Научная статья на тему 'Факторы и условия обеспечения качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия регионального законодательства на развитие предпринимательской деятельности'

Факторы и условия обеспечения качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия регионального законодательства на развитие предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / КАЧЕСТВО / ЗАКЛЮЧЕНИЯ / СТЕПЕНЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ / NORMATIVE AND LEGAL ACTS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / PROCEDURE FOR ASSESSING REGULATORY IMPACT / QUALITY / CONCLUSIONS / DEGREE OF REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Светлана Геннадьевна, Притула Оксана Дмитриевна

В статье представлен анализ качества подготовки заключений по оценке регулирующего воздействия действующих и проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности. Выявлены структурные особенности подготовленных заключений, определены формы регулирования. Авторами проведен анализ полноты структурных составляющих заключений, определены проблемные моменты, на которые следует обратить внимание для улучшения качества проведения процедуры ОРВ принимаемых документов с целью минимизации административной и налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давыдова Светлана Геннадьевна, Притула Оксана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the quality of the preparation of conclusions on the assessment of the regulatory impact of existing and draft regulatory legal acts affecting business issues. Structural features of the prepared conclusions are revealed, forms of regulation are determined. The authors analyze the completeness of the structural components of the conclusions, identified the problematic points that should be addressed to improve the quality of the ODS procedure of the received documents in order to minimize the administrative and tax burden on small and medium businesses in the region.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия обеспечения качества проведения процедуры оценки регулирующего воздействия регионального законодательства на развитие предпринимательской деятельности»

УДК: 340.132.8:334:353 DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-3-198-208

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Давыдова С.Г., Притула О.Д.1

В статье представлен анализ качества подготовки заключений по оценке регулирующего воздействия действующих и проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности. Выявлены структурные особенности подготовленных заключений, определены формы регулирования.

Авторами проведен анализ полноты структурных составляющих заключений, определены проблемные моменты, на которые следует обратить внимание для улучшения качества проведения процедуры ОРВ принимаемых документов с целью минимизации административной и налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в регионе.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, малое и среднее предпринимательство, процедура оценки регулирующего воздействия, качество, заключения, степень регулирования.

FACTORS AND CONDITIONS OF PROVIDING THE EVALUATION QUALITY OF THE REGULATORY IMPACT OF REGIONAL LEGISLATION ON THE DEVELOPMENT

OF BUSINESS ACTIVITY

DAVYDOVA S. G. - Candidate of Geographical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Economics and Finance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novgorod Branch (Russian Federation, Novgorod), e-mail: sv_davidova@mail.ru

PRITULA O. D. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Head of the Department of Economics and Finance, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novgorod Branch (Russian Federation, Novgorod), e-mail: pritula.ok@gmail.com

The article presents an analysis of the quality of the preparation of conclusions on the assessment of the regulatory impact of existing and draft regulatory legal acts affecting business issues. Structural features of the prepared conclusions are revealed, forms of regulation are determined.

The authors analyze the completeness of the structural components of the conclusions, identified the problematic points that should be addressed to improve the quality of the ODS procedure of the received documents in order to minimize the administrative and tax burden on small and medium businesses in the region.

Keywords: normative and legal acts, small and medium business, procedure for assessing regulatory impact, quality, conclusions, degree of regulation.

Давыдова Светлана Геннадьевна - кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, Новгородский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, адрес: 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Германа, д. 3l, e-mail: sv_davidova@mail.ru

Притула Оксана Дмитриевна - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и финансов, Новгородский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, адрес: 173003, Россия, г. Великий Новгород, ул. Германа, д. 31, e-mail: pritula.ok@gmail.com

В современных условиях правового регулирования особенности регионального законодательства требуют особого внимания. Представленные на официальном сайте Правительства Новгородской области нормативно-правовые акты, такие как областные законы, указы Губернатора, постановления и распоряжения, касаются вопросов функционирования органов исполнительной власти в субъекте, но именно от эффективности их деятельности зависит создание благоприятных условий, оказывающих влияние на развитие предпринимательства в регионе.

