Научная статья на тему 'Факторы формирования мотивации к непрерывному образованию в современной России'

Факторы формирования мотивации к непрерывному образованию в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / KNOWLEDGE ECONOMY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LIFELONG LEARNING / MOTIVATION TO LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальтисова Светлана Викторовна

Приводятся результаты анализа современного уровня профессионального образования занятых в экономике РФ, основанного на статистических данных. В условиях интенсификации процессов социально-экономических, политических и геополитических изменений, имеющих место в ХХI в., чрезвычайно важными становятся вопросы соответствия человеческого потенциала потребностям и тенденциям развития государства и общества. Рассматриваются причины существующей на сегодняшний день низкой мотивированности граждан России получению дополнительного образования. А также анализируются причины и факторы, формирующие отношение людей к непрерывному образованию. Практическая значимость заключается в постановке задачи активной популяризации и практической реализации концепции непрерывного образования на уровне государства по результатам проведенного исследования. Решение проблемы обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами требует столь масштабных преобразований, что нецелесообразно ограничиваться лишь реформацией существующей системы образования. Результаты полноценной реализации концепции непрерывного образования будут заключаться в формировании института непрерывного образования, значительно повышающего качество человеческого капитала в современной России. Сохранение, распространение и приращение знаний должны стать первоочередными задачами государства, т. к. именно их решение позволит обеспечить мощный импульс для развития экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT GENERATE MOTIVATION FOR CONTINUOUS EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Modern professional education level of the employed people in Russian economy is analyzed. The analysis is based on statistical data. Social and economic processes of intensification as well as political and geopolitical changes taking place in XXI century substantially increase the importance of human capital adequacy to state and society development needs and tendencies. The root of citizens’ current low motivation level to go into additional education is considered. Also factors that influence people’s attitude towards continuous education are analyzed. Practical implications include setting a goal of active popularization and practical realization of the continuous education concept at the national level. Solving the problem of highly professional work force supply to the economy requires major changes, which makes it insufficient to reform the existing educational system alone. The result of proper continuous education concept realization should be a corresponding institution development. The institution should serve to sizably increase the quality of human capital in Russia. Saving, disseminating and increasing the amount of knowledge has to be considered as a primary goal of the government, as solving this problem would provide a spark to the economy development.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования мотивации к непрерывному образованию в современной России»

УДК 331+37.01

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Светлана Викторовна МАЛЬТИСОВА

Государственный университет управления, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра корпоративного управления, e-mail: svetlana.maltisova@gmail.com

Приводятся результаты анализа современного уровня профессионального образования занятых в экономике РФ, основанного на статистических данных. В условиях интенсификации процессов социально-экономических, политических и геополитических изменений, имеющих место в XXI в., чрезвычайно важными становятся вопросы соответствия человеческого потенциала потребностям и тенденциям развития государства и общества. Рассматриваются причины существующей на сегодняшний день низкой мотивированности граждан России получению дополнительного образования. А также анализируются причины и факторы, формирующие отношение людей к непрерывному образованию. Практическая значимость заключается в постановке задачи активной популяризации и практической реализации концепции непрерывного образования на уровне государства по результатам проведенного исследования. Решение проблемы обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами требует столь масштабных преобразований, что нецелесообразно ограничиваться лишь реформацией существующей системы образования. Результаты полноценной реализации концепции непрерывного образования будут заключаться в формировании института непрерывного образования, значительно повышающего качество человеческого капитала в современной России. Сохранение, распространение и приращение знаний должны стать первоочередными задачами государства, т. к. именно их решение позволит обеспечить мощный импульс для развития экономики.

Ключевые слова: экономика знаний; профессиональное образование; непрерывное образование; мотивация к обучению.

