаичное сознание сдерживает рефлексию, не позволяя погружаться вглубь явлений.
Мозаичное сознание практически не исследуется в рамках социологии. Мы полагаем, что мозаичное сознание формируется в процессе социализации благодаря действию ряда факторов. Одним из наиболее существенных является «мозаичная культура». Концепция «мозаичной культуры» была сформулирована в развёрнутом виде А.Молем. Мозаичная культура состоит «из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у «тканеобразного» экрана гуманитарного образования». Как указывает А.Моль, «мозаичная культура» составлена в сознании каждого индивидуума из разрозненных фрагментов знаний, которые по определенным статистическим законам оседают в его памяти наподобие геологических осадочных пород и образуют в его мозгу нечто вроде хранилища сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации [6, с.276].
Концепция А.Моля, позволяет нам сделать вывод о том, что, во-первых, мозаичная культура присутствует в сознании каждого человека, во-вторых, она влияет на случайное, хаотическое восприятие разнородной информации, в-третьих, в результате влияния мозаичной культуры эта ин-
формация не организуется сознанием человека в иерархически упорядоченные структуры. Мозаичное сознание отличают следующие черты: поверхностность, несклонность к рефлексии, непрерывное стремление к поиску нового, которое быстро становится неинтересным.
Как нам представляется, в мозаичном сознании находятся в некотором переплетении прагматические и гедонистические устремления, касающиеся семейных отношений. Прагматичное заставляет просчитывать все варианты, все альтернативы и выбирать наиболее успешный, который нередко сопряжен с гедонистическими посылами человека. Семья, работа, друзья рассматриваются как средства достижения рациональных целей. При этом семья расценивается с позиции индивидуалистического сохранения личной свободы, сопряженной с гедонистическими устремлениями. Еще одной характеристикой мозаичного типа сознания является страх одиночества, что заставляет людей искать разные пути ухода от этого.
По нашему мнению, при мозаичном типе семейного сознания содержатся следующие латентные переменные: 1) Брак между мужчиной и женщиной может быть зарегистрирован, а может оставаться и незарегистрированным. Вполне допустимы альтернативные формы семейной жизни. 2) В качестве ведущего мотива вступления в брак может быть любой, но в имплицитной форме доминирует боязнь одиночества. 3) Глава семьи может быть, а может и не быть. Если такой имеется, то лучше, если эта роль каким-либо образом распределяется между мужчиной и женщиной. 4) Хотя предназначение женщины и состоит в рождении детей, но она не обязательно должна их иметь. 5) Родители не должны быть жертвенными.
Инструментарий исследования. С российской стороны под руководством автора было проведено социологическое исследование студентов 7 новосибирских вузов в период с октября по ноябрь 2011 г. Научноисследовательский проект с белорусской стороны возглавляла кандидат социологических наук И.В. Лашук, заведующая сектором культурных инноваций «Института социологии Национальной Академии наук Беларуси». В исследовании были изучены представления студенческой молодежи 7 минских вузов в тот же временной период. Исследование проводилось по совместно разработанной программе исследования. Выборочная совокупность формировалась в две ступени: на первой ступени осуществлялся простой случайный отбор вузов города, на второй - стратифицированный отбор. Выборочная совокупность в Новосибирске составила 561 респондент (из них 262 молодых человека и 299 девушек), в Минске - 507 респондентов (из них 200 молодых человека и 307 девушек). Нами был предложен вопросник, содержащий 5 смысловых блоков. В силу ограниченности в рамках данной статьи мы приведем результаты исследования лишь первых трех переменных (по одному вопросу в первых двух переменных, два вопроса - в третьей переменной).
Первая латентная переменная касается форм семейной жизни.
Исследуя представления о формах семейной жизни, нам удалось выделить все три типа семейного сознания. Отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к существующим формам семейной жизни?», респонденты оценивали зарегистрированный брак между мужчиной и женщиной, свободное сожительство мужчины и женщины, зарегистрированный однополый брак, свободное однополое сожительство, свободное сожительство нескольких мужчин и женщин. В качестве вариантов ответов предлагались следующие: «в целом положительно», «безразлично», «в целом отрицательно», «затрудняюсь ответить».
