Научная статья на тему 'Факторы, определяющие выбор эффективной формы социальной ответственности'

Факторы, определяющие выбор эффективной формы социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1869
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щадилов Гавриил Александрович

Рассмотрены некоторые теоретические аспекты становления института социальной ответственности в России. Исследуются направления и формы социально ответственных действий субъектов по отношению к различным объектам социальной ответственности. Рассматриваются теоретические модели предприятий и присущие им социально ответственные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Щадилов Гавриил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fundamental factors of choice effective form of social responsibility

This scientific work is elucidating some of the theoretical aspects of formation the institute of social responsibility in Russia. Directions and 264 forms are being investigated of socially responsible activities of subjects with respect to different objects of social responsibility. Theoretical models are being examined of the business with their inherent socially responsible activities.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие выбор эффективной формы социальной ответственности»

Г.А. Щадилов

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Рассмотрены некоторые теоретические аспекты становления института социальной ответственности в России. Исследуются направления и формы социально ответственных действий субъектов по отношению к различным объектам социальной ответственности. Рассматриваются теоретические модели предприятий и присущие им социально ответственные действия.

В последнее время появилось множество различных направлений и форм социальной ответственности бизнеса, которые разрабатываются как в научной, так и в деловой среде. Основным субъектом социальной ответственности, по мнению многих, считается бизнес, однако нельзя забывать и о других субъектах социальной ответственности, таких как государство, общество, человек. Следует также учитывать, что в зависимости от взаимоотношений указанные субъекты могут выступать и в роли объектов социальной ответственности. Кроме этого, социально ответственные действия могут распространяться на природу и культуру, потребителями которой являются все названные субъекты.

Социальная ответственность бизнеса - более сложное явление, чем это кажется на первый взгляд. Ее необходимо исследовать с учетом особенностей конкретного бизнеса. Рассмотрим социальную ответственность субъектов применительно к различным объектам.

Если человек рассматривается как объект социальной ответственности, то ответственность перед ним можно детализировать по следующим направлениям (в зависимости от того, какая грань человека принимается во внимание - работника или потребителя):

I. Ответственность в отношении человека как потенциального или реального работника:

1. Если человек занят трудовой деятельностью, то возникает ответственность:

а) перед человеком, работающим на данном предприятии. В этом случае социальная ответственность бизнеса может выражаться в соблюдении трудового законодательства, бесплатном страховании, нормальной заработной плате, хороших условиях труда и т.д., а также в заботе об экологии той местности, где находится предприятие, кроме того, в наличии детских садов, оздоровительных центров при организации и пр.;

б) перед человеком, работающим на другом предприятии. Социальная ответственность бизнеса проявляется в добросовестной уплате налогов, в производстве качественной продукции, в заботе об экологии, в ведении чистой конкурентной борьбы.

2. Если человек не занят трудовой деятельностью, то в этом случае ответственность перед ним будет определяться причинами его незанятости:

а) по не зависящим от него причинам (физические ограничения и др.). Социальная ответственность бизнеса проявляется через налогообложение, посильную помощь таким людям, в том числе через некоммерческие организации. Со стороны общества - в поддержке этих людей. Со стороны государства - в предоставлении минимальных государственных гарантий (пособия, пенсии, льготы и др.);

б) по зависящим от него причинам (нежелание трудиться). Здесь социальная ответственность не проявляется.

II. Ответственность перед человеком как потребителем определяется прежде всего тем, что он потребляет:

1) потребителем продукции, изготовленной на данном предприятии. Социальная ответственность бизнеса выражается в производстве качественной продукции, достоверной рекламе. Ответственность со стороны государства проявляется в государственном контроле качества продукции и услуг, стандартизации, пресечении недобросовестной рекламы на телевидении;

2) потребителем природы. Здесь социальная ответственность бизнеса выражается в щадящем отношении к природным ресурсам, рациональном их использовании с применением современных технологий; в экологически чистом производстве; в наличии современных очистных сооружений; в проведении мероприятий по очистке окружающей среды. Со стороны государства ответственность заключается в создании соответствующих законов и контроле за их исполнением, со стороны общества (человека) - в личном проявлении заботы о природе;

3) потребителем культуры. Социальная ответственность бизнеса выражается в посильной помощи в сохранности культурных ценностей, в проведении культурных мероприятий (спонсорство), помощи культурным организациям, через налогообложение и др. Со стороны общества (человека) ответственность заключается в заинтересованности в сохранности культурных ценностей каждого человека, в стремлении к образованию, к культурному обогащению, а также в передаче соответствующих традиций младшему поколению. Ответственность со стороны государства проявляется в создании необходимых условий для сохранности и приумножения объектов культуры, а также в ограничении показа на телевидении различных фильмов, программ, не приносящих культурного обогащения или нарушающих морально-нравственные устои, психику людей.