Структура и скорость происходящих в экономике преобразований предъявляет повышенные требования к уровню образованности и уровню общей культуры населения. Однако в настоящее время в российском обществе слабо прослеживается социально-психологическая установка людей на приобретение и постоянное поддержание высокого уровня профессиональной и общей образованности, без которой невозможно построить экономику знаний. Не сформирована установка на постоянное приращение знаний. В то же время можно утверждать, что непрерывное образование граждан в стратегическом аспекте имеет прямое и косвенное влияние на развитие экономики.

В настоящее время, по данным Росстата на 2013 г., численность людей, имеющих профессиональное образование разных уровней, составляет 75,7 %, в т. ч. 31,7 % населения составляют люди, имеющие высшее профессиональное образование, 25,8 % -среднее специальное образование, 18,5 % -начальное профессиональное образование. Таким образом, количество профессионально-подготовленных кадров можно оценить

как значительный ресурс для развития отечественной экономики.

Если рассматривать динамику изменений в уровне образованности населения, то можно увидеть, что с 2000 по 2013 г. доля работающих с высшим и начальным профессиональным образованием увеличилась на 7 и 8,4 % соответственно, а доля работающих со средним профессиональным образованием уменьшилась на 5,1 %. Положительно можно оценить тот факт, что среди работающих людей сокращается доля работников, не имеющих профессионального образования. Эта тенденция в целом отражает позитивность вектора развития человеческих ресурсов и потенциально может способствовать переходу РФ к экономике знаний.

Численность студентов высших учебных заведений и учреждений послевузовского профессионального образования (в РФ к ним отнесены аспираты и докторанты) на 1000 человек населения составило в 2012 г. 58 человек. Сопоставимые цифры можно наблюдать в странах СНГ: Беларусь - 62, Казахстан - 65, Кыргызстан - 59 на 1000 человек населения. В странах ЕС эта численность

ниже. Например, по данным на 2011 г., в Австрии - 43, во Франции - 36, в Швеции - 50 на 1000 человек населения. Это говорит о большей востребованности высшего образования в странах СНГ, чем странах ЕС [1].

Если рассматривать ситуацию в динамике, то можно заметить, что в РФ с 2005 по 2012 г. численность студентов на 1000 человек населения уменьшилась на 10 человек. В 2005 г. она составляла 68, а в 2012 г. уже 58 на 1000 человек населения.

По нашему мнению, это может быть связано с разочарованием в профессиональном образовании, обусловленном несколькими причинами. Во-первых, истощается научный потенциал, накопленный в СССР и поддерживавший образование на должном уровне. Во-вторых, реформы российской системы образования не соответствуют мировым векторам развития научно-технологического и социально-экономического прогресса. В-третьих, не прошло еще достаточно времени с советских времен плановой экономики, когда получение образования являлось гарантией трудоустройства по специальности. А оно, в свою очередь, являлось гарантией материального обеспечения жизни (в той или иной степени), защитой от нищеты. Родители современных выпускников еще помнят систему, в которой они сами получали образование, и воспитывают в детях определенные установки относительно трудоустройства, хотя эти установки не всегда соответствуют условиям рыночной экономики. Тем более в условиях, когда ее структура меняется со все увеличивающейся скоростью. В результате выпускники профессиональных образовательных учреждений, выходя на рынок труда, часто разочаровываются в полученном образовании. Ответственность же «перекладывается» ими на плечи государства («Зачем набирать студентов на специальности, не востребованные рынком труда?» -говорят они) или непосредственно на образовательные учреждения (якобы «программы устарели, информация неактуальна»). При этом среднестатистический гражданин отказывается брать на себя часть ответственности за «не пригодившееся», «неудачное» профессиональное образование даже в части правильности выбора направления обучения относительно его собственных способностей и желаний. Выпускники отрицают задачу са-

мостоятельного «добора» наиболее актуальных данных по выбранной специальности, хотя это и не составляет труда в современном открытом виртуальном пространстве.

