Научная статья на тему 'Факторы производства в системе исламской экономической доктрины'

Факторы производства в системе исламской экономической доктрины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / ТРУД / КАПИТАЛ / ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грицишен Д. А.

Современное общество требует нового подхода к развитию экономических отношений, потому как действующие экономические законы не способны обеспечить развитие справедливого распределение ресурсов. Исламская экономическая доктрина обосновала новые подходы к развитию экономических отношений. Данные подходы связаны с эффективным использованием факторов производства и распределения прибыли. Представленное исследование посвящено особенностям факторов производства, их роли в развитии справедливости в экономических отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы производства в системе исламской экономической доктрины»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УДК 657

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ

Д. А. ГРИЦИШЕН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, E-mail: gritsishena-do@mail. ru Житомирский государственный технологический университет

Современное общество требует нового подхода к развитию экономических отношений, потому что действующие экономические законы не способны обеспечить развития справедливого распределение ресурсов. Исламская экономическая доктрина обосновала новые подходы к развитию экономических отношений. Данные подходы связаны с эффективным использованием факторов производства и распределения прибыли. Представленное исследование посвящено особенностям факторов производства, их роли в развитии справедливости в экономических отношениях.

Ключевые слова: исламская экономическая доктрина, факторы производства, труд, капитал, земля.

Споры по поводу того, куда необходимо следовать экономической системе определенного общества: или к капитализму, или к социализму, — не прекращаются и поныне. Каждая страна выбирает свой путь экономического развития и в соответствии с ним разрабатывает и внедряет концепции развития финансовой системы и национальной системы бухгалтерского учета, которая бы обеспечивала

выбранную экономическую политику. Два указанных направления развития социально-экономических отношений отражены в большинстве стран мира. Однако, как утверждает Сейма Акбар Ахмед, «Запад попробовал себя в экономике. Результат — огромная бедность среди богатства, не только в бедных странах, но также и в развитых западных странах. Теперь это — ответственность мусульман внести свой вклад в дисциплину, в которой их влияние в значительной степени осталось бездеятельным» [22, с. 27].

Страны зоны распространения ислама разработали свою собственную экономическую доктрину, которая не соответствует ни одному из указанных направлений, хотя содержит черты каждого из них. В соответствии с избранной экономической доктриной в странах зоны распространения ислама разрабатываются и внедряются собственные концепции развития финансовой системы и национальной системы бухгалтерского учета, которые обеспечивают развитие справедливого общества за счет построения беспроцентного финансирования, избегания информационной асимметрии и справедливого

распределения ресурсов за счет эффективного использования факторов производства.

Справедливость в экономических отношениях является достаточно дискуссионным понятием, что, собственно, связано с противоречивостью самого понятия «справедливость». Проблему сущности понятия «справедливость» связываем с необходимостью определения сферы и социокультурной средой его применения, поскольку справедливость является категорией, которая присуща всем сферам деятельности человека и соответственно исследуется в различных общественных науках, среди которых философия, социология, психология, право, политика. Заинтересованность категорией «справедливость» различными науками приводит к разносторонним ее трактовкам, что связано с применением различного методологического инструментария исследования, характерного определенной науке, и, кроме того, каждая наука рассматривает справедливость только с отдельной стороны, что связано с границами объекта и предмета науки.

Вопросу справедливости как экономической категории посвящено много работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Кроме того, растет количество исследований, посвященных справедливости в бухгалтерском учете. Однако до сих пор не существует определенной последовательности и четких подходов в данном направлении научного исследования. Считаем, что четкого определения сущности, принципов и особенностей понятия «справедливость» в экономической науке, а особенно в ее финансовой и учетной ветвях, существовать не может. Это связано с изменением особенностей данного понятия в условиях развития экономических процессов, развития культурных и социальных процессов, вероисповедания, которого придерживается преобладающая часть населения страны. Все эти факторы определяют особенности применения понятия «справедливость» в определенном обществе, поскольку в различных социально-культурных условиях по-разному может определяться понятие «справедливость».

Справедливость как экономическую категорию и ее место в системе бухгалтерского учета следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи, что связано со сферой применения данных категорий, которой выступает хозяйственная деятельность. Справедливость в бухгалтерском

учете необходимо рассматривать с двух позиций: во-первых, учет должен выступать средством обеспечения справедливости, во-вторых, средством отражения справедливости.

Считаем, что бухгалтерский учет как средство обеспечения справедливости связан с предоставлением достоверной и адекватной информации о хозяйственной деятельности всех участников хозяйственных отношений. Бухгалтерский учет как средство отражения справедливости заключается в отражении экономических процессов, обеспечивающих справедливость в экономической жизни общества. Каждый из указанных аспектов проявления справедливости в бухгалтерском учете являются взаимосвязанным и неразрывным. Остановимся на бухгалтерском учете как средстве отражения справедливости, а именно интерпретации факторов производства и справедливого распределения ресурсов между участниками хозяйственной деятельности и другими членами общества.

Бухгалтерский учет является едва ли не единственным средством информационного отражения справедливого распределения ресурсов, который проявляется в использовании факторов производства, создания добавленной стоимости и ее распределения между факторами производства и участниками хозяйственной деятельности. Согласно положениям исламской экономической доктрины выделяются лишь три фактора производства: земля, труд, капитал. Именно они принимают непосредственное участие в производстве соответствующего продукта, в результате чего создается добавленная стоимость.

