Научная статья на тему 'Факторы успешной командной работы'

Факторы успешной командной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2408
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДА / УСПЕШНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / TEAM / SUCCESSFUL ACTIVITY / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бедерникова Инна Владиленовна, Чугунова Людмила Николаевна

В данной работе обсуждаются актуальные вопросы командной работы. Представлена система факторов успешности командной работы: психологические, социально-психологические и социальные. Рассматривается вопрос о факторах успешности командной работы, имеющих наибольшее значение для достижения общекомандного результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бедерникова Инна Владиленовна, Чугунова Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Decisive factors of successful team work

The main components of successful team work are discussed, including psychological, psychosocial and social ones. The authors try to define the most crucial factors leading to success in team work.

Текст научной работы на тему «Факторы успешной командной работы»

И. В. Бедерникова, Л. Н. Чугунова

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ

Введение

Жизнь человека невозможна без деятельности: как известно, сначала это игра, затем учебная деятельность, потом трудовая. При выборе профессии каждый из нас задумывается о том, в какой сфере он может наиболее полно реализовать себя и принести наибольшую пользу обществу. Несомненные задачи человеческого существования — созидание, развитие, участие в общественном разделении труда и в построении гармоничного общества. Редкие профессии предполагают индивидуальную деятельность. Преимущественно это профессии творческие — писатель, художник, журналист, композитор, скульптор. Для других сфер деятельности характерно объединение усилий разных людей, построение такой системы, в которой возможен коллективный труд. При объединении людей в команду достигается эффект синергии, когда результат совместного труда превосходит суммарный результат индивидуальных усилий. Совместная работа позволяет вдохновлять, поддерживать друг друга, разрабатывать идеи, сопоставлять различные точки зрения — формировать «стереоскопическое» видение проблем, использовать во благо имеющиеся различия в способностях, темпераменте, жизненном и профессиональном опыте участников команды [13].

В последнее время все чаще встает вопрос об управлении командами, методах командообразования, увеличении эффективности управленческой коммуникации и кросс-функциональной коммуникации между смежными подразделениями. Конкурентным преимуществом является гибкость организации, ориентированность на результат, умение быстро перестроиться в зависимости от текущей ситуации. Именно поэтому все более распространенной становится матричная структура организации и проектная работа. Любая работа над проектом неизбежно связана с формированием проектной команды, с выстраиванием в ней системы коммуникации и специальным обучением работе в команде. Психология, занимаясь изучением групповой деятельности, динамики и групповых процессов, может помочь решить встающие перед компаниями вопросы. Кроме того, изучение командной работы в организациях вносит вклад в развитие представлений о социализации современного человека в условиях новой экономики.

В связи с этим необходимо уделить особое внимание изучению факторов успешности командной работы (под успешностью мы понимаем достижение командой своих целей) [8].

Мы рассмотрим ситуацию командной работы и факторы, влияющие на ее успешность, на примере команды по пожарно-прикладному спорту МЧС России в г. Санкт-Петербурге.

Основные термины

Понятие «команда» в широком смысле слова, т. е. применительно не только к спорту, но и к любому другому виду деятельности, вошло в наш лексикон относительно недавно. Традиционно отечественная психология обозначала понятием «коллектив»

© И. В. Бедерникова, Л. Н. Чугунова, 2010

высшую точку развития малой группы [11]. Коллектив представляет собой частный случай малой группы, соответственно, он обладает большинством характеристик, присущих малой группе. Коллектив отличается тем, что это всегда малая группа с высоким уровнем развития, объединенная общими целями, которые подчинены целям общества.

Коллектив характеризуется рядом феноменов: групповым сознанием (нормами, ценностями), групповой сплоченностью, групповой структурой, лидерством в группе.

Задача группы всегда является внешним, объективным фактором — это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, трудности, с которыми они столкнулись. Задача может быть поставлена перед группой извне и изнутри. Цель группы представлена степенью мотивации решения и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания реализовать ее [6].

В советской психологии разрабатывалась психологическая теория коллектива, рассматривающая коллектив как группу, состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив [1].

Однако сейчас все чаще и чаще мы говорим о команде и командной работе.

Командой называют группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия [2].

Что отличает команду от группы людей? У членов команды обязательно есть общая цель деятельности, для достижения которой они нуждаются друг в друге. Отсюда вытекает понятие командных ролей, выполнение каждым участников команды определенной функции, необходимой для достижения результата [10].

Процесс целенаправленного формирования команды (формирование особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их потенциал сообразно стратегическим целям) получил название командообразования [3]. В формировании команды большую роль играет стиль ее лидера. При командном стиле руководства отсутствует схема, где лидер более ценен, чем человек, находящийся ниже его в иерархии. При этом оптимально используются все таланты нижестоящих людей для того, чтобы достичь целей команды. Руководитель не функционирует по принципу однонаправленной коммуникации, он находится в состоянии постоянного получения информации от других членов команды. При командном стиле руководства лидер несет ответственность, получая информацию, а более низкие уровни тоже ответственны перед лидером, давая ему информацию о своем непосредственном опыте. Остальные члены команды первыми выявляют новые способы того, как сделать процессы более эффективными, потому что именно они их сами и осуществляют [11].