Профессиональное образование зачастую представляется людям как процесс, формирующий готового «под ключ» специалиста, который с момента выпуска может больше никогда не учиться и всегда оставаться востребованным на рынке труда. Тот факт, что востребованность той или иной специальности не может гарантировать никто, включая тщательно изучающие рынок труда министерства и ведомства, а ее выбор является в определенном смысле риском, сегодня еще неприемлем для общественного сознания. Все это ведет к разочарованию в образовании, укоренению мнения о бесполезности профессионального (особенно, высшего профессионального) образования.

И, тем не менее, несмотря на указанные обстоятельства, ценность высшего образования в российском обществе все еще высока. Так, по результатам опроса фонда общественного мнения «ФОМнибус», проведенного 14-15 июня 2014 г. в 43 населенных пунктах и охватывающего 1500 респондентов, было выявлено, что 54 % опрошенных считают, что высшее образование открывает путь к успеху в жизни. 38 % респондентов ответили, что сегодня для достижения успеха высшее образование не нужно. При этом только 36 % респондентов связывают с высшим образованием относительно больший заработок. 29 % считают, что люди с высшим образованием зарабатывают столько же, а 11 % -даже меньше, чем люди без высшего образования.

Но если не все 54 % респондентов, ожидающих от высшего образования успеха в жизни, считают, что будут больше зарабатывать, следовательно, для них успех заключается не только в материальном благополучии. И действительно, данные подтверждают разнообразие мотивов к получению высшего образования.

По результатам опроса наибольшее количество респондентов ответили, что люди стремятся получить высшее образование для того, чтобы работать на высокой должности (49 %), чтобы много зарабатывать (47 %), чтобы получить желаемую профессию, интересную работу (40 %). Кроме названных вы-

ше причин, были также выбраны следующие ответы: «чтобы расширить свой кругозор» (24 %), «раскрыть способности и таланты» (18 %). Среди причин, не содержащих мотивацию к собственно учебе, но определяющих желание людей получить высшее образование, есть также ответы: «чтобы заниматься умственным, а не физическим трудом» (29 %), «ради отсрочки от армии» (11 %). Несмотря на столь прагматичные мотивы, мы оцениваем, что такое мнение людей по отношению к высшему образованию в целом для государства и общества имеет положительный эффект, т. к. эти люди также, как и все остальные, получающие образование, повышают в процессе учебы свой профессиональный и культурный уровень. Нам представляется также положительным ответ «потому, что сейчас так принято» (20 % от общего числа опрошенных), что свидетельствует об уже существующей и работающей в обществе норме, задающей требование образованности.

Высшее образование на сегодняшний день воспринимается как наиболее предпочтительная перспектива получения дополнительного образования. Так, из всех возможностей его получения - среднего специального, высшего, различных курсов повышения квалификации и других - 49 % называют предпочтительным высшее образование.

Решение проблемы обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами требует столь масштабных преобразований, что здесь нельзя говорить исключительно о реформации системы образования. За пределами этой системы лежит, например, развитие трудовой мобильности, необходимость которой связана с неравномерным развитием регионов. Трудовая мобильность сегодня ограничивается сложностью и дороговизной передвижения по огромной территории нашей страны. Мы можем говорить также о важности изменения психологических установок людей.

Мотивированность людей к дальнейшему обучению и развитию после окончания институализированного формального образования можно оценить на основе данных опроса, проведенного центром «ФОМнибус» 23-24 августа 2014 г. в 100 населенных пунктах РФ и охватывающего 1500 респондентов.

По данным этого опроса можно сделать вывод, что, в целом, мотивированность к

продолжению обучения в обществе невысока. Так, независимо от того уровня образования, который есть у респондентов, 66 % из них не хотят продолжить свое образование, получить дополнительные знания и навыки или другую специальность, и только 27 % имеют такое желание.

