Научная статья на тему 'Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики'

Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЫТЕСНЕНИЕ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / SHADOW ECONOMY / FACTORS / MANAGEMENT / REPLACEMENT / A TRANSPARENCY / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисаков В. С., Бетрозов М. Х.

В статье рассмотрены проблемы распространения теневой экономики, предложены пути ее выдавливания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and conditions that contribute to increasing threats to economic security of the regional economy

In article problems of distribution of shadow economy are considered, ways of its expression are offered.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики»

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТАНИЮ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

МИСАКОВ В.С.,

доктор экономических наук, профессор, Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН,

e-mail: vsm.ov@inbox.ru;

БЕТРОЗОВ М.Х.,

соискатель,

Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН,

e-mail: bmh001@rambler.ru

В статье рассмотрены проблемы распространения теневой экономики, предложены пути ее выдавливания.

Ключевые слова: теневая экономика; факторы; управление; вытеснение; прозрачность; конкуренция.

In article problems of distribution of shadow economy are considered, ways of its expression are offered.

Keywords: shadow economy; factors; management; replacement; a transparency; a competition.

Коды классификатора JEL: F52, H56, O18.

Обобщение теоретических основ и методологических положений российских и зарубежных ученых в области экономического развития и теневой экономики, а также оценка практики противодействия преступлениям экономической направленности в ходе работы над проектом «Фундаментальные проблемы модернизации полиэтнического региона в условиях роста напряженности» позволило определить тенденции распространения теневой экономической деятельности, как в наиболее развитых регионах России, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, Ростовская и др. области, так и в депрессивных регионах — республиках Северного Кавказа [3].

Необходимо отметить, что в конце 1990-х г. в научных исследованиях «теневая экономика» рассматривалась как фактор дестабилизации экономического и социального состояния государства. Теневая экономика, влияя на снижение эффективности распределения и потребления, приводит к скрытому перераспределению доходов между социальными группами, создает угрозы интересам государства и региона.

Теневая экономика в научных трудах рассматривалась как особый уклад экономических отношений, которые складываются в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной деятельности, т. е. имеют противоправный характер. Специфика теневой экономики заключается в нелегальности, неофициально-сти и (в определенной степени) в криминальном характере экономической деятельности, в сокрытии от государства получаемых доходов. Следует отметить, что теневая экономика не представляет собой отдельный сектор экономики, существует во взаимодействии с легальной сферой экономики, однако отличается спецификой экономических отношений [1].

В настоящее время усилилась тенденция проникновения теневой экономической деятельности в легальную сферу экономики, что наиболее явно проявляется на региональном и муниципальном уровнях. Это объясняется тем, что практически завершился процесс структуризации теневой экономики, произошло перераспределение сфер влияния криминальных структур и организованной преступности, которая приобрела черты коррумпированности и четкой координации теневой экономической деятельности. Сформированы механизмы управления источниками сырья, использования природного и производственного потенциалов, трудовых и финансовых ресурсов, специализированная теневая инфраструктура и теневые рынки товаров и услуг.

Теневая экономика представляет собой составную часть общей экономической системы государства, предприятия, региона. В России теневая экономика по данным правоохранительных органов и аналитиков достигает 45% ВВП, в то время как официальной статистикой учитывается только 22-25% ВВП. В современных условиях в России

© В.С. Мисаков, М.Х. Бетрозов, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

отмечаются высокие темпы роста теневой экономики, что характеризует наличие факторов и условий для роста теневой экономики и отсутствие должного влияния контролирующих и противодействующих этому явлению структур в системе управления государством [2].

Отличительной особенностью теневой экономики современного периода является ее распространение во все сферы экономики, включая налоговую и финансовую сферы, преобладание во внешнеэкономической деятельности, глобальные и региональные масштабы, превалирование криминальных структур на рынках товаров и услуг [4].

Все это вызывает необходимость поиска новых подходов к решению проблемы теневой экономики правоохранительными и силовыми структурами с учетом реальных условий и факторов ее возникновения и распространения. Необходимо отметить, что теневая экономика в основном рассматривается с позиций сферы экономической деятельности и правового обеспечения борьбы с теневой экономикой запретительными методами. Однако столь сложная и многогранная проблема должна решаться комплексно, во взаимосвязи всех элементов реальной и теневой экономики, правовых и организационно-экономических основ деятельности правоохранительных органов и силовых структур [2].

