Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на профессиональный выбор в юношеском возрасте'

Факторы, влияющие на профессиональный выбор в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3164
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРЕСЫ / МОТИВАЦИЯ / ФАКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очирова Эржена Эдуардовна

Профессиональный выбор каждого конкретного человека индивидуален, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на профессиональный выбор в юношеском возрасте»

SCIENCE TIME

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Очирова Эржена Эдуардовна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»,

г. Улан-Удэ

E-mail: erzhena5186@mail.ru

Аннотация: Профессиональный выбор каждого конкретного человека -индивидуальен, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных

Ключевые слова: профессиональный выбор, юношеский возраст,

старшеклассники, профессия, личность, интересы, мотивация, фактор.

Изучением факторов профессионального выбора в юношеском возрасте занимались такие отечественные ученые, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Е.И. Головаха, Е.М. Иванова, Т.В. Кудрявцев, И.Ю. Кузнецов, В.Ф. Сафин, Ю.К. Стрелков, С.Н. Чистякова, В.Д. Шадриков, и др.

Среди факторов, влияющих на выбор, были описаны самосознание (А.Г Спиркин), активность (К.А. Абульханова-Славская) аутопсихологическая компетентность личности (О.С. Кованова), внутренние противоречия (Л.М. Митина, А. В. Петровский) и другие. Однако в результате анализа научной литературы мы пришли к выводу о недостаточной систематизации факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, что позволило обосновать необходимость разработки данного вопроса.[4, с. 78]

Профессиональное самоопределение каждого конкретного человека -индивидуально, при этом форма, направление, характер протекания данного процесса во многом определяется влиянием многочисленных факторов. К выбору профессии следует относиться как к одному из важнейших жизненных событий.

По мнению Е. А. Климова, профессиональный выбор определяется восемью основными факторами: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.);

событий.

личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [1, с. 124]

Целью исследования является выявление основных факторов, влияющих на профессиональный выбор, а также выявление гендерных различий факторов влияния.

База исследования: Средняя общеобразовательная школа №8 г. Улан-Удэ, Республики Бурятия.

Для достижения цели использовалась методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецов.

Анализ результатов методики изучения статусов профессиональной идентичности (рис. 1) показал, что между юношами и девушками, нет различий в статусе - «сформированная профессиональная идентичность» , т.е эти оптанты характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили, Кризис выбора профессии отметился большими показателями у девушек 54,2% от всех исследуемых девушек, в отличие от мальчиков 42,1%.

Показатели статуса навязанной профессиональной идентичности схожи у девушек и юношей, это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но сделал это не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей.

Неопределенное состояние профессиональной идентичности, показатели этого статуса также не имеют различий, состояние характерно для оптантов, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития.

Таблица 1

Результаты исследования по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Методика изучения статусов профессиональной идентичности

Статус Девочки Мальчики

Мораторий (кризис выбора) 38 24

% 54,2 42,1

Сформированная профессиональная идентичность 19 19

% 27,1 33,3

Неопределенное состояние профессиональной идентичности 4 3

% 5,7 5,2

Навязанная профессиональная идентичность 4 3

% 5,7 5,2

Навязанная

профессиональная

идентичность

Неопределенное

состояние

профессиональной..

Сформированная

профессиональная

идентичность

Мораторий (кризис выбора)

О 10 20 30 40

Рис.1 Методика изучения статусов профессиональной идентичности

(А.А. Азбель, А.Г. Грецов)

Полученные в ходе нашего исследования результаты и сделанные на их основании выводы подтвердили наличие гендерных различий факторов влияния профессионального выбора

Проведенный теоретический анализ и исследование позволяют выделить некоторые основные факторы влияющие на профессиональный выбор старшеклассников: [1],[2],[3],[4],[5]

1. Семейная позиция к выбору. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).

По мнению Е.А Климова, родители разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение

семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы

ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.

3. Влияние друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию». Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

4. Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

5. Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации.

6. Информированность и доступность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).

7. Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности. Важное значение имеет уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в

выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

9. Гендерные стереотипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научнотехническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

10. Интересы человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость.

Как правило, перечисленные факторы влияют на выбор будущей специальности примерно в той последовательности, в которой они перечислены. То есть чем выше расположен фактор, тем большую силу он имеет. Также важно отметить, что данная последовательность факторов прослеживается как у юношей, так и у девушек. Ряд факторов, влияющие на профессиональный выбор имеют незначительные различия по гендерному признаку, но на профессиональный выбор юношей и девушек они влияют в меньшей степени,

чем влияние семьи, друзей и престижа профессии.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы , его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте.

Как видим, об осознанном выборе говорить не приходится. Способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах как у девушек, так и у юношей. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость (отсутствие учебного заведения или необходимой специальности). Вывод очевиден - осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы.

Литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионала — М.; Издательство «Инс-титут практической психологии», Воронеж; НПО «МО-ДЭК», 1996. — 400 с

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ран-ней юности: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. — М.: Из-дательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.

3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.

4. Чистякова, С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С.Н. Чистякова // Педагогика. - 2009. - №1. - С. 19-26.

5. Кутугина, В.И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях / В.И. Кутугина // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 1 - С. 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.