Таким образом, в качестве основных характеристик команды можно отметить ряд признаков:

1. Все члены команды объединены общей деятельностью и общей целью деятельности.

2. Члены команды находятся в синергетической взаимозависимости — результат совместной работы оказывается качественно иным по сравнению с итоговым результатом индивидуальной работы.

3. Все члены команды осознают себя как единое целое, обособленное от окружающей среды и обладающее внутренней структурой.

4. Деятельность команды соотносится с окружающим обществом, смысл деятельности команды выходит за рамки самой деятельности.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в команде спортсменов, занимающихся пожарноприкладным спортом. Этот вид спорта соединяет различные виды легкой атлетики. Спортсмены используют профессиональную пожарную амуницию и технику. Регулярно проводятся всероссийские соревнования спортивных команд из различных городов. В рассматриваемый период времени команда по пожарно-прикладному спорту Санкт-Петербурга находилась в сложном положении, неудачно выступив в сезоне.

В рамках работы психологов с командой проводился этап диагностики — исследование совокупности факторов, влияющих на спортивные результаты команды. Обратимся к полученным результатам, чтобы понять, какие факторы могут повлиять на успешность/неуспешность командной деятельности.

Члены команды — молодые мужчины в возрасте от 20 до 30 лет (средний возраст 23,3), служащие в МЧС России. Общее количество участников исследования — 30 человек.

Для изучения индивидуальных особенностей спортсменов и особенностей командного взаимодействия применялись следующие методы и методики:

1. Методика диагностики темперамента Айзенка [9].

2. Теппинг-тест: Экспресс-диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина [8].

3. Методика «Краткий ориентировочный тест» (КОТ).

4. Методика «Цветовой тест М. Люшера» [9].

5. Методика «Цветовой тест отношений» [7].

6. Опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ха-нина [9].

7. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность».

9. Социометрия.

10. Интервью.

Результаты исследования и их обсуждение

Можно выделить несколько уровней факторов, влияющих на успешность деятельности спортсменов:

1. Физиологический (физическая форма, природные данные, физические сила, ловкость, выносливость и т. д.). Следует сразу заметить, что характеристики данного уровня, безусловно, влияют на спортивный результат, однако не являются основной составляющей командного успеха.

2. Психологический (индивидуальные психологические особенности спортсменов).

3. Социально-психологический (взаимоотношения спортсменов в команде, взаимоотношения спортсменов с тренером и администрацией).

4. Социальный (соотношение команды и общественных структур более высокого порядка, взаимовлияние личной и профессиональной жизни каждого спортсмена).

Исследование началось с личной встречи психологов и спортсменов. В ходе беседы обсуждались факторы социального уровня, наиболее часто назывались следующие сложности:

1. Низкая оплата труда. Для того чтобы иметь достаточное количество денег, некоторые спортсмены были вынуждены сменить род деятельности и уйти из спорта. Члены команды вспоминали талантливых участников, от ухода которых пострадала команда. Другой вариант увеличения дохода — дополнительная работа. Некоторые спортсмены устраиваются на работу в свободное время, что негативно сказывается на их физическом состоянии и физической форме. Кроме того, возникает ощущение «кручусь, как белка в колесе», меньше внимания уделяется тренировкам и выступлениям команды, теряется интерес к спорту.

2. Сложные жилищные условия. Многие спортсмены приехали из других городов, в которых были самыми сильными участниками соревнований, чтобы делать карьеру в Санкт-Петербурге. Отсутствие собственного жилья лишает их чувства стабильности, надежности и прочности своего положения.

Особенное значение эти проблемы имеют для тех спортсменов, у которых уже есть семья и которые несут ответственность за ее благополучие. На таком социальном фоне мотивация к деятельности и моральный дух падают.

Когда мы говорим о социально-психологическом уровне, то имеем в виду социальнопсихологический климат в команде, взаимоотношения спортсменов с тренером, формальное и неформальное лидерство, сплоченность команды, разделяемые нормы и ценности [4].

Существенная отличительная черта команды — наличие четырех уровней взаимоотношений [5]. Первый, поверхностный, уровень связан с отношениями, опосредованными деятельностью, связанными с желанием членов группы заниматься данной деятельностью. Следует сказать, что далеко не все спортсмены пришли в пожарно-прикладной спорт благодаря своему интересу к нему, зачастую их спортивная карьера — результат стечения различных жизненных обстоятельств.

Второй уровень взаимоотношений связан с феноменами групповой динамики (аттракция, совместимость и т. д.) [9]. Результаты социометрии свидетельствуют о том, что внутригрупповые связи слабы — половина участников не получила ни одного положительного выбора, внутри команды есть несколько групп, которые соперничают между собой. Отчасти это связано с «конфликтом поколений» между опытными спортсменами и более молодым набором. Отдельно стоит обратить внимание на то, что формальный лидер — капитан команды — обладает низким социометрическим статусом. Спортсмены, показывающие наиболее высокие спортивные результаты и являющиеся наиболее перспективными, открыто конфликтуют между собой. Вселяет надежду тот факт, что неформальный лидер старается сплотить команду и выстроить взаимоотношения между соперничающими группами.

