Научная статья на тему 'Факторы влияния на формирование естественной монополии в электроэнергетике России'

Факторы влияния на формирование естественной монополии в электроэнергетике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1185
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОР / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титов Евгений Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению факторов, предопределивших появление естественных монополий в российской электроэнергетике. Особое внимание уделено системному воздействию этих факторов на экономику страны в условиях реформирования электроэнергетической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы влияния на формирование естественной монополии в электроэнергетике России»

Титов Е.С.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

РОССИИ

На формирование естественных монополий оказывают влияние различные факторы, но как именно они сработали на формирование естественной монополии в электроэнергетике России? Это представляет особый интерес, поскольку в нашей стране основные этапы развития энергетики пришлись на уклад, исключавший саму возможность конкурентного рынка. Поэтому образовывались в нашей стране естественные монополии особого типа, существено отличавшиеся от возникавших в процессе концентрации капиталов на Западе.

Практически до 90-х гг. ХХ века электроэнергетика являлась естественной монополией в большинстве стран мира, однако затем начался демонтаж институтов государственного регулирования электроэнергетического рынка. В России процесс реформирования электроэнергетики начался позже, хотя сама идея ее демонополизации возникла еще в начале 1990-х гг., когда было образовано РАО «ЕЭС России».

Основная идея реформирования электроэнергетической отрасли заключалась во вхождении частных собственников в ее конкурентные секторы при установлении государственного контроля над естественно-монопольной инфраструктурой. Результатом реформ стало исчезновение прежней монопольной структуры электроэнергетики и приход на смену вертикально-интегрированным компаниям новых компаний целевой структуры отрасли. Впрочем, отношения конкуренции в российской экономике не развились в должной мере, и это не позволяет говорить о них как факторе повышения эффективности функционирования отрасли.

Среди технологических факторов образования естественной монополии в электроэнергетике следует отметить наличие особенностей, дающих эффект масштаба, позволяющий выжить на рынке единственной компании. Магистральные электрические сети являются естественно-монопольными сетевыми и инфраструктурными системами огромного масштаба. Создававшиеся в течение нескольких десятилетий, они, как

правило, не имеют альтернатив самим себе. Именно наличие таких масштабных технологических систем - в силу своей уникальности -представляет собой фактор формирования естественной монополии в электроэнергетике. Технологические особенности отрасли (единство технологических процессов, их непрерывность и взаимосвязь), а также централизованное управление инвестициями в отрасли обуславливают необходимость монополизма в области технологий и способствуют формированию электроэнергетики как естественной монополии.

Технологический фактор определяет и невозможность конкуренции вследствие технико-производственных особенностей электроэнергетической отрасли. Это позволяет указать рамки целесообразности государственного регулирования. В частности, на рынке электроэнергии необходимо тарифное регулирование цен, так как разница в себестоимости электроэнергии зависит не столько от эффективности работы, сколько от технических особенностей различных электростанций (тип энергоблока, вид топлива и т.д.).

Возможность конкуренции между производителями в электроэнергетике является очень спорной, так как электростанции разных типов дополняют друг друга. Либерализация рынка может привести к неэффективной загрузке мощностей в энергосистеме. Произошедшее в российской энергетике разделение на отраслевые энергокомпании делает конкуренцию на рынке электроэнергии невозможной и даже вредной.

Увеличение числа участников конкуренции в сфере электроэнергетики, в отличие от классических рынков, может привести к снижению надежности энергосистемы. Нарушение целостности энергосистемы в результате реформирования может привести к утрате эффектов, присущих ЕЭС как единой системе, отсутствию централизованного управления развитием генерирующих мощностей, чрезвычайному усложнению оперативно-диспетчерского управления и общему снижению надежности электроснабжения.

Неэластичность спроса и предложения по цене в электроэнергетике, особенно в краткосрочной перспективе, определяемая невозможностью хранения электроэнергии, низкой маневренностью генераторов и нерентабельностью слабой загрузки мощности у производителей, также способствует невозможности конкуренции. Отсюда следует, что в

электроэнергетике формирование естественной монополии неизбежно по чисто технологическим причинам.

Обратимся к институциональной структуре электроэнергетической отрасли - её до завершения процесса реформирования можно было охарактеризовать как естественную монополию. Следует учесть, что самый значимый участник рыночных отношений, способный влиять на институциональную среду - государство [7]. Поэтому в контексте учета институциональных факторов имеет смысл обратиться к анализу функций, выполняемых государством при регулировании рынка электроэнергии.

Регулирование естественных монополий государством возможно тремя способами: напрямую, торгами за франшизу, осуществляемой ценовой дискриминацией.

В основе государственного регулирования лежит законодательство Российской Федерации об электроэнергетике, и, в частности, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» [1], и иные правовые акты, имеющие отношение к сфере электроэнергетики.

