Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи'

Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4579
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДЕНСАУЛЫқ / өМіР СүРУ САЛТЫ / өМіР СүРУ САПАСЫ / СТУДЕНТ ЖАСТАР / HEALTH / LIFESTYLE / QUALITY OF LIFE / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Әзірбаева П.С., Нургалиева Ж.Ж., Чуканова Г.Н.

Сохранение здоровья молодого поколения, в том числе студенческой молодежи, было и остается одной из важнейших социальных проблем общества. Основная задача студенческой молодежи пополнение числа квалифицированных членов общества. Очевидно, что подготовка высококвалифицированных специалистов возможна лишь тогда, когда они имеют хорошее психическое и соматическое здоровье. Студенчество особенно подвержено воздействию отрицательных факторов окружающей среды, так как поступление в вуз ставит молодого человека в новые условия жизни, к которым необходимо адаптироваться. Кроме того, процесс обучения сопровождается высокими эмоциональными и умственными нагрузками. Причинами ухудшения здоровья могут быть различные факторы, в том числе и неправильное отношение молодого человека к своему здоровью. В настоящей статье авторы проанализировали научную литературу, посвященную изучению факторов, влияющих на здоровье, качество жизни, формирование здорового образа жизни. Поиск научных статей был проведен за последние 5-10 лет в электронных базах PubMed, Web of Knowledge (Thompson Reuters), elibrary.ru, Google Academy, elibrary. kz, rmebrk.kz по ключевым словам: ЗОЖ, образ жизни, качество жизни, здоровье студентов, студенческая молодежь. Из 150 проанализированных источников для данной статьи был отобран 51. Анализ доступной литературы показал, что в настоящее время актуальность изучения здоровья студенчества, факторов, способствующих его сохранению и укреплению, возрастает во всех странах мира, в том числе и в нашей стране. В 21 веке требования к состоянию здоровья будущих специалистов увеличиваются соответственно повышению сложности различных профессий, поэтому проблема ЗОЖ требует дальнейшего изученияЖас ұрпақтың, соның ішінде студенттердің денсаулығын сақтау қоғамның маңызды әлеуметтік мәселе-лерінің бірі болып қала бермек. Студент жастардың негізгі міндеті қоғамның білікті мүшелерінің санын то-лықтыру болып табылады. Жоғары білікті мамандарды даярлау тек жақсы психикалық және физикалық денсау-лығы болған кезде ғана мүмкін екені айқын. Студенттер әсіресе қоршаған ортаға теріс әсер ететін факторларға ұшырайды, өйткені жоғарғы оқу орнына түсу жас адамды бейімделуге тура келетін жаңа өмір жағдайына қоя-ды. Сонымен бірге, оқу үдерісі жоғары эмоцияналды және психикалық стресспен қатар жүреді. Денсаулықтың нашарлау себептері әр түрлі факторлар болуы мүмкін, соның ішінде жас адамдардың өз денсаулығына дұрыс емес қатынасы. Бұл мақалада авторлар денсаулыққа, өмір сапасына, салауатты өмір салтын қалыптастыруға ықпал ететін факторларды зерттеуге арналған ғылыми әдебеиеттерді талдады. Соңғы 5-10 жылда электрондық базаларында ғылыми мақалаларды іздеу келесі кілт сөздер арқылы жүгізілген: салауатты өмір салты, өмір сал-ты, өмір сапасы, студенттердің денсаулығы, студент жастар. 150 талданған әдебиеттер ішінен осы мақала үшін 51-і таңдап алынды. Қол жетімді әдебиеттерді талдау қазіргі уақытта студенттердің денсаулығын зерттеудің өзектілігін, оның сақталуына және нығаюына ықпал ететін факторлар әлемнің барлық елдерінде, соның ішінде біздің елімізде өсіп келетінін көрсетті. XXI ғасырда болашақ мамандардың денсаулығының жағдайына қатысты талаптар әртүрлі мамандықтардың күрделілігіне сай ұлғаяды, сондықтан салауатты өмір салты мәселесі әрі қарай зерттеуді қажет етеді.This article is devoted to the analysis of more than 100 scientic articles for the last 5-10 years on the formation of students healthy lifestyle, health and quality of life in the electronic databases of libraries: PubMed, e.LIBRARY.RU, Thompson Reuters, Google Academy, elibrary.kz, rmebrk.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи»

МРНТИ 76 УДК: 614.2:378.17

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (обзор литературы)

П.С. ЭЗ1РБАЕВА, Ж.Ж. НУРГАЛИЕВА, Г.Н. ЧУКАНОВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Актобе, Казахстан

03Íp5aeBa П.С. - магистрант специальности «Медицина»; Нургалиева Ж.Ж. - к.м.н., руководитель кафедры фармакологии;

Чуканова Г.Н. - к.м.н., доцент кафедры фармакологии.

