Научная статья на тему 'Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях'

Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1381
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ / TRANSPORT SECURITY / WORK OF BODIES AND UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON TRANSPORT / SPECIFIC CONDITIONS OF WORK OF BODIES AND UNITS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дорофеев И.Н., Пестов Н.Н.

В работе высказана и аргументирована точка зрения о целесообразности сохранения единой вертикали органов внутренних дел на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current Conditions and Factors Forming the Operational Environment of Branches, Bodies and Units of the Ministry of the Interior on Transport

The author sets forward argumentation in favor of keeping the present-day vertical command structure of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs that enforce law and order and protect security on transport.

Текст научной работы на тему «Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях»

И. Н. ДОРОФЕЕВ,

начальник отделения научно-исследовательского центра, кандидат юридических наук, доцент

Н. Н. ПЕСТОВ,

старший преподаватель кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

I. N. DOROFEYEV,

Section Head at the Research Center, Candidate of Law, Associate Professor

N. N. PESTOV,

Senior Lecturer at the Department of Management of Public Order Services

of Center for Command Games, Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.81

Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях

Current Conditions and Factors Forming

the Operational Environment of Branches, Bodies

and Units of the Ministry of the Interior on Transport

В работе высказана и аргументирована точка зрения о целесообразности сохранения единой вертикали органов внутренних дел на транспорте.

Транспортная безопасность, деятельность органов внутренних дел на транспорте, специфика деятельности органов внутренних дел на транспорте.

The author sets forward argumentation in favor of keeping the present-day vertical command structure of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs that enforce law and order and protect security on transport.

Transport security, work of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs on transport, specific conditions of work of bodies and units of the Ministry of Internal Affairs on transport.

На протяжении последнего десятилетия транспортная система страны функционировала в условиях кардинальных преобразований. Произошедшие на рынке транспортных услуг изменения, к сожалению, привели к определенным отрицательным политическим, экономическим, социальным и иным последствиям. К одному из серьезных негативных явлений следует отнести масштабный рост экономической преступности, удельный вес которой в общей структуре пре-

ступности на транспорте составляет в среднем 20 %!.

Кратко охарактеризуем перспективы развития транспортной системы, так как ее бесперебойное функционирование напрямую зависит от решения вопросов транспортной безопасности.

1 Для сравнения необходимо отметить, что удельный вес преступлений против личности, совершенных на объектах транспорта, фиксируется на уровне 3-5 %.

По оценкам экспертов, транспортная система России в обозримом будущем может занять важное геополитическое положение в мире, что во многом предопределит ее стратегию и политику экономического развития в ближайшие десятилетия. В частности, наличие прямых выходов к морям, системы воздушной и морской навигации предоставляют нашему государству уникальные возможности участия в международных перевозках, обладая абсолютной монополией в трансъевропейском транспортном коридоре. В этой связи важнейшая задача России в предстоящий период состоит в реализации своего выгодного географического положения как естественного транзитного моста между Европой и Юго-Восточной Азией с бурно развивающейся экономикой [2].

Одной из самых мощных железнодорожных линий в мире является Транссибирская магистраль (далее — Транссиб), протяженность которой составляет 9 298 км. Данная магистраль пересекает всю территорию России с запада на восток и связывает европейские государства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. На западе через территорию Белоруссии она выходит на Брест, далее — в Польшу и страны Западной Европы. Кроме того, через Санкт-Петербург указанная транспортная магистраль обеспечивает подходы к российским портам на Балтийском море, соединяясь далее с железнодорожной сетью Финляндии и других скандинавских стран. На юго-западе Транссиб выходит на сеть железных дорог Украины, соединяясь затем с железнодорожными магистралями Центральной и Южной Европы. На востоке магистраль подходит к Тихому океану и дальневосточным портам России и далее выходит на сеть железных дорог Монголии, Китая и КНДР.

Коридор «Север — Юг» позволяет самым коротким путем перевозить грузы между Европой и Ираном, Индией и странами Юго-Восточной Азии.

Кроме того, аналитические прогнозы и оценки развития мировой экономики свидетельствуют о том, что в ближайшие десятилетия основные финансовые и товарные потоки постепенно будут сосредотачиваться в треугольнике «США — Европа — Дальний Восток». Однако товарные потоки из Старого Света идут в Азию преимущественно окружным морским путем. Так, основной поток корейских грузов идет в Европу из порта Пусан морским путем через Суэцкий канал. Транспортировка занимает 40—45 суток. Используя Транссиб, можно сократить время в пути вдвое. Проведенный эксперимент по доставке контейнеров на расстояние 10 тыс. км из Находки до Бреста показал, что такое расстояние покрывается за 7 суток.

