Научная статья на тему 'Факторы и принципы оптимизации логистических бизнес-процессов кластеров строительной индустрии'

Факторы и принципы оптимизации логистических бизнес-процессов кластеров строительной индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ДРАЙВЕРЫ / ОПТИМАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джавадова Юлия Викторовна

На основе анализа особенностей институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, характера движения материального потока, а также выявления определяющей роли логистической интеграции выделены две группы факторов (положительные и отрицательные драйверы), а также группа принципов, характерных для кластеров строительной индустрии и определяющих методологические основы процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок. Предложенная классификация факторов и принципов может использоваться координирующими структурами кластерного развития, предприятиями-участниками кластера промышленности строительных материалов в качестве методологической базы для оптимизации логистических бизнес-процессов кластера за счет формирования оптимальных логистических схем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джавадова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and Principles of Optimization of Logistic Business Processes of Building Industry Clusters

Two groups of factors (positive and negative), and also a group of principles, typical to building industry clusters and determining a methodological basis of an optimization process in cluster formations due to development of optimal supply chains are presented on the basis of an analysis of peculiarities of an institutional environment of investment building complex, nature of a material flow movement, and also determination of a core role of a logistic integration. A proposed classification of factors and principles can be used by coordination structures of a cluster development, enterprises, being participants of the cluster of building materials industry as the methodological basis for optimization of the logistic business processes of the cluster due to formation of optimal logistic schemes.

Текст научной работы на тему «Факторы и принципы оптимизации логистических бизнес-процессов кластеров строительной индустрии»

факторы и принципы оптимизации логистических бизнес-процессов кластеров

строительной индустрии

_Аннотация

На основе анализа особенностей институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, характера движения материального потока, а также выявления определяющей роли логистической интеграции выделены две группы факторов (положительные и отрицательные драйверы), а также группа принципов, характерных для кластеров строительной индустрии и определяющих методологические основы процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок. Предложенная классификация факторов и принципов может использоваться координирующими структурами кластерного развития, предприятиями-участниками кластера промышленности строительных материалов в качестве методологической базы для оптимизации логистических бизнес-процессов кластера за счет формирования оптимальных логистических схем.

Ключевые слова: оптимизации логистических бизнес-процессов, положительные и отрицательные драйверы, оптимальные логистические схемы

Одним из ключевых элементов оптимизации логистических бизнес-процессов кластера строительной индустрии является необходимость разработки методологических основ с учетом специфики развития кластера.

Джавадова Юлия Викторовна

аспирантка,

Воронежский

государственный

архитектурно-

строительный

университет,

заместитель

генерального директора

по экономике,

ООО «Ремонтно-

строительное

управление-55»

eliseeva.j@mail.ru

_методологии

_оптимизации

_логистических

бизнес-процессов

является актуальной

_задачей повышения

_эффективности его

Особенностей создания эффективных связей

К настоящему времени разработаны методологические основы оптимизации логистических систем предприятий различных сфер деятельности, проектирования и оценки цепей поставок без учета особенностей объединения предприятий в кластерное образование для достижения совместных целей и реализации кластерных проектов в рамках обеспечения строительной деятельности необходимыми материальными ресурсами [1-12]. Поэтому разработка методологии оптимизации логистических бизнес-процессов в рамках кластера строительной индустрии является актуальной задачей повышения эффективности

го функционирования.

птимизация логистических бизнес-процессов в кластере строительной индустрии достигается за счет формирования цепей поставок и обеспечения согласованного взаимодействия между их

звеньями.

__ ИсследоЕ

___наблюдае

комплекс тей созда логистиче

1 ( А п / ч К 1

следование интеграционных процессов, блюдаемых в инвестиционно-строительном мплексе, позволило выявить ряд особенностей создания эффективных производственных, логистических и экономических связей:

1. Особенности институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, выражающиеся в несогласованности действий и управленческих решений субъектов строительной отрасли, а также в наличии организационно-функциональных структур управления, сложно адаптирующихся к изменяющимся условиям внешней среды функционирования предприятий.

2. Взаимосвязь производства строительных материалов и строительного процесса определяют особенности движения материального потока, которые заключаются в необходимости совмещения стадий строительного и производственного процессов за счет гибкости параметров материального потока.