В зависимости от того, в какой форме проявляется социальная ответственность, можно выделить ее различные виды применительно к конкретным субъектам:

1) экономическая ответственность. Для бизнеса это проявляется в получении максимальной прибыли, устойчивом развитии предприятия, для государства -в эффективном распределении финансовых ресурсов, продуманной экономической политике. Для человека как рационально мыслящего субъекта экономическая ответственность проявляется в его действиях, определяемых достижением выгоды;

2) правовая ответственность. Для бизнеса - это, прежде всего, строгое выполнение законодательства. Ответственность государства заключается в принятии продуманных законов и соблюдении законодательства, а для общества (человека) - в законопослушании;

3) нравственная ответственность. Под социальной ответственностью бизнеса можно понимать добровольный отклик на социальные проблемы, который идет не от законопослушности, а от душевной щедрости (спонсорство, меценатство, благотворительность). Ответственность человека проявляется в заботе об окружающих его людях (не думать только о себе), не проходить мимо, когда с человеком что-то случилось, и т.д. Отрицание этого приводит к разладу в обществе, следовательно, общество будет слабеть, а в слабом обществе, как известно, и государство слабое;

4) экологическая ответственность. Социальная ответственность бизнеса проявляется на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) в зависимости от распространения продукции и сложности загрязнений. Социальная ответственность государства - это, прежде всего, разработка соответствующего законодательства и контроль за его исполнением, финансирование мероприятий по сохранности природы. Социальная ответственность общества - соответствующая культура поведения на природе, посильный вклад каждого человека в сохранность той среды, в которой он живет.

Данные формы социальной ответственности выделены лишь теоретически, в реальности они проявляются вместе, взаимно переплетаясь.

Следует также учитывать, что социальная ответственность конкретного субъекта может распространяться не на все объекты социальной ответственности. Отсюда по степени включения в деятельность субъекта социальной ответственности объектов можно судить о ее полноте и эффективности. В связи с этим можно говорить о максимальной, минимальной допустимой и фактической социальной ответственности.

При оценке эффективности социальной ответственности государства следует учитывать, какую политику оно проводит:

1) если государство проводит продуманную социальную и экономическую политику, следствием этого со стороны бизнеса является соблюдение законодательства во всех его формах, помощь в реализации государственных программ, а со стороны общества -поддержка правительства (доверие к нему), помощь в управлении страной;

2) если государство проводит жесткую политику, то следствием является снижение уровня социальной ответственности.

Максимальная социальная ответственность государства заключается в заботе обо всех объектах социальной ответственности без исключения. Для человека максимумом социальной ответственности будет являться ответственность перед человеком, природой, культурой, государством, а минимум - перед человеком и государством. Допустимым уровнем ответственности человека будет считаться ответственность перед собой и другим человеком. Для бизнеса максимальной социальной ответственностью будет ответственность перед всеми объектами; минимальной - перед общест-

вом, государством, природой. Что касается допустимого уровня, то он может быть меньше минимального, но является при этом целесообразным и распространяется не на весь бизнес (например, мелкий, начинающий, средний), и ответственность будет выражаться перед обществом и государством.

Поскольку те или иные социально ответственные действия не всегда могут привести к определенному желаемому (целевому) результату, то в зависимости от результативности социально ответственных действий субъектов можно выделить:

1) реальную ответственность - это социальная ответственность, которая приносит реальный эффект (результат) от совершаемых действий субъектами объектам, на которые она направлена;

2) формальную ответственность - социально ответственные действия, направленные субъектом на объект социальной ответственности, которые принесли не тот результат, который должен был быть, либо которые не принесли результата вовсе.

Здесь под реальным результатом будем понимать результат, который должен был ожидаться от социально ответственных действий согласно определениям социальной ответственности, моральным принципам, здравому смыслу. А формальная социальная ответственность - это когда под социально ответственными действиями скрывают определенные выгоды (уход от налогов, право на получение льгот, переманивание внимания, доверие общества и т.д.) и когда результат для субъекта не важен.