Традиционный тип семейного сознания в этом вопросе проявился в положительном отношении респондентов к зарегистрированному браку (Новосибирск: М - 94,4 %, Ж - 97,3 %; Минск: М - 88,5 %, Ж - 96,1 %), отрицательном отношении ко всем остальным альтернативным формам брака: зарегистрированному однополому браку (Новосибирск: М - 78,2 %, Ж - 49,2 %; Минск: М - 71,5 %, Ж - 42,5 %), свободному однополому сожительству (Новосибирск: М - 61 ,8%, Ж - 35,5 %; Минск: М - 52,0 %, Ж - 34,3 %), свободному сожительству нескольких мужчин и женщин (Новосибирск: М - 51,5 %, Ж - 66,9 %; Минск: М - 44,5 %, Ж - 69,4 %).
Эгалитарный тип семейного сознания выделен у респондентов, которые позитивно оценивают свободное сожительство мужчины и женщины (Новосибирск: (М - 50,0 %, Ж - 53,2 %), Минск (М - 44,5 %, Ж -43,6 %).
Мозаичный тип семейного сознания обнаружен респондентов, которые одновременно поддерживают и официальную форму семейной жизни, и незарегистрированную форму. Нужно отметить, что мозаичный тип семейного сознания встречается и тогда, когда респонденты положительно оценивают однополое сожительство. Хотя таких ответов немного, но, тем не менее, они имеют место. Так, о зарегистрированном однополом браке говорят 1,7 % новосибирских молодых людей и 7,7 % девушек, 3,5 % молодых людей из Минска и 10,1% девушек; о свободном однополом сожительстве - 3,1 % новосибирских молодых людей и 8,4 % девушек, 5,0 % молодых людей из Минска и 13,1 % девушек.
Вторая латентная переменная затрагивает мотивы вступления в брак. Типы семейного поведения исследовались с помощью вопроса «Как Вы считаете, что побуждает людей вступать в брак?». В качестве вариантов респондентам были предложены такие мотивы вступления в брак, как желание быть вместе с любимым человеком, возможность решить свои материальные проблемы, желание иметь детей, боязнь одиночества.
Анализируя полученные результаты, мы можем сделать выводы о наличии всех трех типов семейного сознания. Респонденты, выбравшие в качестве ведущего типа два мотива, а именно желание быть вместе с любимым человеком и «желание иметь детей» (М - 55,0 %, Ж - 61,9 % (Но-
восибирск), М - 68,3 %, Ж - 73,3 % (Минск)), имеют преимущественно традиционный тип семейного сознания. Указавшие на мотив желание быть вместе с любимым человеком (М - 80,2%, Ж - 88,3% (Новосибирск); М - 85,4 %, Ж - 89,9 % (Минск)) демонстрируют эгалитарный тип сознания.
У трети девушек (31,4 % и 36,5 % соответственно) и пятой части молодых людей (21,0 % и 28,6 % соответственно) обнаруживается мозаичный тип семейного сознания. Они мотивированы вступлением в брак боязнью одиночества.
Таким образом, изучение представлений о мотивации вступления в брак показывает, что она может быть продиктована у значительного числа респондентов традиционными и эгалитарными аспектами семейного сознания. Вместе с тем обнаруживаются и мозаичные аспекты сознания, которые чаще обнаруживается у девушек.
Третья латентная переменная - главенство в семье и распределение обязанностей.
Респонденты в большинстве случаев считают, что в семье должен быть глава. Однако молодые люди и девушки расходятся во взглядах, кто же должен исполнять роль главы семьи. Так, молодые люди в обеих выборках полагают, что им должен быть муж (55,6 % и 51,3 % соответственно). Девушки же проявляют большую гибкость во взглядах и говорят о том, что роль главы семьи распределяется попеременно между мужем и женой в зависимости от ситуации (64,1 % и 63,8 % соответственно). Как видим, у молодых людей доминируют традиционные аспекты семейного сознания о распределении ролей, а у девушек - эгалитарные.
Что же касается распределения обязанностей, то мы задали респондентам два вопроса о том, как должно быть с распределением и как обстоят дела в действительности. При этом им необходимо было все виды домашней работы отнести либо к исключительно «мужским» обязанностям, либо к исключительно «женским» обязанностям, либо указать, что муж и жена выполняют их в равной мере. Оказалось, что в идеальном варианте (как «должно быть») значительная часть работы должна выполняться мужчиной и женщиной в равной мере, что согласно нашего подхода характеризует эгалитарный тип сознания. Сюда относятся воспитание детей, заготовка продуктов, уход за животными, организация досуга, управление бюджетом, забота о здоровье членов семьи, принятие ключевых решений.