Сохранение здоровья молодого поколения, в том числе студенческой молодежи, было и остается одной из важнейших социальных проблем общества. Основная задача студенческой молодежи - пополнение числа квалифицированных членов общества. Очевидно, что подготовка высококвалифицированных специалистов возможна лишь тогда, когда они имеют хорошее психическое и соматическое здоровье. Студенчество особенно подвержено воздействию отрицательных факторов окружающей среды, так как поступление в вуз ставит молодого человека в новые условия жизни, к которым необходимо адаптироваться. Кроме того, процесс обучения сопровождается высокими эмоциональными и умственными нагрузками. Причинами ухудшения здоровья могут быть различные факторы, в том числе и неправильное отношение молодого человека к своему здоровью. В настоящей статье авторы проанализировали научную литературу, посвященную изучению факторов, влияющих на здоровье, качество жизни, формирование здорового образа жизни. Поиск научных статей был проведен за последние 5-10 лет в электронных базах PubMed, Web of Knowledge (Thompson Reuters), elibrary. ru, Google Academy, elibrary. kz, rmebrk.kz по ключевым словам: ЗОЖ, образ жизни, качество жизни, здоровье студентов, студенческая молодежь. Из 150 проанализированных источников для данной статьи был отобран 51. Анализ доступной литературы показал, что в настоящее время актуальность изучения здоровья студенчества, факторов, способствующих его сохранению и укреплению, возрастает во всех странах мира, в том числе и в нашей стране.

В 21 веке требования к состоянию здоровья будущих специалистов увеличиваются соответственно повышению сложности различных профессий, поэтому проблема ЗОЖ требует дальнейшего изучения.

Ключевые слова: здоровье, образ жизни, качество жизни, студенческая молодежь.

Перспективным направлением в медицине во все времена была и остается забота о здоровье человека. В нашей стране в Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» в пункте 4 «Здоровье нации - основа нашего успешного будущего» обозначены ключевые приоритеты и новые подходы к обеспечению здоровья и улучшению условий жизни. А с 2016 года начата реализация государственной программы «Денсаульщ», направленной на укрепление здоровья населения и стимулирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Таким образом, приоритетной задачей здравоохранения всего мира является формирование культуры здоровья, укрепление здоровья здоровых и практических здоровых лиц [1].

Известно, что здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов, а также во многом определяется образом жизни

(ОЖ) человека. По данным ВОЗ, состояние здоровья человека определяется на 20% наследственностью, 20% - состоянием окружающей среды; 7-10% - медициной; 50-53% - индивидуальным образом жизни человека [2].

ОЖ человека включает четыре категории: экономическую - «уровень жизни» (возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей), социологическую - «качество жизни» (КЖ) (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), социально - психологическую - «стиль жизни» (определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии

с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни) и социально-экономическую

- «уклад жизни» (характер собственности на средства производства, политические, экономические, социальные отношений, ведущая идеология) [3].

ЗОЖ - категория общего понятия "образ жизни", включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, соответствующие его генетически обусловленным типологическим особенностям, уровню его культуры, в том числе поведенческой и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное КЖ [4,5].

Решение данной проблемы имеет высокую социальную значимость, так как здоровье молодого поколения создает фундаментальную основу для формирования репродуктивного, трудового потенциала и является фактором национальной безопасности и основным стратегическим направлением любой страны. Одной из важнейших проблем здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи [6,7].

Студенты относятся к числу наименее социально защищенных групп населения, в то время как особенности учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма. Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, свидетельствует о том, что за время обучения в вузе их здоровье в большинстве случаев ухудшается. Ухудшение здоровья студентов происходит еще и за счет комплексного воздействия неблагоприятных факторов обучения, характеризующихся интенсификацией умственной деятельности, обусловленной повышением объёма учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени в процессе обучения [8].

Следует также отметить, что молодежь находится в группе риска, так как среди них наибольшее количество, употребляющих алкоголь и курящих [9].

