Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами'

Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2132
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГ ВУЗОВ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОПРОС / МНЕНИЕ АБИТУРИЕНТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентами»

академии (ОмО РИА), члены Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), члены Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), члены экологического клуба «Луч», учащиеся и сотрудники Омского филиала Российского государственного производственно-педагогического университета (РГППУ), учащиеся и преподаватели гимназии №147, члены Экологического клуба при гимназии, активисты КТОСов, работники промышленных предприятий, специалисты Правительства Омской области, Администрации города Омска и Ленинского административного округа, преподаватели и студенты омских вузов [16].

Литература:

1. Арманд, Д. Л. Наука о ландшафте/Д. Л. Арманд. -М.: Мысль, 1975.

2. Головков, А.Н. Пространственное развитие как экономическая категория / А.Н. Головков//Управление экономическими системами. - 2011. - №2.

3. URL - http://www.uecs.ru/marketing/item/325-2011-03-25-11-33-26.

4. Горбунов, П.И. Концепция «Омский Локомотив» и инновационное развитие региона/П.И. Горбунов, В.В. Лизунов// Развитие регионального маркетинга: от формирования имиджа территории к росту экономического потенциала. Материалы межрегион, научно-практич. конф-ции (7 июня 2006 г.). - Омск: Правительство Омской области, 2006. - С. 156-164.

5. Гранберг, А.Г. О программе фундаментальных исследований пространственного развития России / А.Г. Гранберг // Регион: экономика и социология. -2009. - №2.-С. 166-178.

6. Евсеенко, C.B. Организационно-экономические механизмы формиро-вания отраслевой промышленной политики (на примере машиностроительного комплекса Омской области) / C.B. Евсеенко. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Омск: ОмГТУ, 2004.

7. Зубаревич, Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. 3-е изд./ Н.В. Зубаревич,- М: ЛКИ, 2007. -264 с.

8. Карпов, В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Мат-лы V Междунар. научно-технич.конференции «Динамика систем, механизмов и машин» (16-18 ноября 2004 г.). Книга 4. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. - С. 20-30.

9. Карпов, В.В. Полисистемные задачи Омской региональной организации ВЭО России и регионального многодисциплинарного семинара / В.В. Карпов, В.В. Лизунов // Мат-лы 4-й Междунар. научно-практич. конференции «Динамика систем, механизмов и машин», посвященной 60-летию ОмГТУ (12-14 ноября 2002 г.). Книга 3. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. - С. 56-59.

10. Концепция стратегического развития города Омска / Под ред. A.A. Колоколова. - Омск: Администрация города Омска, 2002. - 100 с. URL - http:// www.admomsk.ru/web/guest/progress/socioeconomic.

11. Лизунов В.В., Карпов В.В., Горбунов П.И. Инновационная инфраструктура как основа развития социально-экономических полисистем / В.В. Лизу-

нов, В.В. Карпов, П.И. Горбунов//Динамика систем, механизмов и машин. Материалы 6-й Международной научно-технической конференции, посвященной 65-летию ОмГТУ (13-15 ноября 2007 г.). - Книга 4. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - С. 45-52.].

12. Лизунов В.В. Историческая роль культурного ландшафта в социокультурной жизни и социальном управлении // Власть. 2011. - №6. - С. 85-88.

13. Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев,

A.A. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. -Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В., 2012.-280 с. -С. 163-169.

14. Лизунов, В.В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем /

B.В. Лизунов, В.В. Карпов // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Междунар. научно-технич. конф-ции (10-12 ноября 2009 г.). -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - Кн.4. - 492 с.

15. Лизунов, В.В. О проблеме социальной дисгармонии в современной России / В.В. Лизунов // Философские науки. - 2011. - Спецвыпуск 2. - С. 70-84.

16. Лизунов, В.В. О роли нравственности и рефлексивного управления в социальном партнерстве и эффективном развитии / В.В. Лизунов // Экономические системы и социальные структуры: Мат-лы II межвузовского семинара (3-6 апреля 2009 г.). - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. - С. 135-155.