Но есть определенная часть нормативно-правовых актов, которые напрямую затрагивают изменение условий функционирования бизнеса. Для выявления и предотвращения этой ситуации необходимо проведение оценки регулирующего воздействия. Оценка регулирующего воздействия (далее ОРВ) - процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам как для бизнеса, так и для бюджетной системы Российской Федерации. Институт оценки регулирующего воздействия позволяет подойти системно к процессам введения, изменения и отмены правовых норм, регулирующих экономическую деятельность, и обеспечить, как следствие, существенное повышение качества регулирования и предсказуемости и обоснованности возможных изменений в нормативно-правовой базе экономической деятельности1.

Оценка регулирующего воздействия действующих нормативно-правовых актов и проектов актов на региональном уровне проводится органами исполнительной власти субъектов. В Новгородской области это Департамент государственного управления Новгородской области, который является уполномоченным органом в сфере оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Новгородской области, Правительства Новгородской области и иных органов исполнительной власти области2.

В данной работе были проанализированы действующие нормативно-правовые акты и проекты, в отношении которых проводилась процедура оценки регулирующего воздействия с 2014 по декабрь 2016 года. Всего за этот период ОРВ была дана Департаментом по 225 проектам и действующим нормативно-правовым актам (см. рис.1).

В 2014 году проведена процедура оценки регулирующего воздействия в отношении 75 проектов актов (6 проектов областных законов, 69 проектов НПА органов исполнительной власти области).

2014

2015

2016

Рисунок 1 - Количество нормативно правовых актов, подвергшихся оценке регулирующего воздействия в 2014-2016 гг.

Figure 1 - The number of regulatory legal acts subjected to the assessment of the regulatory impact in 2014 - 2016

1 Козловская О.В., Эльмурзаева Р.А. Внедрение и развитие института оценки регулирующего воздействия при формировании и реализации государственной политики // Вестник Томского государственного университета. -2012. - № 363. - С. 165-166.

2 Постановление Правительства Новгородской области от 13.01.2016 № 7 «О Департаменте государственного управления Новгородской области.»

По 12 актам проведена углубленная оценка регулирующего воздействия (в 8 актах были выявлены незначительные недостатки, в 4 проектах - серьезные недостатки).

Основными проблемными вопросами являлись проекты постановлений Правительства области по введению дополнительных ограничений по продаже алкогольных тонизирующих напитков и порядку распределения выручки от продажи единых социальных проездных билетов.

Экспертиза по двум НПА в сфере ограничений по продаже алкогольных напитков и ведению реестра объектов туризма.

В 2015 году проведена оценка регулирующего воздействия в отношении 83 проектов НПА (проекты областных законов - 14, проекты НПА органов исполнительной власти области - 69).

В 21 проекте НПА выявлены недостатки (в 14 проектах незначительные недостатки, в 7 проектах - серьезные недостатки).

Основными проблемными вопросами являлись необоснованные требования к соискателям субсидии в сфере сельского хозяйства, значительно ограничивающие круг возможных получателей субсидий, ограничения на продажу безалкогольных тоников, вопросы установления размеров налогов и арендной платы в земельных отношениях.

Экспертиза 6 действующих НПА, три из которых - это предложения по изменению (в сфере осуществления дорожного надзора и жилищного надзора), 3 - факторов не выявлено.

По состоянию на 01 декабря 2016 года департаментом государственного управления Новгородской области подготовлено 67 заключений об ОРВ, из них: 6 заключений -отрицательные (отправлены разработчику на доработку), в 24 заключениях выявлены незначительные недостатки (технические ошибки), в 36 заключениях не выявлены административные барьеры для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, в одном заключении указано, что акт не подлежит ОРВ.

