Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов'

Факторы, определяющие необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОГО ВУЗА / ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришкин Дмитрий Константинович

Обоснована ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов. Наиболее значимыми факторами являются: необходимость усиления педагогического воздействия на личность курсанта в образовательной среде вуза; наличие современных требований к дополнению традиционных форм организации учебного процесса с курсантами; необходимость совершенствования системы непрерывной профессиональной практики курсантов в процессе обучения в вузе. Менее значимыми факторами являются: необходимость в удовлетворении потребности в получении новой многообразной и многозначной информации; необходимость в насыщении образовательной системы вуза актуальной информационной продукцией; необходимость стимулирования самообразования и саморазвития курсантов с помощью масс-медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The rank structure of the factors determining the need in use of capacity of the military higher education institution for the organization of media education of cadets is proved. The most significant factors are: the need in strengthening of the pedagogical impact on the identity of the cadet in the educational environment of higher education institution; the availability of modern requirements to supplement the traditional forms of organization of the educational process with cadets; the need in enhancement of the system of the continuous professional practice of cadets in the process of studying at the higher education institution. Less significant factors are: the need in satisfaction of the necessity in getting the new diverse and multiple-valued information; the need in saturation of the educational system of higher education institution with the urgent information products; the need in stimulation of the self-education and self-development of cadets by means of mass media.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов»

Контактная информация: mgafk1992@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2016

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ВОЕННОГО ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИА ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСАНТОВ

Дмитрий Константинович Гришкин, соискатель,

заместитель начальника факультета, Ярославское высшее военное училище ПВО, Ярославль

Аннотация

Обоснована ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов. Наиболее значимыми факторами являются: необходимость усиления педагогического воздействия на личность курсанта в образовательной среде вуза; наличие современных требований к дополнению традиционных форм организации учебного процесса с курсантами; необходимость совершенствования системы непрерывной профессиональной практики курсантов в процессе обучения в вузе. Менее значимыми факторами являются: необходимость в удовлетворении потребности в получении новой многообразной и многозначной информации; необходимость в насыщении образовательной системы вуза актуальной информационной продукцией; необходимость стимулирования самообразования и саморазвития курсантов с помощью масс-медиа.

Ключевые слова: факторы; потенциал военного вуза; организация медиа образования курсантов.

FACTORS DEFINING NEED IN USE OF CAPACITY OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION OF

CADETS

Dmitry Konstantinovich Grishkin, the competitor, deputy chief offaculty, Yaroslavl Highest Military College of Air Defense, Yaroslavl

Annotation

The rank structure of the factors determining the need in use of capacity of the military higher education institution for the organization of media education of cadets is proved. The most significant factors are: the need in strengthening of the pedagogical impact on the identity of the cadet in the educational environment of higher education institution; the availability of modern requirements to supplement the traditional forms of organization of the educational process with cadets; the need in enhancement of the system of the continuous professional practice of cadets in the process of studying at the higher education institution. Less significant factors are: the need in satisfaction of the necessity in getting the new diverse and multiple-valued information; the need in saturation of the educational system of higher education institution with the urgent information products; the need in stimulation of the self-education and self-development of cadets by means of mass media.

Keywords: factors, capacity of military higher education institution, organization of media education of cadets.

Возрастающая роль повышения эффективности военного образования обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности страны в условиях изменений современной политической, социально-экономической обстановки в мире, актуальностью инновационного развития системы подготовки курсантов, их профессионального становления как одного из основных направлений строительства и реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

В связи с этим требуется разработка системы обеспечения качества военного образования курсантов, в строгом соответствии с государственной политикой в области воен-

ного образования до 2020 г. Одной из важных задач высшей военной школы на современном этапе является качественная профессиональная подготовка офицеров командного и инженерно-технического состава, психологически готовых и профессионально компетентных. Именно поэтому, необходимо расширять спектр применяемых технологий, в том числе и информационно-коммуникативных на основе использования средств массовой коммуникации.

Анализ мероприятий по повышению эффективности профессионального становления курсантов показал, что зачастую предлагаемые в них нововведения недостаточно научно проработаны. При этом не в полной мере используется накопленный опыт в отечественной военной высшей школе, программы обучения и учебно-методические материалы не всегда соответствуют современным требованиям к подготовке военных кадров, недостаточно широко внедряются в учебный процесс актуальные медиа-образовательные технологии.