17. Лизунов, В.В. О стратегических направлениях развития Омской области / В.В. Лизунов // Доклад на IV региональной научно-практической конференции «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» (28 ноября 2012 г.) Омский научный центр СО РАН. URL-

18. http://omskmark.moy.su/publ/economics/marketing/ 2012_lizunov_v_v_the_strategic_directions_of_ development_of_the_omsk_region/11 -1 -0-620#t20c;

19. URL - http://thoughtring.com/ViewForm.aspx?id= ac74e5ea-d6bd-449b-946a-8d2570346959.

20. Лизунов, B.B. Роль маршрутов освоения и культурного ландшафта в социокультурной жизни и развитии туризма/ В.В. Лизунов//II Манякинские чтения: уникальный туристско-рекреационный потенциал «Московско-Сибирский тракт» («Золотое кольцо Прииртышья») как элемент устойчивого развития региона. Мат-лы междунар. научно-практич. конф-ции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков (4-5 апреля 2013 г.). - Омск: Издатель ИП Пермяков С.А. - 2013. - 600 с. - С. 249-255.

21. Марача, В.Г. Исследование мышления в ММК и самоорганизация методолога: семиотические и институциональные предпосылки / В.Г. Марача// Кентавр, 1997. - С. 10-11.

22. Об утверждении «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2011 № 2227-р.

23. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 5.07.2010 №1120-р.

24. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года // Указ Губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93.

25. Пермиловская А.Б. Культурный ландшафт Русского Севера как объект наследия в аспекте региональной политики / А.Б. Пермиловская // Власть. 2011. - № 3. - С.84-86.

26. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Междуна-родные отношения, 1993.

27. Проект ПАРК - Промышленно-аграрные региональные кластеры // Элемент 22. Спецвыпуск, июль-август 2011 г. - Омск: Титан, 2011. - 16 с.

28. URL - http://www.titan-omsk.ru/park_project.html.

29. Россия 2020. Главные задачи развития страны. -М.: Европа, 2008. - 60 с.

30. Соколов С.Н. Пространственно-временная организация производи-тельных сил регионов Азиатской России / С.Н. Соколов. Дисс.докт.геогр.н., -Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т., 2009.-393 с.

31. Федоров, Р.Ю. Морфология культурного ландшафта региона/Р.Ю. Федоров//Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т. 4. - М.: Современные тетради, 2005. - С. 648-649.

32. Хайрулина, Л.Р. Формирование конкурентоспособных кластеров в химической и нефтехимической промышленности / Л.Р. Хайрулина // Диссертация на соискание ученой степени канд. эконом, наук. Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). - Омск, 2007.

33. Хайрулина, Л.Р. Взаимосвязь кластеров и социально-экономического развития регионов/Л.Р. Хайрулина. -Омский научный вестник, 2006. - № 8 (45). -С. 85-86.

34. Цихан, Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. -2003. - № 5.

35. EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.

36. Lizunov V.V. The role of route development and cultural landscape in social and cultural life and in the development of tourism // Czlowiek, áwiat, Polityka (Warszawa). - № 4/5, 2012-2013,- S.111-115. URL-http://wssmia.edu.pl/wp-content/uploads/2011/09/czlo-swiat-pol-4.pdf

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВУЗА АБИТУРИЕНТАМИ

ШАРИПОВА H.A.,

магистрант, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Ключевые слова: рейтинг, рейтинг вузов, социальные сети, интернет-форумы, поведение потребителей образовательных услуг, опрос, мнение абитуриентов

В последние годы в сфере образования все чаще звучит слово «рейтинг», которое становится головной болью для многих ВУЗов, актуальным материалом для журналистов и рекламодателей, способом «зарабатывать на хлеб насущный» для служб и агентств, претендующих на ранжирование учебных заведений, информацией к размышлению для надзорных, контролирующих служб. Предполагается, что эти рейтинги должны помогать абитуриентам, родителям и работодателям. Но уже сегодня различные ранжирования и оценки являются инструментом конкуренции, поскольку определяют фаворитов и: аутсайдеров. Недостоверные рейтинги приводят к тому, что некоторые вузы обращаются в суды арбитражные и общей юрисдикции по поводу нанесения ущерба их деловой репутации.

Рейтинг - понятие, характеризующее соотносительные значимость, место, вес, позицию данного объекта по сравнению с другими объектами этого класса (типа). А. П.Вардомацкий

Цели рейтинга могут быть:

- предоставление информации для принятия решений (абитуриентам и их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);

- способствование развитию конкуренции высших учебных заведений;

- стимулирование по созданию и развитию центров обеспечения качества внутри вузов.