Также в соответствии с Планом проведения экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, на 2016 год Департаментом подготовлено 10 заключений об экспертизе действующих нормативных правовых актов, из них: 7 - положительных, в 3 заключениях выявлены административные барьеры для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Департаментом рекомендовано разработчику рассмотреть предложения, указанные в заключении, на предмет возможности их учета и использования в случае изменения действующего регулирования1.

Поскольку и действующие, и принимаемые нормативно правовые акты затрагивают определенные сферы социально-экономической деятельности, в работе было реализовано структурирование НПА и определение области их регулирования (влияния) посредством построения группировки НПА по отраслям или сферам деятельности, что отражено на рисунке 2.

Информация, представленная на рисунке 2, свидетельствует о том, что большая часть рассматриваемых НПА касалась вопросов функционирования и развития сельского хозяйства. Это объясняется прежде всего современными особенностями поддержки данной отрасли в свете введенных санкций, замещения импорта в данной сфере, требует принятия решений, способствующих ее развитию.

1 По данным Департамента государственного управления Новгородской области.

■Торговля

Ш%

29,2% «Транспорт

¡ш 29,2% ■ С ель ско е х озяйств о

fl А J ■Управление, финансы, инвестиции

12,6% ^ ■ Культура, спорт

М 14,0% ЖКХ

т Ш w ■ Прочие

Рисунок 2 - Распределение нормативно правовых актов по сферам регулирования Figure 2 - Distribution of regulatory legal acts in the areas of regulation

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность МСП в Новгородской области, имеют разный статус, что позволяет определить особенности форм регулирования исследуемой сферы. Распределение НПА по статусу представлено на рисунках 3-4.

2015 год

■ Постановления

_ 10% Пр авительства

■ Распоряжения

Пр авительства

■ Указы Губернатора

31% ^м

■ Областные законы

■ Ведомственные НПА

Рисунок 3 - Распределение нормативно-правовых актов по статусу в 2015 году Figure 3 - Distribution of regulatory legal acts according to status in 2015

2016 год

7%kj% ■ Постановления Пр авительства

11% ^^ , ■ Расп о р яжения Пр авительств а

0%

74% А ' ■ Указы Гу б ерн агор а

■ Областные законы

■ Ведомственные НПА

Рисунок 4 - Распределение нормативно-правовых актов по статусу в 2016 году Figure 4 - Distribution of regulatory legal acts according to status in 2016

Данные рисунков 3-4 позволяют сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в совокупности НПА имеют Постановления Правительства Новгородской области.

Постановления Правительства Новгородской области содержат такие аспекты регулирования и поддержки МСП, как: выделение грантов, предоставление субсидий, осуществление контроля и надзора, установление правил, нормативов и требований, внесение изменений в государственные программы, утверждение административного регламента, порядок распределения квот и условий проведения аукционов.

Областные законы отражают изменения в областных законах и регулируют государственно-частное партнерство в Новгородской области.

Указы Губернатора определяют: внесение изменений во временные административные регламенты.

Ведомственные НПА охватывают широкий спектр форм регулирования, среди которых можно выделить: выдачу лицензий, предоставление деклараций, осуществление регионального государственного контроля, внесение изменений в постановления комитетов и департаментов Новгородской области.

Можно констатировать, что рассматриваемые нормативно-правовые акты затрагивают интересы предпринимательского сообщества в большей или меньшей степени.

Предварительным этапом внедрения НПА в практику является подготовка заключений по оценке регулирующего воздействия каждого нормативно-правового акта. Анализ НПА Новгородской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, их выгод и издержек с точки зрения качества, базируется на исследовании подготовленных заключений ОРВ. Качество подготовленных заключений определяет результативность нормативно-правового регулирования.

Авторами была изучена совокупность заключений по проектам НПА, подготовленных регулирующими органами в динамике за 2015-2016 годы. Анализ качества подготовленных заключений в настоящем исследовании был проведен по этапам:

- Анализ полноты структуры заключений.

- Анализ соответствия требованиям к процедуре ОРВ.

- Характеристика участия Уполномоченного по защите прав предпринимателей Новгородской области в ОРВ.