Дмитренко А.А., и соавт. (2016) выделяют, что здоровье и отношение к основным навыкам ЗОЖ во многом зависят от ценностных ориентаций современной молодежи, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Результаты социолого-диагностического исследования показали недостаточную информированность молодежи о ЗОЖ и факторах, его составляющих. Респонденты пока еще до конца не осознают, что ЗОЖ

- это, прежде всего, личный успех, а уже сформировавшиеся поведенческие факторы (привычки и стиль жизни) либо способствуют укреплению физического, репродуктивного и психического здоровья, либо, на-

против, наносят ему вред [10].

Константиниди М.Г. (2013) подчеркивает, что большинство студентов (на примере студентов гуманитарных специальностей) не имеет полных и правильных представлений о ЗОЖ и его факторах, считая, что он включает в себя в основном компоненты, связанные с физическим здоровьем [11].

Студенты не всегда адекватно оценивают собственный ОЖ, считая его либо здоровым, либо «нейтральным» (т.е. не приносящим вред здоровью), не отдавая себе отчета в том, что даже нерегулярное курение, употребление алкоголя, отсутствие четкого режима дня и сна, неправильное питание наносят вред организму человека. Большинство студентов считают ЗОЖ частью имиджа современного успешного человека [12].

Как свидетельствуют исследования Коданевой Л.Н. и соавт. (2016), здоровье студентов медицинского института в процессе обучения ухудшается. При этом основными факторами, оказывающими негативное влияние на здоровье, являются: большие интеллектуальные нагрузки, нарушение режима дня и режима питания, недостаточная двигательная активность, наличие вредных привычек [13]. Особенности организации учебного процесса в медицинских учебных заведениях, проявляющиеся в более высоких психоэмоциональных нагрузках, интенсивном режиме как аудиторной, так и самостоятельной работы во внеаудиторное время, недостаточная мотивация к ЗОЖ негативно сказываются на здоровье будущих медицинских работников. Поэтому ответственность молодежи, получающей медицинское образование за собственное здоровье,долж-на формироваться как часть общекультурного образования и развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни [14]. Это подтверждает необходимость оптимизации деятельности вуза в сфере здоровьесбережения, объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью приобщения студентов к ЗОЖ [15].

По данным Исхаковой М.К. (2014), между индексом ЗОЖ, успеваемостью и состоянием здоровья, а также между вредными привычками, успеваемостью и состоянием здоровья имеется выраженная прямая корреляционная зависимость. По всем показателям ЗОЖ, здоровья и успеваемости студенты-медики занимают лидирующие позиции, что, по мнению автора, свидетельствует о том, что будущие медицинские работники более осознанно относятся к своему здоровью [16].

Ряд российских и американских ученых обращают внимание на тот факт, что современное обучение

в медицинском вузе предъявляет высокие требования к студентам, в том числе к состоянию их здоровья. Повышение рейтинга здоровья в системе ценностей студентов медицинского вуза, обучение оценке качества здоровья, технологиям обеспечения, включая собственное здоровье, является необходимым условием успешности их профессиональной социализации. Поэтому с целью сохранения высокой работоспособности и укрепления здоровья как во время учебы в университете, так и для будущей трудовой деятельности, необходимо заниматься физической культурой и спортом [17,18 и др].

Липатова А.А. (2014) исследовала влияние физической культуры на успеваемость студентов и установила, что успеваемость студентов, занимающихся спортом и имеющих хорошую физическую подготовку, значительно выше. Автор подчеркивает, что они отличаются хорошим состоянием здоровья, физической подготовленностью, устойчивостью, умственной работоспособностью и другими качествами, такими как умение ценить и распределять время, настойчивостью, целеустремленностью, выдержкой. Интерес, на наш взгляд, представляют данные о гендерных особенностях. Так, доля юношей, занимающихся спортом 2-3 раза в неделю, была достоверно большей, чем соответствующая доля девушек. Отмечены также гендер-ные различия по продолжительности тренировок и по уровню спортивного мастерства, которые достоверно выше у юношей [19].

Результаты исследования Агафонова А.И. и соавт. (2014) также показали, что студенты, не занимающиеся спортом, достоверно больше свободного от учебы времени проводят за компьютером, предпочитают различные виды пассивного отдыха, меньше времени уделяют подготовке к учебным занятиям в отличие от занимающихся спортом [20].

По мнению Осяк С.А. и соавт. (2014), с переходом к группе с более высоким уровнем успеваемости увеличивается доля лиц, регулярно занимающихся физкультурой. Авторы объясняют это тем, что студенты, занимающиеся хорошо, умеют правильно распределять свое время, трудолюбивы, дисциплинированы, поэтому удачно совмещают учебу и занятия спортом [21].