Именно распределение ресурсов в обществе и их отражение в системе бухгалтерского учета являются тем путем, который обеспечивает построение справедливого общества в странах зоны распространения ислама. Рассмотрим особенности проявления справедливости через призму факторов производства и их участия в распределении добавленной стоимости в экономических системах капитализма, социализма и экономической системе, соответствующей исламской экономической доктрине (рис. 1).

Исходя из вышеизложенного, можно определить особенности проявления справедливости в экономической системе. Однако справедливость является результатом взаимодействия таких социальных факторов, как культура, религия,

Культура Менталитет Религия История Идеология

Исламская экономическая доктрина

Между всеми участниками хозяйственной деятельности

I

Между всеми факторами производства

Рис. 1. Место справедливости в экономических системах

менталитет, история, идеология определенного общества. В зависимости от того, какой фактор является доминирующим в развитии общества и соответственно экономической системы, определяются подходы к справедливости в экономике и к бухгалтерскому учету. В странах зоны распространения ислама понятие и основные положения категории «справедливость» определяются шариатом. Именно положения шариата являются основой построения экономической системы в странах зоны распространения ислама и концепций развития бухгалтерского учета.

В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество этических и моральных ценностей перед материальными экономическими благами. Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для общего социального благополучия. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно следит за справедливым распределением созданного богатства.

Мусульманские ученые-экономисты Абу Хамид и аль-Газали утверждали, что цель хозяйственной структуры состоит в улучшении матери-

ального благополучия основных классов общества. Все факторы производства в соответствии с исламской экономической доктриной рассматриваются через призму нравственных норм и ценностных ориентиров исламской религии.

Распределение созданного блага осуществляется по принципу справедливости в зависимости от вклада каждого члена общества в производство общественного блага. Таким образом, целью развития экономики является обеспечение социальной справедливости при распределении добавленной стоимости, а целью бухгалтерского учета — отражение всех этих процессов и предоставление соответствующей информации, способно обеспечить развитие справедливости в экономических отношениях. Исламская экономическая доктрина не оправдывает ни экономическое развитие, ни расширение потребления, если данные процессы происходят вопреки социальной справедливости.

Согласно требованиям ислама все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена, который заключается в свободном заключении договоров, обязательности исполнения условий договоров, свободном доступе к рынку продавцов и покупателей, честности в торговле, наличии полной и достоверной информации о количестве, качестве и цене товара. Такой подход фактически является запретом спекуляции, демпинга, монополии, а также всех видов экономических преступлений. Соблюдение данных норм возможно только при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных участников.

Данные положения закреплены во Всеобщей исламской декларации прав человека (ст. XV), в которой отмечено: «Для обеспечения развития сбалансированной экономики и защиты общества от эксплуатации исламский закон запрещает монополии, ограничивает коммерческую деятельность, ростовщичество, использование принудительных мер при заключении договоров и публикацию ложной рекламы» [19].

Известный мусульманский исследователь Малиа Сулейман утверждает, что «богатство не должно оставаться сконцентрированным в

нескольких индивидуумах. Поэтому акцент безусловно стоит на благополучии общества. Поэтому мусульманское мировоззрение обусловило особенности и структуру развития бухгалтерского учета» [15, с. 157].

Саид Аскари и Беверли Джаклин отмечают: «Государство ответственно за непрерывный надзор и соответствие принципам Шариата развития экономических процессов, развивая и поддерживая благополучие общества, к которому имеют доступ все мусульмане. Поэтому государство играет доминирующую роль в развитии здоровой экономической системы, которая поддерживает благополучие общества. Стихи Корана обусловливают несомненную ответственность исламского государства за неблагоприятные для общества ситуации» [21]. Из данного подхода вытекает важная роль бухгалтерского учета как непосредственного средства отражения всех экономических процессов в обществе и предоставления информации для повышения действенности и эффективности данных процессов.

Таким образом, справедливость в соответствии с исламской экономической доктриной проявляется в распределении добавленной стоимости между всеми факторами производства и участниками хозяйственных отношений.

А. Ю. Журавлев указывает, что «не только справедливость — категория экономическая в исламе, но и обычный здравый смысл предполагают, что каждый из факторов должен получить вознаграждение в соответствии с вкладом и результатом» [3, с. 29].

Роль бухгалтерского учета в этом процессе заключается в их точном и достоверном отражении и представлении всем пользователям соответствующей информации. Под понятием «добавленная стоимость» в исламской экономической мысли подразумевается полученная в ходе производства определенного вида продукции или оказания услуги выгода. Таким образом, под понятием «добавленной стоимость» следует понимать созданный всеми факторами производства положительный финансовый результат хозяйственной деятельности.

Исходя из этого, факторы производства являются центральными категориями не только в традиционных экономических системах (капитализма и социализма), но и в экономической системе, основанной на положениях исламской

экономической доктрины, что связано с результатом их использования — новый продукт, ценность которого для экономики проявляется в добавленной стоимости. Такое значение факторов производства приводит к необходимости их отражения в бухгалтерском учете, а также отражении направлений распределения добавленной стоимости, что указывает на социальную и экономическую эффективность хозяйственной деятельности.

Мусульманские ученые, говоря о концепциях бухгалтерского учета, распространенных на Западе, доказывают, что «бухгалтерский учет частично ответственен за неблагоприятные события, проходящие в мире (то есть широкое распространение бедности, ухудшение состояния окружающей среды, несправедливое распределение доходов и материальных ценностей и т. д.)» [21].

