Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза'

Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2139
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТРУКТУРА МОТИВОВ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ / КУРСАНТЫ / FACTORS / TEACHING AND PROFESSIONAL MOTIVATION / TRANSFORMATION OF MOTIVES / CADETS / MOTIVE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобков О. Б., Виноградова Г. А.

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной и профессиональной деятельности будущих офицеров. Раскрывается структура мотивов курсантов. Определены отрицательные и положительные факторы учебно-профессиональной мотивации курсантов военного высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY INSTITUTE CADETS' EDUCATIONAL AND CAREER MOTIVATION AND FACTORS TO INFLUENCE ITS FORMATION

The article touches upon the problems of motivation in the study activity of the future officers. Motive structure, negative and positive factors of teaching and professional cadets motivation are given in the article.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза»

УДК 159.9

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

© 2012 О.Б.Бобков1, Г.А.Виноградова2

1 Филиал военного учебно-научного центра ВВС. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Сызрань 2 Тольяттинский государственный университет

Статья поступила в редакцию 15.12.2011

В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной и профессиональной деятельности будущих офицеров. Раскрывается структура мотивов курсантов. Определены отрицательные и положительные факторы учебно-профессиональной мотивации курсантов военного высшего учебного заведения.

Ключевые слова: факторы, учебно-профессиональная мотивация, структура мотивов, трансформация мотивов, курсанты.

Вооружённые Силы Российской Федерации переживают в настоящее время сложный и ответственный период их коренной реорганизации, цель которой - перейти к их совершенно новому облику, как в количественном, так и в качественном отношении. Эти преобразования требуют от системы военного образования подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров. Военно-профессиональная деятельность будущего летчика как специфический вид профессиональной деятельности требует от курсанта сформированности целого ряда важных характеристик. Одна из них - высокоразвитая, устойчивая мотивация воинской службы с доминированием в ней военно-профессиональных мотивов, сложившаяся в период обучения в военно-учебном заведении1. Однако, как показывает практика, с каждым годом увеличивается количество курсантов отчисляемых из вуза по причинам неуспеваемости, недисциплинированности, профессиональной непригодности, нежелания продолжать военную службу, происходит снижение учебно-профессиональной мотивации курсантов, особенно на старших курсах, характеризующееся ростом прагматических настроений и мотивов.

Процесс мотивации - это процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив2. Что

Бобков Олег Борисович, доцент, начальник кафедры тактики и общевоенных дисциплин. E-mail: habol-oleg@mail. ru

Виноградова Галина Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии. E-mail: G. Vinogradova@tltsu.ru

1 Лысакова Е.Н. Теоретические основы отечественной военно-авиационной психологии // Военная мысль. -2010. - №1. - С.71 - 78.

2 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. -

М.: 2008. - С. 232.

касается абитуриентов, то большинство из них, поступая в вуз, видят перед собой эмоционально окрашенный, романтический образ избираемой профессии и мало знают о том, что она представляет собой в действительности. На стадии профессионального обучения в вузе у курсантов формируется более или менее целостное представление о предстоящей профессиональной деятельности. Происходит корректировка профессиональных мотивов и целей, появляется первая удовлетворенность или неудовлетворенность профессией, возникают мотивы конкретной самореализации себя, как личности, в избранной сфере профессиональной деятельности. Появляются новые побуждения в мотивацион-ной сфере, усложняется их иерархия. На этой стадии появляются и мотивы, связанные с обеспечением профессионально-квалификационного и карьерного роста в будущем, наиболее полно формируются такие мотивационные образования, как личностный смысл, ценностные ориентации, призвание. Структура мотивов курсанта, формирующаяся в период обучения, становится стержнем личности будущего специалиста. Следовательно, развитие позитивных учебных мотивов - неотъемлемая составная часть формирования личности курсанта. Процесс трансформации учебной мотивации в профессиональную во многом связан со спецификой организации образовательного процесса в системе высшего образования3.

Учитывая необычайную сложность мотивации учебно-профессиональной деятельности, при ее исследовании необходим системный подход, причем изучение мотивации должно включать анализ не только отдельных мотивов, но и целого ряда мотивирующих явлений: потребностей, мировоззрения, системы целей, а также их внут-

3 Богуславский В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. - М.: 2001.