Рейтинги очень часто разрабатываются и используются в реалиях недобросовестной конкуренции или дезинформации. Допускается все: случайность или недостоверность информации, ее отсутствие вообще, не репрезентативность, недобросовестность, элементарная безграмотность, подтасовка, выдумки.

Достоверные рейтинги требуют значительных организационныхусилий, времени, денег, информации, широкого привлечения множества экспертов и респондентов, профессионализации, ответственности, то есть - разработать критерии, организовать и собрать информацию, свести и сосчитать - это огромная работа. Поэтому большинство российских

рейтингов в сфере образования делается по принципу «как хочу, так и делаю», выставляя такие критерии как известность ректора, активность участия представителей ВУЗа в профессиональных ассоциациях. В итоге получая полную необоснованность, измерение невозможно, к качеству ВУЗа не имеет прямого отношения.

При этом есть агентства которые, руководствуются Берлинскими принципами ранжирования вузов, т.е 16 стандартов, которые определяют основ создания и распространения общенациональных, региональных и мировых рейтингов.

На сегодняшний день выделяются следующие группы рейтингов:

- институциональный рейтинг - это рейтинг деятельности высшего учебного заведения в целом как организации,

- рейтинг программ это рейтинг образовательных программ, специальностей по различным направлениям,

- национальные - рейтинги вузов на уровне одной страны,

- глобальные - рейтинг вузов различных стран.

Рейтинг Вузов публикуются в средствах массовых информации или в интернете.

Если, в Интернете на некоем сайте студенты и все желающие высказываются о тех или иных учебных заведениях, то это лишь некоторый сбор мнений, обмен точками зрения. В этом случае все правомочно. Эти высказывания не имеют особого влияния на общественное мнение, репутацию ВУЗа.

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов., найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.

Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены Linkedln, MySP3J:e и Facebook. И если Linkedln создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении.

В разных регионах популярность социальных сетей различна.

Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и Linkedln более популярны и распространены в Северной Америке.

Другие сети: Nexopia (Канада);

Bebo (Великобритания);

Facebook, H¡5, dol2day (Германия),

Tagged.com (англ.), XING (англ.)

Skyrock (в разных странах Европы);

Public Broadcasting Service, Orkut, Facebook и H¡5 (Южная и Центральная Америки) (55 % бразильских пользователей сетей предпочитает Orkut);

Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei и Cyworld (Азия).

Русскоязычные: В Контакте, Мой Круг, Мой Mnp@mail.ru, Одноклассники.ru, ЖЖ,

Украиноязычные,

Connect (есть русскоязычный интерфейс), Англоязычные, Bebo (англ.), Facebook (есть русскоязычный интерфейс), Last.fm (есть русскоязычныйинтерфейс), Linkedln,MySpace (есть русскоязычный интерфейс),

XING (англ.),

MyAnimeList (англ.),

По числу пользователей лидируют:

Facebook (500 000 000),

MySpace (255 000 000),

Twitter (200 000 000)

Windows Live Spaces (120 000 000),

Habbo Hotel (121 000 000),

В Контакте (110 000 000),

Friendster (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, 90 000 000), Н¡5 (80 000 000) Tagged.com (70 000 000).

Интернет-форумы пришли на смены электронным конференциям (возникшим до появления WWW). Пользователь форума может создавать новую «тему», доступную для других. Другие пользователи могут просматривать тему и оставлять свои комментарии в режиме последовательной записи. Веб-блоги (web logs), или кратко блоги, можно рассматривать как личные онлайн-журналы отдельных пользователей. Владелец блога может размещать сообщения в своем журнале, в то время как другие пользователи (читатели) могут оставлять к ним свои комментарии.

ВКонтакте - это сетевой проект, который помогает людям высказываться и находить слушателей. Вы можете общаться с широким кругом интересных людей или поддерживать связь с друзьями и близкими.

Задача ВКонтакте - в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети. Аудитория ВКонтакте - самый посещаемый ресурс русскоязычного сегмента сети интернет (TNS Gallup). На долю сайта приходится более половины интернет-трафика СНГ (Liveinternet). На сайте зарегистрировано более 100 миллионов пользователей. Более 23000000 пользователей заходят на сайт каждый день (Liveinternet). Более 2500000000 страниц открываются ежедневно (Liveinternet). Около 65% посетителей проживают в России. 25% посетителей - из Москвы, 18% из Санкт-Петербурга (Liveinternet). 58% посетителей старше 25 лет (TNS Gallup).