Согласно современным теориям, теневая экономика может представлять экономическую сферу запрещенных законом видов деятельности, или скрываемые от налогов производство и услуги, экономическую сферу деятельности, не учитываемую официальной статистикой. В современных условиях теневая экономика сформировалась в качестве сложной экономической системы со свойственной теневой экономике инфраструктурой, институтами и механизмами взаимодействия составляющих элементов.

В соответствии с юридическими нормами и правилами, многие ученые теневую экономику рассматривают как противоречащую принятым правовым нормам. Такой подход не учитывает многие факторы политического, моральноэтического состояния общества, а также экономического развития государства. Экономическое преступление может иметь место, когда нанесен экономический ущерб в крупных размерах личности, обществу, государству, однако в законодательстве правовые нормы ответственности за совершенное преступление такого рода отсутствуют. Необходимы четкие уголовно-правовые границы и правовые нормы определения экономической преступности.

Экономический подход трактует понятие теневой экономики с позиций неучтенности хозяйственной деятельности. Однако финансовые ресурсы возникают не только вследствие неучтенной хозяйственной деятельности, но и в результате налогов, отмывания доходов, полученных незаконным путем, других противоправных действий [4].

В том или ином случае теневая экономика определяется критериями отсутствия контроля и системы наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью, сокрытия налогооблагаемой базы, т. е. в своей основе имеет факторы ухода от уплаты налогов, занижения налогооблагаемой базы.

В настоящее время наблюдается проявление во многих сферах экономики и внешнеэкономической деятельности криминального сегмента теневой экономики, в основе которого экономическая деятельность, сознательно укрываемая от государства с целью избежать насильственного ее прекращения действиями государственных силовых структур. Речь идет о производстве тех видов товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. В России это проституция, торговля оружием, производство наркотиков и торговля ими, запрещенные азартные игры, контрабанда и т. д. Причиной сокрытия действий во избежание их силового прекращения может стать и использование актива, которым субъект действия распоряжается незаконно, с нарушением установленного государством порядка изменения правомочий собственности, хотя действие и его результаты сами по себе не относятся к категории запрещенных государством [1].

Таким образом, под теневой экономической деятельностью следует понимать совокупность экономических операций, не выявляемых открытыми проверочными методами, формирующих материальные и финансовые потоки, не соответствующие требованиям законодательства, налогообложения или учета.

Расширение масштабов теневой экономики региона приводит к диспропорциям и разрушению связей в системе «государство - регион - население - личность». Государство утрачивает контроль над значительной частью экономики региона, не защищает физические и юридические лица, хозяйствующие субъекты и собственность от криминальной части теневой экономики, что способствует расширению сферы неформальной и неофициальной экономики. Возникает противоречия между государственными органами власти и региональными органами управления экономикой, между властными структурами и субъектами экономической деятельности и личностью.

При определении направлений и стратегии социально-экономического развития региона по-прежнему, несмотря на кризисное состояние основных сфер жизнеобеспечения, не учитываются факторы обеспечения экономической безопасности. Неизбежным следствием этого является усиление сложившихся и возникновение новых угроз экономике региона, его территориальным образованиям. По существу происходит разрушение сферы жизнедеятельности и деградация производственного потенциала, рост безработицы, ухудшение социальной сферы городов, поселков и сельских поселений, экологического состояния окружающей природной среды. Острыми остаются вопросы развития жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования.

Именно на региональном уровне в экономической безопасности проявляется весь спектр экономических угроз, системный характер влияния теневой экономики, слабость правоохранительных механизмов, недостатки в работе контролирующих институтов. Как показали исследования, функционирование криминальной части теневой экономики и вообще преступного сообщества в целом финансируется за счет всех трех составляющих теневой сферы, причем некриминальная часть играет большую роль в финансировании криминала. Некорпорированная занятость, так же, как и скрываемая экономическая деятельность, являются легкой добычей криминала в поисках средств к

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВОЗРАСТАНИЮ УГРОЗ.

171

существованию и формированию своеобразного «страхового запаса» на случай непредвиденных неблагоприятных событий. Поэтому, общее сокращение теневой части экономики, несомненно, будет способствовать и изменению пропорций между ее составляющими, сокращению доли криминальной части [1].

