Научная статья на тему 'Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка'

Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИЗАЦИЯ / КРУИЗНЫЙ РЫНОК / СУДОХОДНЫЕ КОМПАНИИ / СЕГМЕНТ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / МОРСКОЙ РЕНДЖ / ИНФРАСТРУКТУРА ПРИПОРТОВОЙ ЗОНЫ / STRUKTURIZACIYA / KRUISE MARKET / NAVIGABLE COMPANIES / SEGMENT OF KEEPING / MARINE RENDZH / INFRASTRUCTURE AREA OF PORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубкова И. А.

Рассматриваются основные факторы структуризации глобального круизного рынка. Уточняются закономерности дифференциации сегментов круизного рынка по регионам и ценности услуг. Обосновывается подход к управлению основными параметрами регионального сегмента круизного судоходства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and conformities to law of strukturizacii of global kruise market

The basic factors of structuring of global cruise market are examined. Conformities to law of differentiation of segments of cruise market are specified on regions and value of services. Going is grounded near a management the basic parameters of regional segment of cruise navigation.

Текст научной работы на тему «Факторы и закономерности структуризации глобального круизного рынка»

УДК 339.13.012:379.857

ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТРУКТУРИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО КРУИЗНОГО РЫНКА

Голубкова И. А., к.э.н., доцент (ОНМА)

Розглядаються основні чинники структуризації глобального круїзного ринку. Уточнюються закономірності диференціації сегментів круїзного ринку по регіонах і цінності послуг. Обґрунтовується підхід до управління основними параметрами регіонального сегмента круїзного судноплавства.

Ключові слова: структуризація, круїзний ринок, судноплавні компанії, сегмент позиціювання, морський рендж, інфраструктура припортової зони.

Постановка проблемы. В связи с тем, что более 80 % международной торговли базируется на морском транспорте формируются приоритеты традиционных морских держав. Среди них выделятся, во-первых, стратегии обеспечения конкурентоспособности судоходных компаний, во-вторых, сосредоточение внимания на развитие круизного судоходства, как фактора, отражающего усиление спроса на морские виды отдыха [1], которые наиболее полно корреспондируются с усилением сложности использования труда в интенсивных технологиях во всех сферах промышленности. Поэтому формируются специализация круизных судоходных компаний как по уровням качества обслуживания пассажиропотоков, так и по специализации круиза и по регионам позиционирования.

Принципиальной проблемой развития и функционирования рынка круизных услуг следует считать высокую степень риска [2] финансовых убытков по внешним факторам и ошибкам маркетинговых стратегий. Следует учитывать, что невыполнение договорных обязательств со стороны судоходной компании может возникнуть по форс-мажорным факторам, а со стороны потребителей - на основе изменения платежеспособности основной ниши туристов.

Тем не менее, круизное судоходство выполняет ряд важнейших функций эффективного использования приморского размещения производственного и рекреационного потенциала страны. Регион размещения Украины обладает природно-климатическими условиями сезонного развития круизного судоходства. Проблемой становится использование флота в осенний и весенний периоды. Поэтому важно сосредоточить внимание на выборе типов судов, которые в полной мере отвечали условиям Черноморского бассейна и были бы способны конкурентно оперировать в альтернативных регионах прибрежного круизного судоходства.

Анализ состояния проблемы. Для оценки эффективности и целесообразности формирования стратегии развития и функциональной

деятельности круизной компании необходимо использовать принцип расчета относительной силы обслуживания пассажиропотока [3]. Коэффициент относительной силы судоходной компании измеряет насколько устойчиво реализует потенциал менеджмент предприятия. Такой коэффициент следует рассчитывать путем деления цены круиза для пассажира на данном судне к цене круиза в сегменте позиционирования других операторов. Рост коэффициента означает опережающее успешное развитие судоходной компании на основе конкурентных преимуществ. Этот же показатель подчеркивает привлекательность для инвесторов проект финансирования расширения или акционирования капитала судоходного предприятия. В системе принятия решений важнейшим становится выбор варианта управления инвестиционными потоками, которые обеспечивают не только нормализованную отдачу, но формируют систему особых рабочих мест. Сложность решения этой задачи в национальном секторе круизного судоходства обусловлена множеством

направлений использования ограниченных

ресурсов в соответствии с тем, что: «Альтернативные затраты (opportunity cost) - это величина, которая теряется или приносится в жертву, когда ресурс используется с одной целью вместо другой» [4, с. 148]. К сожалению, в Украине приоритеты в течение длительного периода отдавались краткосрочным задачам и не обращалось внимания на роль морского

транспорта в системе занятости и безопасности.