Необходимо отметить, что при обучении в любом вузе студент вынужден адаптироваться к комплексу нередко весьма неблагоприятно действующих на состояние здоровья факторов (бытовых, климато-географи-ческих, экологических, информационных перегрузок, ускорения темпа и ритма жизни, интенсификации современных программ обучения и др.). Среди студентов широко распространены факторы риска дезадаптации к обучению, обусловленные нарушением правил гиги-

ены умственного труда: нарушение сна, низкая двигательная активность, неполноценный отдых в рабочие и воскресные дни. Эти и другие нарушения приводят к раннему утомлению и переутомлению, которые являются факторами риска для здоровья и успешности обучения [22-25].

Исследования Сауткина М.Ф. (2016) показали, что правильно организованные занятия студентов с расширенным двигательным режимом во время экзаменов способствуют повышению успеваемости. По мнению автора, занятия в спортивных секциях понижают степень напряжения адаптивных механизмов за счёт резервов функциональных систем и высокого уровня развития адаптационных возможностей их организма. Это происходит также благодаря более слаженной работе коры головного мозга под влиянием тренировочных занятий, что обусловлено совершенной деятельностью регуляторных механизмов центральной нервной системы и повышением её функциональных возможностей. В связи с физической нагрузкой изменяются основные показатели нервной активности; соотношение силы возбуждения, торможения и их подвижности, влияющих на степень напряжения адаптивных процессов, положительно влияющих на успеваемость студентов [26].

Интерес, на наш взляд, представляют исследования Абишевой З.С. и соавт. (2015), посвященные изучению взаимосвязи особенностей ОЖ и уровня культуры здоровья с показателями адаптации студентов медицинского университета в процессе обучения. Так, авторами установлено улучшение показателей образа жизни студентов от 1-го ко 2-му курсу в соответствии с повышением у них уровня культуры здоровья. Кроме того, выявлено положительное влияние ЗОЖ на успешность физиологической и социально-психологической адаптации студентов к процессу обучения в вузе [27].

По данным Горбунова В.И. и соавт. (2012), состояние здоровья студентов от младших курсов к старшим ухудшается. Ими установлено, что показатели психического компонента здоровья у первокурсников ниже, чем у выпускников, что может быть связано с высоким уровнем психоэмоционального напряжения в начале обучения и еще несформировавшейся способностью адаптироваться к условиям обучения в вузе [28].

В ряде работ отмечается тенденция к ухудшению показателей успеваемости студентов различных курсов, что связано со снижением их физической активности, времени, уделяемого на сон, увеличением потребления алкоголя. Занятия физической культурой и спортом студентами благотворно влияют на показатели их успеваемости [29,30].

Важным представляется тот факт, что курящие студенты имеют посредственные оценки в сравнении

с некурящими. Это отражает общую ситуацию в студенческой среде: у обучающихся с наличием вредных привычек успеваемость ниже, чем у их сверстников, ведущих ЗОЖ [31].

Игнатов С.Б. и соавт. (2015) также показали, что курение и алкоголизм пагубно влияют на здоровье и успеваемость [32]. Поэтому необходимо проводить педагогическую работу, кратко, но доходчиво и популярно объяснять студентам о вреде для их организма тех или иных вредных привычек. По мнению Евтух Д.В. (2016), Окунева Г.Ю.(2017) и др., студентов необходимо ориентировать на повседневное ведение ЗОЖ [33,34].

Камышниковой Л.А. (2015) отмечено, что особенностью гендерных тенденций являются большой удельный вес девушек с недостаточным уровнем двигательной активности (29%), юношей - с наличием вредных привычек (более 80% употребляют алкогольные напитки, 30,7% курят). Студенты обладают знаниями о ЗОЖ, но недостаточно используют их в повседневной жизни [35].

Еще одной важной составляющей, от которой в значительной степени зависит здоровье, является характер питания. Рациональное питание студентов - это залог поддержания активной жизнедеятельности, искусство ведения здорового образа жизни в студенческой период, ориентированное на сохранение здоровья и успешное освоение выбранной профессии. Установленным фактом является нерациональное питание студенческой молодежи, особенно нерегулярно питаются студенты, проживающие в общежитии. В структуре пищи наблюдается дефицит витаминов и минеральных веществ [36,37].

В исследовании Страховой И.Б. (2015) показано, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время. Автор считает, что основным фактором, мешающим правильно и рационально питаться, является недостаток времени [38].