Опасность региональной защищенности от динамичного расширения масштабов теневой экономики, увеличения участников теневой экономической деятельности состоит в возможности попадания региона или его территориальных образований в состояние устойчивого равновесия теневой сферы, характеризующегося распространением и системным влиянием теневой экономики на подавляющую часть региональной экономики. При этом снижаются возможности мобилизации региональных ресурсов для перехода в другое, более эффективное равновесное состояние. Исходя из того, что ресурсы многих регионов России ограничены, ослаблены связи федерального центра с органами управления регионами, экономическая деятельность сосредоточена в частном секторе, теневая экономика охватила сферы жизнеобеспечения, такие как налоговая, финансовая сфера, возрастает роль формирования системы обеспечения экономической безопасности на региональном уровне. Концентрация средств и усилий властных и правоохранительных структур, а также субъектов экономической деятельности позволит с меньшими затратами проводить мероприятия по противодействию теневому сектору экономики.

Теневые процессы способны не только привести к кризисному состоянию экономики, но и создать условия, при которых трудоспособное наиболее экономически активное население будет вовлечено в своем большинстве в теневую экономическую деятельность. Практика показывает, что таким процессам подвержены как депрессивные, так и развитые в экономическом отношении регионы. При этом теневая экономическая деятельность приводит не только к углублению криминализации экономики, но и к росту преступности, включая и экономическую преступность, что влечет за собой снижение уровня безопасности личности и субъектов хозяйственной деятельности, к нарастанию угроз в социальной сфере.

Такой эффект от теневых процессов возникает в том случае, когда степень вовлеченности в теневую экономику превосходит определенный порог, который определяется через долю трудоспособного населения, занятого в теневой экономике. Так, если этот показатель достигает 40%, то теневые процессы становятся неуправляемыми со стороны криминальных структур, необратимыми по отношению к социально-экономическому развитию региона

Достижение теневой экономики 50%-й доли валового регионального продукта (ВРП) качественным образом меняет положение региона в государстве, на межрегиональные связи. Конкурентоспособность региона понижается, ухудшаются условия участия в межрегиональном обмене, возрастают риски не только в сфере экономической деятельности, но и в социальной сфере, в состоянии природных ресурсов и окружающей природной среде. Происходит хищническое использование природных ресурсов, деформация сфер жизнеобеспечения, снижается уровень привлечения инвестиций. В этом случае интересы населения региона и интересы предпринимательских структур, деятельность которых ориентирована на получение максимальной массы прибыли, не совпадают. Кризисным явлениям способствует расслоение общества, когда разрыв между богатыми и малообеспеченными слоями общества достигает 10 и более раз.

Необходимо отметить, что теневая экономика имеет мобильный характер и легко проникает в наиболее эффективные сферы экономической деятельности. Это, прежде всего, сферы банковской деятельности, кредитные организации, т. е. те сферы, которые призваны обеспечить финансовую безопасность региона и его хозяйствующих субъектов. Вторым системным фактором безопасности региона является уход от уплаты налогов, которые составляют основу социального обеспечения населения.

В настоящее время, несмотря на принимаемые меры, административные и экономические барьеры не служат препятствием для распространения теневой экономики. Угрозу региональной экономической безопасности представляет перемещение теневой деятельности в жилищное строительство, в сферу земельных и имущественных отношений, природопользования, военных технологий, включая ядерные, биологические, химические технологии, а также производство обычных видов вооружений. Все это сдерживает научно-техническое развитие региона и его территориальных образований, создает угрозу национальной безопасности, т. е. угрозу государству и развитию экономики [2].

В процессе исследования определены следующие основные факторы негативного влияния последствий роста теневой экономики в регионах России.

1. Либерализация условий экономической деятельности, т. е. отмена запрещения тех или иных видов деятельности, сокращение статистической и иных видов отчетности. Несомненно, что излишние барьеры и ограничения должны быть сняты как на пути создания и ликвидации, так и на пути функционирования предприятий. Однако путь простой либерализации, как нам представляется, можно сравнить с экстенсивным способом развития экономики, когда механически расширяется объем использования ресурсов без изменения технологии. В России необходима основанная на научном подходе рационализация и оптимизация соответствующих процедур, борьба с коррупцией государственных и муниципальных чиновников при их проведении, но не ликвидация самих процедур. Общество заинтересовано в защите от недобросовестного производителя, поставщика, плательщика налогов, работодателя и т. д.