Перспективы развития различных видов круизного судоходства в приморских регионах Украины обусловлены, несмотря на жесткую сезонность, наличием дополняемых

специфических видов деятельности. К сожалению, в экономическом развитии морской индустрии страны не обращается внимания на то, что пассажирские порты и рекреационно-культурная и историческая сфера приобретают характер

«взаимодополняющих товаров» [5, с. 216].

Ранжирование взаимосвязанных концентров

© Голубкова И. А.

должно отражаться и в ценах на портовые услуги. При этом в системе круизного судоходства и в системе его сервисного обслуживания принципиальное значение приобретает принцип дифференциации [6]. В данном случае предоставление потребителям круизных услуг их отличительной неповторимости от других судоходных компаний. Это позволяет выбрать цену по кривой предельных затрат, расширить зону операторской деятельности в сегменте и гарантировать получение прибыли.

Постановка задания. Основной целью статьи является раскрытие особенной методического и практического подхода к обоснованию постепенного развития круизного бизнеса в локальных морских ренджах. Создавая для судоходных компаний стимулы к поиску путей формирования и стабилизации круизной деятельности в регионе и более успешной конкуренции для привлечения пассажиропотоков, государственная политика нацеливает на свободную операторскую деятельность всех участников данного сегмента рынка, характеризующегося расширением занятости. Главной проблемой остается сезонность, поэтому важен поиск вариантов дифференциации такой формы бизнеса по сезонам.

Основной материал. Следует различать важнейшие мотивационные силы организации круизного бизнеса по регионам мира в соответствии с тем, что «Данные потребности наблюдаются в богатых сообществах, где базовые потребности в достаточной степени удовлетворены и где «предметами первой необходимости» стали новизна, удивление, трудоемкость, риск» [7, с. 130]. Это и предопределило ускоренное развитие высококомфортых круизных лайнеров. Для Украины же главным остается при разработке стратегии развития локального круизного рынка ориентация на средний класс. При отсутствии пассажирского флота в условиях Украины важнейшим становится максимизация

использования пропускной способности морских вокзалов. При этом принципиальное значение приобретают требования современных круизных пассажиров относительно качества и надежности портовой и туристической инфраструктуры. Такие требования основного контингента ведущие круизные компании тщательно изучают отлично и учитывают при планировании маршрута. Именно интересы будущих пассажиропотоков формируют намерения судовладельцев и операторов относительно расширения позиционирования. На основании общей оценки тенденции развития отдыха на судах и выбирается концепция строительства новых лайнеров. То есть первоначально внимание акцентируется на параметрах спроса и оптимизации маркетинговых технологий.

При выборе приоритета конкурентной стратегии важным становится дифференциация уровня обслуживания пассажиров. Ведущие круизные компании используют принцип «нами управляет клиент». Поэтому важно предусмотреть маршрут, который в наибольшей степени отражает современные запросы морских путешественников. Так в качестве основных целей международных туристических прибытий оказывается 51% поездок с целью отдыха и рекреации, деловой туризм - 16%, остальные прибытия обусловлены другими целями, такие как посещения друзей и родственников, паломничество, поездки с целью оздоровления.

С учетом сложившейся тенденции

формирования глобального круизного бизнеса и задач постепенно восстановления круизного

потенциала Украины на рис. 1 представлена последовательность принятия и реализации

круизного судоходства на базе региональных подсистем и предпринимательских подходов.

Достижение финансово-экономической устойчивости [8] функционирования любого подразделения круизного потенциала Украины основывается на жесткой ориентации инвесторов на нормальный уровень прибыльности. Нарушение этого принципа при попытке возобновления локального круизного судоходства на базе теплохода «Южная Пальмира», предопределило необходимость поиск альтернативных вариантов использования судна. При этом, как показывает статистика, имеется определенный

неудовлетворенный спрос на морские путешествия в пределах Черного и Эгейского морей.

В основе развития локального сегмента круизных технологий следует использовать практику ведущих круизных компаний и пассажирских портов мира. Каждый порт должен иметь четкую ориентацию на туристический маршрут. В этом аспекте внимание заслуживает вся инфраструктура припортовой зоны и, прежде всего, города. Именно они создают имидж гостеприимства страны в целом. Это должны учитывать муниципальные власти и туристические компании, предоставляющие услуги пассажирам круизных судов.

При формировании стратегии локализации круизного бизнеса необходимо в общей системе управления отразить принципы управления рисками, что обеспечит нормализацию достижения стратегических целей. При разработке стратегических альтернатив необходимо учесть влияние совокупности идентифицированных рисков устойчивого позиционирования. Проблемой остается интеграция системы риск-менеджмента с системой мотивации всех подразделений, участвующих в формировании и обслуживании пассажиропотоков на начальной стадии реализации стратегии.

