Научная статья на тему 'Факторы формирования рыночно-ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой'

Факторы формирования рыночно-ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / CREDIT SYSTEM / CREDIT MECHANISM / BANKING SYSTEM / COUNTRIES WITH TRANSITION ECONOMIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тан Тхань Тхао

Переход к рыночной экономике требует комплексных изменений как в экономике в целом, так и в кредитно-финансовой системе, в частности. В данной статье рассмотрены необходимость и возможность реформирования кредитных систем стран с переходной экономикой в современных условиях, раскрыты отличительные черты переходной экономики, проанализированы факторы, влияющие на процесс ее трансформации в целом и формирование кредитной системы рыночного типа, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF FORMATION OF A MARKET-ORIENTED CREDIT SYSTEM IN COUNTRIES WITH TRANSITION ECONOMIES

The transition to a market economy requires comprehensive changes in the overall economy, and partly in the creditand financial system. This article discusses the necessity and possibility of reforming the credit systems in countries with transition economies to modern conditions. The distinctive features of transition economies are revealed. The factors affecting the process of its transformation in general and the formation of market-based monetary system in particular are analyzed.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования рыночно-ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой»

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

УДК 336.71

Нгуен Тан Тхань Тхао

Аспирантка кафедры Финансов, кредита и банковского дела Московского Государственного Университета Экономики, статистики и информатики Тел. 8(926)180-00-77, Эл. почта: thanhthao@mail.ru

Переход к рыночной экономике требует комплексных изменений как в экономике в целом, так и в кредитно-финансовой системе, в частности. В данной статье рассмотрены необходимость и возможность реформирования кредитных систем стран с переходной экономикой в современных условиях, раскрыты отличительные черты переходной экономики, проанализированы факторы, влияющие на процесс ее трансформации в целом и формирование кредитной системы рыночного типа, в частности.

Кпючевые слова: кредитная система, кредитный механизм, банковская система, страны с переходной экономикой.

Nguyen Tan Thanh Thao

Post-graduate student, the Department of

Finance, Credit and Banking

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics (MESI)

Tel.: 8(926)180-00-77,

E-mail: thanhthao@mail.ru

THE FACTORS OF FORMATION OF A MARKET-ORIENTED CREDIT SYSTEM IN COUNTRIES WITH TRANSITION ECONOMIES

The transition to a market economy requires comprehensive changes in the overall economy, and partly in the credit and financial system. This article discusses the necessity and possibility of reforming the credit systems in countries with transition economies to modern conditions. The distinctive features of transition economies are revealed. The factors affecting the process of its transformation in general and the formation of market-based monetary system in particular are analyzed.

Keywords: credit system, credit mechanism, banking system, countries with transition economies.

1. Введение

Многие страны мира разными способами стремятся стимулировать развитие экономики, а на современном этапе преодолеть негативные последствия глобального финансового кризиса. Как показала практика, в условиях общей финансовой нестабильности резко растет вмешательство государства в экономику, в первую очередь, в финансовую сферу. Для стран, долгосрочная стратегия развития которых связана с переходом на рыночные отношения, особенно для государств социалистического типа, ключевым стал вопрос о необходимости ускорения или торможения этого процесса. По мере преодоления кризиса, правительства большинства стран заявили об исчерпании ресурсов поддержки банков и финансовых компаний, они не считают это экономически целесообразным. Несмотря на то, что ряд политических лидеров выступает за смену парадигмы мирового экономического развития, серьезных альтернатив рынку нет. Наиболее подверженной интеграционным процессам является кредитно-финансовая система. Ее развитие должно быть основано на современных научных достижениях и лучшей международной практике банковского дела.

Переход к рыночной экономике потребует серьезной перестройки существующей кредитной системы. Она уже не сможет быть моделью социалистического типа, но и к чисто рыночным моделям ее нельзя отнести. Очевидно, что планируется создание кредитной системы смешанного типа. Переход к двухуровневой банковской системе путем учреждения самостоятельных коммерческих банков стал ядром модернизации кредитных систем многих стран с переходной экономикой. Формирование кредитной системы ориентируется на международные стандарты банковской деятельности, развитие различных типов кредитных организаций и современных банковских услуг населению.

2. Необходимость формирования рыночно - ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой.

В современной научной литературе под переходной экономикой понимается исторический период экономических реформ, нацеленных на переход от командно-административной системы хозяйствования к рыночной экономике. Экономические реформы - это крупные преобразования в системе ведения хозяйства, управления экономикой, в способах осуществления экономической политики. Они проводятся в условиях, когда выявляется низкая эффективность существующей экономической системы, когда в стране возникает угроза экономического, а в отдельных странах, и политического кризиса. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние. Для постсоциалистических стран характерна общность стратегической цели — социально ориентированная рыночная экономика. В российской экономической литературе переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими её от других сложившихся систем [6].

