УДК 332.1:379.85
Н.А. Левочкина,
кандидат экономических наук, кандидат исторических наук, доцент, исполнительный директор Омского отделения ОРО «Мемориал»
e-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИЙ
В статье рассматриваются вопросы влияния факторов внешней и внутренней среды территориальных образований, влияющих на их функционирование и развитие, а также предлагается использование регионально - локальных брендов как инструментов повышения их привлекательности и дальнейшего развития.
Ключевые слова: локально-региональные территории, факторы
среды, локально-региональные бренды, функционирование и развитие.
Сегодня в России около 156 тысяч сел и деревень, 1108 населенных пунктов имеют статус города, из них 12 городов - миллионников (более миллиона человек), 25 крупнейших городов (от 500 до 1 миллиона человек), 36 крупных городов (от 250 до 500 тысяч человек), 91 большой город (от 100 до 250 тысяч человек), 157 средних городов (от 50 до 100 тысяч человек), 787 малых городов (с населением менее 50 тысяч человек) [3; 5]. Данная статистика уже сама по себе говорит о роли и значении малого города, особенно для сельской территории, для которой он становится фактически единственным и последним финансовым, материальным и иным источником ресурсов. Это особенно становится актуальным после официальных заявлений 8 февраля 2011 г. на
Московском международном урбанистическом форуме министра Минэкономразвития РФ Э. Набиуллиной, заявившей, что в «России слишком много «неперспективных» малых и средних городов, которые постепенно пустеют, потому что местные жители переезжают в мегаполисы» [5]. По-мнению чиновницы, убывание городов небольшого размера становится непреодолимой глобальной тенденцией и обходится России такая финансовая поддержка неперспективных городов в 2 - 3 % ежегодного роста.
Из множества теорий, моделей регионального и местного развития наиболее актуальными в современных условиях являются теории управления ресурсами (тремя основными видами: человеческими,
материальными и информационными) в рамках имеющихся полномочий и теории тоталитарного корпоративного управления. В рамках последней можно выделить два основных прямо противоположных подхода в управлении ресурсами со стороны государства. В рамках первого, цивилизованное государство поддерживает территории и людей, на них проживающих, создает условия для роста благополучия и развития территорий. Во втором случае, максимально централизуются финансы; в социально - культурной и образовательной сферах используется нормативно - подушевой метод для максимальной экономии средств и минимизации выполняемых функций. Так, в результате проводимой административной реформы и системы «вертикального» управления Россией, по оценкам экспертов, ежегодно умирает от 700 тысяч до 1000000 человек россиян, а отток за последние 10 лет высококвалифицированной молодежи за границу составил около полутора миллионов человек, сокращается количество сельских больниц, школ, ФАПов [5]. Видимо, 15 -20 миллионов жителей бесперспективных территорий являются «лишними» людьми, а значит и последствия финансовой «воронки» для малых территорий будут необратимее и катастрофичнее. Поэтому
напрашивается вопрос: «Могут ли стать тысячи исторических,
культурных, природных центров России стать тормозом в ее развитии?
Чтобы ответить на столь важный вопрос попробуем представить те проблемы, с которыми объективно или субъективно сталкивается наше российское население (табл.1):
Таблица 1 - Вызовы и Ответы времени в условиях глобализации и административно-корпоративного управления
Уровни Уровни
Вызовы времени постановки проблем Ответы времени реализации решений
Изменение Национально- Нормативно-правовое Национально-
территориальных региональный, регулирование; региональный,
границ регионов, муниципальный развитие локальной муниципаль
риск утраты инфраструктуры; ный
территориального решение
каркаса страны демографических вопросов и переселения соотечественников из стран СНГ и др.
Демографические Национально- Налоговые льготы Национально-
изменения региональный, семьям и региональный,
муниципальный работодателям в решении демографических проблем; разработка и реализация национальнорегиональных программ и др. муниципаль ный
«Вертикаль» власти Национально- Развитие институтов Национально-
в управлении территориями региональный, муниципальный гражданского общества; реформирование судебной системы в стране; развитие технологий конкурсного отбора кадров на государственные должности; совершенствова ние института депутатского наказа и отзыва; и др. региональный, муниципаль ный
Финансовая нищета и зависимость от вышестоящих бюджетов Национально- региональный Перераспределе-ние налоговых поступлений между уровнями власти с учетом объема функциональных задач и полномочий; законодательная проработка и экспертная оценка внедрения механизмов гласности и контроля в распределении денежных потоков между субъектами уровней власти и хозяйствующих субъектов и др. Национально- региональный, муниципаль ный
Нормативно - Национально- Нормативно-правовое Национально-
подушевой метод региональный, и экономическое региональный,
финансирования муниципальный регулирование муниципаль
социальных систем увеличения ный
(образования, нормативно -
медицины, культуры, подушевых ставок и
социального коэффициентов
обслуживания) обеспечения услугами население; общественный контроль за качеством предоставляемых услуг и др.