- Определение потребности в углубленной оценке с целью исключения положений снижения, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, областного бюджета, а также положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению.

В Новгородской области ведется непрерывная работа по подготовке заключений ОРВ НПА МСП, динамика результатов которой представлена на рисунке 5.

В январе-декабре 2016 года процедуру оценки регулирующего воздействия прошли 60 нормативно-правовых актов. Степень регулирующего воздействия в заключениях определяется с 1 июля 2016 года, данная процедура проводится в соответствии с Постановлением Правительства Новгородской области от 28.06.2016 № 2221.

постановление Правительства Новгородской области от 28.06.2016 № 222 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Новгородской области, Правительства Новгородской области и иных органов исполнительной власти Новгородской области»

Рисунок 5 - Динамика разработки заключений по ОРВ НПА в 2015-2016 годах

Figure 5 - Dynamics of the development of conclusions on ODS of NRA in 2015-2016

В январе-декабре 2016 года процедуру оценки регулирующего воздействия прошли 60 нормативно-правовых актов. Степень регулирующего воздействия в заключениях определяется с 1 июля 2016 года, данная процедура проводится в соответствии с Постановлением Правительства Новгородской области от 28.06.2016 № 2221.

а) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Новгородской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Новгородской области расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

б) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Новгородской области обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их установлению, а также положения, приводящие к увеличению ранее предусмотренных законодательством Новгородской области расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

в) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных выше2.

постановление Правительства Новгородской области от 28.06.2016 № 222 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов области и экспертизы нормативных правовых актов Губернатора Новгородской области, Правительства Новгородской области и иных органов исполнительной власти Новгородской области»

2Там же.

Степень регулирующего воздействия отражена в одиннадцати подготовленных заключениях (август-ноябрь 2016 года). рис. 6.

Рисунок 6 - Распределение проектов НПА по сферам регулирования и степени регулирующего воздействия, отраженного в заключениях (август - ноябрь 2016 года)

Figure 6 - Distribution of NAP projects in the areas of regulation and the degree of regulatory impact, reflected in the conclusions (August-November 2016)

Из одиннадцати проектов - девять имеют среднюю степень регулирования, один - низкую, один не подлежит ОРВ, так как затрагивает вопросы установления и изменения региональных налогов. При подготовке проектов НПА также должны соблюдаться определенные требования и процедуры, но тем не менее в заключениях были отражены нарушения как в 2015, так и в 2016 году, они касались в основном сроков размещения проектов на сайтах и проведения консультаций.

Как правило, заключения имеют стандартную структуру: текст разбит на несколько частей, каждая часть имеет собственный подзаголовок (общее описание; проблема, на решение которой направлено предлагаемое государственное регулирование, цели предлагаемого регулирования, содержание и область правового регулирования; выводы о возможных последствиях принятия проекта нормативно-правового акта; окончательные выводы по результатам проведения экспертизы представленных разработчиком документов). Большая часть заключений признана структурированными - 92%, однако полнота отражения тех или иных структурных элементов различна.

Дадим подробную характеристику структурных различий анализируемых заключений ОРВ. Обратим внимание на такие составляющие, как: проблема, на решение которой направлен НПА, цель регулирования, влияние регулирования и область правового регулирования.

Проблемы четко или достаточно четко определены во всех заключениях, в 2015 году - 100%, в 2016 году - 85%, но при этом в большинстве случаев переносится текст из пояснительной записки к проекту акта, предоставленной органом-разработчиком регулирования. В большинстве заключений слабо отражено, каким образом предлагаемое регулирование решит описанную проблему. Цель в заключениях определена достаточно полно в 2015 году - 100%, в 2016 - 92%, так как раздел заключения содержит «...цели предлагаемого регулирования...», поэтому и получены подобные результаты.

