Научная статья на тему 'Факторы развития экономико-технологического роста в регионе'

Факторы развития экономико-технологического роста в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ФАКТОР / ТЕХНОЛОГИИ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / ECONOMY / THE FACTOR / TECHNOLOGIES / INVESTMENTS / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудка В. Д.

В статье рассмотрены основные факторы развития экономико-технологического роста в регионе. Основное внимание, при этом уделено вопросам развития реального сектора экономики региона, базирующегося на широком внедрении инновационных высокотехнологичных производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC-TECHNOLOGICAL GROWTH IN REGION

In article major factors of development of economic-technological growth in region are considered. The basic attention, is thus given questions of development of real production sector of the region which is based on wide introduction of innovative hi-tech productions.

Текст научной работы на тему «Факторы развития экономико-технологического роста в регионе»

16.4. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РОСТА В РЕГИОНЕ

Дудка В.Д., к.т.н., профессор, Тула, Администрация Тульской области

Контакты автора: admin@region.tula.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы развития экономико-технологического роста в регионе. Основное внимание, при этом уделено вопросам развития реального сектора экономики региона, базирующегося на широком внедрении инновационных высокотехнологичных производств. Ключевые слова: экономика, фактор, технологии, инвестиции, регион

FACTORS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC-TECHNOLOGICAL GROWTH IN REGION

Dudka V.D., Cand.Tech.Sci., the professor, Tula, Administration of the Tula area

Annotation: In article major factors of development of economic-technological growth in region are considered. The basic attention, is thus given questions of development of real production sector of the region which is based on wide introduction of innovative hi-tech productions.

Keywords: economy, the factor, technologies,

investments, region

Институциональные преобразования рассматриваемые, с одной стороны, как изменения совокупности обычаев и нравов, норм и правил поведения, а с другой стороны, как преобразования сложившихся в регионах механизмов координирования взаимодействий агентов, являясь основой всех экономических и социальных процессов, играют важную роль в формировании устойчивого развития региона в условиях трансформации экономики. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных общественных институтов: прав собственности, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой и судебной системы, субординации на рынке, типов хозяйствования и его различных организаций.

Специфика происходящих в связи со сменой технологического уклада системных преобразований такова, что устойчивое развитие должно рассматриваться в рамках институциональной структуры. Такой подход касается и вопросов технико-экономического развития, и роли образования и культурного и исторического наследия, и средств массовой информации, и проблем экологического и политического развития.

Реализация институциональных преобразований в регионах возможна на различных уровнях. Осуществление данных изменений возможно как в отдельной отрасли, так и в экономике региона в целом. Уровни могут быть разделены по следующим основаниям (рис. 1).

В контексте проблемы устойчивого развития регионов при инновационных формах развития можно выделить два типа институциональных изменений по источнику возникновения: изменения, проводимые фе-

деральными органами власти и изменения, проводимые региональными администрациями. Кроме того, существуют преобразования эндогенные и экзогенные. К эндогенными можно отнести трансформации институциональной структуры экономики, осуществляемые путем эволюционного изменения существующих правил и норм, составляющих основу институтов. Экзогенные институциональные изменения являются по своей природе более радикальными [1].

Рис. 1. Классификация институциональных преобразований

Другая классификация институциональных изменений, встречаемая в экономической литературе, выглядит так:

1. Инкрементные институциональные изменения, происходящие за счет закрепления неформальных правил, норм, институтов в относительно малых группах с семейно-родственными связями. Аффективно снижает транзакционные издержки для членов группы.

2. Эволюция институтов, когда возникающие неформальные практики постепенно закрепляются как общепризнанные в формальных институтах.

3. Революционные институциональные изменения. Обычно проявляются при экзогенном заимствовании институтов, или их “импорте”[2].

В последнее время в центре внимания оказались вопросы исторической обусловленности развития, сочетания эволюционных и революционных институциональных преобразований, их последствий. Высказывались разные мнения о самом понятии «изменения». Так, А.Е. Шаститко полагает, что «институциональным называются такие изменения, которые выражаются в появлении новых правил с соответствующими механизмами обеспечения их соблюдения, а также изменения структуры трансакций ...».

Таким образом, задача практического использования современного институционального анализа предполагает, прежде всего, выявление основных направлений институциональных преобразований в трансформируемой экономике. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Институциональные преобразования региональной экономики при переходе к новому технологическому укладу носят зачастую радикальный характер, и, затрагивая глубинные, структурообразующие институты, приводят к разрушению и перестройке институтов, находящихся на менее глубоких уровнях институциональной иерархии. По мере выстраивания и фиксации новых структурообразующих институтов происходит процесс постепенной адаптации к ним других, менее значимых, локальных институтов. Применительно к ним действуют свои законы адаптации, свои институциональные стержни, образующие социально-эконо-

Дудка В.Д.