На данном сайте была исследована группа посвященная студенческому обществу Российского Государственного торгово-экономического университета, эта группа раскрывает студенческую жизнь, новости университета, мысли, проблемы студентов. В группе зарегистрировано 9969 пользователей, это люди с разных филиалов страны, студенты, обучающиеся в данном вузе, бывшие студенты, встречаются также преподаватели. Группа оформлена достаточно ин-

тересно, в ней представлены 28 видеофайлов и 20 фотоальбомов, демонстрирующие жизнь студентов, разнообразные опросы, а также более 130 обсуждения на разные актуальные темы для студентов.

Для сбора данных по изучаемой теме было предложено высказаться по вопросу: «На сколько престижен РГТЭУ?» Свои размышления на этот счет высказало более 95 пользователей. Данная тема похожа на неофициальный рейтинг, который глубоко раскрывает положительные и отрицательные стороны обучения студентов в данном вузе. Зайти в эту группу может любой пользователь, зарегистрированный в Социальной сети «ВКонтакте», так как группа является открытой для всех желающих. Следовательно, любой пользователь, будь то абитуриент, студент или просто желающий поступить в какой либо вуз, но не определился со своим выбором может оценить данный университет по достоинству. Потому, что кто как не студенты могут описать все проблемы и преимущества обучения в вузе изнутри, без предвзятости, не преследуя никаких целей, а просто высказывать свое мнение, делиться своими мыслями с такими же как они студентами, которые также обучаются в вузе. Социальные сети это своего рода рейтинг, который играет не маловажную роль, для подобного вида сайты, которые отображают настоящую картину происходящего.

Для выявления общественного мнения связанного с имиджем института был использован традиционный метод - опрос. Он проводился среди выпускников института и абитуриентов. Мнение абитуриентов было проанализировано в динамике за несколько лет.

Изучая поведение потребителей образовательных услуг на стадии процесса принятия решения, образовательному учреждению необходимо получить информацию о следующих параметрах потребительского поиска:

- какая информация о конкретных вузах и специальностях интересует потенциальных потребителей,

- какой информации им не хватает,

- какая информация об образовательном учреждении и его образовательных услугах нужна потребителю для принятия окончательного решения.

Недостаток требуемой информации или избыток неактуальной информации может привести к тому, что потенциальный потребитель чаще будет обращаться не к СМИ и специализированным изданиям, а к мнению родителей, учителей, друзей и т.д., что может негативно (с точки зрения вуза) сказаться на его выборе.

Опрос показал, что при сборе информации об учебных заведениях потенциальные потребители используют следующие источники информации:

источник 2005-2006 2009-2010 2012-2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

журналы 21% 3% 31%

знакомые 19% 22% 77%

сборник «Учеба» нет данных 26% 31%

интернет нет данных нет данных 89%

Рис. 1. Распределение источников информации

Знание наиболее популярных и достоверных, по мнению потребителей, источников информации об образовательном учреждении и его образовательных услугах позволит образовательному учреждению налаживать эффективные коммуникации и выгодно вкладывать средства на продвижение своих образовательных услуг.

Наибольший пик активности при поиске необходимой информации приходится на последние 8-9 месяцев перед вступительными экзаменами. Вузу должен использовать это время для привлечения потенциальных студентов, применяя не «пассивную» рекламу, а активные мероприятия (дни открытых дверей, олимпиады и т.п.).

Первоначальная оценка вариантов получения образования является следующей стадией процесса принятия решения и определяется как процесс оценки альтернатив получения образования с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничения выбора до предпочтительного варианта. Оценка вариантов получения образования проводится по различным критериям, то есть конкретным показателям, которые рассматриваются при выборе альтернатив.

Критерии выбора 2003 2008 2011

стоимость обучения 2 2 4

местоположение 2 4 5

известность ВУЗа 0 3 2

профиль в классе школы 0 5 6

престижность специальности 0 1 3

государственный ВУЗ 1 0 1

отсрочка от армии 4 0 8

Рис. 2. Ранжирование критериев отбора абитуриентами

Основываясь на наличии требуемых критериев, потребитель образовательных услуг формирует набор альтернатив, содержащий только часть всех рассматриваемых первоначально вариантов и пригодный для выбора наилучшего варианта получения образования. Отобранные варианты оцениваются потребителем по наиболее значимым критериям. Результатом процесса должны стать название образовательного учреждения и специальность, по которой будет проходить обучение.