Действующий порядок распределения добавленной стоимости в большинстве стран мира не охватывает всех факторов производства. Так, без внимания остаются труд, капитал (активы) и земля. Рассмотрим особенности интерпретации каждого фактора производства и их участие в распределении добавленной стоимости на примере стран зоны распространения ислама с целью внесения изменений в действующий механизм распределения добавленной стоимости в традиционной экономической системе, что позволит повысить экономическую и социальную эффективность хозяйственной деятельности.

Остановимся на проблемах, связанных с использования факторов производства, и особенностях их решения в странах зоны распространения ислама.

Земля. Земля как фактор производства связана с использованием природных ресурсов, ряд которых является исчерпывающим и не подлежит восстановлению. Неограниченное и эгоистическое использование данного фактора производства привело к ряду экологических проблем, часть из которых со временем была признана глобальной проблемой человечества. По данному вопросу исламская экономическая доктрина объявила путь на экологически ориентированное производство и эффективное использование земельных ресурсов.

Согласно Каирской декларации по правам человека в исламе «каждый имеет право жить в чистой окружающей среде... На государство

и общество в целом возлагается обязанность в обеспечении этого права» [19].

Данный вопрос является одним из направлений развития теории и практики бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама. Кроме того, активизируются исследования западных и отечественных ученых относительно учетного отражения использования природных ресурсов. Этот вопрос имеет большое значение, ведь фактически признана его роль в создании нового продукта и формировании добавленной стоимости, однако использование природных ресурсов не включено в состав стоимости нового продукта.

Современное состояние природоохранной деятельности в мире вызывает беспокойство у ученых и политических деятелей. В настоящее время существует много попыток решить данные проблемы специалистами различных наук. Большое значение в решении назревших проблем, связанных с использованием земельных ресурсов, предоставляется бухгалтерскому учету как основному информационному источнику об использовании ресурсов субъектами хозяйствования.

А. М. Тинкер и Б. Мерино по этому поводу утверждают: «Обычный бухгалтерский учет (и бухгалтеры) также ответственен за разрушение окружающей среды и поощрение культуры финансовой жадности, которая привела к несправедливому положению дел в мире, где 20 % населения мира потребляют 80 % ресурсов» [23, с. 372].

Мусульманские ученые по данному вопросу имеют свою точку зрения, которая освещена в исследовании Г. Ф. Нуруллины: «Исламская доктрина экономического роста нацелена на расширение производства и производственных мощностей при рациональном использовании экономического потенциала и имеющихся природных ресурсов. Если природные ресурсы, например земля, остаются необработанными и невостребованными, то они изымаются из владения их владельца и государство передает их тому, кто сможет наиболее рационально и продуктивно их использовать. В то же время ислам запрещает незаконный захват необработанного целинного участка земли. Природные ресурсы распределяются на конкурентной основе в соответствии с критерием достаточности производственных воз-

можностей и квалифицированной рабочей силы. Временному владельцу необходимо заботиться об экологическом состоянии вокруг разрабатываемого объекта, своевременно предпринимать действия для восстановления изношенных или загрязненных ресурсов: земли, воды, лесов, степей и др..» [5, с. 46].

Труд. Согласно исламской экономической доктрине категория «труд» считается основополагающей. Труд — это способ удовлетворения потребностей общества, основа его богатства.

Труд занимает центральное место в экономической и учетной науках мусульманских стран. Для стран зоны распространения ислама труд является основным источником богатства и должен строиться на честности и справедливости.

Одним из центральных положений исламской экономической доктрины стало отождествление реальной эксплуатации с получением дохода физическим лицом, лично не принимавшим участия в трудовом процессе и не рисковавшим своим имуществом (богатством). Символом эксплуатации в рамках подобного подхода является ростовщичество. Строжайший запрет на начисление и взимание ссудного или ныне плавающего процента трактуется как гарантия стабильности и формирования в перспективе бесклассового мусульманского общества, а также как фактор, обеспечивающий отсутствие любой эксплуатации труда капиталом.

«В исламе, по утверждениям его словарей, труд всегда ценится выше, чем капитал. В случае предпринимательского партнерства и привлечения наемных работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а вторая поставляет необходимый капитал, любые убытки должны покрываться исключительно за счет капитала, но не за счет задействованного наемного труда. Владельцу капитала при этом разрешается получить доход. В исламских странах он может обеспечить себе «нормальный» обычный доход, т. е. объективно натолкнуть его продолжить свое дело, но ему запрещается получать сверхприбыль. Частное национальное предпринимательство в мусульманских странах должно строиться на основе основополагающих принципов ислама, таких как взаимопомощь, одинаковое деловое участие в прибылях и убытках, справедливое вознаграждение каждого участника и фактора производства, в том числе наемного труда» [6, с. 37—38].