Повышенное внимание к вопросам организации медиа образования в военном вузе обусловлено изменениями, происходящими в России и мире, которые приводят к трансформации требований, предъявляемых к профессиональной подготовке курсантов военного вуза. Профессиональные знания, умения, навыки, опыт решения практических задач, должны соответствовать тенденциям информатизации образования: нужно уметь грамотно выбирать необходимую информацию, быть готовым к восприятию и переработке огромного потока информации, а также максимально использовать возможности масс-медиа в личностном становлении. Обычно к ним относят традиционную прессу, радио, телевидение, кино, компьютерные технологии, в т.ч. сетевые формы представления информации.

Проведенный нами анализ исследований по данной проблеме свидетельствует о недостаточной эффективности использования медиа образования в военном вузе. Не до конца раскрыт вопрос о потенциалах самого военного вуза, как пространства для реализации медиа образовательных программ, технологий и др. Именно поэтому, перед нами одной из ключевых задач исследования стояло изучение факторов, определяющих необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов. Для решения этой задачи был проведен опрос профессорско-преподавательского состава Ярославского высшего военного училища ПВО. Всего в опросе участвовало 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов (п=78)_

Место Факторы Ранг(%)

1 Необходимость усиления педагогического воздействия на личность курсанта в образовательной среде вуза 28,3

2 Наличие современных требований к дополнению традиционных форм организации учебного процесса с курсантами 21,7

3 Необходимость совершенствования системы непрерывной профессиональной практики курсантов в процессе обучения в вузе 17,2

4 Необходимость в удовлетворении потребности в получении новой многообразной и многозначной информации 12,8

5 Необходимость в насыщении образовательной системы вуза актуальной информационной продукцией 11,1

6 Необходимость стимулирования самообразования и саморазвития курсантов с помощью масс-медиа 8,9

Наиболее значимыми факторами являются: необходимость усиления педагогического воздействия на личность курсанта в образовательной среде вуза; наличие современных требований к дополнению традиционных форм организации учебного процесса с курсантами; необходимость совершенствования системы непрерывной профессиональной практики курсантов в процессе обучения в вузе. Менее значимыми факторами явля-

ются: необходимость в удовлетворении потребности в получении новой многообразной и многозначной информации; необходимость в насыщении образовательной системы вуза актуальной информационной продукцией; необходимость стимулирования самообразования и саморазвития курсантов с помощью масс-медиа.

Исходя из выявленных факторов, можно предположить, что использование медиа образовательной деятельности позволит усилить педагогическое воздействие на личность курсанта, стимулировать осознанное их участие в личностном и профессиональном становлении как будущего офицера. При этом большое значение имеет принятие курсантами роли защитника Отечества, использование социально-значимых качеств личности при решении учебных и профессиональных задач. Результатом усиления педагогического воздействия на личность курсанта должно стать наличие сформированных взглядов, позиций, оценок тех или иных военно-политических и других событий, представлений о социальной действительности, трансляция ценностного отношения к историческому и культурному наследию, истории государства и др.

Активное внедрение и использование актуальных медиа-образовательных технологий позволит расширить границы требований образовательных стандартов, дополнить традиционные формы организации учебного процесса, совершенствовать систему непрерывной профессиональной практики курсантов.

Медиа образование позволит дополнить информационно-коммуникативный потенциал личности курсанта на основе использования современных информационных технологий. Это позволит удовлетворить потребность в получении многообразной и многозначной информации; придать традиционному «военному образованию» новый импульс; насытить образовательную систему актуальной информационной продукцией, стимулируя самообразование и саморазвитие в широком смысле слова.

Медиа образовательная деятельность расширит возможности курсантов к проявлению активности, к преобразованию окружающего предметного и информационно-коммуникативного мира, а педагогу это позволит видоизменять функции различных предметов, процессов в соответствии с текущими задачами военно-профессиональной подготовки.

ВЫВОД

Выявленные факторы определяют необходимость использования потенциала военного вуза в организации медиа образования курсантов, что в значительной степени повлияет на успешность применения этих технологий в профессиональной подготовке курсантов. Успешность применения медиа образовательных технологий в профессиональной подготовке курсантов предполагает:

- актуализацию ранее усвоенных знаний, опыта решения задач на уровне мысленной деятельности, которые необходимы для решения поставленных перед ними ситуаций практической работы,

- синтезирование их, перевод чувственного восприятия интеллектуальной деятельности в собственный медиа продукт, которые позволят более эффективно осуществлять практическую деятельность.

Контактная информация: GishkinDK@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.