УДК 37.013.77
Л.А. Суханова, ст. преп. СНИ, Новосибирск, E-mail: lsuhanova63@mail.ru
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Содержательные и динамические характеристики учебной мотивации студентов негосударственного вуза определяют уровень учебной активности. Специфика учебной мотивации в данном контексте обучения обусловливает необходимость создания педагогических условий для оптимизации мотивационной сферы студентов.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, студенты негосударственного вуза, учебная мотивация.
В современном высшем профессиональном образовании особое значение приобретает внедрение теоретических достижений в педагогический процесс формирования активности учащегося. Понимание психофизиологического механизма учебной активности связано с разработкой концепции мотивации учения и исследованием ее различных аспектов. В настоящее время проблемы учебной мотивации находятся в центре внимания педагогической науки и практики. Интерес исследователей привлекают динамика мотивационной сферы, классификация и анализ мотивов учебной деятельности, возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения (Л.И. Божович, И.Л. Белых, Е.Б. Горчакова, Ю.М. Орлов, Г.И. Щукина и др.). Вопросам мотивации учения студентов высшей школы и ее структуры посвящены исследования Н.А. Бакшаевой, А.А. Вербицкого, О.С. Гре-бенюка, М.Е. Дуранова, Ю.К. Черновой и других.
Изучение научной литературы позволило выделить комплекс проблем, связанных с различными аспектами формирования и оптимизации учебной мотивации студентов:
1. Проблема сущности, природы, структуры учебных мотивов.
2. Проблема соотношения учебных мотивов, познавательных потребностей и познавательных интересов.
3. Проблема влияния мотивационной структуры на успешность учебной деятельности.
4. Проблема определения критериев различных видов и уровней учебной мотивации.
5. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей учебной мотивации.
6. Взаимосвязь учебной мотивации с другими личностными сферами студента.
7. Специфика учебной мотивации в разных системах обучения в высшей школе.
Мотивация - необходимое условие развития и управления учебным процессом. Мотивация учения определяется как система потребностей, целей и мотивов, которые отражают побуждение к учению, позволяют проявлять активность в поиске новой информации, к овладению общими и профессиональными знаниями. Учебная мотивация представляет собой "совокупность психолого-педагогических образований: внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих осознанную учебную деятельность" [1, с.103].
Специфика мотивации учения студентов детерминируется рядом факторов, определяющих характер учебной деятельности:
1) образовательной системой в целом;
2) типом образовательного учреждения, где осуществляется учебная деятельность;
3) формой организации образовательного процесса;
4) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, уровень интеллектуального развития, способности, уровень притязаний, самооценка и т.д.)
5) индивидуальным стилем деятельности педагога, его позицией по отношению к студенту;
6) содержанием учебного предмета.
Современная образовательная ситуация характеризуется развитием альтернативности, в том числе и на уровне высшего образования. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" обеспечивается вариативность образовательных форм. Либера-
лизация в сфере образовательной практики привела к разнообразным нововведениям в области дидактики, педагогики и психологии высшей школы. Наряду с классическими формами государственного образования развивается система негосударственных образовательных учреждений. Важное место в российской системе образования занимают негосударственные вузы, призванные готовить специалистов с высшим образованием по государственным стандартам.
Практика показывает, что система негосударственного высшего образования не в полной мере подготовлена к происходящим в обществе изменениям. Педагогические коллективы негосударственных образовательных учреждений (НОУ) не имеют научно обоснованных рекомендаций по организации воспитательной работы, часто используют формализованные методы образовательной практики. Отсутствует систематическое изучение учебной мотивации студентов, причин и тенденций ее изменения, способов формирования эффективной мотивации.
Данная проблема имеет особую актуальность для системы НОУ, в связи с тем, что контингент обучающихся по многим параметрам отличается от контингента обучающихся в государственных вузах. Существенные различия прежде всего связаны с содержательными и динамическими характеристиками мотивационной сферы студентов. По Л.С. Выготскому, один вид мотивации от другого отличается особенностями социальной ситуации развития, в которой она формируется [2].
Студенты, обучающиеся в негосударственном образовательном учреждении, находятся в социальной ситуации, отличающейся от процесса обучения в государственном вузе. В связи с этим их отношение к образовательному процессу в значительной степени отличается от отношения к учебе среди студентов государственных учебных заведений. Эти различия детерминируются спецификой самих учебных заведений. Обязательное условие оплаты за обучение является одновременно разрешением для зачисления абитуриента на избранный факультет независимо от тех параметров, которые более или менее тщательно просматриваются при поступлении в государственный вуз. Даже в тех случаях, когда уровень довузовской подготовки по отдельным учебным дисциплинам гораздо ниже необходимого для освоения данной специальности, абитуриент получает возможность обучаться в негосударственном вузе на коммерческой основе. Кроме того, при зачислении не рассматриваются уровень интеллектуального развития, уровень сформированности учебных умений и навыков будущих студентов, общий уровень развития личности. Однако все эти показатели личностного развития должны соответствовать целям обучения на высшей ступени образовательной системы.