Таким образом, труд является одним из важнейших факторов производства, что объясняется ролью труда и подхода к нему исламского общества. Кроме того, большое значение труд, а особенно его оплата, имеет для обеспечения социально направленного развития экономических процессов в обществе, обусловливающих направления использования добавленной стоимости, созданной рабочими. Такие подходы обусловили особенности бухгалтерского учета труда и его оплаты, а также использование добавленной стоимости в пользу рабочих. По этому поводу ряд международных нормативно-правовых актов определяет направления использования наемного труда и прав рабочего класса, обусловившие особенности учетного отображения данных объектов. Анализ международных нормативно-правовых актов по вопросам экономического развития стран распространения ислама на предмет регулирования трудовых отношений дает возможность сформулировать следующие положения: труд является правом, гарантированным государством и обществом каждому лицу, способному работать (каждый человек волен выбирать работу, которая лучше ему подходит и которая служит интересам личным и общественным); рабочий имеет право на защиту, а также на все другие социальные гарантии (он имеет право на своевременную оплату труда и оплачиваемый отпуск); рабочему не может поручаться работа, с которой он не может справиться, и, соответственно, он не может быть подвернут принуждению и эксплуатации, от работника требуется добросовестная и безупречная работа (в случае возникновения конфликта между работодателем и работником из любого вопроса государство должно вмешаться для урегулирования спора и удовлетворения претензий в соответствии с нормами права); каждый имеет право на медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также на все общественные виды обслуживания, предоставляемые государством в пределах принадлежащих ему ресурсов.

Исходя из указанных положений, Р. Ханифа разработал положения, которые должны раскрываться в бухгалтерской социальной отчетности субъектов хозяйствования и финансовых учреждений: оплата заработной платы и премий; расходы на образование и обучение работников; равные возможности работников; трудовая среда [13].

В традиционной экономической системе работник, участвуя в создании добавленной стоимости, получает лишь плату, которая включается в состав расходов предприятия, непосредственного участия в распределении добавленной стоимости он не принимает. Результат хозяйственной деятельности, для создания которого были привлечены все факторы производства, распределяется только между собственниками капитала. Исходя из этого, заработная плата как вид стимулирования работников происходит только за счет расходов субъекта хозяйствования, о чем свидетельствует, в частности, действующий механизм формирования финансового результата в Украине в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета, разработанными на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IAS / IFRS).

Указанная ситуация является не приемлемой для стран зоны распространения ислама, ведь в соответствии с положениями исламской экономической доктрины часть вновь созданной стоимости должна направляться на социальные цели, среди которых улучшение условий труда, предоставление социальных льгот, повышение социальной защищенности работников, повышение жизненного уровня. Кроме того, часть добавленной стоимости должна направляться на нужды общества.

Каждое из указанных направлений осуществления социальной политики субъектами хозяйствования в странах зоны распространения ислама осуществляется за счет уплаты соответствующих видов религиозных налогов и создания определенных социальных фондов. Такой механизм является не приемлемым для большинства стран Европы, поскольку религиозные налоги свойственны только для стран данного региона, а их внедрение в других странах может привести к отторжению действующей экономической системой. В связи с этим для немусульманских стран с целью повышения социальной защищенности работников необходимо создать соответствующие фонды, которые формируются за счет прибыли предприятия, и закрепить их использование в социальной политике предприятия, а соответствующий порядок учетного отражения — в Приказе об учетной политике.

Капитал. Понятие «капитал» является достаточно дискуссионным, ведь его трактовка

Г КАПИТАЛ 1

| Учетная категория Экономическая категория |

Источник имущества I '

Субъективная сторона

Имущество предприятия ' I ~

Объективная сторона

Право собственности

Рис. 2. Экономическая и учетная интерпретация категории «капитал»

различными экономическими науками определяется по-разному, особенно это проявляется в бухгалтерском учете и экономической теории. «Капитал выступает центральной категорией в экономике каждого хозяйства. Вокруг понятия «капитал» всегда проходили дискуссии как среди экономистов, так и среди бухгалтеров» [4, с. 18].

Согласно толкованию экономической теории это — имущество предприятия, которое используется в ходе хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет определяет капитал как источник образования имущества предприятия. Говоря о капитале как факторе производства, необходимо придерживаться позиции экономической теории. В бухгалтерском учете понятие «капитал» как фактор производства интерпретируется в активах предприятия, которые выступают объектом бухгалтерского учета. Однако между различными подходами к сущности капитала существует тесная взаимосвязь, связанная с категорией «собственность» (рис. 2). Таким образом, экономическая теория указывает на объектную (имущество) сторону фактора производства, а бухгалтерский учет — на субъективную (собственник имущества).

По этому поводу Н. М. Малюга утверждает: «В бухгалтерском учете благодаря двойственности хозяйственных явлений, подлежащих отражению, происходит раздвоение экономики на имущество и отношения в связи с этим имуществом. В таком раздвоении реализуется феномен капитала, его экономико-правовая сущность: экономическая составляющая уточняется через имущество и различные блага, а правовая — через различные виды ответственности данного субъекта в связи с принадлежащими ему благами по отношению к другим субъектам. Эти сущности не сводятся одна к другой, образуется единство противоположностей. Взаимодействие хозяйственных средств предприятия и хозяйственных отношений по

поводу этих средств порождает хозяйственные процессы» [4, с. 20].

Указанные особенности достаточно четко характеризуют понятие «справедливость» в разных экономических системах. При капитализме владелец капитала фактически получает все преумноженное богатство. Это означает, что добавленная стоимость, которая интерпретируется в учетную категорию «прибыль», распределяется только между собственниками предприятия. Между другими факторами производства добавленная стоимость не распределяется, что отразилось на ряде проблем природопользования, снижении социальной защищенности. Кроме того, капитал как фактор производства с политэкономической точки зрения также остается за пределами распределения добавленной стоимости, ведь только субъективная сторона капитала непосредственно участвует в данном процессе. Особенно негативно данная ситуация отразилась в ряде стран постсоветского пространства, где после процессов приватизации большинство предприятий работало на износ, что снизило национальное богатство страны.