Начало рыночного этапа развития электроэнергетики было задано Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» [2]. С этого времени формируются основы энергетической политики; далее Правительством РФ были одобрены основные положения Концепции энергетической политики в новых экономических условиях. Новая энергетическая стратегия России на период до 2020 г. была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.08. 2003 г. № 1234-р.

Энергетическая политика РФ реализуется путем регулирования на федеральном и региональном уровнях цен (тарифов) на энергоресурсы в определенном законодательными и иными нормативными актами порядке. Отметим, что существующая сегодня нормативно-правовая база регулирования электроэнергетики «перекраивается» в связи с реформированием этой сферы, а также в связи с изменениями системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Целый ряд функций, которыми были наделены органы исполнительной власти в рамках прежней структуры, «выпадает» из функциональной компетенции вновь

созданных. Это объясняется, прежде всего, реализацией идеи передачи ряда регулирующих функций саморегулируемым организациям.

Прямому государственному регулированию в российском законодательстве по электроэнергетике уделено первостепенное значение. Обеспечение работы такого организационного решения, как торги за франшизы на поставку электроэнергии, требует дополнительных поддерживающих и управляющих механизмов [5]. Оценивая данный метод государственного регулирования деятельности естественной монополии применительно к электроэнергетике, можно сделать вывод об ограниченности его возможностей как со стороны рынка, так и со стороны государства. В первом случае это связано с формированием предпосылок для возникновения частной нерегулируемой монополии с установлением монопольно-высокой цены, во втором - с проявлением всех недостатков административной системы, в которой решение проблем естественных монополий осуществляется не в интересах общества [8].

Гораздо предпочтительнее для российской электроэнергетики такой способ регулирования как ценовые дискриминации; их использование целесообразно как для самой естественной монополии, так и для регулирующих субъектов. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 г. «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» [3] утверждены основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Единая инфраструктура электроэнергетической отрасли обеспечивает свободу и единство экономического пространства, равные возможности и условия деятельности всех субъектов рынка. Основная экономическая причина возникновения и сохранения естественных монополий в электроэнергетике состоит в исключительно высокой отдаче масштаба производства одним предприятием вследствие технологических особенностей организации производства (экономия на масштабах). При этом имеет смысл отметить следующие три обстоятельства.

Во-первых, услуги, оказываемые естественными монополиями, требуют больших капитальных вложений, невозможных для мелких и средних производителей, инвесторов, и предусматривают значительные и

постоянные издержки. Монополизация обеспечивает возможность экономии на масштабах и достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции.

Во-вторых, это высокой фондоемкость электроэнергетики.

В-третьих, активы, необходимые для производства, исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки (линии электропередачи, трансформаторы, средства диспетчерско-технологического управления электроэнергетическим режимом). Концентрация мощностей у единого производителя обеспечивает их эффективное использование в едином технологическом процессе.

Электроэнергетической отрасли присущи также высокие концентрация и барьеры входа. После реорганизации в 2008 г. ОАО РАО «ЕЭС России» появилось множество компаний. При этом на локальном уровне в большинстве регионов энергетические компании занимают 100% рынка. Часть отраслей энергосистемы акционировалась (генерирующая отрасль, услуги населению) и работает по законам конкуренции, но часть (передающая), наоборот, стала государственным монополистом в виде Федеральной сетевой компании.

Для электроэнергетики России характерны высокие первоначальные капиталовложения, длительный срок возврата инвестиций, высокая капиталоемкость, зависимость себестоимости производства электроэнергии от типа электростанций, законодательные барьеры. Но, несмотря на высокую концентрацию, созданные конкурентные условия на оптовом рынке электроэнергии не позволяют влиять на условия обращения товара, что свидетельствует об ограниченном участии стороны спроса на рынке. Это определяет необходимость выявления доминирующих предприятий, которые оценивали бы возможность воздействовать на рыночные условия (например, анализ динамики рентабельности предприятий, соотношения издержек крупных и мелких компаний, объективных и стратегических показателей барьеров входа).

Итак, высокие барьеры входа, ограниченное участие стороны спроса на рынке, особенности стоимостных параметров, продолжительный, непрерывный, многоступенчатый технологический цикл - все эти

особенности рынка электроэнергетики характерны для естественной монополии. Что касается электроэнергетической отрасли, то для нее высокая концентрация является эффективной в силу существенного возрастающего эффекта масштаба.

Для анализа социально-экономических и политических факторов возникновения естественной монополии в электроэнергетической отрасли вернемся к вопросу государственного регулирования, являющегося неотъемлемой частью государственных функций и имеющего своей целью обеспечение экономической эффективности не только самой естественной монополии, но и общества. Кроме того, в основе государственного регулирования могут быть дополнительные общественные цели, такие как: изъятие у естественных монополий сверхприбылей и обеспечение выполнения естественными монополиями обязательств в отношении социальной политики государства, а также и применительно к целям политических групп и групп интересов [9].