Если рассматривать составляющую «Влияние регулирования», то стандартная фраза, о том, что та или иная позиция проекта акта может или не может привести к необоснованным издержкам различных сторон, подпадающих под влияние регулирования, имеется во всех НПА. В конце каждого заключения дается общая формулировка, определяющая, факт - приводит или не приводит регулирование к необоснованным издержкам. В таком случае можно говорить о 100 % наличии данного раздела.

Но четко определено влияние регулирования с учетом специфики сферы регулирования НПА, а также издержки и выгоды в 2015 году лишь у 48% заключений, а в 2016 году - 55%. В данном случае оценивался только тот вариант, когда было определено, какой результат будет получен не для субъектов регулирования, а в области регулирования.

Анализ качества эффектов влияния, состоит всего из двух показателей - описания эффектов влияния и четкого определения основных целевых групп, которые подпадают под это влияние. Если считать, что вариант «...отсутствие положений, которые могут способствовать возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положений, вводящих административные и иные ограничения, запреты и обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, не ведет к необоснованным расходам областного бюджета.. » для этого подходит, а это стандартный текст практически во всех заключениях, то тогда можно говорить о присутствии данного анализа, в противном случае присутствие вызывает сомнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее проблемная составляющая заключений об оценке регулирующего воздействия -«описание альтернатив регулирования», так как в заключениях четко не определены иные варианты регулирования, отличные от варианта, предлагаемого органом-разработчиком. В проанализированных заключениях косвенно сравнение с существующим регулированием происходит, но без количественных характеристик издержек/выгод.

Отразим на диаграмме результаты проведенных группировок НПА по содержанию составных элементов.

Данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что в динамике за 2015-2016 годы наблюдается улучшение качества подготовки заключений ОРВ НПА только в части влияния регулирования.

Рисунок 7 - Результаты анализа полноты структурных составляющих заключений Figure 7 - Results of the analysis of the completeness of the structural components of the conclusions

В соответствии с требованиями к процедуре ОРВ, в целях проведения качественного анализа альтернативных вариантов решения проблемы, выявленной в соответствующей сфере общественных отношений, разработчик концепции проекта акта проводит ОРВ в отношении проекта акта с заинтересованными лицами в целях уточнения содержания имеющейся проблемы, определения вариантов ее решения, уточнения состава потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможности возникновения у заинтересованных лиц необоснованных издержек в связи с его введением.

В случае принятия разработчиком концепции проекта акта решения о необходимости проведения ОРВ в отношении концепции проекта акта разработчик размещает уведомление о публичном обсуждении проекта НПА на официальном интернет-портале1.

Необходимо, чтобы на этапе подготовки концепции проектов НПА участвовали представители всех групп, а результаты публичных консультаций были либо учтены при подготовке проектов НПА, либо отклонены.

Таким образом, исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что: Заключение об ОРВ НПА - публичный документ. Он должен быть понятен широкому кругу заинтересованных сторон, а не только отраслевым экспертам, погруженным в проблему регулирования.

Проведенный анализ демонстрирует необходимость повышения качества проведение процесса ОРВ НПА в сфере МПС в Новгородской области в контексте полноты проработки структурных элементов заключений, соблюдения требований к процедуре проведения ОРВ, активизации участия Уполномоченного по защите прав предпринимателей по Новгородской области и необходимости учета замечаний и предложений, рекомендованных Департаментом для подготовки более качественных нормативно-правовых актов определяющих развитие и функционирование малого и среднего бизнеса в Новгородской области.

Для улучшения качества проведения процедуры ОРВ Департаментом заключены трехсторонние соглашения о взаимодействии при проведении процедуры ОРВ, экспертизы действующих и проектов НПА между Департаментом, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Новгородской области и представителями бизнес-сообществ, в том числе:

- Новгородским региональным отделением ООО «Деловая Россия»;

- Новгородским региональным отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»;

- Новгородской торгово-промышленной палатой;

- Агентством стратегических инициатив Новгородской области;

- некоммерческим партнерством крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и личных подсобных хозяйств Новгородской области «Вече»;

- государственным областным автономным учреждением «Агентство развития Новгородской области»;

- Новгородским автотранспортным союзом;

- Новгородской региональной общественной организацией «Комитет по правозащите граждан и противодействию коррупции»;

- региональной общественной организацией «Союз предпринимателей Новгородской области»;

- региональным отделением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области»;

1Там же.