Проблемы капитала поднимались в трудах мусульманских ученых современности, среди которых Надим Бут [17, с. 7—10].

«Исламская экономическая мысль указывает на различия между деньгами и капиталом: деньги, по сути, рассматриваются как потенциальный капитал. Однако их превращение в капитал в исламской модели требует активного участия владельца денежных ресурсов. То есть получение прибыли капиталистом оправдано, если он становится в равные условия с владельцами других факторов производства, фактически сам становится предпринимателем, партнером в рамках проекта, который не стоит в стороне от дела, в которое вложены деньги. Этот новый статус, соответственно, обусловливает получение ими части прибыли (или принятия части убытков), но не фиксированной и гарантированного, известного как ссудный процент. Вознаграждение определяется размером вклада, оцененного с точки зрения достигнутого прироста реального богатства» [3, с. 22].

«Деньги — средство платежа, и это не товар, которым можно торговать. Ситуация, при которой деньги управляют всей системой, за-

прещается исламской экономикой» [11]. Такая ситуация, связанная с риба, то есть запретом ссудного процента, является своеобразной платой за пользование деньгами. «Моральная причина запрета процента основывается на принципе эксплуатации бедности и расширения возможностей определенной прослойки населения» [15, с. 165]. Таким образом, стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, в соответствии с нормами ислама стоимость денег не может расти сама по себе.

«Роль владельцев капиталов, у которых нет иной цели, кроме аккумуляции финансов, состоит в том, что в самых демократических системах они являются теми, кто стоит за ширмой и действует из-за кулис при выборе исполнительной власти в странах, которые способны реализовать их устремления в корыстолюбии. Самое опасное в деньгах — это то, что их аккумуляция и присвоение становится целью. Ислам учит нас, что накопление финансов и их преумножение запрещены, насилие при накоплении запрещено, а преумножения финансов есть зло. Нам принадлежит право тратить, мы считаем деньги за средство, но не цель» [22, с. 17].

Данные положения роли капитала в экономике страны связаны со спецификой бухгалтерского учета, потому что, как утверждает Малиа Сулейман, бухгалтерский учет «во-первых,

влияет на структуру капитала компании, а во-вторых, влияет на методы раскрытия финансовой отчетности» [15, с. 164].

Одной из особенностей категории «капитал» в исламском обществе является механизм права собственности. Прежде всего это актуально в процессе национализации собственности в странах ислама. Данный вопрос регулируется рядом постановлений Фикха (Исламской академии юриспруденции).

Рассмотрим особенности учетного отображения капитала во всех его проявлениях в странах зоны распространения ислама. Система учета охватывает все проявления капитала, как субъективную, так и объективную стороны. Средством его отражения являются метод балансового обобщения и баланс как форма отчетности, основанная на указанном методе. Предлагаем рассматривать капитал в виде модели бухгалтерского баланса (табл. 1).

Таким образом, концепция развития бухгалтерского учета в странах распространения ислама нацелена на справедливое распределение добавленной стоимости между собственниками капитала, что обусловлено обязательным применением соответствующего вида финансового инструмента (Мудараба, Мушарака, Мурабаха, Беймуаазал, Иджара, Иджара ва иктинаа (Иджара ва-иктина), Кард Хасан (Кард аль-хасан), Вадиа, Рахн, Ширкат, Истисна, Музараа, Омана, Джуа-

Таблица 1

Модель бухгалтерского баланса как средства отражения капитала во всех его проявлениях (исламский вариант)

Объективная сторона капитала Субъективная сторона капитала

Имущество предприятия Источник имущества

Активы предприятия Пассивы предприятия

Взаимосвязь с элементами метода Взаимосвязь с элементами метода

О По справедливой стоимости О По справедливой стоимости

С Классификация для целей расчета закят С Финансовые инструменты на беспроцентной

«я а основе

Д Изменения в реквизитах К Оч Д Изменения в реквизитах

для целей расчета закят обусловлены запретом риба

И Производится с целью определения достоверности отражения богатства, облагаемого закятом О Необходимость отражения распределения добавленной стоимости в соответствии с особенными финансовыми инструментами

Особенности распределения добавленной стоимости

Формирование фондов на обновление основного капи- Распределение между собственниками капитала,

тала организации, что позволяет избежать но в соответствии с выбранным методом финансирования

износа необоротных активов (исламские финансовые инструменты)

Условные обозначения: О — оценка; С — счет; Д — документирование; И — инвентаризация; О — отчетность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ла, Кифара, Викала, Мусавама, Бай муаджал, Бай салям, Таварук, Мусакат, Иджара тумма аль бай) при финансировании хозяйственной деятельности. Приведенные в табл. 1 финансовые инструменты предполагают непосредственное участие всех учредителей в хозяйственной деятельности, только при таком условии владелец капитала может получить часть добавленной стоимости.

Относительно создания капитала как фактора производства необходимо отметить, что данная проблема решается путем формирования соответствующих фондов, обеспечивающих процесс обновления внеоборотных активов, тем самым снижая уровень изношенности национального богатства. Капитал как фактор производства в странах зоны распространения ислама необходимо рассматривать в неразрывной связи с категорией «закят». Закят — это религиозный налог, уплачиваемый в пользу нуждающихся, а базой налогообложения является богатство налогоплательщика, которым выступают активы в разной форме. «Закят — налог, который каждый мусульманин, чье богатство превышает определенный нисаб (минимальное количество), должен платить. Это по сути налог на богатство» [15].