Однако в идеале, обеспечивающем функционирование экономики знаний, количество людей, желающих продолжать обучение, должно стремиться к 100 %. Среди них может быть больше или меньше желающих получить принципиально новую специальность. Однако получение новых знаний и навыков - профессионального или иного характера - должно стать идеалом поведения и существования человека в обществе. Подчеркнем здесь разницу между желанием (мотивацией, настроем) и реализацией этого желания. В зависимости от инфраструктуры каждого конкретного населенного пункта, специальности человека, его материального положения возможности реализовать желание продолжать обучение могут быть шире или уже. Однако саму мотивацию необходимо сформировать на уровне общественной нормы поведения. Как абсолютное большинство людей ответит, что желает быть здоровым, а не больным, так большинство должно ассоциировать профессиональное и личностное развитие с успешностью, благополучием.

Таким образом, можно сделать вывод о недостаточности современного уровня мотивации людей к обучению. Сегодня в обществе сложилось отношение к дополнительному образованию как к чему-то ненужному, более того - излишнему, второстепенному. А поскольку приобретение новых знаний и навыков всегда сопряжено с определенными усилиями и затратами (денежными, временными), то вероятность того, что отношение к своему профессиональному и личностному развитию изменится само собой, без внешнего толчка, очень невелика.

Важным нам представляется и тот факт, что 56 % респондентов никогда не учились дополнительно к основному и профессиональному образованию. То есть нельзя говорить о том, что основной причиной является система образования, которая «разочаровывает» людей в их желании чему-то научиться. Вероятнее всего, существуют и другие причины [2].

По нашему мнению, это свидетельствует не только об отсутствии энтузиазма людей по поводу своего повышения квалификации, но и о сопротивлении ему - скрытом, или открытом. То есть сегодня в обществе сложилась ситуация, когда дополнительное образование, различного рода обучение и развитие человека не является явно поддерживаемым социальным поведением.

Кроме того, бытует мнение об «излишнем» уровне образованности граждан России, нецелесообразном для отечественной экономики. Речь здесь идет именно о мнении, идее, распространяемой по различным каналам и подрывающей мотивацию граждан учиться. Возможно, это мнение формировалось в обществе намеренно с какой-то деструктивной целью, или же по недомыслию. Однако фактом остаются высказывания некоторых чиновников высшего уровня, активно участвовавших в формировании отторжения обществом идеи о необходимости максимального повышения образовательного уровня населения.

В частности, бывший министр образования РФ А.А. Фурсенко 23 июля 2007 г. на ежегодном форуме «Селигер» заявил: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» [3].

Спустя 4 года, в мае 2011 г., бывший министр экономики (на тот момент руководитель «Сбербанка России») Г.О. Греф высказался следующим образом: «Знаете, сколько процентов населения получает высшее образование сегодня? 87 процентов. Это трагедия! Это наша национальная трагедия! Мы зарождаем у людей психологическую болезнь, называется «завышенный уровень притязания». Эти люди никогда не пойдут к вам работать дворниками, столярами...» [4].

Таким образом, высокий образовательный уровень населения страны страшен для некоторых представителей власти «высоким уровнем притязания». Это заявление прямо противоречит государственным и общественным интересам, направленным на постоянное развитие экономики, повышение уровня жизни, повышение качества работы всех общественных институтов. Продолжил пуб-

личную демотивацию по отношению к получению образования министр образования Д.В. Ливанов. В числе его прочих заявлений прозвучало следующее: «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии» [5].

Все три приведенных выше примера показывают, что в последние годы на высшем уровне формируется деструктивная, демоти-вирующая установка в отношении образования.

Отчасти можно было бы объяснить нежелание многих людей повышать уровень образования сложностью сделать это в тех населенных пунктах, где они постоянно проживают и работают. Например, 32 % опрошенных ответили, что это сделать сложно. Однако, в то же время еще 32 % людей ответили, что вообще не знают, можно ли это сделать. По нашему мнению, это говорит о том, что этот вопрос их не интересует.