При развитии прибрежного пассажирского судоходства следует учитывать, что в последние годы сформировалась тенденция ускорения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом туристов, посещающих дальние страны. Это, в частности, связано и с существующей

угрозой терроризма в ряде регионов, и с увеличением количества туристских поездок в год в связи. Эта тенденция может рассматриваться при формировании и проведении государственной политики формирования конкурентоспособного локального сегмента круизного туризма.

Рисунок 1 - Механизм управления основными параметрами работы круизного комплекса региона

Мировое круизное судоходство в последние годы характеризуется постоянно растущим уровнем конкуренции между основными операторами как внутри сегмента традиционного позиционирования, так и за его пределами. В этом плане возрастает роль не только техникоэкономических характеристик флота, но и стратегия рекламного воздействия при формировании стратегии позиционирования круизного продукта на внешних рынках. Этот подход также учитывает то, что туристский спрос и туристское предложение зависят от совокупности факторов, изменяющих основы планирования. Особое место занимают

экономическое и финансовое развитие,

эластичность политики государства,

демографические и социальные изменения. Поэтому внимание концентрируется на инновационных технологиях [9]. В общем виде, усиление конкуренции как на рынке круизных потребностей, так и на рынке предложения провозной способности является устойчивой тенденцией развития мирового круизного бизнеса.

Выводы. Повышение роли фактора

свободного времени в условиях роста уровня жизни, повышения интеллектуальной нагрузки в условиях расширения информационных технологий требует адекватных технологий возобновления работоспособности и улучшение здоровья. К таким направлениям относится отдых на море на протяжении выбранного типа круизного судоходства. Даже в кризисном 2008 году пассажировместимости круизных лайнеров, которые находились в состоянии строительства достигала 20% действующей на то время провозной способности пассажирских судов.

В качестве основного подхода рассматривается создание научных,

организационных, экономико-правовых рычагов становления Украины как морского государства, которая способна решать ряд социальноэкономических задач транспортных приоритетов в мировом рынке морской торговли в сегментах с конкурентными преимуществами.

Центральной идеей формирования

теоретических основ становления Украины в

региональном сегменте мирового круизного судоходства является достижение

сбалансированности структуры национальной экономики как в соответствии с внутренними потребностями, так и к стандартам мирового уровня.

Рабочие гипотезы решения заданий проекту заключаются в целесообразности эффективного освоения морского потенциала Украины за критериями полномасштабного постепенного развития всех подразделов судоходной индустрии. Учитывается привлекательность Черноморского региона для отдыха и повышения потребности в морских странствиях. Кроме того, объединение Черноморских пассажирских портов с портами Средиземного моря формирует необходимую устойчивость и сезонное изменение уровня использования провозной способности судов разного степени комфортности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Холловей Дж. К., Тейлор Н. Туристический бизнес: Пер. с 7-го изд. - К.: Знания, 2007. - 798 с

2. Примачев Н.Т., Примачева С. И. Морские торговые порты в системе интермодальных транспортных сообщений. - Одесса: ИПРЭЭИ,

2001.- 214 с.

3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; пер. с англ. И. Минервина. - [2-е изд.]. -М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 454 с.

4. Аткинсон Э. А. Управленченский учет / [Э. А. Аткинсон, Р. Д. Банкер, Р. С. Каплан, М. С. Янг]; пер. с англ. А. Д. Рахубовского. - [3-е изд.]. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 878 с.

5. Долан Р. Дж. Эффективное

ценообразование / Р. Дж. Долан, Г. Саймон - М. Экзамен, 2005. - 416 с.

6. Хейне П. Экономический образ мышления / П. Хейне, П. Боутке, Д. Причитко; пер. с англ. Т. А. Гуреш. -[10-е изд.]. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 544 с.

7. Ламбен Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Ж. Ж. Ламбен; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2006. - 800 с. - (Серия «Классика МВА»).

8. Сломан Дж. Экономикс. 5-е изд./ Пер. с англ.. по ред.. С. В. Лукина - СПб.: Питер, 2005. -832 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»)

9. Л. Майкл, Воркс Джеймс, Вотсон-

Хемфилл Кимберли. Стремительные

Инновации/Пер. с англ. - К.: Companion

Group,2006. - 350с.

Аннотация. Рассматриваются основные факторы структуризации глобального круизного рынка. Уточняются закономерности дифференциации сегментов круизного рынка по регионам и ценности услуг. Обосновывается подход к управлению основными параметрами регионального сегмента круизного судоходства.

Ключевые слова: структуризация, круизный рынок, судоходные компании, сегмент

позиционирования, морской рендж, инфраструктура припортовой зоны.

Summary. The basic factors of structuring of global cruise market are examined. Conformities to law of differentiation of segments of cruise market are specified on regions and value of services. Going is grounded near a management the basic parameters of regional segment of cruise navigation.

Keywords: strukturizaciya, kruise market, navigable companies, segment of keeping, marine rendzh, infrastructure area of port.

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н. Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Полякова Е.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.