Исходя из полученных результатов - ВУЗу необходимо создавать коммуникационную политику.

Модель коммуникационного процесса включает в себя пять составляющих элементов. Два основных элемента - участники коммуникации, то есть образовательное учреждение (отправитель маркетинговой информации) и целевая аудитория (получатель маркетинговой информации). Обратная связь, возникающая в процессе маркетинговых коммуникаций, разорвана в пространстве и времени и подвержена различного рода влияниям, в том числе и помехам в виде незапланированных вмешательств среды, которые искажают проходящую по коммуникационным каналам информацию

К перспективным носителям образовательной рекламы относятся - телевидение, радио, компьютерные сети, адресная почтовая рассылка, массовые журналы, издания для специалистов, реклама

в справочниках, на выставках, собственная реклам-но-представительская продукция образовательного учреждения.

Информационный фактор при выборе вуза играет ключевую роль. Вуз существующий не менее полувека заинтересован в том, чтобы поддерживать преемственность поколений профессионалов, поэтому в своем рекламном сообщении должен акцентировать внимание на этом моменте. Если первое впечатление, произведенное вузом на абитуриента, будет положительным, то далее он не станет обращает внимания на мелкие недостатки. В противном случае - наоборот, будет придираться ко всему. Молодым людям нравится наличие в вузе современной компьютерной техники, постоянная связь с работо-

дателями (бизнесом), регулярная актуализация знаний педагогами. Освещение этого аспекта, важного не только для потенциальных студентов, но и для сферы деятельности выпускников, качество работы которых влияет на репутацию учебного заведения.

Литература

1. Студенту на заметку [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://student.zoomru.ru/market/issle-dovan¡e-rynka-obrazovatelnyh-uslug-s/53645.423148. s8.html (дата обращения: 12.05.14).

2. Маркетинговые исследования. Теория, методология и практика / Голубков Е.П. - 2009.

3. Маркетинговые исследования / Черчилль. Г.А. -СПб.: Питер, 2010.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

КОЛУЩИНСКАЯ о.ю.

магистрант, Омский институт (филиал) ФГБ0УВП0 «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: в статье представлены основные педагогические технологии практического и теоретического обучения в условиях перехода на новую систему обучения, реформы образования.

Ключевые слова: обучение, преподаватель, лекция, практические занятия, самостоятельная работа студентов, педагогические технологии практическом обучении.

В современных условиях перехода на новую систему обучения, реформы образования, активно реализуются по всем направлениям и ориентированы на непрерывность и последовательность, основанные на историческом опыте и гуманистических ценностях, развитии новых педагогических технологий.

Главная цель преподавателя в данной ситуации, повысить свой профессионализм. С внедрением новых методологических подходов к проведению практического занятия, на основе широкого использования интерактивных методов обучения.

Основная форма в рамках содержания образования организации обучения - лекция. Её главная цель - это формирование основ для дальнейшего изучения учебного материала.

Слово «лекция» появилось в Древней Греции. В России развитие лекционной формы обучения обеспечил Михаил Васильевич Ломоносов. С середины 19 века назначение лекции видится как подготовка студентов к самостоятельной работе. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе, которой происходит формирование навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать учебные и научные задачи [4].

Целью самостоятельной работы студентов является - сформировать у них умение самостоятельно решать задачи по дисциплине. Цель самостоятель-

ной работы студента - это развитие такой черты личности, как самостоятельность, т.е. способности организовывать и реализовывать свою деятельность без постороннего руководства и помощи [1].

Особое внимание необходимо уделять практическим занятиям, так как в учебном процессе являются основной частью учебного плана и академической нагрузки преподавателя.

Преподаватель должен знать:

- методологию проведения практического занятия;

- виды интерактивных методов обучения;

- основные принципы реформы образования высшей экономической школы;

- формы аудиторной работы в экономических ВУЗах.

Педагог должен уметь:

- составить план проведения практического занятия;

- уложиться в хронометраж практического занятия;

- достичь цели практического занятия с решением всех вытекающих задач;

- активизировать участие студентов во всех видах аудиторной работы;

- применять новые педагогические технологии;

- использовать современные методы контроля уровня знаний студентов;

- добиться высокого уровня усвоения студентами учебной темы практического занятия.

Переход к альтернативным методам обучения учитывающим особенности студента, позволяют активизировать роль студента, не ограничиваться за-

нятиями в аудитории, стимулировать самостоятельную работу и творческую деятельность студентов.