Особая роль электроэнергетики в социально-экономическом развитии России как и любого другого государства (проявляющейся в существенном влиянии на социальную обстановку, уровне доходов населения, развитии других отраслей и т.п.), предопределяет ее функционирование как естественной монополии.

Безусловно, существует зависимость экономической ситуации как в отдельных регионах, так и в стране в целом, от изменения тарифов на электроэнергию. В частности, рост цен на энергоносители оказывает существенное влияние на инфляционные процессы. При снижении уровня инфляции тарифы остаются в течение длительного периода времени постоянными, либо ищутся резервы для их снижения. Такая ситуация позволяет производителям и потребителям электроэнергии сосуществовать в условиях взаимовыгодного сотрудничества.

При невозможности стабилизации экономической ситуации и росте уровня инфляции неизбежно повышение тарифов на электроэнергию, что тормозит устойчивое развитие электроэнергетики и, как следствие, подъем экономики страны. Сохранение тарифов на прежнем уровне в данной ситуации возможно только при выделении дополнительных ресурсов для поддержания инвестиционных программ в энергетическом секторе в бюджете регионов.

Снижение тарифов, с одной стороны, дает выгоды для потребителя, но с другой - не стимулирует его к энергосбережению, что несоизмеримо с прямой выгодой, получаемой при снижении тарифов.

Повышение тарифов, безусловно, является выгодным для энергетических предприятий, так как это позволяет им увеличить свою прибыль, обеспечить рост рентабельности, дает возможность для финансирования программ производственного развития, реновации, реконструкции, обновления основных производственных фондов и др. Однако данному процессу может сопутствовать потеря ряда потребителей, рост кредиторской задолженности. Также весьма существенным становится и обратный эффект: вследствие увеличения тарифов на электроэнергию повышаются цены на потребляемое топливо, материалы, оборудование, услуги; появляется необходимость увеличения зарплат сотрудникам с целью компенсации роста стоимость жизни, снижается спрос на продукцию из-за увеличения доли условно-постоянных расходов в ее себестоимости [6]. Все перечисленное приводит к снижению ожидаемой прибыли.

При усилении инфляции, вызванном удорожанием электроэнергии, происходит еще и обесценивание получаемой прибыли [4]. Косвенными последствиями удорожания электроэнергии являются рост стоимости жизни, удорожание продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг, транспорта и т.д.

Итогом изменения тарифов на электроэнергию являются последствия для экономики и социальной сферы, сказывающиеся также на бюджете регионов, так как при росте тарифов увеличиваются налоговые отчисления от энергетических компаний, но снижаются налоги на прибыль и НДС многих предприятий производственной сферы. Характерно, что такое снижение порой перекрывает дополнительные поступления в бюджет от электроэнергетики. Возможно также и банкротство предприятий из-за удорожания электроэнергии, что также снижает налоговые поступления. Бесспорно, избежать удорожания электроэнергии при росте издержек в энергосистеме и необходимости ввода новых мощностей и повышения надежности энергоснабжения невозможно. Однако в данном случае необходимо достижение компромисса между интересами производителей и потребителей электроэнергии и экономики региона в целом.

Таким образом, анализ различных групп факторов, влияющих на формирование естественных монополий в электроэнергетике России, позволяет отметить, что их сохранение в отечественной электроэнергетике предопределено целым комплексом причин, устранить которые в полной мере в ближайшее время невозможно. Литература:

1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-Ф3 (ред. от 14.10.2014) «Об электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». 31.03.2003. № 13. Ст. 1177.

2. Указ Президента РФ от 14.08.1992 N 922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества» // «Собрание актов Президента и Правительства РФ». 31.08.1992. № 9. Ст. 591.

3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 29.10.2014) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» // «Собрание законодательства РФ». 23.01.2012. N 4. Ст. 504.

4. Гальперова Е.В., Кононов Ю.Д. Изменение тарифов на электроэнергию: оценка возможных последствий для экономики региона. Регион: экономика и социология. 2001. № 2. С.28-37.

5. Огневенко Г.С. Теоретические аспекты регулирования естественных монополий в электроэнергетике // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25).

6. Родин А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2011. № 1. Т. 14. С. 210-213.

7. Селиверстова И.Н. Институциональные особенности государственного регулирования хозяйственной деятельности естественной монополии: автореф. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.

8. Шолудько Е.В. Перспективы развития естественных монополий в Российской Федерации и методы регулирования государством их деятельности // Вестник РГРТУ. № 3. (Вып. 25). Рязань, 2008.

9. Joskow P.L. Regulation of Natural Monopolies / Massachusetts Institute of Technology, Center for Energy and Environmental Policy Research, (05-008 WP), April 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.