3. Пространственная разобщенность объектов строительства определяет возможность изменения направления движения материального потока в случае обеспечения нескольких объектов и

ийское предпринимательство, № 7 (229)/апрель 2013

необходимость применения гибких логистических решений для управления материалопотоком в условиях динамичной среды. Особенности институциональной среды и мате-риалопотока определяют первостепенную значимость логистической интеграции участников кластера промышленности строительных материалов для обеспечения сопряженности экономического потока.

Оптимизация логистических бизнес-процессов

Логистическая интеграция в кластере строительной индустрии проявляется на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности. На уровне межфункциональной интеграции объединение элементов бизнес-систем ведется на основе концепции интегрированной логистики, согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Интегратором логистических бизнес-процессов на межорганизационном уровне является координирующее звено цепи поставок.

Таким образом, специфика институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, особенности материалопотока, а также определяющая роль логистической интеграции позволяют выделить две группы факторов, способствующих (положительные драйверы) и затрудняющих (отрицательные драйверы) формирование цепей поставок и оптимизацию логистических бизнес-процессов в кластерах строительной индустрии (см.рис. на с.36). 1. Высокий уровень конкуренции на рынке строительных материалов определяет первостепенную важность внедрения инновационных достижений и производственной кооперации, а также разработку и применение механизмов интеграционного логистического взаимодействия для совершенствования материального обеспечения строительной отрасли и наращивания конкурентных преимуществ предприятий в рамках кластерного образования промышленности строительных материалов.

оптимизация_

логистических_

бизнес-процессов_

в кластере_

строительной_

индустрии_

достигается за счет формирования цепей поставок

✓"V я

логистика

Факторы оптимизации логистических бизнес-процессов в кластерах строительной индустрии

Положительные драйверы цели поставок

Высокий уровень конкуренции на рынке стройматериалов

Резервы неиспользуемых производственных мощностей

Система подрядных взаимоотношений в строительстве

, Наличие вертикально-интегрированных структур строительных организаций

Отрицательные драйверы цели поставок

ь

Множественность субъектов строительной отрасли и промышленности строительных материалов

Продуктивная неоднородность материалопотока

ь

Динамика пространственной направленности материалопотока

Рис. Факторы, влияющие на оптимизацию логистических бизнес-процессов в системе субконтрактации в кластерах строительной индустрии

особенности институциональной среды и

_материалопотока

_определяют

_первостепенную

значимость логистической интеграции участников кластера

2. Значительные резервы неиспользуемых производственных мощностей предприятий - участников кластера способствует более быстрому становлению предприятий - субкон-тракторов, развивает инновационный потенциал, способствует ускоренному развитию сети специализированных исполнителей кооперационных обязательств в отрасли и определяет специфику формирования цепей поставок в кластере.

3. Наличие в отрасли системы подрядных взаимоотношений также облегчает процесс обеспечения сопряженности экономического потока и формирования устойчивых цепей поставок.

российское предпринимательство, № 7 (229)/апрель 2013

4. Наличие «традиционной» схемы вертикально-интегрированных структур облегчает понимание необходимости применения логистического подхода в системе субконтрактных отношений и расширяет горизонты выбора оптимального варианта цепи поставок. Кроме того, реорганизация подобных структур в строительной отрасли увеличивает число специализированных предприятий, готовых для участия в установлении кооперационных и логистических связей в процессе производства строительных материалов.

5. Множественность субъектов строительной отрасли и производителей строительных материалов усложняет процесс выбора и согласования схем взаимодействия в системе субконтрактных отношений и делает акцент на важности логистической оптимизации в кластере строительной индустрии.

6. Продуктивная неоднородность материало-потока усложняет процесс оптимизации логистических бизнес-процессов, который определяется наличием значительного числа критериев. Однако построение более сложных субконтрактных схем в кластере строительной индустрии, основанной на оптимизации параметров взаимодействия, определяет развитие стратегического партнерства и усиление роли кластера в экономике региона.

7. Динамика пространственной направленности материалопотока определяет необходимость формирования гибких и адаптивных логистических схем, а также предопределяют важность разработки инструментария оптимизации логистических бизнес-процессов, приемлемого для применения в различных условиях изменения движения материального потока под влиянием внутренних и внешних факторов деятельности кластера.