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если командной и рыночной экономикам свойственно определенное равновесие, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется нарушением равновесия, а на начальном этапе обострением всех противоречий. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, для трансформирующейся экономики можно рассматривать как нормальное. Если в стабильной системе целью ее развития является самосохранение и воспроизводство сложившегося общественного порядка и национальных ценностей, то для стран с переходной экономикой — трансформация предполагает разрушение старых устоев и, следовательно, борьбу старого и нового. Меняются цели и задачи развития общества, что становится причиной относительно дли-

тельного состояния общей и финансовой неустойчивости.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественными и качественными структурными изменениями. В ней сохраняются элементы предыдущей системы: некоторые государственные институты, еще не прошедшие реформирования, государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы и другие формы коллективного хозяйствования. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому постепенно изменяют свои функции и содержание. От того, насколько быстро и глубоко идет процесс их перестройки, приспособления к требованиям формирующегося рынка, зависит длительность и острота переходного периода. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. Они тоже несовершенны, механизмы рыночного функционирования еще не сложились, не сформировалась необходимая законодательная база. Кроме того, у большей части населения не может быстро сформироваться рыночное мышление.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят переходный неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования, характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации [6].

Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой

правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве пост социалистических стран это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом [6].

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

С одной стороны, процесс перехода включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношений, а также производства, с другой — осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего, в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании [2].

Структурная перестройка является, в конечном счете, необходимым условием устойчивого рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка.

Практика показывает, что в каждой пост социалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования ры-

ночных отношений.

Важнейшую роль играют такие первоочередные мероприятия как её широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства, прежде всего, в торговле.

Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и её регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов и бюджетно-налоговой политикой.

3. Факторы формирования рыноч-но - ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой.

Принципиальное значение для перехода к рыночной экономике имело преобразование финансовой и денежно-кредитной системы. В связи с разрывом административно-хозяйственных связей, сложившихся в социалистической плановой системе хозяйствования, все страны вынуждены были по-новому решать вопросы денежного обеспечения оборота товаров и услуг.

Реформирование кредитной системы и создание кредитного механизма рыночного типа стали одним из основных направлений переходного периода, соответствующих задаче интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Двухуровневая денежно-кредитная система была импортирована во всех

странах с переходной экономикой, однако, её адаптация шла по-разному в связи с различными стартовыми условиями и с выбранным направлением перехода.

Реформирование кредитной системы стран с переходной экономикой осуществляется на макро- и микроуровне.

Макроуровень преобразования кредитных систем требует создания соответствующей нормативно-правовой базы, соответствующей двухуровневой структуры кредитной системы и создания конкурентной среды функционирования кредитных организаций.

Реформирование кредитной системы на микроуровне заключается а проведении организационных и правовых изменений, которые создают рыночную основу в деятельности кредитных организаций: реальную, а не номинальную экономическую независимость, возможность извлечения прибыли от уставной деятельности, равные условия выхода на финансовые рынки для банков различных форм собственности и организационно-правового статуса, формирование конкурентной среды, возможность реализации каждой кредитной организацией своих стратегических целей при условии выполнения требований макрорегулирования.

В основе кредитного механизма на микроуровне, как известно, лежат отношения между кредитором и заемщиком. Аккумулируя свободные ресурсы экономики и размещая их в активы с целью получения прибыли, банки реализуют стратегию развития страны, насыщая денежными средствами целевые сегменты экономики. В условиях социальной административно-командной экономики кредитная система была одноуровневой и кредитный механизм, как и вся экономическая система, функционировал в рамках государственного планирования. Все ресурсы аккумулировались в единый государственный ссудный Фонд и распределялись экономическим субъектам в плановом порядке. На микроуровне не было задачи борьбы за кредитные ресурсы.

Все элементы кредитного механизма на микроуровне тесно взаимосвязаны между собой и функционируют под воздействием внешних факторов -макросреды.

4. Денежно-кредитная политика и факторы её определяющие в формировании рыночно-ориентированной кредитной системы в странах с переходной экономикой

При реформировании кредитной системы страны важную роль играется денежно-кредитная политика, методологической основой которой является та или иная концепция.

Согласимся с мнением аналитиков, что современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой, как правило, синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из этих теорий [4]. Вместе с тем, государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

В целях анализа рыночного кредитного механизма важно рассмотреть инструменты денежно - кредитной политики. К ним, как известно, относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

По мнению многих экономистов тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной политики являются:

- операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;

- политика учетной ставки, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;

- изменение норматива обязательных резервов.

Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

В переходный период денежно-кредитная политика ориентируется, как правило, на финансовый и банковский сектор экономики и почти не влияет, или отрицательно влияет на реальный сектор экономики.