2. Изменения в налоговом законодательстве и процесс снижения налогового бремени. Необходимо обеспечить перенос тяжести налогообложения с доходов, получаемых от трудовой, инновационной и инвестиционной деятельности, на налогообложение рентных доходов от эксплуатации природных ресурсов, доходов от собственности, а также доходов от деятельности, связанной с негативными экологическими и социальными последствиями. Базой налогообложения должны стать главным образом не результаты производства, а ресурсы, находящиеся в пользовании того или иного предприятия, и последствия его деятельности, наносящие вред обществу.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

3. Существование и функционирование теневой экономики, как правило, базируется на обмане как систематической форме взаимоотношений субъекта хозяйствования и государства; субъекта хозяйствования и региональных (муниципальных) властей; субъекта хозяйствования и собственников; субъекта хозяйствования и работников предприятия; субъектов хозяйствования между собой. Эти отношения должны быть коренным образом перестроены. Основную роль в исправлении данной ситуации на уровне государства должно сыграть само государство под контролем и мотивацией со стороны общества.

4. Базовой проблемой на пути сокращения теневой экономики является кардинальное повышение ответственности государственных и муниципальных должностных лиц. Для этого следует коренным образом перестроить механизмы формирования кадрового состава исполнительной и судебной власти на основе таких понятий, как «репутация», «квалификация», «опыт». Это позволит очистить состав государственных чиновников от лиц, связанных с теневой экономикой, укрепить судебную систему.

5. Должны быть изменены подходы к анализу отношений между субъектами экономики, соотношения и сбалансированности прав, обязанностей и ответственности каждого из участников. Рынок как совокупность ответственных, добросовестных и законопослушных товаропроизводителей и товаропокупателей должен быть отделен от незаконных форм обменов, осуществляемых недобросовестными или безответственными участниками.

6. Следует пересмотреть основные парадигмы взаимоотношения основных участников деятельности предприятия: собственников (акционеров), руководства, работников, создать механизм взаимной ответственности участников производства, в частности, за степень «теневизации» бизнеса. Необходимо обеспечить контроль деятельности руководителей предприятий и организаций, как со стороны собственника-аутсайдера, так и со сторон общества и коллектива; повысить транспарентность бизнеса, увеличив глубину и горизонты статистического наблюдения, повысив ответственность руководителей предприятия за качество статистической деятельности.

7. Назрела необходимость усиления и координации мер, направленных на воспитание стойкого органического неприятия теневой экономической деятельности по нравственным соображениям каждым гражданином России. Такие меры должны осуществляться на всех этапах жизни человека: в детском саду, в школе, колледже, вузе, в армии и т. п. Практику государственных заказов надо распространить на подготовку и публикацию материалов в СМИ, имеющих антикриминальную направленность, создание соответствующих литературно-художественных произведений.

8. В основе национальной безопасности страны лежит деятельность людей, препятствующих нарастанию и реализации внешних или внутренних угроз. Теневая экономика, расшатывающая нравственные устои личности, многократно повышает риск отказа лиц, призванных защищать безопасность, от своих обязанностей. Особенно опасен переход в «стан» теневой экономики тех, кто призван с нею бороться — сотрудников властных и силовых органов. Социологические опросы показывают, что, по мнению подавляющего большинства опрошенных, высшие органы государственного управления и правоохранительные структуры поражены коррупцией и, следовательно, сами принадлежат к теневой экономике. Такая оценка обществом государства — едва ли не наиболее пагубное для национальной безопасности следствие расширения теневой экономики [3].

Несмотря на множество понятий экономической безопасности субъекта Российской Федерации (региона), на наш взгляд, будет правильным сформулировать следующее определение. Под экономической безопасностью субъекта Российской Федерации понимается урегулированное нормативно-правовыми актами такое состояние защищенности экономики региона, при котором снижается ее зависимость от внутренних и внешних угроз, минимизируются последствия от их негативных воздействий, обеспечивается «достойный» уровень и условия жизни населения. Под «достойным» понимается такой уровень жизни, который обеспечивает нормальные условия для воспроизводства населения, достаточный уровень доходов населения, постоянное сокращение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного уровня, политическую стабильность и общественное спокойствие в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борьба с коррупцией: актуальные проблемы законодательного обеспечения: Сб. ст. и материалов // Федер. Собрание Рос., Федеральная Дума. Ком. Гос. Думы по безопасности. М.: Изд. Гос. Думы, 2002.

2. Ерасов Б.С. Криминал как продукт крушения цивилизационного устроения // Восток. 2000. № 3.

3. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под. ред. А.И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 19.

4. Чикатуева Л.А., Тоторкулов Ш.М., Мисаков В.С. Системный анализ прогнозных оценок показателей эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Terra Economicus. Ростов н/Д: ЮФУ, 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.