Реформирование Национально- Разработка и Национально-
(административное региональный, внедрение в практику региональный,
укрупнение муниципальный механизмов муниципаль
муниципальных согласования ный
территорий и органов интересов и
местного ресурсного
самоуправления) или обеспечения
сокращение субъектов всех
системообразую-щих уровней; и др.
территориально-
муниципальных
образований (школ,
ФАПов и т.д.)
Переориентация Национально- Разработка и Национально-
распространения и региональный внедрение в практику региональный,
использования механизмов муниципаль
основных ресурсов согласования ный
страны с малых интересов и
городов на города - ресурсного
мегаполисы) обеспечения субъектов всех уровней Использование инструментов локально -территориального брендинга; и др.
Единство институтов власти и ключевых экономических корпораций, тотальная коррупция Развитие институтов гражданского общества; институтов общественного контроля; профессиональной (всех видов) экспертизы нормативных актов и отчетов министерств, ведомств всех органов власти; системы контроля за расходами чиновников; и лр. Национально- региональный, муниципаль ный
Процессы социального распада общества (в первую очередь, сельских территорий) Национально- региональный, муниципальный Создание благоприятной, комфортной в экономическом, культурном и экологическом плане среды обитания жителей малых городов, сельских жителей, а также Национально- региональный, муниципаль ный
граждан страны; и др.
Отток Национально- Разработка комплекса Национально-
интеллектуального региональный, мер экономического, региональный,
капитала страны за муниципальный социального, муниципаль
рубеж, в крупные политического и ный
города из сельской иного характера по
местности и малых закрепления молодых
городов специалистов на селе и в социально значимых территориях
Опасность Национально- Содействие Национально-
формирования региональный, формированию региональный,
политически и муниципальный гражданина, муниципаль
экономически гражданской позиции ный
свободного и долга через систему
гражданина комплексных мер на всех уровнях власти и гражданского общества
Экономические, мировой, Содействие созданию Национально-
политические национально- уникальных региональный,
кризисы и проблемы региональный, продуктов и услуг, муниципаль
глобализации в муниципальный, востребованных на ный
экономике, культуре, сельского рынке в условиях
экономике, экологии поселения и т.д. кризиса и неопределенность; формирование системы инновационной экономики и инновационного рынка; и др.
Одной из сторон глобализации является процесс вывода локальных территорий в глобальный мир - ГЛОКАЛИЗАЦИЯ. Она проявляется в установлении связей отдельных территорий с международными объединениями поверх национальных государств; в повышении интереса к особенностям национальной культуры и уникальности ее природы и историко-культурного наследия; восстребованности локальной специфики, в том числе и для развития туризма.
На наш взгляд, одним из условий, снижающих последствия глобализации и проводимых в России реформ является формирование регионально-локальных туристских брендов. С одной стороны, региональные бренды создаются на основе региональной идентичности и общности культурных, а иногда и этнических, и иных ценностей, многообразных ресурсов, а с другой стороны, процесс создания регионального, локального бренда (брендирование) основывается на реализации долгосрочной политической и макроэкономической стратегии региона и ее территорий, комплекса информационных поводов и мероприятий, широкого ассортимента товаров и услуг. Процесс создания брендов территорий, в том числе туристских брендов набирает свою силу, как в европейской части Российской Федерации, так и в отдаленных ее восточных, северных территориях.
В последнее время проходит большое количество научных конференций, посвященных вопросам выявления специфичных имиджевых характеристик различных субъектов РФ, продвижения российских и зарубежных территорий через бренды и проектную деятельность [4]. Актуальность этих мероприятий, по мнению экспертов, обусловлена жесточайшей, особенно в условиях финансовых и иных кризисов, территориальной конкуренцией за ресурсы развития, привлечение трудовых ресурсов, за туристические потоки. Именно этим
объясняется активизация деятельности по территориальному брендингу, использованию новых информационно-коммуникационных технологий в формировании туристских брендов регионов.
Каждая территория сегодня пытается определить, а затем и использовать уникальные особенности истории, географии, культуры, хозяйственно-экономического уклада, этнокультурное своеобразие с целью привлечения интереса к ним как государственно-региональных органов власти, так и бизнес - сообщества, общественных организаций, а также туристов.