Важно установить со студентами обратную связь в отношении их участия в учебном процессе и качества выполняемых ими заданий. На практических занятиях студенты, как правило, отдают себе отчёт в своих достижениях и в том, на что необходимо затратить дополнительные усилия.

Преимущества практического занятия:

- обучение проходит более успешно, если сопровождается практическими действиями;

- пока один студент выполняет практические задания, другие могут наблюдать и комментировать;

- преподаватель может непосредственно общаться с меньшим числом участников;

- предоставляется возможность для конструктивной обратной связи и закрепления материала со стороны преподавателя;

-успешное применение навыков укрепляет чувство уверенности студента в самом себе;

- выявляет для студента то, что нуждается в дальнейшем совершенствовании;

- приближает абстрактное обучение к реальности;

- помогает связать воедино ключевые моменты учебной программы.

- переносит центр внимания на студента;

-закрепляет пройденный материал;

- позволяет преподавателю увидеть моменты, требующие повторного рассмотрения.

При изучении преподаваемых дисциплин следует применять активные методы обучения: неимитационные и имитационные технологии.

В качестве неимитационных технологий обучения следует использовать: проблемную лекцию; лекцию пресс-конференцию и учебную дискуссию. В качестве имитационных технологий обучения следует использовать: игровые, к которым относятся деловые игры; ситуации инсценирования различной деятельности.

Неигровые - анализ конкретных ситуаций и коллективная мыслительная деятельность по заданной теме.

Удельный вес занятий в интерактивной форме составляет не менее 50% от общего времени.

Наиболее часто применяемые педагогические технологии в практическом обучении.

Во многих экономических ВУЗах мира, успешно используется активное обучение, основанное на проблемах основной образовательной программы, сконцентрированное на практических и научных проблемах. В основе ООП лежит разбор конкретного случая из практики, т.е. ситуационных задач, подготовленных педагогами. Использование ситуационных задач способствует формированию креативного мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и позволяет получать удовлетворение от своей работы.

В настоящее время используются в учебном процессе вузов как педагогическая технология, при проведении занятий для решения производственных, социальных и психологических задач - деловые игры. Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. Первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 году

М.М. Бирштейном в Ленинградском Инженерно-Экономическом Институте.

Игра ролей - важные метод обучения, так как позволяет студенту более адекватно реагировать на незнакомые и сложные ситуации, ведь эти ситуации можно прорепетировать.

Занятия в малых группах позволяют учащимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают учащимся научиться разрешать возникающие между ними разногласия.

Целью проведения «мозговой атаки» является получение от группы в короткое время большого количества вариантов. «Мозговая атака» может продемонстрировать, что знают студенты; в ходе ее могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов.

Метод изучения конкретных случаев основываются на изучении, анализе и диагнозе подробного описания события, личности, ситуации или проблемы. Он может быть реальным или имитировать реальный случай таким образом, чтобы общие принципы могли выглядеть вполне реальными.

Метод анализа критического случая, где после краткого описания инцидента, после изучения, которого студент устанавливает причинно-следственные связи. Для этого, студент, должен обладать, способностью анализировать, и синтезировать информацию.

Диспут - это словесный спор между двумя или более людьми в рамках строго очерченных правил. В основе его редко лежит скрытый мотив: здесь скорее имеет место академический интерес и стремление взять вверх над оппонентом с помощью разумного довода: ведется диспут ради удовольствия и просвещения самих участников, а не ради пропаганды теорий и идей.

Наряду с дискуссией полемика является одной из наиболее распространённых форм спора, где наличие достаточно определённого тезиса выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очерёдность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приёмов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.

Туры это когда студенты рассаживаются по кругу; им предлагают прокомментировать какой-то вопрос или закончить фразу, пущенную по группе; у каждого есть возможность высказаться и внести полезную лепту в обсуждение, так как важно знать мнение всех участников. Принцип метода можно использовать в методиках «Ротации», где решаются несколько конкретных заданий в течении 10-15 минут, малыми группами и варианты ответов обсуждаются группой. Использовать метод туров в малых группах можно и при решении одной проблемы, с фиксированием ответов на досках, флипкартах.

Снежный ком - это образное название метода проведения учебного занятия, которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор, пока в обсуждении не примет участия вся группа. Цель метод дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.