Ряд исследований в Китае свидетельствует о том, что студенты относятся к группе повышенного риска, так как условия современной жизни ведут к тому, что студенты в период обучения в высшей школе испытывают воздействие целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья. А также на здоровье влияют многие факторы, среди которых выделяют: правильное питание, здоровый сон, закаливание организма, личная гигиена и др. Авторы приходят к заключению о том, что состояние здоровья будущего поколения в настоящее время является одной из самых актуальных проблем общества [39-41].

По мнению Даудова Р. Д. и соавт. (2015), более 50% респондентов не соблюдают режим дня (питаются нерегулярно, не занимаются утренней гимнастикой). В случае заболевания только 40 % студентов выполняют рекомендации врачей, а 2/3 за медицинской помощью не обращаются, что свидетельствует о низкой медицинской активности студентов [42].

Исследованиями ряда авторов установлено, что оптимальное время отхода ко сну 22-23 часа, а продолжительность сна - 7-9 часов, но в связи с изменениями условий труда и отдыха гигиена сна редко соблюдается студентами. При длительном недосыпании накапливается усталость как физическая, так и эмоциональная, что, в свою очередь, снижает концентрацию и устойчивость внимания и восприятия, а также повышает раздражительность и подверженность студентов стрес-согенным ситуациям, что в перспективе способно приводить к развитию тревожно-депрессивных состояний [43,44].

Изучение взаимосвязи биологического возраста студентов-медиков и ОЖ выявили различия между степенью износа организма и особенностями их ОЖ среди представителей разных факультетов, возрастных и гендерных групп. Полученные данные свидетельствуют о необходимости корректировки стиля жизни студентов посредством усиления внимания к состоянию их здоровья, а также популяризации физической культуры, грамотного режима питания и образа жизни [45,46].

В последние годы для оценки здоровья широко используется один из высокоинформативных и чувствительных методов: исследование качества жизни. КЖ рассматривается как категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психологического и социального благополучия и самореализации [47]. По результатам мониторингового исследования выявлена взаимосвязь между субъективной оценкой здоровья, отношением к ЗОЖ, КЖ и выраженностью жизнестойкости [48].

В ряде научных исследований отмечаются существенные связи между успеваемостью студентов и степенью удовлетворенности жизнью при изучении влияния эффективности обучения на формирование оценки КЖ. Обращает на себя внимание тот факт, что студенты, оценивающие свое КЖ как низкое, указывают на несоответствие своей успеваемости собственным способностям [49,50].

По данным Блинова Е.Г и соавт. (2015), использование формализованных методик по оценке качества и образа жизни способствовало определению значимости отдельных элементов образа и качества жизни студентов в период обучения в университете. Авторы

полагают, что полученные новые знания о гендерных особенностях показателей КЖ студентов и элементов ОЖ, влияющих на них, позволят их использовать в сравнительных исследованиях КЖ студентов различных вузов [51].

Таким образом, анализ литературных источников показал, что не ослабевает внимание к факторам, формирующим ЗОЖ студентов, возрастает озабоченность государства и общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере. Именно поэтому необходимо рассматривать здоровье и формирование ЗОЖ как важнейшие образовательные ценности общества и личности студента. Список литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http:// www.akorda.kz

2. Министр здравоохранения поздравил казахстан-цев с Всемирным днем здоровья. https://www. zakon.kz/4852617-ministr-zdravookhranenija-pozdravil. html.

3. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация 2016;1(3):16-21.

4. Морозов А.П, Фазлеев М.Т., Паначев В.Д. Исследование здорового образа жизни студентов. Инновационная наука 2015;4:126-128.

5. Joh H.K., Kim H.J., Kim Y.O., Lee J.Y., Cho B., Lim C.S., Jung S.E.. Health promotion in young adults at a university in Korea. Medicine (Baltimore) 2017;96(7):P. 6157.

6. Марченко А.А., Тарасенко И.Р., Гладких Д.Г., Тарасов П.В. Основные направления деятельности вуза по сохранению и укреплению здоровья студентов. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 2017;4:64-66.

7. Chang-Nian W., Koichi H., Kimiyo U., Kumiko F., Keiko M and Atsushi U. Assessment of health-promoting lifestyle profile in Japanese university students. Environ Health Prev Med 2012;17(3):222-227. DOI: 10.1007/s12199-011-0244-8

8. Муликова С.А., Кенжебаева С.К., Абдакимова М.К. Продвижение здорового образа в молодежной среде. Международный журнал экспериментального образования 2014;3(2)97-102.