Проблемы начисления и уплаты закят исследованы в трудах многих мусульманских ученых, среди которых Саде Калимы, Ирфан Ахмад Кан, Маулана Таги Усмани, С. К. Рашид [18], М. Кахф [14], С. Хамид [8, 12], Н. Байдан и Р. Вилетт [7], Ф. Кларк, Р. Крейг [8] и др. Вопросы бухгалтерского учета начисления и уплаты закят являются актуальными на всех этапах экономического развития мусульманского мира. По этому поводу Саде Калимы утверждает: «Более 1400 лет назад налогом Закят как обязательным сбором облагались все мусульмане. С тех пор многое изменилось — наши способы и стандарты жизни, экономические системы, природа и пределы богатства, значение создания средств существования. Исследование таблицы ставок в хадисах показывает, что она содержит такие показатели, как крупный рогатый скот, животные, сельское хозяйство, золото и серебро. Сегодня состав активов изменился и включает такие статьи, как здания, акции, фабрики, морской транспорт, корабли, самолеты, банковские счета и т. п.» [20].

«В средние века и Новое время исламские налоги, и прежде всего закят, рассматривались в качестве ключевых исламских финансовых инс-

титутов. При этом не было ни одного государства, где бы закят выполнял функции стержня налоговой системы. В новейшей истории ряд государств (Ливия, Пакистан, Саудовская Аравия, Судан и другие) ввели закят в качестве государственного налога. Однако закят и его разновидности в указанных государствах являются лишь одним из звеньев налоговой системы, а не основным источником пополнения бюджета, во всех без исключения мусульманских странах в наши дни недооценена роль мусульманских налогов в области экономики и повышения благополучия в обществе. Одной, но не единственной причиной, ограничивающей использование закята в налоговых системах современных государств, является невозможность свободно устанавливать ставки, круг закятоплательщиков и закятополучателей, поскольку данные вопросы четко определены в мусульманском праве и не поддаются широкой интерпретации» [1, с. 65].

На современном этапе экономического развития среди теоретиков и практиков исламской учетной науки существует дискуссия по двум проблемам: во-первых, кто является налогоплательщиком закят, во-вторых, какие активы должны облагаться закят.

Согласно нормам шариата налогоплательщиком закят является физическое лицо, которое владеет богатством, которое превышает нисаб. Однако оставался вопрос: является ли предприятие плательщиком налога? Данный вопрос был решен на международной конференции при Организации Исламская конференция в Кувейте (1985 г.), в соответствии с резолюцией которой, если компания признана отдельным юридическим лицом, она должна платить за-кят, базой налогообложения которой являются активы компании. В дальнейшем оплаченный компанией закят должен быть поделен между собственниками предприятия и будет частью закят, который необходимо оплатить участнику предприятия как физическому лицу. Именно поэтому Т. Гемблинг и Р. А. А. Карим указывают на необходимость признания одной из главных задач бухгалтерского учета в мусульманском обществе — обеспечение информацией о состоянии активов предприятия для достоверной и своевременной оплаты закят [10].

Аль-Бадави и аль-Султан утверждают [9, с. 70], что закят платится из богатства от биз-

неса, независимо от того, был получен доход от хозяйственной деятельности или нет, ведь базой налогообложения выступает капитал и его рост, который представлен в виде основных и оборотных средств.

Исходя из этого, капитал, который представлен в виде имущества предприятия, является одним из важнейших объектов бухгалтерского учета, что указывает на ориентацию бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама на баланс как основную форму финансовой отчетности. Т. Гемблинг и Р. А. А. Карим указывают, что «система бухгалтерского учета, основанная на закят, должна подчеркивать значение имущества предприятия. Согласно этому все сделки необходимо анализировать с точки зрения их влияния на активы, обязательства и акционерный капитал... Поэтому баланс предприятия стал главным источником учетной информации» [10].

Малиах Сулейман отмечает, что «существуют две категории активов, которые являются определяющими при определении стоимости богатства, которое облагается закят. Активы классифицируются на основные фонды и материальные запасы» [15]. Исходя из этого классификация активов предприятия является подобной дейс-

твующей практике классификации имущества предприятия в Украине. Однако существует ряд подходов к их оценке и использованию в ходе хозяйственной деятельности.

Анализ работ мусульманских ученых указывает на приверженность ученых к необходимости оценки стоимости активов по текущей рыночной стоимости и соответственно отказу от принципа консерватизма, что является одним из базовых принципов бухгалтерского учета в странах Запада. «Мусульманский бухгалтерский учет не поддерживает принципа консерватизма, так как консерватизм, присутствующий в западных концепциях, уменьшал бы базу закят, что в свою очередь повлияло бы на положение бедных слоев населения» [16].

На основе анализа вышеуказанных источников можно сформировать особые виды активов предприятия, стоимость которых является базой налогообложения закят. Рассмотрим особенности оценки активов предприятия в странах зоны распространения ислама с целью уплаты закят, обусловившие особенности учета капитала (табл. 2).