ренних связей и зависимостей, влияния на учебные действия, поступки и поведение курсантов. При этом различные мотивы и факторы, влияющие на их развитие, изучаются не только как единая динамическая, но и как сложная иерархическая система, все элементы которой находятся в субординационной зависимости.

Была разработана анкета и проведен опрос курсантов 2 - 5 курсов, с помощью которого выявлены субъективные суждения о мотивах учебной деятельности, уточнены проявления некоторых показателей учебно-профессиональной мотивации. В таб. 1 представлены результаты исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности курсантов.

Таб.1. Частота встречаемости категорий, выделенных на основе анализа анкетирования курсантов

№ Категории Частота встречаемости (ранг)

2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

1 Убеждение в необходимости добросовестной учебы 0,78 4 0,85 3 0,89 2 0,93 2

2 Чувство моральной ответственности за результаты учебы** 0,67 6 0,67 4 0,81 3 0,93 2

3 Желание поддерживать и отстоять честь коллектива, подразделения* 0,78 4 0,58 5 0,81 3 0,98 1

4 Чувство моральной ответственности перед коллективом за результаты личной учебы*** 0,72 5 0,67 4 0,89 2 0,98 1

5 Установка овладеть новыми знаниями** 0,61 7 0,67 4 0,76 5 0,83 4

6 Чувство удовлетворения от процесса познания, достигнутых успехов** 0,72 5 0,94 1 0,68 7 0,76 6

7 Желание завоевать авторитет и уважение в коллективе учебного взвода 0,87 1 0,9 2 0,79 4 0,88 3

8 Желание не огорчать преподавателей и родителей плохой учебой 0,83 2 0,85 3 0,71 6 0,75 7

9 Установка подчиниться требованию «Учиться добросовестно» ** 0,57 8 0,55 6 0,76 5 0,8 5

10 Желание избежать порицания за недостатки в учебе со стороны командиров и преподавателей 0,83 2 0,85 3 0,79 4 0,88 3

11 Осознание неизбежности сдавать зачеты и экзамены** 0,81 3 0,58 5 0,93 1 0,7 8

12 Зависть 0,52 9 0,51 7 0,6 8 0,64 9

Примечание:* Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,05. ** Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,01.

По результатам исследования мотивации учебно-профессиональной деятельности можно сделать вывод, что убежденность в необходимости добросовестной учебы ставится на высокие места в рейтинге на всех курсах обучения. На младших курсах процентный показатель ниже, чем на остальных курсах. Однако, некоторые курсанты (7,4%) считают, что добросовестно учиться совсем не обязательно.

Статистические данные показывают, что желание завоевать авторитет и уважение в коллективе учебного взвода значимо для многих курсантов не зависимо от этапа обучения. Важную роль играет в мотивации к учебной деятельности социальная значимость курсанта в коллек-тиве4. С помощью хороших знаний курсант хочет утвердиться в коллективе, повысить свой авторитет. «Желание избежать порицания за недостатки в учебе со стороны командиров и преподавателей» обнаруживается у курсантов на всех курсах, занимает высокие ранговые места. Категория «Желание не огорчать преподавателей и родителей плохой учебой» значимо чаще встречается среди курсантов младших курсов 2-го и 3-го. Значимо чаще для курсантов 2-го и 4-го курсов встречается категория

4 Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы. - М.: 1994. - С.374.

«Осознание неизбежности сдавать зачеты и экзамены».

Курсанты 3-го курса на первое место ставят учебу, для того, чтобы испытать удовлетворение от процесса познания, достигнутых успехов. Чувство моральной ответственности за результаты учебной деятельности на первое место выделяют курсанты 3-го и 5-го курсов. Такие категории как, желание поддерживать и отстоять честь коллектива и чувство моральной ответственности перед коллективом за результаты личной учебы имеют весомую долю на старших курсах, по сравнению с младшими курсами. Известно, что если человек утверждается в коллективе за счет хорошей учебы, у него повышается самооценка, следовательно, курсант становится уверенней5. При этом у человека развиваются и начинают доминировать лучшие социально-психологические качества, такие как взаимовыручка, взаимоподдержка, взаимопомощь, взаимовыручка, взаимоподдержка и др.

Таким образом, общепрофессиональный (3 курс) профессионально-познавательный (4 курс) и специализированный (5 курс) этапы профессионального становления характеризуются в большей степени наличием процессуаль-

5 Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. -СПб.: 2006.