Третий уровень — совокупность межличностных отношений, опосредованных ценностями, нормами и содержанием совместной деятельности.

По шкале «Моральная нормативность» многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» средний групповой показатель составил 5,2 балла. Такое значение показателя свидетельствует о невысоком уровне социализации спортсменов. Они соблю-

дают общепринятые нормы, но не склонны им следовать, если они в чем-то противоречат их собственным интересам. Здесь опять стоит упомянуть конфликт опытных и молодых спортсменов: для первых важна материальная стабильность, важно получить денежное вознаграждение, а более молодые спортсмены стремятся сделать карьеру и готовы тренироваться и выступать без материального стимулирования.

Четвертый уровень — связи, относящиеся к спортивной деятельности. По результатам, полученным с помощью «Опросника личностной и реактивной тревожности

Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина», средний показатель личностной тревожности равен 35,5 балла, что определяет средний уровень тревоги. Однако средний показатель ситуативной тревожности низкий — 17,0 балла, что может свидетельствовать о низкой мотивации спортсменов, о малой значимости результата — успеха в соревнованиях. Это характеризует отсутствие естественного для любого спортсмена волнения в ожидании соревнований.

По результатам «Цветового теста М. Люшера» можно сделать вывод об отсутствии в команде спортсменов-пожарных сплоченности и единого отношения к деятельности. Треть спортсменов выбирает дополнительные цвета на первых позициях — для этих испытуемых характерны проявления высокой тревожности, фрустрации, сильного беспокойства в стрессовых ситуациях, пессимизм. Другая треть спортсменов выбирает основные цвета на первых позициях — это говорит об их положительном настрое, уверенности, активности и оптимистичности. Однако в обследуемой команде нет единой тенденции.

По результатам «Цветового теста отношений» 58% испытуемых положительно относятся к себе, адекватно оценивают свои достоинства и недостатки, способны принять критические замечания в свой адрес, имеют адекватную достаточно высокую самооценку. Негативно воспринимают свою команду 67% испытуемых!

Если подводить итог, то очевидно, что у такой команды отсутствует нацеленность на результат, общее видение цели и мотивация на ее достижение.

Рассмотрим психологический уровень, индивидуальные характеристики спортсменов.

Методика диагностики темперамента Айзенка

По данной методике выявлены средние значения среднегрупповых показателей экстраверсии и нейротизма. Когда мы рассматриваем группу, то отсутствие высокого или низкого среднегруппового показателя свидетельствует о том, что нет единой тенденции в проявлении данного признака. Например, нельзя сказать, что все спортсмены являются ярко выраженными экстравертами.

По результатам теппинг-теста в группе преобладает средне-слабый тип нервной системы. Учитывая, что тип нервной системы влияет на характеристики индивидуального стиля деятельности, на наш взгляд, в данном случае не наблюдается очевидной взаимосвязи с командным взаимодействием и командной работой.

Среднегрупповой показатель интеллектуального развития по результатам методики «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) составляет 22 балла, что также показывает средний уровень, свидетельствующий о достаточно хорошем развитии у членов команды, занимающейся пожарно-прикладным спортом, аналитическо-синтетических способностей, умения оперировать информацией, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, на наш взгляд, не выявлено индивидуальных особенностей спортсменов, влияние которых было бы определяющим для командной работы.

Выводы

1. С точки зрения системного подхода при рассмотрении факторов успешности командной работы на примере команды по пожарно-прикладному спорту, не отличившейся успешными спортивными достижениями, нельзя игнорировать влияния внешней среды (система материальной и нематериальной мотивации, обстоятельства личной жизни спортсменов).

2. Наиболее значимыми факторами успешности командной работы являются ее социально-психологические характеристики.

3. Изучение факторов успешности командной работы требует дальнейшего исследования, выдвижения и проверки новых гипотез, так как данная тема имеет большое практическое значение, выходящее далеко за пределы спортивных команд и, в частности, команд по пожарно-прикладному спорту.

Литература

1. Андреева Г. Социальная психология. М., 2003. 398 с.

2. Безрукова Е. Ю., Жуков Ю. М., Блинова Ю. В., Лямин А. В. Командообразование в режиме реального времени // Справочник кадровика. 2001. №2. С. 105-111.

3. Донцов А. И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа — коллектив — команда: Модели группового развития // Социальная психология в современном мире. М., 2002. С. 96-114.

4. Ильин Е. П., Киселев Ю. Я., Сафонов В. К. Психология спорта. Л., 1989. 154 с.

5. Лазаревич Л., Па,ра,носич В. Психодинамика спортивной группы. М., 1977. 168 с.

6. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб., 2002. 309 с.

7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001. 359 с.

8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2001. 301 с.

9. Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2001. 512 с.

10. Самонов А. П. Психология для пожарных. Пермь, 1999. 697 с.

11. Сарган Г. Н. Тренинг командообразования. СПб., 2005. 187 с.

12. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. М., 2003. 314 с.

13. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003. 356 с.

Статья поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.