Согласно прогнозу общий объем транзита по территории России может составить от 1 330 до 4 200 тыс. т. Ожидается, что почти весь грузопоток будет «контейнеризированным» и может составить примерно 260 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте. Это в свою очередь потребует организационных усилий транспортной полиции по сохранности перевозимых грузов [3].

В среднесрочной перспективе Правительство Российской Федерации планирует инвестировать в транспортную сферу порядка 10 трлн руб., что потребует создания правовых и организационных механизмов контроля за обоснованностью и полнотой их освоения [3].

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. произошли значительные изменения в федеральном законодательстве, регулирующем различные аспекты транспортной безопасности. Эти новации обуславливают необходимость пересмотра основных задач и функций ГУТ МВД России, а также организационно-структурных преобразований в системе ОВДТ.

В этой связи значительно возрастает роль подразделений ОВДТ, обслуживающих объекты и инфраструктуру: 16 железных дорог, 14 морских и 34 речных пароходства, 102 речных и 62 морских порта. Протяженность обслуживаемых железнодорожных путей составляет более 86 тыс. км. В зоне контроля транспортной полиции находятся 174 аэропорта, в том числе 71 — международный. На объектах транспорта функционирует 160 пунктов пропуска.

Кратко охарактеризуем специфику организации деятельности ОВДТ по обеспечению правопорядка на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, которая обуславливается правовыми, организационно-управленческими и организационно-тактическими аспектами.

1. Особенности нормативного правового регулирования деятельности ОВДТ.

Деятельность ОВДТ регулируется достаточно большим количеством (72) нормативных правовых актов различного уровня.

Кроме вопросов обеспечения правопорядка и борьбы с преступлениями на объектах транспортного комплекса, на подчиненные подразделения ГУТ МВД России Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» возложены задачи борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры. Такие мероприятия осуществляются на основе федеральных целевых программ по повышению антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта, а также планов совместных мероприятий МВД России и ОАО «РЖД».

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 23 февраля 2016 г. № Пр-351 и Правительства Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № ДК-П9-1177 на транспортную полицию возложены задачи разработки и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на усиление контроля за состоянием антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Приказом МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 [1] на транспортную полицию возложена обязанность выносить заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Полиции дополнительно предоставлено право участвовать в проверках, проводимых Ространснадзором в области транспортной безопасности с применением тест-предметов и тест-объектов.

В 2016 г. ОВДТ проверено более 37 тыс. граждан, из них в отношении 1,1 тыс. вынесены заключения о невозможности допуска лиц к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности.

При осложнении оперативной обстановки силами ОВДТ осуществляются следующие мероприятия: блокирование аварийных зон; обеспечение порядка при эвакуации граждан; оказание помощи аварийно-спасательным службам железнодорожного транспорта, подразделениям пожарной охраны, работникам экстренной медицинской помощи; надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами установленных правил поведения в аварийной зоне; пресечение фактов мародерства, паники, массовых беспорядков, распространения ложных и провокационных слухов. На подразделения ОВДТ возлагается учет потерь пассажиров, установление личности погибших, организация опознания, розыск без вести пропавших.

Все вышеперечисленные задачи требуют соответствующего организационно-структурного обеспечения.

2. Организационно-управленческие особенности функционирования подразделений ОВДТ.

На современном этапе ОВДТ представляют собой единую систему органов и подразделений внутренних дел централизованного (федерального) подчинения по вертикали, обеспечивающих в пределах своей компетенции правопорядок на железнодорожном, воздушном и водном транспорте в специфической обстановке, обусловленной особенностями правового регулирования, спецификой технологических процессов перевозки пассажиров и грузов.

Одной из существенных особенностей организационно-структурного построения ОВДТ является то, что они строятся применительно к систе-

ме территориально-ведомственного управления Министерства транспорта Российской Федерации. При этом в зависимости от географического расположения в структуру управлений на транспорте МВД России по федеральным округам могут входить подразделения полиции на железнодорожном, воздушном, речном либо морском транспорте. Это, в свою очередь, обеспечивает оперативную взаимосвязь всех его структурных подразделений в организации борьбы с преступностью на объектах транспортного комплекса страны.