9. Ярославцева П.В., Киснер В.Э. Проблемы здоровья и здорового образа жизни студентов. Система ценностей современного общества 2016;49:160-166.

10. Дмитренко А.А., Енич Т.В. Отношение молодежи к влиянию на здоровье отдельных аспектов личной гигиены. Учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет». Беларусь 2016;8-15.

11. Константиниди М.Г. Представления студентов гуманитарных специальностей о здоровом образе жизни. Вестник БФУ им. И. Канта 2013;11:119-128.

12. Алейникова Ю.А., Вяткина О.Н. Отношение к здоровому образу жизни современной молодежи. Бюллетень медицинских Интернет-конференций 2017;6(1):31-32.

13. Коданева Л.Н., Шулятьев В.М., Размахова С.Ю., Пушкина В.Н. Состояние здоровьяи и образ жизни студентов - медиков. Международный научно-исследовательский журнал 2016;12(54):45-47.

14. Халикова С.С. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи высших учебных заведений. Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» 2016;7(2):157-162.

15. Мелешкова Н.А., Шаповалов С.А. Здоровье студентов вуза и готовность их к здоровьесбереже-нию. Сборник статей XIV Международной научной конференции «Человекознание» 2017;32-36.

16. Исхакова М.К. Характеристика образа жизни: заболеваемость и успеваемость подростков. Здоровье, демография, экология финно - угорских народов 2014;2:27-30.

17. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Ми-рошникова Д.И. Состояние здоровья студентов - медиков и факторы его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова 2017;25(2):303-315.

18. Ulla Diez S.M., Perez-Fortis A. Socio-demographic predictors of health behaviors in Mexican college students. Health Promot Int. 2010;25(1):85-93. DOI: 10.1093/heapro/dap047

19. Липатова А. А., Лобанова М.С., Новичихина Е.В. Влияние физического развития на успеваемость студентов. VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 2014;432.

20. Агафонов А.И., Зулькарнаева А.Т., Поварго Е.А. Характеристика образа жизни студентов медицинского университета в зависимости от уровня двигательной активности. Медицинский вестник Башкортостана 2014;9(3):23-26.

21. Осяк С.А., Соколова Е.В., Чистов Р.С., Яковлева Е.Н. Факторы, влияющие на здоровый образ жизни студентов. Современные проблемы науки и образования 2014;4:32.

22. Аманжолкызы А. Марат Оспанов атындагы БКМ-

МУ студентгерiнiн оку барысындагы eMip CYPy са-пасын багалау. Диссертация на соискание ученой степени магистра 2014;85.

23. Асан Г.К., Абишева З.С., Айхожаева М.Т., Искако-ва У Б., Исмагулова Т.М. Изучение образа жизни студентов КАЗНМУ на основе социологического опроса. Вестник КазНМУ 2014;3(1):28-29.

24. Тайгулов Д.Б. Социально- гигиенические аспекты состояния здоровья студентов медицинского университета. Наука и Здравоохранение 2012;2:126-128.

25. Городецкая И.В., Захаревич В.Г. Оценка факторов, положительно и отрицательно влияющих на успеваемость студентов. Вестник ВГМУ 2016;15(4).122-128.

26. Сауткин М.Ф. Спорт и академическая успеваемость студентов. Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: Здоровье, адаптация, развитие» 2016;3(14):24-30.

27. Абишева З.С., Жетписбаева Г.Д., Даутова М.Б. Взаимосвязь образа жизни и культуры здоровья студентов с процессом адаптации к учебной деятельности. Международный журнал экспериментального образования 2015;3-4;495-498.

28. Горбунов В.И., Возженникова Г.В, Исаева И.Н., Верушкина А.С. Оценка показателей качества жизни студентов медицинского вуза. Ульяновский медико-биологический журнал 2012;1:46-49.

29. Erin L. Faught, Doug Gleddie, Kate E. Storey, Colleen M. Davison, Paul J. Veugelers. Healthy lifestyle behaviours are positively and independently associated with academic achievement: An analysis of self-reported data from a nationally representative sample of Canadian early adolescents. PLoS One 2017;12(7): e0181938. DOI: 10.1371/journal. pone.0181938.

30. Mohammad Heidari, Marzieh Borjian Borujeni, Mansureh Ghodusi Borujeni and Mina Shirvani. Relationship of Lifestyle with Academic Achievement in Nursing Students. J Clin Diagn Res. 2017;11(3);JC01-JC03. DOI: 10.7860/ JCDR/2017/24536.9501.