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ В РЕГИОНЕ

мический генотип, дающие импульс эволюции всей системы. В силу инерционности развития институтов переход от одной конфигурации институтов к другой осуществляется медленно, может сопровождаться периодом относительной деинституциализации и соответствующим ростом трансакционных издержек для субъектов экономики.

Период между разрушением одной институциональной структуры и возникновением новой есть период переходный, или институциональный (однако следует понимать, что у него нет четкой временной границы, т.е. конкретных моментов разрушения устаревшей и возникновения новой конструкции).

В целом институциональные преобразования в регионе при инновационном развитии можно проводить при выполнении двух условий:

во-первых, это наличие сильной власти,

во-вторых, наличие консолидированного общества, способного к самоорганизации.

Последнее свойство приобретает ключевое значение именно в условиях постиндустриальной экономики, характеризующейся переходом к расширенному производству услуг, исследований и т.д. В неоэкономике значительно возрастает роль индивида, его интеллекта и творческого начала, а способность к генерированию новых знаний становится главным ресурсом устойчивого развития. Анализ основных направлений институциональных преобразований и форм их реализации показал необходимость их осуществления под эгидой сильной государственной власти, не допускающей лавинообразного нарастания диффузии институтов. Более того, государство не должно устраняться из этого процесса в силу существования ряда форм социально-экономического и технологического развития, которые входят в противоречие с оптимистическим видением общественного развития.

Направленность институциональных преобразований и формы их реализации определяются той экономической средой, в которой они осуществляются, и результатами, которые необходимо достичь. Отсюда можно выделить два направления развития институтов.

Первое основано на преобразовании существующих рыночных и государственных структур, второе связано с формированием новых рыночных структур на основе добровольного соглашения между хозяйствующими субъектами.

Процессы реформирования государственного сектора экономики относятся к первому направлению реформирования институтов: в этом случае общество и экономика воспроизводят институты прошлого, постепенно внося в них изменения. Но полноценное осуществление институциональных преобразований подразумевает единство и равноправие двух вышеуказанных направлений. Действительно, преобразование государственной собственности "вводит" новые формы и методы ее экономической реализации и управления ею, взаимосвязи с другими формами собственности, приводя к появлению новых симбиозных форм и т. д. Тем самым осуществляется развитие второго направления институциональных преобразований (рис. 2).

Говоря о структуре институциональных преобразований, следует отметить, что она представляет собой систему составляющих ее элементов: экономических, политических, правовых и социальных.

Рис. 2. Структура институциональных преобразований в регионе

Каждый из них имеет свои специфические черты, но в то же время они взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой. Их специфичность объясняется направленностью на реализацию конкретных задач в своей области. Взаимосвязь и взаимообусловленность характеризуется тем, что постановка и решение каждой задачи в совокупности с другими преследуют одну общую цель - создание институциональных условий, способствующих формированию рыночной среды, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей каждого субъекта рынка. Элементы институциональных преобразований будут одновременно являться основными направлениями их осуществления. Для успеха и реализации целей институциональных преобразований необходима согласованная взаимосвязь направлений институционального процесса, что требует комплексный подход и разработку концептуальной модели. Каждое направление в отдельности без взаимосвязи с другими направлениями институциональных преобразований неспособно стать конструктивным фактором общественной стабилизации. Коротко рассмотрим каждое из направлений, обозначая при этом формы их реализации.

Институциональные преобразования в регионах имеют ярко выраженный политический аспект. Так, упор на отраслевой подход в управлении и распоряжении государственной собственностью ущемляет права регионов и ограничивает их функции, что грозит усилением политической нестабильности и регионального сепаратизма. Таким образом, институциональные преобразования, движимые соображениями индивидуальной политической выгоды, не обязательно совпадающими с интересами общества, не будут способствовать их аффективному осуществлению. Это обстоятельство имеет особое значение при реформировании государственной собственности, что обусловлено тесной ее связью с действием политических факторов.

Правовое направление институциональных преобразований в регионах связано с принятием правовых норм и законов, способных аффективно действовать в новых условиях экономической среды и тем самым создавать условия для реализации всех элементов и процесса в целом. При разработке законов, касающихся инновационной деятельности, необходимо учитывать действие неформальных правил (институтов), особенно степень зрелости новых отношений и их готовность к реализации этих законов. Таким образом, форма реализации правового направления институциональных преобразований видится в создании и совершенствовании формальных и неформальных правил, предполагающих подкрепление институциональных преобразований соответствующими механизмами, обеспечивающими их реализацию.