ГУТ МВД России выполняет функции головного подразделения МВД по организации деятельности органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, координации в установленном порядке деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по обеспечению безопасности населения на транспорте. Главное управление осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Сложившаяся система позволяет в целом своевременно реагировать на происходящие на транспорте чрезвычайные происшествия, нарушения общественного порядка, а также раскрывать преступления межрегионального характера на участке пути следования подвижного состава без привязки к условностям географического или административного территориального деления страны, благодаря централизованной системе ведомственного управления и координации сил и средств транспортной полиции, расположенных на значительном расстоянии друг от друга.

Организационно-структурное построение ОВДТ имеет существенную специфику.

С целью борьбы с преступлениями на объектах транспортного комплекса в структуре ОВДТ созданы оперативные подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (далее — БППГ), которые являются самостоятельными структурными подразделениями органов внутренних дел на воздушном, водном и железнодорожном транспорте. Спецификой деятельности указанных подразделений является организация оперативного обслуживания относительно самостоятельного и обособленного направления работы объектов транспортной инфраструктуры от преступных посягательств. В своей деятельности руководители подразделений БППГ нацелены на принятие управленческих и тактических мер по декриминализации сферы грузовых перевозок на воздушном, водном и железнодорожном транспорте.

Компетенция рассматриваемых подразделений по своему содержательному аспекту является уникальной, так как находится на стыке

деятельности по обеспечению экономической безопасности транспортной сферы в части выявления и раскрытия преступлений с участием работников транспорта и борьбе с преступлениями по линии уголовного розыска, связанными с хищениями перевозимых грузов, и др.

Формы обеспечения общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта имеют определенную организационно-структурную специфику. При решении задач обеспечения общественного порядка на объектах транспортного комплекса наиболее распространенными формами осуществления транспортной полицией правоохранительной деятельности являются патрульно-постовые наряды, посадочные группы, оперативно-поисковые группы, совместные специализированные группы транспортной полиции и ведомственной охраны, оперативные заслоны, наряды сопровождения поездов, специальные операции и оперативно-профилактические мероприятия (рейды).

3. Организационно-тактические особенности выявления и раскрытия преступлений на объектах транспортного комплекса.

Участки оперативного обслуживания ОВДТ характеризуются значительной протяженностью транспортных артерий, большой разветвленно-стью транспортных коммуникаций, а также удаленностью объектов транспорта от линейного органа внутренних дел.

В сферу деятельности линейного управления на транспорте по федеральным округам входят объекты протяженностью от 2000 до 8000 км, линейных управлений (отделов) на железнодорожном транспорте — от 50 до 200 км. Особенностью

организации деятельности подразделений ОВДТ является то, что они должны охватывать все объекты транспортной инфраструктуры на всем протяжении участка своей юрисдикции [3].

К особенностям деятельности ОВДТ необходимо отнести функционирование не входящих в систему МВД России ведомственных служб и подразделений, также участвующих в борьбе с правонарушениями на объектах транспортного комплекса. Так, контрольные функции на объектах железнодорожного транспорта выполняют военизированная охрана железнодорожного транспорта, ведомственный ревизорский аппарат в сфере пассажирских перевозок.

К специфике функционирования объектов транспорта специалисты относят следующие факторы, оказывающие влияние на организацию деятельности ОВДТ: круглосуточный режим работы транспорта; концентрация грузопотока и пассажиропотока на ограниченной территории; скоротечность и быстрота изменений событий и явлений; сезонные, временные, климатические и другие условия, влияющие на интенсивность движения подвижного состава и пассажиропотока; непродолжительность пребывания подвижного состава, грузов и пассажиров на станциях, аэропортах и портах [3].

Таким образом, ОВДТ представляют собой самостоятельную вертикаль системы МВД России, обладающую правовой и организационной обособленностью, подразделения которой осуществляют свою деятельность в специфических условиях, связанных с особенностями технологического процесса перевозок пассажиров и грузов.

Список литературы:

1. О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности: приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1203 // ИПП Гарант.

2. Бедринский А А., Дорофеев И. Н. Транспортная безопасность и реформирование органов

внутренних дел на транспорте // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19).

3. Организация и тактика борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями на объектах транспортного комплекса: учеб.-метод. пособ. / под ред. И. Н. Дорофеева. М., 2016.

E-mail: pestov.nn@yandex.ru

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.