- Общественной палатой Новгородской области.

Также Департаментом заключены соглашения о взаимодействии при проведении процедуры ОРВ, экспертизы нормативных правовых актов между Департаментом и образовательными учреждениями, в том числе:

- ФГБОУ ВО Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого;

- ФГБОУ ВО Новгородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Целью регулирования НПА и их влияния на развитие МСП является создание благоприятных условий, выражающихся в снижении нагрузки, а именно необоснованных издержек. От качества подготовленных проектов НПА зависит возможность более четкой оценки степени регулирующего воздействия на МСП.

Таким образом, исходя из проведенного выше исследования, можно сделать вывод:

- процедура проведения ОРВ достаточно прозрачна;

- участвовать в подготовке проектов НПА могут все заинтересованные стороны;

- возможны два варианта учета действия НПА на МСП. Первый - это когда бизнес-сообщество вносит свои рекомендации при подготовке документа, второй - когда Департамент определяет это воздействие НПА на МСП.

И все же, несмотря на широкие возможности взаимодействия, активность бизнес-сообщества в процедуре ОРВ НПА еще недостаточна. Следовательно, в ходе предварительных консультаций предпринимательские объединения и экспертные организации не высказывают мнений (предложений, оценок), поступают «бессодержательные» мнения предпринимательских объединений и экспертных организаций (без замечаний), мнения отражают позицию узких групп бизнеса, как правило, только крупного бизнеса, а мнение позиция малого и среднего не представлено.

Поэтому следует создать базу экспертов и ключевых стейкхолдеров для взаимодействия в ходе проведения предварительных консультаций при подготовке проектов НПА с целью ОРВ МСБ. Для формирования базы стейкхолдеров при проведении ОРВ необходимо определить круг потенциально заинтересованных участников обсуждений проекта НПА в ходе публичных консультаций.

Библиография/References:

1. Козловская О.В., Эльмурзаева Р.А. Внедрение и развитие института оценки регулирующего воздействия при формировании и реализации государственной политики // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 363. - С. 165-166.

2. Притула О.Д., Давыдова С.Г. Оценка степени воздействия мероприятий в сфере регулирования развития малого и среднего бизнеса на примере Новгородской области // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - Т. 6. - № 1. - С. 106-114.

3. Щукина Т.В. Новые методы государственного управления как эффективные инструменты регулирования публичных доходов: оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. -№ 5. - С. 238-244.

1. Kozlovskaia, O.V., (2012) El'murzaeva R.A. Vnedrenie i razvitie instituta otsenki reguliruiushchego vozdeistviia pri formirovanii i realizatsii gosudarstvennoi politiki [The introduction and development of an institution for assessing the regulatory impact in the formation and implementation of public policy] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. - № 363. - P. 165-166. (In Russ.)

2. Pritula, O.D., Davydova, S.G. (2017) Otsenka stepeni vozdeistviia meropriiatii v sfere regulirovaniia razvitiia malogo i srednego biznesa na primere Novgorodskoi oblasti [Evaluation of the degree of events impact in the field of regulation of the development of small and medium-sized business on the example of the novgorod region] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Journal of Public and Municipal Administration]. - T. 6. - № 1. - P. 106-114. (In Russ.)

3. Shchukina, T.V. (2016) Novye metody gosudarstvennogo upravleniia kak effektivnye instrumenty regulirovaniia publichnykh dokhodov: otsenka reguliruiushchego vozdeistviia normativnykh pravovykh aktov [New methods of public administration as effective instruments of regulation of the public income: assessment of the regulating impact of regulatory legal acts] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences]. - T. 11. - № 5. - P. 238-244. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.