Таким образом, категория «закят» является одним из важнейших факторов формирования

Таблица 2

Особенности оценки активов и методика расчета базы налогообложения закят

Вид активов Особенности оценки

Общие правила обложения закят

Акции субъектов хозяйствования и финансовых институтов (банки, страховые компании) независимо от котировки Дивиденды на акцию Инвестирование в акции банков и страховых компаний не разрешено. Соответственно весь доход, полученный от этого, отдается на благотворительность. Однако, если данная специфика разрешена и определена в деятельности банков и страховых компаний, тогда закят должен быть оплачен в определенном размере и отражен в балансе как благотворительность

Доход на любые другие виды капитала, связанный с обращением ценных бумаг, облагается закят

Стоимость ценных бумаг облагается закят

Приобретение каких-либо ценных бумаг для целей продажи облагается закят по рыночной стоимости

При приобретении ценных бумаг для получения дохода в виде дивидендов (долгосрочные инвестиции) по сниженной стоимости или рыночной стоимости, независимо от того, приобретение было по сниженной цене или по рыночной, в обоих случаях стоимость акций, которая определяется, будет снижена на процент активов, принадлежащих предприятию, однако не облагается закят.

Собственность в виде недвижимого имущества и используемых транспортных средств Недвижимое имущество, приобретаемое для использования в ходе хозяйственной деятельности, не облагается закят. Кроме того, любые займы, которые берутся для приобретения таких активов, не облагаемых закят, также должны быть вычтены из чистой стоимости активов, облагаемых закят

Окончание таб. 2

Вид активов Особенности оценки

Недвижимое имущество, приобретенное для сдачи в аренду Не облагается закят

Активы, приобретенные для продажи Оцениваются по рыночной стоимости для начисления и уплаты закят

Денежные средства в кассе и на счетах в банке Облагается закят

Золото, которое сохраняется для продажи Облагается по рыночной стоимости

Займы, предоставляемые для независимых третьих лиц Оценка осуществляется по номинальной стоимости займа. Однако разрешается исключить такие займы из активов, облагаемых закят, и отложить взыскание закят с них до тех пор, пока заем не будет возвращен. В случае возврата займа закят должен быть оплачен за все прошлые годы, когда эти суммы были исключены из активов, облагаемых закят

Государственные векселя и другие облигации / долговые обязательства предприятий Облагается закят, исходя из капитала, уплаченного при их приобретении, или рыночной стоимости, если она ниже (разница показывает потерю активов)

Паевые инвестиционные фонды Облагается закят при условии соблюдения правил, связанных с вложенными инвестициями

Другие фонды (фонды хеджирования) Фонды хеджирования будут подлежать тем же правилам, что и облигации, но принципиальным будет объект налогообложения, а не прибыль. Общая сумма доходов должна быть использована на благотворительность. Однако, если действуют фонды хеджирования товаров, тогда это будет зависеть от сути подписанных договоров, как специфической деятельности, которая может быть принята Шариатом

Особенности расчета закят для группы предприятий

Закят рассчитывается на основе личных активов предприятия или консолидированных активов группы предприятий Если все предприятия группы принадлежат одним и тем же владельцам и отсутствует разница в пакете акций каждого из них, тогда закят может быть рассчитан на консолидированной основе. В случае если обязательства одного предприятия превышают его активы, которые облагаются закят, эти обязательства могут быть вычтены из совокупной стоимости активов, облагаемых закят всей группы предприятий. Однако, если есть предприятие с другим пакетом акций, оно может быть включено в консолидированный расчет

Расчет закят на основе активов сводных предприятий Если закят платится предприятием как совокупным экономическим субъектом и стоимость всех активов, облагаемых закят, будет включена в расчет справедливой стоимости, акционеры не должны платить закят на другие акции. Однако дивиденды, которые они держали, будут включены в состав средств, облагаемых закят

бухгалтерского учета в странах зоны распространения ислама, что обусловливает особенности учета активов предприятия. Закят имеет как социальное назначение, так и экономическое. Социальное назначение закят заключается в том, что все собранные средства в фондах закят направляются на повышение социального уровня жизни бедных слоев населения. Экономическое значение закят заключается в повышении инвестиций в различные сферы хозяйственной деятельности.

Итак, категория «капитал» в странах зоны распространения ислама определяется по меньшей мере двумя особенностями: во-первых, закят

обусловливает особенности оценки и классификации активов, и, во-вторых, риба, соответственно, формирование капитала предприятия и его распределение, не должны содержать в себе ростовщического процента. Исходя из этих особенностей в странах зоны распространения ислама существует эффективный механизм использования активов предприятия в ходе хозяйственной деятельности и их восстановления, если речь идет о необоротных активах. Действующая концепция бухгалтерского учета в странах указанного региона обозначила направление, связанное с необходимостью восстановления необоротных фондов и их преумножения в ходе хозяйственной

деятельности. Данный механизм основан на распределении добавленной стоимости между всеми факторами производства.

Таким образом, справедливость как экономическую категорию в системе учета следует рассматривать в неразрывной взаимосвязи, что связано со сферой применения данных категорий, которой выступает хозяйственная деятельность. Бухгалтерский учет по справедливости должен иметь дуалистический характер: выступать средством обеспечения справедливости и средством отображения справедливости. Считаем, что учет как средство обеспечения справедливости связан с предоставлением достоверной и адекватной информации о хозяйственной деятельности всех участников пользователям. Бухгалтерский учет как средство отображения справедливости заключается в отражении экономических процессов, обеспечивающих справедливость в экономической жизни общества. Оба из указанных аспектов проявления справедливости в бухгалтерском учете являются взаимосвязанными и неразрывными.