Студенты негосударственных вузов характеризуются относительно низким уровнем развития учебно-профессиональной мотивации. Мотивы, связанные с профессиональным самоопределением, не осознаны, отмечается их зависимость от внешних обстоятельств. На принятие решения о поступлении в вуз оказывают влияние: давление со стороны родителей, стремление быть "как все", закрепившееся в социуме отношение к диплому о высшем образовании как одному из признаков успешности. При этом уровень развития познавательной потребности оказывается заниженным, желание получить высшее образование не соответствует потенциальным возможностям обучаемого.
Несформированность навыков учебной деятельности, низкий уровень самоорганизации также являются чертами социально-психологического портрета студента негосударственного вуза.
Ведущие мотивы, выделенные в стартовом исследовании у студентов негосударственного вуза, не способствуют систематической и эффективной познавательной деятельности. Преобладание мотивов, связанных с внешним побуждением, обусловливает негативное отношение студентов к учебе. Смещение мотивов в направлении внешней мотивации во многом объясняется доступностью получения высшего образования на коммерческой основе. Система предоставления платных образовательных услуг в высшей школе сложилась стихийно, она дифференцирована по ценам и качеству, ориентирована на любого потребителя и территориально приближена к нему [3, с. 21]. Предоставленная государством возможность оплатить образовательные услуги искаженно воспринимается студентами негосударственных вузов как возможность получить диплом о высшем образовании с наименьшими усилиями, что приводит к снижению учебной активности.
Изучение опыта работы негосударственных высших учебных заведений свидетельствуют о наличии ряда противоречий между:
- быстрым темпом развития негосударственных вузов как альтернативной формы высшего профессионального обучения и недостаточностью педагогических условий для оптимальной организации учебного процесса;
- доступностью получения высшего образования на коммерческой основе и низким уровнем развития познавательной потребности студентов;
- необходимостью учитывать индивидуально-личностные особенности студентов НОУ и отсутствием комплексных методических рекомендаций по индивидуализации образовательного процесса.
Мотивация не является категорией педагогики, это область рассмотрения психологии. Педагогическая психология как междисциплинарная наука учитывает данную категорию, рассматривая учебную мотивацию как частный вид мотивации. На наш взгляд, правомерно отнести мотивацию к разряду педагогических категорий, так как решение основных задач педагогики невозможно без учета механизмов, детерминирующих развитие
личности. В этом случае целесообразно рассматривать педагогические условия, способствующие формированию оптимальной учебной мотивации. Необходим целостный подход к педагогическому процессу формирования мотивации, уровень которой "определяет образовательный статус студента" [4, с. 244].
Формирование эффективной учебной мотивации студентов негосударственного вуза возможно в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Стартовое изучение структуры потребностей, мотивирующих учебную деятельность, у студентов первого курса.
2. Приведение учебной мотивации в соответствие с современными требованиями подготовки конкурентоспособных специалистов с высшим образованием посредством развития и совершенствования субъект-субъектных отношений, отвечающих следующим принципам:
организация обучения на основе позитивного взаимодействия между субъектами учебной деятельности ("преподаватель
- студент");
утверждение педагогической позиции сотрудничества, способствующей созданию благоприятного психологического климата, полноценному педагогическому общению;
реализация индивидуального подхода в обучении, позволяющего учитывать специфику учебной мотивации студентов разных категорий.
3. Формирование и закрепление навыков эффективной учебной деятельности, включающих навыки планирования, самостоятельной работы с учебным материалом, самоорганизации и самоконтроля.
Выводы.
1. Студенты негосударственных вузов характеризуются относительно низким уровнем развития учебно-профессиональной мотивации, в структуре которой преобладают внешние мотивы.
2. Формирование оптимальной учебной мотивации в контексте определенных педагогических условий способствует повышению учебной активности студентов негосударственных вузов.
3. Исследование проблемы учебной мотивации студентов негосударственных вузов должно стать одним из направлений научно-педагогического обеспечения высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Маркова, С.М. Профессиональная педагогика в понятиях и терминах. - Н. Новгород, 2007.
2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
3. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования. - М., 2007.
4. Дуранов, М.Е. Управление профессиональным образованием будущего специалиста в высшей школе (социокультурный аспект). - Челябинск, 2006.
Статья поступила в редакцию 27.08.10
УДК 371
А.С. Чухров, канд. тех. наук, доц. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИМ ВУЗЕ
В статье анализируются основные механизмы и принципы управления качеством образования в техническом университете с учетом международных стандартов.
Ключевые слова: управление образованием, профессиональная подготовка студентов, качество образования.
В настоящее время в мире общепринятыми являются три подхода к контролю качества образования [1], в первую очередь, это общий подход, ориентированный на непрерывное усовершенствование качества, обеспечение качества исходных ресурсов (материально-технических, финансовых, кадровых и др.), учет социального заказа, совершенствование качества за счет непрерывного совершенствования образовательного процесса. С другой стороны, это репутационный (экспертный) подход, свя-
занный с оценкой внутренних характеристик образования. И наконец, это результативный (внешний) подход, ориентированный на изменение конечных результатов обучения. Основным методологическим вопросом оценки качества образования является вопрос о целях и критериях оценки. Понятие качества образования с точки зрения международного института планирования заключается в "качественных изменениях в учебном процессе и в среде, окружающей обучающихся, которые можно зафикси-