В качестве объекта для исследования нами была взята научно -аналитическая информация, представленная в материалах 1 Международной научно-практической конференции «Продвижение территории через культурные бренды: использование новых
коммуникационных технологий», прошедшей 26 марта 2010 г. в г. Омск под эгидой Омского государственного педагогического университета и Правительства Омской области [4]. Так, в научных статьях более чем 87 авторов были выделены следующие примеры регионального бренда Омского региона: региональный университет, учебные заведения,
культурная среда города, мифологемы «третьей столицы», скульптурные формы (большие, малые), музейно-выставочные проекты омских музеев, фонды музейных предметов мемориальных лиц, депутатский корпус различных уровней законодательной власти, литературные бренды, люди-бренды, старинные журналы, историко-этнографические музей районов области, проекты в сфере народной культуры, музейно-выставочные проекты, деятельность театров (музыкального, лицейского, драматического и др.), московско-сибирский тракт, туристические туры, КВН-бренд, региональные олимпиады, спортивные мероприятия. Поэтому все представленное выше многообразие объектов, предложенных в качестве региональных брендов можно представить в следующем виде (табл. 2):
Таблица 2 - Классификация региональных брендов [2]
ПРОЕКТЫ ОБЪЕКТЫ
материальные интеллектуальные
1. Информационнопросветительские проекты (ОмГПУ «Современный русский»; «Омск литературный» и др.) 1. Историкокультурные комплексы (ИКК «Омская крепость» и др.) 1. Люди-бренды (литературные, музыкальные, художественные, спортивные, политические и иные)
2. Музейно-выставочные проекты («Омская культура: время созидания» и др.) 2. Музеи всех типов и видов (музей истории народов Сибири ОФ ИАЭТ СО РАН), музейные фонды 2. Издания, журналы (старинные, современные)
З.Проекты проведения народных праздников 3. Мемориальные залы (Зал М. А. Ульянова в МУК ЦБС г. Тара и др.) 3. Рекламноинформационная среда, в т.ч. он-лайн среда
4.Фестивальные проекты (проект «Молодые театры России» и др.) 4. Объекты культуры и искусства (архитектурные, скульптурные, живописи и др.) 4. Мифы, сказки, легенды, мифологемы
5.Туристические проекты [2, с.328] (проект «Центр Азии - место Силы» и др. 5. Учреждения, здания, сооружения и их культурная среда, инфраструктура 5. Этнокультурные, ментальные, психологические и иные особенности местного население
Территориально-локальные бренды приобретают все больший вес и распространенность, так как напрямую связаны с целенаправленной деятельностью по формированию инвестиционной, инновационной,
кадровой, туристической и иной привлекательностью местности, с созданием благоприятных условий жизни для местного населения и развития территории. Поэтому брендинг территорий и его измерение, мониторинг (функциональный, эмоциональный, инновационный, социально-культурный, духовно-исторический, экологический, глобальный и др.) становится такой же важной составляющей государственной и региональной, муниципальной политики, как и стратегии развития бизнеса любого коммерческого предприятия. Потенциал брендинга присущ основной массе территорий, но чтобы его реализовать необходимо применять активный менеджмент по продвижению и восприятию активов бренда как местным населением, так и иностранными гражданами [1, с.291 - 292]. В целом, наличие собственного бренда позволяет на равных конкурировать с другими территориями, продвигая при этом свою индивидуальность, формировать узнаваемость своей территории и желание ее посетить, сотрудничать с ее хозяйствующими субъектами. Именно этот тезис должен стать основой повседневного управления на любом организационно-административном уровне и прежде всего муниципальном, чтобы противостоять всем национально-региональным, глобальным вызовам времени.
Список литературы:
1. Краснослободцев, А.А. Бренд территорий как современный феномен: Материалы I Международной научно-практической конференции., 26 марта 2010 г. - Омск: Изд-во «Образование-Информ», 2010. - 291с.
2. Левочкина, Н.А. Перспективы развития туризма в Омском регионе: Материалы I Международной научно-практической конференции., 26 марта 2010 г. - Омск: Изд-во «Образование-Информ»., 2010. - 328-330с.
3. Ширяева, Е. Особенный предмет/ Е. Ширяева // Псковская губерния. -2008. - № 34 (403). - 2 сентября.
4. Штерн, М.С., Мельникова, Н.А., Скок, Т.Н. и др. Продвижение территории через культурные бренды: использование новых
коммуникационных технологий: Материалы I Международной научнопрактической конференции., 26 марта 2010 г. - Омск: Изд-во
«Образование - Информ», 2010. - 396 с.