Исключение составляют такие работы, как приготовление пищи, домашний ремонт, ремонт одежды, стирка одежды и глажение белья. Обеими группами респондентов ремонт одежды, стирка одежды и глажение белья отнесены к исключительно «женским» обязанностям. Новосибирские респонденты отнесли сюда также и приготовление пищи. Все перечисленные виды деятельности отражают наличие традиционных аспектов сознания.
Совсем иная картина получается при описании студентами реальной картины распределения обязанностей в их семьях. Большинство работ оцениваются опрошенными как исключительно «женские» обязанности, что соответствует традиционализму. К «мужским» отнесен лишь домашний ремонт. Организация досуга, управление бюджетом и принятие ключевых решений, по мнению респондентов, в равной мере выполняются мужем и женой, что являет пример эгалитарных аспектов сознания.
Полученные результаты позволяют в некоторой степени понять, что мозаичность сознания студенческой молодежи конструируется через противоречие представлений и социальных практик. Будучи свободными от семейных уз, они рассуждают в эгалитарном направлении, но социальная практика свидетельствует об обратном. Взаимное противоречивое влияние представлений и практики и становится причиной формирования мозаичности.
Подведем итоги. Исследование представлений о семье, интерпретация полученных результатов потребовали введения новых понятий «семейное сознание» и «мозаичный тип семейного сознания». В свою очередь это вызывало необходимость выделения структурных компонентов семейного сознания в нескольких типах: традиционном, эгалитарном и мозаичном. Эмпирическое изучение латентных переменных, показало, что практически во всех компонентах семейного сознания содержатся традиционные, эгалитарные и мозаичные аспекты семейного сознания. Чаще всего мозаичные аспекты сознания были обнаружены нами при изучении когнитивных и мотивационных компонентов сознания. Интересно, что у девушек мозаичность сознания встречается чаще, чем у молодых людей. Хотя традиционные аспекты семейного сознания встречаются в обеих группах, но все же в большей мере они присутствуют у молодых людей, что связано с усвоением гендерных стереотипов (см. работы С.А.Ильиных [7], [8]). Мозаичность отмечена нами во всех структурных компонентах сознания с разной степенью представленности. В большей мере она имеет место там, где наблюдается альтернативность выбора.
Список литературы
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания: пер. с англ. М.: Медиум, 1995. 323 с.
2. Giddens А. Mоdemity 8nd Self-Identity. Stаnford: Stаnford University Press, 1991. Р. 89-97
3. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. С.40-80.
4. Parsons Т. Age and Sex in the Social Structure (1942) // Parsons T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. Glencoe. Illinois, 1949.
P. 218-232.
5. Нечаева Н.А. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради. СПб., 1997.
Вып. 1. С.17-43
6. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр.; / предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Издт-во ЛКИ, 2008. 416 с.
7. Ильиных С.А. Образы мужчин и женщин в зеркале гендерных представлений // Вестник Бурятского государственного университета.
2008. №14. С. 120-125.
8. Ильиных С.А. Влияние гендера на картину мира: опыт социологического исследования ... Социология: методология, методы, математическое моделирование // Научный журнал Российской академии наук.
2009. №28. С.66-86.
Ильиных Светлана Анатольевна, д-р социол.наук., доц., проф., [email protected], Россия, Новосибирск, Новосибирский государственный университет экономики и управления.
FAMILISTIKA: INTROD UCTION OF A NEW CONCEPT «FAMILY CONSCIOUSNESS»
S.A. Il’inyh
The article explains the introduction of the new concept in familistiku «family consciousness». Types offamily consciousness derived from the study of Russian and Belarusian students are described theoretically. We empirically grounded traditional, egalitarian, and mosaic types of family consciousness. Substantiates the specificity of the mosaic type of family consciousness.
Key words: family consciousness, traditional type of family consciousness, egalitarian type of family consciousness, mosaic type of family consciousness, a form of family life, the motives for marriage, parenthood, gender stereotypes.
Il’inyh Svetlana Anatol’evna, doktor of sociolocal sciences, docent, professor, [email protected], Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management