Характеристика использования и учетного отражение факторов производства в странах зоны распространения ислама указывает на значительные разработки в области следования к социально ориентированной экономике и устойчивому развитию. Все это связано с тем, что разработанный механизм распределения добавленной стоимости в странах зоны распространения ислама учитывает все факторы производства, что обеспечивает справедливое использование и распределение ресурсов в обществе. Кроме того, выбранная экономическая и учетная политика стран зоны распространения ислама, имея в своей основе социально ориентированный подход, является еще и экономически эффективной, ведь механизм использования и обновления капитала предприятия обеспечивает его долговременную и эффективную деятельность.

Список литературы

1. Беккин Р. И. Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран / Р. И. Беккин // Налоговая политика и практика. 2007. № 6 (54). С. 65.

2. Галъмутдинов Б. Р. Тенденции развития и педагогические условия прогрессивной мысли Ислама в современной школе: Дисс.... канд. пед.

наук: спец. 12.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Б. Р. Гальмутдинов. Казань, 2002. 268 с.

3. Журавлев А. Ю. Концептуальные начала исламской экономики / А. Ю. Журавлев // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М.: УММА, 2004. C. 5-37.

4. Малюга Н. М. Концепщя розвитку бухгалтерского облжу в Украхш: теоретико-методолопчш основи: Дисс.... д-ра екон. наук: 08.06.04 / Наталя Михайшвна Малюга. Житомир, 2006. 65 с.

5. Нуруллина Г. Ф. Совершенствование системы управления совместным предпринимательством с учетом межкультурных факторов: Дисс.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Гульнара Файзелха-ковна Нуруллина. Санкт-Петербург, 2004. 180 с.

6. Павлов В. В. Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития: Дисс.. докт. экон. наук: 08.00.14 / В. В. Павлов. М., 2004. 327 с.

7. Baydon N. Islamic Corporate reports / N. Baydon, R. Willet // Abacus. — 2000. Vol. 36. Issue 1. P. 71.

8. Clarke F. Physical Asset Valuation and Zakat: Insights and Implications. Advances in International Accounting / F. Clarke, R. Craig and S. Hamid. 1996. Vol. 9. Р. 195—208

9. Al-Badawi M. H. and Al-Sultan S. M. Net Working Capital versus Net Owner's Equity Approaches to Computing Zakatable Amount: A Conceptual Comparison and Application / M. H. Al-Badawi and S. M. Al-Sultan // The American Journal of Islamic Social Sciences. 1992. Vol. 9 (1). P. 69, 70—85.

10. Gambling T. Business and Accounting Ethics in Islam / T. Gambling and R. A. A. Karim. Mansell, London, 1991. 168 р.

11. Ghazali A. Development: An Islamic Perspective / A. Ghazali. Malaysia: Pelanduk Publications, 1990. 204 р.

12. Hamid S. Religion: A Confounding Cultural Element in the International Harmonisation of Accounting? / S. Hamid, R. Craig and F. Clarke // Abacus. 1993. № 29 (2). Р. 131—148.

13. Haniffa R. Social Responsibility Disclosure: An Islamic Perspective, Discussion paper / R. Haniffa. University of Exeter. UK. 2001.

14. Kahf M.(1980). The Calculation of Zakah for Muslims in North America. International Graphics,

Brentwood, Maryland // http://muslimassembly. 8m. com/basiccourse. htm

15. Maliah bt. Sulaiman The influence of riba and zakat on Islamic Accounting // Indonesian Management and Accounting Review. 2003. Vol. 2. P. 149-167.

16. Masoud Ali Khan. Islamic economic system: a practical & beneficial approach // The Pakistan Accountant. 2005. P. 38—41.

17. Butt N. Mutual Fund / Nadeem Butt // The Pakistan Accountant. 2005. P. 11, 12; Ali A. N.. Investing in Mutual Fund / Altaf Noor Ali // The Pakistan Accountant. 2005. P. 7—10.

18. Rashid S. K. Takaful Financed by Zakah Fund for Muslim Social Security (a paper present at the Labuan International Summit on Takaful (Islamic Insurance) help in Sheraton Hotel, Labuan, on 19—20 June (1997).

19. Resolution № 49/19-P. On the Cairo declaration on Human Rights in Islam ^.erapoH-

ний ресурс]. Режим доступа: http://en. wikipedia.

org/wiM/Cairo_Declaration_on_Human_Rights_

in_Islam.

20. Kaleem S. Zakat and Ushr in Modern Times / Sadia Kaleem // The Pakistan Accountant. 2005. P. 13-15.

21. SaeedAskary, Beverley JacklingA. Theoretical Framework of Analysis of Accounting Propensity in Different Religions / Saeed Askary, Beverley Jackling A. // Accepted for Presentation at the Fourth Asia Pacific Interdisciplinary Research in Accounting Conference, (4 to 6 July 2004). Singapore, 2004.

22. Saima Akbar Ahmed. Global need for a new economic concept: Islamic economics / Saima Akbar Ahmed // The Pakistan Accountant. 2005. P. 15—28.

23. Tinker A. M. The Normative origins of positive theory-ideology and Accounting Thought / A. M. Tinker, B. Merino, M. D. Neimark // Accounting, Organizations and Society. 1985. Vol. 8. No. 4. P. 361—378.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

дЕньги@так.гиЕ II mstm

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.