В зависимости от продолжительности социально ответственных действий можно выделить временной интервал:

1) краткосрочный - промежуток времени, в котором социально ответственные действия, осуществляемые тем или иным субъектом, обеспечили реальный результат в течение одного года (цикл социально ответственных действий);

2) среднесрочный - промежуток времени, при котором осуществление циклов социально ответственных действий либо реальный результат от них ожидается (происходит) в среднесрочном периоде (до 3-5 лет);

3) долгосрочный - односторонний цикл социальной ответственности, так как действия есть, а результата пока нет, либо получателя результата нет, поскольку действия ориентированы на будущее, на следующие поколения. То, чем мы сейчас пользуемся (природные ресурсы, экология), мы заимствуем у наших потомков, и необходимо хотя бы сохранить современную ситуацию.

По охвату социальную ответственность можно классифицировать следующим образом:

1) микроответственность, то есть на уровне конкретного предприятия. Предприниматель (управляющий) - социальная ответственность перед работниками во всех ее проявлениях;

2) мезоответственность, то есть на уровне региона. Социальная ответственность перед жителями региона во всех ее проявлениях;

3) макроответственность, то есть на уровне национальной экономики. Социальная ответственность перед жителями всей страны во всех ее проявлениях.

При рассмотрении понятия «социальная ответственность бизнеса» (корпоративная социальная ответственность) необходимо также учитывать особенности хозяйствующего субъекта (предприятия). В настоящее время существует множество различных моделей предприятий, среди которых наиболее разработаны следующие: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская и модель «теории выживания».

Заметим, что социально ответственные действия, характерные для того или иного предприятия, будут зависеть от того, какую модель предприятия мы возьмем за основу.

Рассмотрим модели предприятий:

1. Неоклассическая модель предприятия. Концептуально фирма рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных материальных, трудовых и финансовых ресурсов в продукцию с помощью набора некоторых технологий. «Образ» предприятия представляется в виде производственной функции, выражающей зависимость результатов производства от используемых ресурсов, обусловленную технологическими и организационно-экономическими факторами. «Поведение» предприятия сводится к выбору объемов и структуры привлекаемых ресурсов, а также цен на производимую продукцию таким образом, чтобы прибыль предприятия (или другой показатель его деятельности) была максимальной [1. С. 134].

Отметим, что социально ответственные действия предполагают определенные затраты, которые в итоге будут уменьшать прибыль предприятия. Однако если руководство предприятия стремится максимизировать основные показатели работы, одним из которых является средняя заработная плата работников, то на микроуровне в социальном плане этого может быть достаточно. В то же время хорошее вознаграждение стимулирует высокую производительность. Другие же проявления социальной ответственности для такого предприятия не характерны.

Социальная ответственность неоклассического предприятия в определенной степени близка с мнением М. Фридмана на корпоративную социальную ответственность. М. Фридман считает, что социально ответственны те фирмы, которые получают максимальную прибыль, создавая рабочие места, производя доброкачественную продукцию и услуги обществу, не нарушая при этом «правил игры». Он полагал, что честные (законные) действия бизнеса сами по себе гарантируют достаточные социальные выгоды, так как приумножают общественное богатство и обеспечивают занятость. Также он полагал, что направление средств на благотворительные цели равнозначно добровольной уплате дополнительных налогов [2. С. 499].

2. Институциональная модель предприятия. Концепция предприятия опирается на его представление в виде совокупности индивидуальных и групповых участников производства (работников, управляющих, собственников), а также множества явных и неявных контрактов между участниками производства, определяющих их взаимоотношения, традиции и правила, обусловливающие рамки и особенности их поведения. Здесь особое значение придается различию между дву-

мя видами производственно-экономических отношений: между работниками и руководством предприятия, с одной стороны, и между предприятием и контрагентами - с другой. «Образ» предприятия представляется в виде множества контрактов, отражающих взаимосвязи между участниками деятельности предприятия. «Поведение» предприятия характеризуется способами формирования, заключения и должного исполнения контрактов с другими субъектами и со своими работниками [1. С. 135].

Для институциональной модели предприятия характерны формы социальной ответственности, которые возникают при взаимодействии с внешней и внутренней средой предприятия. Речь идет о создании хорошей деловой репутации. За основу берутся условия трудовых, коллективных договоров, а также договоров с контрагентами, полное и своевременное выполнение которых и будет являться социально ответственным действием.