Проблема взаимосвязи и взаимовлияния финансового и нефинансового секторов имеет важное теоретическое и практическое значение. От её решения зависит успех всех экономических реформ.

В экономической науке актуальность и значимость теоретически-методологического анализа перехода к рыночной экономике и, в том числе, пе-

рестройки денежно-кредитной системы осознаны достаточно давно и многое в этом направлении уже сделано.

Однако на понятийном уровне в экономической литературе нет единства в трактовке таких базовых категорий как кредитная и банковская системы.

В известном учебнике «Деньги, кредит, банки», написанном авторитетным количеством авторов под редакцией доктора экономических наук, профессора О.И. Лаврушина, эти понятия разграничены. Но наряду с ними выделяются и другие, близкие по своей экономической природе понятия: денежно-кредитная, финансово-кредитная, бан-ковско-кредитная системы [1]. Самостоятельный статус имеет финансовая система. Некоторые авторы выделяют банко-ориентированные кредитные системы [3].

Анализ различных точек зрения на определение этих дефиниций и, прежде всего кредитной системы, позволяет констатировать, что в большинстве случаев «кредитная система» трактуется как более широкое понятие, чем «банковская система».

Разделяя в принципе эту точку зрения, отметим, что её аргументация не всегда выглядит достаточно четкой и убедительной. Так, в указанном выше учебнике кредитная система определена как «.. .совокупность элементов, которая призвана реализовать свойства характерные для кредита». Банковская система определяется как «необъемле-мая часть кредитной системы» [3].

Функции современных банков насколько разнообразны и выходят за границы кредитных операций, что жесткая привязка кредитной системы только к свойствам кредита, на наш взгляд, обедняет содержание как кредитной, так и банковской систем.

Представляется, что более полно суть кредитной системы и её отличие от банковской системы раскрывается в определении кредитной системы как совокупности кредитных отношений возникающих в процессе движения ссуженной стоимости, а также кредитных организаций, обеспечивающих это дви-жение[5].

Поскольку страны, вступающие на путь рыночных преобразований, реформируют всю экономику, то этот процесс охватывает кредитную систему, а еще шире денежно-кредитную систему, в целом.

Банковская система является основным элементом, ярдом кредитной сис-

темы, и именно с её преобразования начинается переход к экономике нового типа. Представляется правомочным не разграничивать жестко эти системы, т.к. не все элементы и признаки кредитной системы сложилась, а анализировать процесс трансформации в целом. Банковские системы переходного периода подверглись серьезным испытаниям. Поскольку их деятельность жестко регулируется по всем направлениям, то основными факторами, влияющими на глубину и скорость их преобразования, стали государственная денежно-кредитная политика и сложившаяся в стране система регулирования и надзора за банковской деятельностью.

Во всех странах, объявивших о смене курса экономического развития, с разной скоростью, но началось преобразование внутреннего денежного рынка и валютной политики. Им понадобились внешние заимствования и членство в МВФ для решения проблемы платежного баланса. Страны с переходной экономикой столкнулись с проблемами долларизации, то есть, одновременного и равного обращения внутри страны иностранной твердой валюты наряду с национальной валютой. Всем потребовалось изменение валютной политики в связи с вступлением в члены Международного Валютного Фонда и последовавшей за этим долларизацией экономики. Анализ накопленного исторического опыта показывает, что этот процесс для большинства стран имел негативные последствия, если не сразу, то в отдаленной перспективе. Например, для стран Восточной Европы, привязавших свою экономику к доллару или евро в условиях глобального финансового кризиса.

Центральные банки проводили свою денежно кредитную политику под влиянием МВФ, не учитывая в должной мере специфику переходного периода. Результаты применения инструментов денежно-кредитной политики в развитых экономиках и в экономике переходного периода отличаются в зависимости от развития денежных и финансовых рынков, которые тесно связаны с рынками товаров и услуг, с реальным сектором экономики. Очевидно, что применение одних и тех же инструментов денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой и в развитых странах будет отличаться по своим результатам. [7].

Денежные власти были не в состоянии справиться с инфляцией и падени-

ем курса национальной валюты. Денежный рынок оказался нечувствительным к мерам, принимаемым центральными банками.

Банковские системы первыми почувствовали на себе негативные последствия недальновидной финансовой и денежно-кредитной политики. Вновь созданные коммерческие банки ориентировались на спекулятивный денежный рынок и не выдерживали резкого изменения конъюнктуры. Это тормозило процесс формирования современной рыночно ориентированной кредитной системы. В этом плане наиболее показателен процесс становления кредитной системы России, пережившей за двадцать лет несколько тяжелых финансовых кризисов. Ее опыт поучителен для всех стран с переходной экономикой. Ориентируясь на развитые страны и рекомендации Международных финансовых организаций, необходимо оценить целесообразность следования им с учетом специфики своей страны, ее исторических, социально-политических и национальных особенностей.