Оптимизация бизнес-процессов логистических систем основана на применении общих системных и логистических принципов. Однако особенности логистических бизнес-процессов кластера позволяют выделить группу принципов, характерную для кластеров в строительной индустрии и определяющих спе-

логистическая интеграция в кластере строительной индустрии проявляется на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности

ч

логистика

Щд

би

_интегратором

_логистических

бизнес-процессов на

звено цепи поставок

цифику процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок:

- принцип информационной обеспеченности, согласно которому оптимизация логистических бизнес-процессов возможна только в условиях обеспечения координации и формирования единого информационного пространства, способствующего проектированию оптимальных логистических схем, а также контролю их реализации;

- принцип повышения инновационности, согласно которому формирование цепей поставок осуществляется с условием привлечения максимально возможного числа инновационных пред-

иятий, экспорта инноваций, усиления производственного потенциала кластера и повышения конкурентоспособности участников цепей пос-авок и кластерного образования в целом в рамках отрасли и региона;

- принцип интегративности определяет необ-димость проектирования цепей поставок, еспечивающих повышение уровня логисти-ской внешней и внутренней логистической

интеграции кластера за счет формирования стабильных и долгосрочных взаимосвязей между звеньями логистических цепей;

- принцип обеспечения стратегического взаимодействия, согласно которому проектируемые логистические схемы должны обеспечивать расширение долгосрочного экономического сотрудничества между участниками формируемых логистических связей, определяя рост устойчивости логистической системы кластера и снижения влияния изменяющихся факторов внутренней и внешней среды его функционирования;

- принцип расширения географической локализации, согласно которому проектируемые цепи поставок должны способствовать привлечению в деятельность кластера новых участников, располагающихся на территории локализации кластера или за его пределами, расширяя его географию и обеспечивая рост кооперационных связей между экономическими субъектами;

российск

ое предпринимательство, № 7 (229)/апрель 2013

- принцип обеспечения развития логистической инфраструктуры, применение которого определяет привлечение и развитие деловой активности объектов логистической инфраструктуры, действующих на территории кластера, а также создает возможности образования новых объектов в процессе формирования и функционирования оптимальных логистических схем.

Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенная классификация принципов и факторов позволяет учитывать важные особенности институциональной среды, специфику движения материалопотока и роль межфункциональной и межорганизационной логистической интеграции в кластерном образовании строительной индустрии и может использоваться предприятиями

- участниками кластера и управляющими структурами в качестве методологических основ оптимизации логистических бизнес-процессов кластера.

Литература

1. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: Интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 640 с.

2. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник / под ред.: Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. - М.: Проспект, 2011.

- 608 с.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 976 с.

4. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под ред. В.С. Лукинского. - СПб: Питер, 2004. - 316 с.

5. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие: по специальностям 080502 Экономика и упр. на предприятии трансп. и 062200 Логистика / под ред. В.С. Лукинского; Лукинский В.С. и др.. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 447 с.

6. Макаров Е.И. Формирование и оценка логистических систем в строительстве // Экономика строительства. - 2004. - № 3.

7. Макаров Е.И. Проблемы синтеза региональных логистических систем / Воронеж. гос. арх.-стро-ит. ун-т. - Воронеж, 2004. - 135 с.

оптимизация бизнес-процессов логистических систем основана на применении общих системных и логистических принципов

логистика

8. Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

9. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 520 с.

10. Проценко О.Д. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект / О.Д. Проценко, И.О. Проценко; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М.: Дело, 2012. - 191 с.

11. Семененко А.И, Сергеев В.И. Логистика: Основы теории: Учебник. - СПб: Союз, 2001. -544 с.

12. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве. - Ростов н/Д.: РИНХ, 1993. - 138 с.

Yuliya V. Dzhavadova

Postgraduate Student,

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering, Deputy General Director of Economics, LLC Remontno-Stroitelnoe Upravlenie-55

Factors and Principles of Optimization of Logistic Business Processes of Building Industry Clusters

_Abstract

Two groups of factors (positive and negative), and also a group of principles, typical to building industry clusters and determining a methodological basis of an optimization process in cluster formations due to development of optimal supply chains are presented on the basis of an analysis of peculiarities of an institutional environment of investment building complex, nature of a material flow movement, and also determination of a core role of a logistic integration.

A proposed classification of factors and principles can be used by coordination structures of a cluster development, enterprises, being participants of the cluster of building materials industry as the methodological basis for optimization of the logistic business processes of the cluster due to formation of optimal logistic schemes.

Keywords: optimization of logistic business processes, positive and negative drivers, optimal logistic schemes

российское предпринимательство, № 7 (229)/апрель 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.