ного типа мотивации. Обучаемые отличаются устойчивой направленностью на овладение будущей профессией, а их цели - предметно более разработаны и конкретизированы как на ближайший этап деятельности, так и на перспективу. По своему содержанию они отличаются и большой общественной значимостью. При данном типе мотивации происходит как бы самопроизвольное подкрепление побуждений курсантов в процессе решения ими познавательных задач, в ходе которого они постоянно открывают для себя что-то новое. Для обучаемых, существенно важен, сам процесс познания, в котором они получают эмоциональное удовлетворение, реализуют свои устремления, достигают позитивных результатов (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: 2006. - С.508). Однако, мы наблюдаем некоторые признаки мотивации на «избегание неприятности» с ориентаций на исключение возможных социальных санкций со стороны командиров, преподавателей и коллектива за плохую учебу. Возможно, это связано со спецификой военного учебного заведения.

Для курсантов 2 курса (общеразвивающий этап) характерным типом мотивации в учебно-профессиональной деятельности является мотивация на избегание неудач (доминирующий тип) и результативный тип мотивации с доминированием ориентаций в основном на дости-

жение результата, успеха в учебе. При этом направленность на решение познавательных задач в изучении учебного материала пока отступает на 2-й план и достаточно не актуализируется в сознании, что тормозит их учебную активность. Это объясняется относительно слабой разработанностью у обучаемых ближайших целей в учебе, в то время как далекие цели осознаются ими достаточно полно. Стремление их к успеху не подкрепляется интересом к изучаемому материалу - в случае неуспеха они могут потерять уверенность в своих силах, в возможностях достижения высоких показателей в учебе. Их учебная деятельность менее эффективна, хотя успеваемость может быть стабильной на протяжении всего периода обучения. Данный тип мотивации является переходным, промежуточным этапом к процессуальной мотивации, что в значительной мере зависит от действенности таких мотивирующих факторов, как удовлетворенность выбранной профессией и увлеченность изучаемыми учебными дисциплинами. Рассмотрим, как изменилось за время обучения желание курсантов овладеть выбранной профессией. Характер ответов курсантов на вопрос: «Изменилось ли Ваше отношение к избранной профессии за время обучения в вузе?» нашел отражение на диаграмме на рис.1.

Рис.1. Характер изменения отношения курсантов к профессии за время обучения в вузе (в %)

Рис.2. Характер изменения отношения курсантов к профессии за время обучения в вузе по мнению преподавателей (в %)

Таб. 2. Характеристика отношения курсантов 2 - 5 курсов к процессу обучения в вузе

Частота встречаемости (ранг)

№. Категории Преподаватели 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

1. возможность летать 0,9 1 0,93 1 0,98 1 0,92 1 0,95 1

2. дружный коллектив* 0,86 2 0,88 3 0,93 3 0,8 4 0,74 8

3. собственный доход* 0,8 3 0,78 6 0,9 4 0,71 6 0,77 7

4. интересные предметы** 0,72 5 0,6 9 0,8 7 0,65 7 0,8 6

5.престиж военной службы 0,86 2 0,9 2 0,96 2 0,84 3 0,92 2

6.возможность самореализации** 0,59 7 0,7 7 0,9 4 0,75 5 0,86 4

7. самостоятельная жизнь вне семьи 0,74 4 0,88 3 0,87 5 0,84 3 0,7 9

8.высокий стандарт образования* 0,64 6 0,63 8 0,75 8 0,52 10 0,66 10

9.военный порядок и дисциплина** 0,45 8 0,56 10 0,8 7 0,55 9 0,83 5

10. уважение окружающих* 0,74 4 0,84 4 0,93 3 0,89 2 0,9 3

11. участие в творческой деятельности** 0,44 9 0,8 5 0,85 6 0,6 8 0,6 11

12. завышенные требования преподавателей* 0,41 10 0,52 11 0,7 9 0,51 11 0,66 10

13. недостаточное количество полетов 0,8 3 0,84 4 0,93 3 0,92 1 0,92 2

Примечание:* Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,05.