Социальное направление институциональных преобразований в основном сводится к доверию населения и его различных социальных слоев, что является ключевым фактором и непременным условием посту-

пательного развития общества. Формой данного направления будут являться критерии социального благополучия общества: уровень реальной заработной платы, структура потребления, состояние жилищной сферы, уровень образования, защищенность прав человека, условия труда и т. д. Отношение людей к рыночным, государственным институтам и механизмам управления во многом носит привычный и долговременный характер, основанный на историческом опыте: «институты создают базовые структуры, с помощью которых люди на протяжении всей истории добились порядка и таким образом снизили степень своей не-уверенности»[1].

Вопросы доверия к государству будут оказывать влияние и на объемы инвестиций. Взаимное влияние, в данном случае, социального и экономического направлений институциональных преобразований, объясняет, почему во многих странах не наблюдается ожидаемой реакции предпринимательского сектора на достижение стабилизации и реализации программ структурных преобразований. В странах с высоким уровнем доверия к государству объем инвестиций значительно выше, чем аналогичный показатель в странах с низким уровнем надежности. При этом установлено, что существует прочная взаимосвязь между уровнем доверия к правительству в стране и показателями экономического роста и инвестиций[3].

Отсутствие многообразия форм собственности в доперестроечный период в России и, следовательно, многообразия форм управления ею породило специфические экономические отношения в обществе: отсутствие реального собственника, т.е. реального субъекта присвоения результатов реализации собственности, обладающего функциями владения, распоряжения и пользования; отсутствие экономического интереса субъектов управления собственностью, система мотиваций и экономических стимулов была трансформирована в систему нематериального поощрения; в целом отсутствие условий развития институтов рынка и формирования рыночной инфраструктуры. Поэтому системное осуществление институциональных преобразований при переходе региональной экономики на новые технологические рельсы, на наш взгляд, должно предусматривать комплекс преобразовательных мероприятий по изменению каждой из трех выше обозначенных характеристик экономических отношений. Именно они в их тесной взаимосвязи должны составлять систему экономических институциональных преобразований и становиться ее основными.

Таким образом, институциональные преобразования в трансформируемых экономиках являются объективной необходимостью. Как показывает эволюционная теория, спонтанная селекция институтов далеко не всегда отбирает лучшие, оптимальные варианты. Напротив, она может укрепить такие институты, которые противоречат интересам общества. Именно институциональный подход позволяет полнее учитывать все составляющие системных преобразований, их влияние на психологию, нравственность, мораль, без чего невозможно достигнуть сбалансированности осуществляемых трансформаций.

Говоря о преобразованиях институциональной структуры для решения проблемы устойчивого роста в регионе, мы подразумеваем изменения, которые необходимо произвести в соответствующих институтах. А именно, собственности и инвестиционно-финансовых институтах; в нормативно-законодательной базе; институтах, обеспечивающих разработку, внедрение и

реализацию нормативно-правовых документов; обеспечивающих профессиональную подготовку и образование кадров, чья работа связана с решением существующих и потенциальных проблем устойчивого роста; а также институтах отвечающих за информационное обеспечение.

Таким образом, можно выделить следующие инструменты институциональных преобразований, использование которых возможно для решения проблем устойчивого инновационного развития в регионе (рис. 3).

Рис. 3. Инструменты институциональных преобразований в регионе

В целом, территориальное планирование является аффективным инструментом, способствующим привлечению инвестиций со стороны коммерческого сектора, поскольку позволяет частным инвесторам планировать свои вложения в соответствии с государственными планами развития того или иного региона.

Другим активным средством региональной политики, широко используемым в международной практике, является установление государством особых экономических, правовых и организационных режимов на отдельных территориях. Главной целью введения подобных исключений из общего экономического, институционального и правового пространства выступает, как правило, существенная экономическая выгода не только для соответствующей территории, но и для государства в целом.

Одним из ключевых элементов институциональной системы региональной неоэкономики выступает национальная инновационная система (НИС) - совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку в осуществлении инновационной деятельности.

В экономико-институциональном аспекте НИС представляет собой комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании новых знаний (фирмы, научно-исследовательская система, элементы технологической и экономической инфраструктуры), а также элементы, непосредственно и опосредованно влияющие на инновационный процесс (государственная экономическая политика, рынок труда, система образования и переподготовки, конкурентные рынки, финансовая и информационно-телекоммуникационная системы и т.д.).

Организационно-функциональная и экономическая инфраструктура НИС должна координировать все составляющие инновационной деятельности, содействуя адаптации промышленности, науки и образования к рыночным условиям, обеспечивать саморазвитие научно-технической и промышленной сфер региона.

В период формирования региональной НИС большое значение имеет государственное содействие совместным научно-исследовательским и прикладным проектам, повышению академической мобильности,

Дудка В.Д.

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ В РЕГИОНЕ

формированию сетей и кластеров предприятий и организаций и др. Процесс глобализации исследований и разработок должен контролироваться на предмет угроз национальной безопасности.