31. Говязина Т.Н., Уточкин Ю.А. Оценка основных поведенческих рисков в отношений здоровья студентов медицинского университета. Анализ риска здоровью 2017;1:84-90. D0I:10.21668/health. risk/2017.1.09.

32. Игнатов С.Б., Цинис А.В., Кочнев А.В. Влияние вредных привычек на здоровье и успеваемость студентов. Электронная научно-практическая конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Современные проблемы физической культуры, спорта и здоровья» 2015;2. URL:

start.esrae.ru/9-45.

33. Евтух Д.В., Разводовский К.В. Управляемые факторы здорового образа жизни и их влияние на когнитивные функции и академическую успеваемость студентов. Сборник научных трудов студентов и молодых ученых 2016;130-133.

34. Окунева Г.Ю. Влияние курения на успеваемость студентов. Образование: традиции и инновации. Материалы XV международная научно- практическая конференции 2017;172-173.

35. Камышникова Л.А., Макарян Б.С. Соблюдение принципов здорового образа жизни, в фокусе-студенты медицинского института. Сетевой научно-практический журнал. Серия Медицина и фармация 2015;3:64-71

36. Klimatskaya L. Foodstuff variety index as a reflection of eating habits and diet-related risk factors for health of 10-year-old children (example of pupils living in Krasnoyarsk, Russia; Grodno, Belarus; Kaunas, Lithuania; Szczecin, Poland). Foodstuff variety index 2010;91(2):221-226.

37. Nola I.A., DokoJelinic J., Matanic D., Pucarin-Cvetkovic J., Bergman Markovic B., Senta A. Differences in eating and lifestyle habits between first- and sixth-year medical students from Zagreb. Collegium antropologicum 2010; 34(4):189-94.

38. Страхова И.Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодежи. ИНТЕРЭКСПО ГЕО-СИБИРЬ 2015;6(2):168-172.

39. Sainyugu Lolokote, Tesfaldet Habtemariam Hidru, Xiaofeng Li. Do socio- cultural factors influence college students' self- rated health status and health-promoting lifestyles? A crosssectional multicenter study in Dalian, China. BMC Public Health 2017;17(1):478. DOI: 10.1186/s12889-017-4411-8.

40. Chen J., Xiang H., Jiang P., Yu L., Jing Y., Li F., Wu S., Fu X., Liu Y., Kwan H., Luo R., Zhao X., Sun X. The Role of Healthy Lifestyle in the Implementation of Regressing Suboptimal Health Status among College Students in China: A Nested Case-Control Study // Int J Environ Res Public Health 2017;14(3):pii: E240. DOI: 10.3390/ijerph14030240.

41. Ma C., Xu W., Zhou L., Ma S., Wang Y. Association between lifestyle factors and suboptimal health status among Chinese college freshmen: a cross-sectional study. BMC Public Health 2018;18(1):105. DOI: 10.1186/s12889-017-5002-4.

42. Даудова Р. Д., Гасанов А. Н., Рабаданова П. М. Особенности образа жизни и здоровья студентов в Республике Дагестан. Естественные и точные науки 2015;33(4).53-57.

43. Исаева А.М., Антонец К.В. Влияние сна на успеваемость студентов. Международный студенче-

ский научный вестник 2017;2:92.

44. Ratnani I.J., Vala A.U., Panchal B.N., Tiwari D.S., Karambelkar S.S., Sojitra M.G and Nagori N.N. Association of social anxiety disorder with depression and quality of life among medical undergraduate students. J Family Med Prim Care 2017;6(2):243-248. DOI: 10.4103/2249-4863.219992.

45. Матускова О.Н. Взаимосвязь биологического возраста студентов- медиков с особенностями их образа жизни. Смоленский медицинский альманах 2016;1:144-147.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46. Porto-Arias JJ, Lorenzo T, Lamas A, Regal P, Cardelle-Cobas A, Cepeda A. Food patterns and nutritional assessment in Galician university students // J Physiol Biochem.- 2017 Aug 4.

47. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья. Земский Врач 2014;2(23):41-44.

48. Двоеглазова Ю.А., Снеткова А.И., Шлома Ю.А.

Качество жизни студента. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая» 2016;656.

49. Буданова Е.И., Еркин Н.В. Характеристика субъективной оценки качества жизни студентами высших образовательных учреждений. Вестник образовательного консорциума среднерусский университет 2016;7:10-12.