** Статистически значимые различия между выборками на уровне значимости 0,01.

Одним из структурных компонентов мотивации деятельности и поведения человека является эмоциональное отношение к происходящему. В состав вопросов анкеты был включен вопрос о том, что нравится и не нравится курсантам в учебно-воспитательном процессе вуза. Результаты обработки ответов на эти вопросы приведены в таб. 2. Отражённые в таб. 2 сведения показывают, что такие категории как: возможность летать, даже при недостаточном количестве полетов, престижность военной профессии, самостоятельная жизнь вне семьи занимают высокие ранговые места среди всех опрашиваемых. Статистические данные показывают, что значимыми для курсантов являются дружеские отношения в коллективе, особенно на младших курсах. Также высокие ранговые позиции занимают категории, касающиеся собственного дохода курсантов и уважения со стороны окружающих. Статистически значимые различия наблюдаются по категориям, относящимся к участию в творческой деятельности, возможности самореализации и интереса к изучаемым дисциплинам.

Среди факторов, которые не устраивают курсантов в содержании учебного процесса, на первые места они ставят недостаточное количество полётов. Третья часть курсантов считают, что большинство изучаемых ими предметов никогда им не пригодятся. В то же время, остальные курсанты придерживаются мнения, что все знания, которые они получают в вузе, будут полезны в дальнейшем. Среди негативных причин, снижающих отношение к учёбе, подавляющее количество курсантов особенно младших курсов считают отсутствие возможности проводить свободное время так, как хочется. Это является ярким показателем внутреннего неприятия курсантами тех условий жизни и

быта, организации распорядка дня, в которых они оказываются, поступив учиться. Тем не менее 76,4% курсантов считают, что каждый военный должен испытать на себе трудности казарменного быта, но число таких курсантов значительно снижается на 4 и 5 курсах. Негативное отношение курсантов к проживанию в казарменных условиях находит своё проявление в снижении уровня их дисциплинированности на старших курсах.

Интерес представляет отношение курсантов к возможностям самореализации себя в ходе учебы. С одной стороны, - считают положительным возможность самореализации в среднем 20%. С другой стороны, - считают негативным фактором отсутствие возможностей творческой самореализации в среднем 11% курсантов.

Одной из причин указанного явления военные психологи считают последовательное уменьшение продолжительности срочной службы в Вооружённых Силах: курсанты старших курсов, живя в казарменных условиях, начинают испытывать от этого нарастающий внутренний психологический дискомфорт6. Для решения данной проблемы, исходя из опыта некоторых военных вузов, возможно, сократить казарменный режим до 3 года обучения, а на 4 - 5 курсах - размещать курсантов в благоустроенных общежитиях вне территории училища по 3 - 4 человека в комнате, где имеется возможность находиться практически на положении офицеров.

При исследовании учебно-профессиональной мотивации курсантов нельзя не учитывать военную составляющую, поэтому мы провели ка-

6 Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. -СПб.: 2008.

чественный анализ результатов методики военно-профессиональной направленности курсантов (ВПН). Статистический анализ результатов проводился с помощью методики относительных частот Смирнова. Вычисленные относительные частоты наличия признака помогли нам сделать ряд важных выводов, относительно вы-

Мы наблюдаем выраженность военной специальной доминанты по всем курсам, представленность данной категории занимает первые ранговые места. Это отражает глубину и устойчивость стремления приобрести военную летную специальность. В большинстве ответов курсантов встречается мнение, что колебаний и сомнений при выборе военной специальности ни раньше, ни сейчас не было. Многие сделали свой профессиональный выбор до начала поступления в вуз, однако следует отметить, что 15% курсантов младших курсов окончательный выбор военной профессии сделали в процессе обучения в вузе. На вопрос: «Соответствуют ли Ваши интересы и способности выбранной военной специальности?» Большинство курсантов дали утвердительный ответ (75%). Некоторые из курсантов 2-го и 3-го курса пока затрудняюсь дать однозначный ответ. Возможно, это связано с тем, что летная практика начинается с 4-го курса.

В выбранной военной специальности курсантов старших курсов больше всего привлекает интересная и полезная работа, курсантов младших курсов возможность преуспеть в жизни, высокая престижность. Военная общая доминанта, отражающая общую направленность личности на военную службу занимает также высокие ранги на 2-м и 3-м курсах, на 4-м и 5-м курсах немного снижается. В армейской жизни курсантов старших курсов в большей степени привлекает возможность в полной мере про-

раженности мотивационных компонентов структуры ВПН курсантов на каждом этапе профессионального становления (чем цифровое значение доли ближе к единице, тем выше степень выраженности того или иного показателя). Результаты оценки ВПН курсантов по каждой шкале представлены в таб. 3.