Формирование НИС не ограничивается процессом институционализации системы использования технологических инноваций, обеспечивающей конкурентоспособность отраслей народного хозяйства на внешнем и внутреннем рынках. Технологическое развитие в условиях неоэкономики региона не следует рассматривать только в рамках цикла «наука-производство», этот процесс гораздо шире и включает в себя взаимодействие обратных связей между всем комплексом общественных, политических, экономических, управленческих и др. факторов, детерминирующих перманентную генерацию инноваций. Инновационная экономика подразумевает и постоянное внедрение институциональных (управленческих, социальных, образовательных и др.) инноваций[4].

Практически во всех научных исследованиях, посвященных анализу национальных инновационных систем, обращается внимание на то, что ключевую роль в инновационном процессе играют взаимосвязи между институтами. Научное и технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками инновационной системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями региона и др.

Историческое прошлое региона детерминирует особенности институциональной системы, определяющей технологическую динамику (подобие «институциональной матрицы» применительно к НИС. Оптимальной конфигурации этих институтов не существует, и речь может идти о взаимодополняемости отдельных НИС и разной скорости реакции на технологические трансформации. Поэтому имплантация институтов инновационной системы из развитых стран на российскую почву без соответствующей их адаптации и реинжиниринга, скорее всего, обречена на провал[5].

Следовательно, оптимальным сценарием формирования инновационной экономики в России и регионах является эволюционный, то есть «выращивание» на местной «почве» институтов, позволяющих снизить степень неопределенности в обществе и экономике.

Ускоренное формирование национальной инновационной системы и институциональной среды для ее аффективного функционирования позволит перейти от трансплантации заимствованных экономических институтов, не способных к саморазвитию в специфической российской среде, к институциональной инженерии, что будет способствовать снижению степени неопределенности для субъектов инновационной деятельности, уменьшению их трансакционных издержек и получению за счет этого намеченного результата.

Синергия может быть достаточно велика, поскольку российское национальное хозяйство имеет огромный научно-технический потенциал, доставшийся в наследство от Советского Союза, хотя и подвергшийся мутациям в процессе рыночно-трансформационной модернизации экономики. Для коммерциализации этого потенциала необходимо перейти от деклараций и теоретических разработок к практическому построению «экономики знаний».

Список литературы:

1 Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. - ТНЕБ18, Весна, Т. 1, вып. 2, 1993. С. 69-91.

2. Олейник В.М. Изменения институтов во времени: эволюция и революция. Вопросы экономики. №7, 1999. С 47-52.

3. Государство в меняющемся мире. Всемирный банк (отчет о мировом развитии 1997 г.): Пер с англ. - М.: Прайм -ТАСС, 1998. 385 с.

4. Нельсон Р. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер. — М.: Финстатинформ, 2000. 536 с.

5. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов / В.М. Полтерович // Экономическая наука современной России. — 2001. — № 3. C. 12-16.

References:

1. North D. Institutions and economic growth: a historical introduction. - THESIS, Spring, Volume 1, Issue 2, 1993. - P. 6991.

Oleynik V.M. Changes in institutions over time: the evolution and revolution.- The questions of the economy, 2009. - №7. P. 47-52.

State in a Changing World. World Bank (World Development Report 1997): Translation from English. - Moscow: Prume-TASS, 1998. - 385 p.

Nelson R. Evolutionary theory of economic change / R. Nelson, R. Winter. - Moscow: Finstatinform, 2000. - 536 p.

Polterovich V.M. Transplantation of economic institutions // Economic science of modern Russia. - 2001. - №3. - P. 12-16

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.т.н., профессора Дудки Вячеслава Дмитриевича на тему: Факторы развития экономико-

технологического роста в регионе

Статья к.т.н., профессора В.Д. Дудки «Факторы развития экономико-технологического роста в регионе» имеет несомненную научную значимость и практическую ценность для инвестиционной деятельности предприятий, действующих в отрасли инфраструктуры.

В статье рассмотрены основные факторы развития экономико-технологического роста в регионе. Особое внимание при этом уделено вопросам развития реального сектора экономики региона, базирующегося на широком внедрении инновационных высокотехнологичных

производств.

Представляет несомненный научно-практический интерес предложенная классификация инструментов институциональных преобразований, использование которых возможно для решения проблем устойчивого инновационного развития в регионе. Кроме того, отмечается, что другим активным средством региональной политики является установление государством особых экономических, правовых и организационных режимов на отдельных территориях, главной целью которого является существенная экономическая выгода не только для соответствующей территории, но и для государства в целом. В статье доказано, что оптимальным сценарием формирования инновационной экономики в России и регионах является эволюционный, то есть «выращивание» на местной «почве» институтов, позволяющих снизить степень неопределенности в обществе и экономике.

Таким образом, статья к.т.н., профессора В.Д. Дудки, обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.

Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Профессор,

д.э.н. А.Н. Герасин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.