50. Shareef MA., AlAmodi AA., Al-Khateeb AA. Abudan Z., Alkhani MA., Zebian SI., Qannita AS., Tabrizi MJ. The interplay between academic performance and quality of life among preclinical students. BMC Med Educ. 2015;15:193. DOI: 10.1186/s12909-015-0476-1.

51. Блинова Е.Г., Богунова О.С., Акимова И.С., Дема-кова Л.В. Качество и образ жизни студентов медицинского университета. Современные проблемы науки и образования 2015;3:248.

ТУЙ1Н

СТУДЕНТ ЖАСТАРДЬЩ САЛАУАТТЫ 0М1Р СУРУ САЛТЫН ЦАЛЫПТАСТЫРУГА

ЭСЕР ЕТЕТ1Н ФАКТОРЛАР (эдеби шолу)

П.С. ЭЗ1РБАЕВА, Ж.Ж. НУРГАЛИЕВА, Г.Н. ЧУКАНОВА

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина yниверситетi, Актебе, Казакстан

Эзiрбаева П.С. - «Медицинам» мамандыгыныц магистранты, тел.: 8 701 333 55 68, е-mail: azirbaevaperizat@mail.ru;

Нургалиева Ж.Ж. - м.г.к., фармакология кафедрасыныц жетекшiсi;

Чуканова Г.Н. - м.г.к., фармакология кафедрасыныц доцентг Жас ^рпактыц, соныц iшiнде сгyденттердiц денсаулыгын сактау когамныц мацызды элеyметтiк мэселе-лершщ бiрi болып кала бермек. Студент жастардыц негiзгi мiндетi когамныц бшкп мYшелерiнiц санын то-лыктыру болып табылады. Жогары бiлiктi мамандарды даярлау тек жаксы психикалык жэне физикалык денсау-лыгы болган кезде гана мYмкiн екенi айкын. Студенттер эаресе коршаган ортага терiс эсер ететш факторларга ^шырайды, eйткенi жогаргы оку орнына тYсy жас адамды бешмделуге тура келетiн жаца eмiр жагдайына коя-ды. Сонымен бiрге, оку Yдерiсi жогары эмоцияналды жэне психикалык стресспен катар жYредi. Денсаулыктыц нашарлау себептерi эр тYрлi факторлар болуы мYмкiн, соныц iшiнде жас адамдардыц ез денсаулыгына д^рыс емес катынасы. Б^л макалада авторлар денсаулыкка, eмiр сапасына, салауатты eмiр салтын калыптастыруга ыкпал ететiн факторларды зерттеуге арналган гылыми эдебеиеттердi талдады. Соцгы 5-10 жылда электрондык базаларында гылыми макалаларды iздеy келесi кiлт сeздер аркылы жYгiзiлген: салауатты eмiр салты, eмiр сал-ты, eмiр сапасы, студенттердщ денсаулыгы, студент жастар. 150 талданган эдебиеттер iшiнен осы макала Yшiн 51-i тацдап алынды. Кол жетiмдi эдебиеттердi талдау казiргi уакытта студенттердщ денсаулыгын зерттеудщ eзектiлiгiн, оныц сакталуына жэне ныгаюына ыкпал ететiн факторлар элемнщ барлык елдерiнде, соныц iшiнде бiздiц елiмiзде eсiп келетiнiн ^рсет. XXI гасырда болашак мамандардыц денсаулыгыныц жагдайына катысты талаптар эртYрлi мамандыктардыц кYPделiлiгiне сай ^лгаяды, сондыктан салауатты eмiр салты мэселесi эрi карай зерттеyдi кажет етедi.

Heeisei свздер: денсаульщ, eMip CYpy салты, eMip CYpy сапасы, студент жастар.

SUMMARY

FACTORS AFFECTING ON THE FORMATION OF STUDENTS HEALTHY

LIFESTYLE (literature review) P.S. AZIRBAYEVA, Zh.Zh. NURGALIYEVA, G.N. CHUKANOVA

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

P.S. Azirbayeva - MMed;

Zh.Zh. Nurgaliyeva - c.m.s., Head of Department of Pharmacology;

G.N. Chukanova - c.m.s., Associate Professor. This article is devoted to the analysis of more than 100 scientific articles for the last 5-10 years on the formation of students healthy lifestyle, health and quality of life in the electronic databases of libraries: PubMed, e.LIBRARY.RU, Thompson Reuters, Google Academy, elibrary.kz, rmebrk.kz. Keywords:health, lifestyle, quality of life, student youth..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.