явить свои силы и способности, являясь особенностью силы внутренней мотивации. Для младших курсов характерным является полимотивированная направленность на военную службу, ориентируясь в большинстве ответов на внешние мотивы: романтика службы, острые и опасные ситуации; престижное положение военнослужащего, стабильность и достаточная материальная обеспеченность. Отражая тем самым, основные направления политики правительства в области реформирования ВС и поднятия престижности армии РФ. Стремление быть военным связано у многих с желанием стать настоящим мужчиной, профессионалом в своем деле, быть дисциплинированным и исполнительным, воспитать в себе высокие волевые и моральные качества.

Достаточно высокий ранг на выпускном курсе занимает категория, отражающая сформиро-ванность мировоззрения и правильность понимания роли армии в современном правовом государстве и демократическом обществе. На младших курсах, где уровень ВПН в большинстве случаев средний, данная категория занимает низкие ранговые места, стабилизируясь лишь к 4-му курсу. Это свидетельствует о том, что у данной группы обследуемых курсантов жизненная позиция недостаточно устойчива.

Многие курсанты считают, что роль армии в государстве должна заключаться не только в защите государственных интересов и безопасности страны от внешнего нападения, а также в

Таб.3. Результаты оценки ВПН курсантов 2 - 5 курсов по шкалам

№ Шкалы Сравнительные частоты

2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Относи- ранг Относи- ранг Относи- ранг Относи- ранг

тельная тельная тельная тельная

частота частота частота частота

1 Мировоззрение 0,74 6 0,81 5 0,87 4 0,96 2

2 Широта интересов 0,88 1 0,90 1 0,90 3 0,87 5

3 Система ценностей 0,78 5 0,83 4 0,87 4 0,93 3

4 Стремление к достижениям 0,78 5 0,85 3 0,93 2 0,93 3

5 Уравновешенность эмоций 0,72 7 0,78 6 0,84 5 0,90 4

6 Модальность эмоций 0,74 6 0,75 7 0,80 7 0,85 6

7 Полноценность влечений 0,83 3 0,85 3 0,93 2 0,83 7

8 Полноценность саморегуляции влечений 0,80 4 0,81 5 0,82 6 0,87 5

9 Военная общая доминанта 0,86 2 0,88 2 0,90 3 0,90 4

10 Военная специальная доминанта 0,86 2 0,88 2 0,96 1 0,98 1

улаживании межнациональных конфликтов. Отношение к законам и приказам в армейской службе носит в основном исполнительный характер, но в некоторых случаях курсанты считают их неразумными и ошибочными. К переменам, происходящим в нашем обществе, относятся по-разному: с сомнением, с одобрением и скептически. В отношении обязанностей по защите Родины взгляды сходятся к тому, что долг должны исполнять те, кто проходит военную службу и все дееспособные граждане.

Высокие ранги получены по категории, отражающей широту интересов, полноту, насыщенность субъективного мира, общую направленность на социально-позитивные виды деятельности у курсантов 2-го и 3-го курсов по сравнению с курсантами старших курсов. Возможно, это связано с тем, что на младших курсах ведущей направленностью мотивации является направленность на учебную деятельность, ее результативность, в том числе спортивные, научно-практические и творческие достижения (участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.).

Категория «стремление к достижениям», касающаяся обобщенного уровня притязаний человека, занимает высокие позиции среди курсантов старших курсов (3-й,4-й и 5-й курс). Данный факт свидетельствует о стремлении будущих офицеров получить высокие воинские звания (подполковника и полковника), о целеустремленности, успешности в профессиональной деятельности. Для курсантов 2-го курса это является дальней перспективой и в связи с еще не устоявшими жизненными позициями не считают важностью для себя. Некоторые добиваются какой-либо цели с большими усилиями, другие надеются на везение. Многие курсанты на общеразвивающем этапе профессионального становления в будущем хотели бы пользоваться признанием среди профессионалов в своей области, добиться высокого положения в обществе и иметь авторитет среди родных и близких.