3. Эволюционная модель предприятия рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов. Поведение предприятия определяется взаимоотношениями с другими предприятиями, а также рядом его внутренних характеристик, к числу которых в данной теории относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Эти правила и определяют, согласно данной концепции, в конечном счете, лицо фирмы, отличие одного предприятия от другого в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов», именно сложившиеся правила, а не стремление во всех ситуациях и при всех условиях к максимизации прибыли или какого-либо аналогичного показателя определяют характер принимаемых решений. Эволюционной концепции присуще системное представление о предприятии как о двойственном объекте: с одной стороны, являющемся членом однородного делового сообщества и испытывающем на себе в полной мере все последствия его эволюции, с другой - обладающем собственными традициями в определении направлений деятельности, объемов и пропорций привлекаемых факторов. «Образ» предприятия - это система внешних и внутренних воздействий как образцов для поведения участников деятельности предприятия. «Поведение» предприятия - это его реакция на воздействия со стороны внутренней, деловой, административной и технологической среды [1. С. 135].

Предприятие эволюционной модели, приспосабливаясь к условиям внешней среды, формирует и выстраивает как внешнюю, так и внутреннюю систему взаимоотношений. Здесь социальная ответственность предпринимателя будет проявляться в зависимости от традиций и обычаев, присущих тому или иному обществу. Однако приспосабливаясь к господствующему менталитету в области деловых и социальных отношений, руководство предприятия, стремясь быть конкурентоспособным участником хозяйственной деятельности, разрабатывает и внедряет свои нормы и правила в сфере отношений с работниками и контрагентами. В то же время основной упор делается на отношения с другими предприятиями, согласно тем или иным устоям ведения дел.

4. Предпринимательская модель фирмы опирается на концептуальное представление о предприятии как о сфере приложения предпринимательской инициативы и имеющихся у предпринимателя или доступных для привлечения ресурсов. Во главу угла ставятся взаимоотношения между предпринимателем и его бизнесом. «Образ» предприятия - управленческая структура, отражающая схему распределения активности между менеджерами всех уровней по сферам и подсистемам деятельности предприятия. «Поведение» предприятия -результат действия и взаимодействия управленцев всех уровней. Особенно важны взаимоотношения между работниками и собственниками предприятия [1. С. 134].

Для предпринимательской модели предприятия характерны социально ответственные действия, вытекающие из трудовых отношений. Для предпринимателя как главы предприятия очень важно, чтобы рабочий коллектив был сплоченным, а также чтобы степень доверия между членами коллектива и руководством была на высоком уровне. Следовательно, предпринимателю необходимо постоянно работать в сфере создания и совершенствования социальной политики для своих работников.

5. Модель предприятия «теории выживания». Согласно этой теории предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды. Связи между элементами хозяйственной системы не поддерживают стабильность ее существования в целом, так что основной задачей предприятия в целом является выживание. В этих условиях руководители предприятия принимают решения, руководствуясь только краткосрочной личной выгодой [1. С. 138]. Следовательно, ни о каких социально ответственных действиях речи быть не может.

Таким образом, наличие различных моделей предприятия вызывает достаточно много разнообразных и тесно переплетающихся между собой направлений и форм социальной ответственности бизнеса.

Так, например, социально ответственные действия «неоклассического предприятия» будут зависеть от того, насколько эффективно оно работает. Хотя получение большой прибыли не означает, что руководство предприятия будет обязательно тратить ее часть во благо общества. В то же время в «институциональном предприятии» основой социальной ответственности являются условия многочисленных контрактов, которые могут заключаться не только с работниками или контрагентами, но и с представителями общества и государства.

Социальная ответственность «эволюционного предприятия» зависит от того, чего ждут от него общество, контрагенты и работники. Здесь в определенной степени те или иные социально ответственные действия зависят от давления на предприятие со стороны общества, контрагентов и работников. Для предпринимательской модели предприятия характерна социальная ответственность, проявляемая исключительно внутри предприятия.

Одной из наиболее подходящих моделей предприятия для формирования гражданского общества и социально ориентированной экономики в России является институциональная модель предприятия, поскольку она в большей степени содержит в себе элементы социально ответственных действий, проявляемых как внутри предприятия, так и за его пределами.

Однако доминирующей моделью предприятия на сегодня является неоклассическая. Это отчасти объясняется тем, что учебные курсы «экономикс» построены на основе рассмотрения именно этой модели. До недавнего времени в России многие предприятия сочетали в себе, в основном, элементы, свойственные предприятию теории выживания. Однако в последнее время ситуация стала сдвигаться. Появилось множество предприятий, которые стали сочетать элементы неоклассической, институциональной и других моделей предприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под ред. Д.С. Львова. М.: Инфра-М, 2001. 318 с.

2. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. 816 с.

Статья поступила в редакцию журнала 11 августа 2006 г., принята к печати 19 августа 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.