Научная статья на тему 'Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе'

Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1020
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / CUSTOMER SATISFACTION / SATISFACTION FACTORS / ASSESSMENT OF THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Николаевна

Рассматривается процесс удовлетворённости потребителей образовательных услуг в вузе. Представлены факторы оценки качества обучения в зависимости от степени значимости и уровня удовлетворённости потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF SATISFACTION OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES AT THE UNIVERSITY

Presents the factors of quality assessment, depending on the degree of importance and the level of customer satisfaction.

Текст научной работы на тему «Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331). Управление. Вып. 9. С. 38-40.

Е. Н. Елисеева

ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Рассматривается процесс удовлетворённости потребителей образовательных услуг в вузе. Представлены факторы оценки качества обучения в зависимости от степени значимости и уровня удовлетворённости потребителей.

Ключевые слова: потребители образовательных услуг, удовлетворённость потребителей, факторы удовлетворённости, оценка качества обучения.

Реализация исследований по изучению удовлетворённости потребителей образовательных услуг является важным фактором совершенствования деятельности любого вуза.

Ориентация на потребителя, учёт его мнений и оценок способствует формированию положительного имиджа организации. В свою очередь, имидж вуза влияет на определённые настроения и ожидания потребителей от различных аспектов деятельности учебного заведения. Оценка потребителей образовательных услуг позволяет выявить восприятие уровня качества оказанной услуги и её ценность (значимость) для потребителя. Результатом процесса сравнения ожиданий (требований) потребителей и восприятия фактически оказанных им услуг является удовлетворённость потребителей. Именно удовлетворённость потребителей образовательных услуг способствует формированию их лояльности, наличию положительных рекомендаций или претензий по качеству обучения в вузе (рис. 1).

Изучение удовлетворённости потребителей образовательных услуг предполагает балльную оценку ряда факторов по уровням восприятия удовлетворённости фактически оказанной услуги и её значимости (рис. 2).

Особое внимание следует обратить на три группы факторов:

1) факторы с высокой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости — необходимо поддерживать на таком же уровне;

2) факторы с высокой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости — требуют внимания и улучшений в краткосрочной перспективе;

3) факторы с низкой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости — можно рассматривать и совершенствовать в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим оценку удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения (на примере факультета управления ЧелГУ). В качестве потребителей выступили студенты 4 курса специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» и «Управление персоналом». Исследование проводилось в ноябре — декабре 2012 г. посредством опроса. Всего было опрошено 113 человек, что составило 83 % от студентов 4 курса.

Для оценки качества обучения были выделены следующие направления: уровень организации учебного процесса, условия обучения в вузе, качество преподавания профессорско-преподавательского состава. Для расчёта индекса удовлетворённости потребители оценивали по 5-балльной шкале степень исполнения и ценности (значимости) предлагаемых факторов удовлетворённости (табл. 1).

Имидж вуза Ожидания потребителей образовательных услуг

О

Оценка потребителей образовательных услуг Качество образовательных услуг Значимость образовательных услуг

О

Удовлетворённость потребителей образовательных услуг Лояльность потребителей Рис. 1. Модель процесса удовлетворённости потребителей образовательных услуг в вузе

Факторы удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе

39

Степень значимости

5

Факторы с высокой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости

Факторы с низкой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости

0

Факторы с высокой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости

5

Уровень удовлетворённости

Факторы с низкой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости

Рис. 2. Факторы деятельности организации в зависимости от степени значимости и уровня удовлетворённости потребителей

0

Таблица 1

Оценка удовлетворённости качеством обучения студентов 4 курса факультета управления ЧелГУ, ноябрь — декабрь 2012 г.

Оценка удовлетворённости потребителей

Оцениваемые потребителями факторы Среднее значение Среднее значе- Индекс удовлетворён-

удовлетворённости ние значимости ности потребителей

(от 1 до 5) (от 1 до 5) (от -1 до +1)

А. Уровень организации учебного про-

цесса на факультете:

А1. Организация занятий, расписание 3,3 4,4 0,12

А2. Информационно-методическое обес-

печение 3,9 4,6 0,38

А3. Организация работы деканата 3,2 4,3 0,07

А4. Организация самостоятельной работы

студентов 3,5 4,2 0,18

А5. Организация практики 3,2 4,7 0,09

А6. Организация НИРС 3,4 4,1 0,14

В. Условия Вашего обучения в вузе:

В1. Материально-техническая база 3,9 4,5 0,37

В2. Внеучебная деятельность 3,5 3,8 0,14

В3. Деятельность студенческого само-

управления 3,6 3,5 0,15

В4. Работа библиотеки 3,9 4,1 0,30

В5. Работа столовой, буфетов 3,2 4,1 0,07

В6. Спортивная база 3,2 3,5 0,05

С. Качество преподавания ППС:

С1. Квалификация преподавателей 4,3 4,8 0,60

С2. Трудовая дисциплина 4,2 4,6 0,51

С3. Использование информационных тех-

нологий 4,0 4,6 0,42

С4. Использование творческого подхода 3,8 4,7 0,35

Представим основные факторы деятельности вуза в зависимости от степени значимости и уровня удовлетворённости потребителей качеством обучения (рис. 3).

Определим факторы по группам в зависимости от степени значимости и уровня удовлетворённости потребителей образовательных услуг качеством обучения (табл. 2).

40

Е. Н. Елисеева

Степень значимости

Группа факторов 2 Группа факторов 1

•А5 5 • С4 •А2 • С1 • С3 • С2

•А3 • В5 3 •А1 •А4 •А6 •В1 • В4 4 5

• В2 Уровень удовлетворённости

• В6 • В3 3

Группа факторов 3 Группа факторов 4

Рис. 3. Факторы, определяющие качество обучения студентов 4 курса факультета управления ЧелГУ (ноябрь — декабрь 2012 г.)

Таблица 2

Основные группы факторов, определяющих качество обучения студентов 4 курса факультета управления, ноябрь — декабрь 2012 г.

Группы факторов Факторы

1. Факторы с высокой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости С1. Квалификация преподавателей С2. Трудовая дисциплина С3. Использование информационных технологий в процессе обучения

2. Факторы с высокой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости А1. Организация занятий, расписание А2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса А3. Организация работы деканата А4. Организация самостоятельной работы студентов А5. Организация практики студентов А6. Организация НИРС В1. Материально-техническая база вуза В4. Работа библиотеки В5. Работа столовой, буфетов С4. Использование творческого подхода в учебном процессе

3. Факторы с низкой степенью значимости и низким уровнем удовлетворённости В2. Внеучебная деятельность В3. Деятельность студенческого самоуправления В6. Спортивная база

4. Факторы с низкой степенью значимости и высоким уровнем удовлетворённости —

Таким образом, распределение факторов по группам даёт возможность выбрать приоритеты и направления для совершенствования деятельности факультета управления и вуза в це-

лом, улучшить качество обучения в соответствии с мнениями и оценками потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.