Интересна в диагностическом плане шкала «полноценность влечений», которая отражает степень сформированности влечений, соответствующих психической норме (отношение к здоровому образу жизни, к противоположному полу и т.д.) и занимает достаточно высокие ранги у курсантов 2-го, 3-го и 4-го курсов. Для них по сравнению с выпускным курсом это является немаловажным в их личной жизни. Категория, касающаяся, саморегуляции влечений, отражающая способность эффективно контролировать биологические мотивации, обнаруживает определенную корреляцию с предыдущей категорией. «Система жизненных ценностей», которая отражает глубину и постоянство стремления

к самореализации личности, имеет высокий ранг у курсантов выпускного 5-го курса. Представленность данной категории высоким рангом, горит о том, что на специализированном этапе профессионализации, обучающиеся четко ставят и видят перед собой цели как в жизненном, так и в профессиональном плане, чтобы настойчиво и целеустремленно идти к намеченному пути.

Основная тенденция в изменении мотивации курсантов к военно-профессиональной деятельности состоит в том, что она снижается по мере обучения курсантов в вузе, переживает кризис на 3 - 4 курсах и несколько выравнивается к выпуску. В основе этих явлений лежат: угасание учебной мотивации на почве недостаточного военно-прикладного характера материала дисциплины 1 и 2 курсов; не сформированность у курсантов адекватной мотивации к военно-профессиональной деятельности (в образ той профессии, которую избрал курсант, не входит необходимость изучения некоторых из тех учебных дисциплин, которые изучаются на младших курсах).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате исследования были определены внешние и внутренние как положительные, так и отрицательные факторы учебно-профессиональной мотивации курсантов. К положительным факторам относятся: возможность летать, престижность военной профессии, самостоятельная жизнь вне семьи, денежное довольствие, возможность самореализации. Негативные факторы, снижающие отношение к учёбе: недостаточное количество полетов, казарменный тип проживания, отсутствие возможности проводить свободное время по своему усмотрению, необходимость следовать жестким правилам соблюдения дисциплины, регламентированная организации распорядка дня, наличие ненормативных и нормативных профессиональных кризисов, социальные санкции со стороны командиров, преподавателей и курсантского коллектива за плохую учебу, слабый интерес к учебным предметам гуманитарного и общепрофессионального цикла, не понимание роли отдельных дисциплин, недостаточное осознание своих профессиональных склонностей.

Учебная деятельность курсантов полимоти-вирована, социальные мотивы являются ведущими на всех этапах профессионального становления. Постепенное снижение учебной мотивации происходит к старшим курсам, выравниваясь к выпускному курсу. Наблюдается положительная тенденция повышения военно-профессиональной направленности от первоначального этапа к специализированному. Существует взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации, результативной стороны учебного

процесса и военно-профессиональной подготовки, военно-профессиональной направленности и определенных личностных качеств курсантов. Проведенное исследование не дает возможности однозначно утверждать, какие факторы в большей степени влияют на уровень мотиваци-онного компонента учебной и служебной деятельности будущих офицеров - внешние факторы (особенности образовательного процесса, материальное стимулирование, продвижение по

службе, одобрение со стороны коллектива, престиж) или внутренние (степень развития потребности в самореализации, понимание общественной полезности, удовлетворение, которое приносит учеба и т.д.). Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что специфика учебного заведения накладывает отпечаток на особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов.

MILITARY INSTITUTE CADETS' EDUCATIONAL AND CAREER MOTIVATION AND FACTORS TO INFLUENCE ITS FORMATION

© 2012 O.B.Bobkov1, G.A.Vinogradova2°

1 Syzran branch of Air Force Educational and Scientific N Air Force Academy Centre named after E.Zhukovsky and Y.A.Gagarin 2 Togliatti State University

The article touches upon the problems of motivation in the study activity of the future officers. Motive structure, negative and positive factors of teaching and professional cadets motivation are given in the article. Keywords: factors, teaching and professional motivation, transformation of motives, cadets, motive structure.

Oleg Borisovich Bobkov, Associate professor, Head

of the Tactics and Military Disciplines department.

E-mail: habol-oleg@mail. ru

Galina Alexandrovna Vinogradova, D. Sc. in

Psychology, Professor of the Theoretical and Applied

Psychology department.

E-mail: G. Vinogradova@tltsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.