Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности производственных предприятий на международных рынках'

Факторы конкурентоспособности производственных предприятий на международных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горст Н.В., Мисинева И.А.

Изучаются необходимые условия для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. Среди данных условий наибольшее значение для компаний, представленных на международных рынках, являются: обеспечение качеством, предложение сопутствующих товаров, выбор системы технического обслуживания повышение товаропроизводительности и подходы к ценообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности производственных предприятий на международных рынках»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 339.137.2

Н. В. Горст Научный руководитель - И. А. Мисинева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ

Изучаются необходимые условия для обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий. Среди данных условий наибольшее значение для компаний, представленных на международных рынках, являются: обеспечение качеством, предложение сопутствующих товаров, выбор системы технического обслуживания повышение товаропроизводительности и подходы к ценообразованию.

В современных условиях развития международной торговли существуют различные способы борьбы за внешние рынки, позволяющие преодолеть сильнейшую конкуренцию и завоевать потребителя.

Одним из важнейших элементов конкурентоспособности на мировом рынке в настоящее время является качество продукции. Это связано с увеличением роли промышленной продукции, машин и оборудования на мировом рынке. При этом качество экспортной продукции прежде всего зависит от технического уровня производства, степени применения в нем последних достижений науки и техники [1]. Конкуренция качества является важнейшим элементом неценовой конкуренции. По мнению западных экономистов, конкуренция качества постепенно вытесняет ценовую конкуренцию, хотя четкой грани между ними нет. Качество продукции имеет свою значимость - продукцию с лучшими потребительскими свойствами покупатель может предпочесть, даже, несмотря на более высокую цену. Чтобы добиться выпуска продукции на самом высоком техническом уровне компаниям необходимо привлечь ученых, технологов, дизайнеров и т. д. В связи с тем что мероприятия по совершенствованию продукции требуют больших вложений, их могут позволить лишь крупные организации, которые окупают затраты за счет выпуска продукции в массовом масштабе. Практически все компании должны постоянно заботиться об обновлении своей продукции, ее совершенствовании, иначе в конкурентной борьбе они потеряют свои позиции на мировом рынке.

Помимо качества продукции в борьбе за потребителя большое значение имеет техническое обслуживание проданной продукции. Это связано с тем, что все большая часть экспортной продукции становится технически сложной. В современных условиях техническое обслуживание включает комплекс услуг по снабжению запасными частями, обеспечению ремонтными работами, обучению специалистов, проведению модернизации т. п. Для привлечения и удержания потребителя необходимо начинать организацию технического обслуживания на стадии разработки и проектирования новых изделии, при этом сделать все чтобы техническое обслуживание было удобным, простым и дешевым. Компания должна придерживаться основного принципа технического

обслуживания - ответственность за организацию в течение всего периода эксплуатации машин, оборудования и другой техники несет фирма-производитель. Специалисты считают, что для любой компании организация технического обслуживания является весьма сложным, но вместе с тем это может принести большую прибыль. Организация технического обслуживания может быть осуществлена фирмами по-разному. Крупные промышленные компании создают собственную сеть станций технического обслуживания, как в своей стране, так и за рубежом. Компании, не имеющие возможности создавать собственную сеть, могут заключить договор на обслуживание своей продукции с иностранными специализированными фирмами, которые оказывают техническую помощь, консультацию и т. п. Специалисты считают, что эффективнее когда фирма организует собственную сеть технического обслуживания, тогда у компании есть возможность контролировать качество оборудования в процессе эксплуатации. Но это возможно когда у компании сравнительно небольшое количество потребителей, если же покупателей много, то эффективнее воспользоваться услугами специализированной фирмы, это может позволить сэкономить значительные средства. Выбор наиболее эффективной системы технического обслуживания - важный элемент конкурентной борьбы компанией за потребителя.

Для того чтобы расшить рынки сбыта фирма может предлагать не только основной товар но и сопутствующие ему товары, например, дополнительные устройства, которые могут существенно расширить сферу применения основного товара. За счет такого рода продаж у фирмы появляется возможность не только поддерживать свою долю на мировом рынке основного товара, но и выходить на рынки сопутствующих товаров.

Одним из важнейших факторов конкурентоспособности на внешнем рынке остается ценообразование.

В условиях рыночной экономики процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Возможность установления на внешнем рынке цены на уровне более низком, чем у конкурента, -важное орудие в борьбе за покупателя. Это приводит к увеличению доли рынка и возможности расширения своей деятельности. Необходимо отметить, что важнейшим фактором определяющим уровень экспортных цен являются издержки, без преимущества в области издержек снижение цен не приведет к желаемым результатам в отношении прибыли.

Важнейшим фактором, влияющим на изменение уровня издержек, является динамика производительности труда. Производительность труда характеризует эффективность, результативность затрат труда. Естественно что опережение в области про-

изводительности труда создает предпосылки для снижения издержек производства, а следовательно, и экспортных цен и повышения конкурентоспособности товаров на мировых рынках.

Библиографические ссылки

1. Международные экономические отношения : учебник ; под ред. И. П. Фаминского. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Экономисту, 2008.

2. Ростовский Ю. М., Гречков В. Ю. Внешнеэкономическая деятельность : учебник. 2-е изд., с изм. М. : Экономисту, 2006.

© Горст Н. В., Мисинева И. А., 2010

УДК 331.101.3

Д. А. Дайнич Научный руководитель - Е. М. Сычева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ

Предлагается внедрение более совершенных инструментов мотивации рабочих на ФГУП «Красмаш» в целях снижения текучести, роста производительности труда и повышения потенциала предприятия.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Стимулы исполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них.

Одной из самых первых и самых известных в мире теорий мотивации является модель приоритетов потребностей индивида А. Маслоу. Он выделил пять видов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.

В практическом плане для воздействия на поведение человека следует сначала выяснить, какая потребность в данный момент для него главная. Затем следует продемонстрировать работнику возможности организации в удовлетворении этой потребности. Следует помнить, что ориентация работника может быстро переключиться с одной потребности на другую. Следовательно, если есть заинтересованность в работнике, необходимо поменять форму его мотивации.

Влияние мотивации на поведение человека необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой его труда. В условиях рыночной экономики с организацией заработной платы в организациях связано решение двуединой задачи:

- гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

- обеспечить работодателю (независимо от того, кто выступает в качестве его: государство, акционерное общество, частное лицо, кооператив или кто-то другой) достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке труда товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

Предприятию предлагается использование «витрин успехов» или «доски почета». На информационном стенде вывешиваются рейтинги самых успешных молодых сотрудников компании. С целью мотивирования профессионального роста можно вывешивать информацию о лучших участниках тренингов, или сотрудниках, проявивших в работе профессионализм. Также необходимо чаще проводить профессиональные соревнования или конкурсы профессионального мастерства с вручением грамот и кубков, для того чтобы люди могли проявить себя, проявит свои таланты, имели возможность творческого подхода. Доведение до сотрудников сведений о критериях и эта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.