Конечно, начальный этап преобразований в странах с переходной экономикой был обусловлен схожими стартовыми условиями, несмотря на разный уровень экономического развития и состояния экономики. В связи с разрывом административно-хозяйственных связей, сложившихся в социалистической плановой системе хозяйствования, все страны вынуждены были решать вопросы денежного обеспечения движения товаров и услуг, в том числе за счет активных заимствований за рубежом, которые осуществляло не только государство, но и банки, и частный сектор. Это создавало угрозу возникновения кризисов ликвидности и, естественно, приводило к структурным преобразованиям в банковской системе страны. Тем не менее, следует отметить, что в этих странах каждый раз удавалось преодолевать трудности и выходить из кризисных ситуаций, совершенствуя и укрепляя свою кредитную систему. На наш взгляд, это объясняется тем, что в период социалистического развития сформировался значительный производственный и интеллектуальный потенциал, позволивший в кратчайшие сроки добиваться макроэкономической стабильности и извлекать уроки.

Когда финансовый рынок в основном сформирован и становится достаточно стабильным и ликвидным, насту-

пает следующий этап эволюции кредитной системы, который уже не столь однороден по задачам и содержанию проводимых преобразований в разных странах. На этом этапе большую роль играют внешнеэкономические факторы. Для стран с переходной экономикой важным фактором, влияющим на формирование кредитной системы нового типа, является внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Прежде всего, они должны ориентироваться на МВФ и Мировой банк, которые имеют значительное влияние на денежно-кредитную политику. Кроме того, принципиальное значение имеет участие в ВТО. Вступление в ВТО, несмотря на свою противоречивость, бесспорно, стимулирует развитие рыночных отношений. Это подтверждает опыт КНР и Вьетнама.

Денежно-кредитная политика по-прежнему является важнейшим фактором формирования кредитной системы и кредитного механизма. Ее основными целями остаются поддержание стабильности национальной валюты, сдерживание инфляции и обеспечение экономического роста. Но в условиях системных банковских кризисов она становится важной частью мер по реструктуризации банковских систем, и это приводит к определенной корректировке ее целей.

5. Заключение

Анализ факторов, влияющих на развитие стран с переходной экономикой, подтверждает необходимость и объективность рыночных преобразований по многим причинам. Глобализация сделала взаимозависимыми экономики всех стран. Несмотря на ее негативные последствия в виде мирового финансового кризиса, рыночный механизм не получил достойной альтернативы и сохраняет свое значение как инструмент экономического прогресса.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость создания эффективной кредитной системы. По мнению автора, этот процесс имеет как общие закономерности, присущие всем странам с переходной экономикой, так и отличительные черты, обусловленные их историческими, социально-политическими и национальными особенностями. Формирование кредитных систем рыночного типа происходит под воздействием множества внешних и внутренних факторов. Предметом ис-

следования в настоящей статье стали только внешние факторы, среди которых особо выделена денежно-кредитная политика, проводимая центральными банками, и факторы ее определяющие. Несмотря на все трудности переходного периода, автор выражает уверенность в успехе преобразования кредитных, в частности, банковских систем стран с переходной экономикой на рыночных принципах, что будет способствовать росту эффективности экономики этих стран в целом.

Литература

1. Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. д.э.н., профессора О.И. Лавру-шина, 9-е здание - М.:КНОРУС, 2010 г.

2. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси : науч. метод. пособие - Э.И. Лобкович. - Мн.: БГЭУ 2000.

3. Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. - М.: Финансы и статистики, 2007 г.

4. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Издательство: Норма, 2009 г.

5. Тарасова Г.И. Кредитная система России: её становление и развитие. -Новосибирск, НГАЭиУ, 2001 г

6. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Ч.2: учебное пособие для ВУЗов/ под редакцией Е.В. Крас-никовой. - М.: Теис, 1998.

7. www.imf.oig Доклад Международного валютного фонда от 15 июня 2003 г. «О странах с переходной экономикой».

References

1. Money, credit and banking: a textbook / edited. PhD, Professor Lavrushin

O.I., 9th edition - Moscow: KNORUS, 2010.

2. Transitional economy: the nature, problems, especially in Belarus/ Lobkow-icz E.I. Mn.: BSEU, 2000.

3. Sazhin M.A., Chibrikov G.G., Economic theory. Textbook for universities. Publisher: Norma, 2009.

4. Polishchuk A.I. Credit system: experience, new developments, forecasts and perspetivy. Moscow: Finance and Statistics, 2007.

5. Tarasova G.I. The credit system in Russia: its formation and development. -Novosibirsk, NGAE&U, 2001.

6. The theory of economic transition. Macroeconomics. Part 2: Textbook for universities / edited by Krasnikov E. V. -Moscow: TEIS, 1998.

7. www.imf.org. Report on transition economies, "International Monetary Fund in 2002, the site on June 15, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.