Немного лучше сегодня обстоит дело с неформальным образованием, которое может быть реализовано при современном уровне развития информационных технологий практически на любых территориях, почти независимо от места проживания человека. Исключение составляют случаи крайней отдаленности некоторых населенных пунктов, имеющей следствием отсутствие доступа к сети Интернет и к библиотечным базам. Еще одним исключением является крайне низкий уровень жизни некоторых групп населения, который не позволяет им приобретать компьютеры, пользоваться сетью Интернет, не позволяет «отвлекаться» от решения насущных проблем, связанных с физическим выживанием. Однако сегодня эта проблема решается на государственном уровне. Даже отдаленные школы и библиотеки постепенно оснащаются компьютерной техникой для того, чтобы обеспечить возможность доступа к информации всем слоям населения.

Важный фактор, влияющий на решение о продолжении обучения, - возраст человека. В процессе анализа данных указанного выше исследования выявлена тенденция наибольшей заинтересованности в самообразовании молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет. В определенной мере можно объяснить, поче-

му менее заинтересованы в обучении люди пенсионного возраста, достигшие пика своей карьеры и прекратившие рост, а зачастую, и трудовую деятельность вообще. Но то, что заметный спад мотивации происходит уже после 30 лет, является крайне негативным фактом для современной «взрослеющей» экономики. Длительный процесс образования в молодом возрасте и ранний (относительно многих развитый стран) уход на пенсию и без того сокращают период трудовой активности граждан. Если же замедлять темпы профессионального развития начиная с 30 лет, то основная масса работающих не будет соответствовать требованиям прогрессивно изменяющихся рабочих мест.

Практика показывает, что граждане, вовлеченные в процесс умственного труда, не представляют жизни без развития - профессионального и / или личностного, связанного с продолжающимся на протяжении жизни получением новых знаний. Вовлечь как можно больше граждан в образовательный процесс - задача, которую необходимо решить для построения общества знаний. Как любители спорта не представляют своей жизни без полезных и приятных им физических нагрузок, так и вставшие на путь непрерывного образования тоже обычно не хотят останавливаться.

Здесь следует упомянуть словосочетание «вечный студент», которое в наше время изменило свое значение. Мало кто помнит об изначальной легенде, бессмертном юноше, философском поиске истины, сборе знаний по крупицам, у которого нет и не может быть конца. Сегодня «вечными студентами» называют людей, получающих образование излишнее с точки зрения общества, занимающее слишком много времени, «отвлекающее» человека от трудовой деятельности. Это словосочетание носит негативную коннотацию, а «вечные студенты» вызывают насмешки, а иногда и испытывают презрение и сожаление со стороны социума.

По нашему мнению, негативную реакцию «вечные студенты» вызывают по двум причинам:

- считается, что они «отлынивают» от работы - общественно-полезной деятельности - в пользу обучения, приносящего пользу исключительно «вечному студенту» (по мне-

нию общества, еще не выросшего до «зна-ниевого» уровня);

- имеется зависть к материальным возможностям учащегося, который может себе позволить не работать вообще или не работать полный день и интеллектуальным способностям человека, который может справиться с нелегким интеллектуальным трудом - учебой.

Кроме того, «вечный студент», по мнению социума, находится в поиске своего места в жизни. И этот поиск скорее осуждается, нежели поддерживается. Проблема профессиональной ориентации является в какой-то степени постыдной для взрослого человека, а удачные случаи переквалификации рассматриваются как исключения. При этом, чем старше человек, изменивший свой вектор развития, и чем кардинальнее это изменение, тем больший элемент «чуда» предписывается этому событию.

Выбор образовательной деятельности вместо трудовой воспринимается многими как уход от ответственности, в связи с бытующим мнением о том, что учиться легче, чем работать. Это заблуждение основывается на том, что большая часть общества получила неблестящее образование, недостаточно вложилась в него и не получила ожидаемых результатов (о разочаровании было сказано выше).

Мы же хотим подчеркнуть, что применительно к гражданину информационного общества, занятого в экономике знаний, ярлык «вечный студент», в его негативной интерпретации, неприменим.

Во-первых, непрерывное обучение не подразумевает обязательный отрыв от трудовой деятельности и не требует обязательных значительных материальных затрат.

Во-вторых, обучаясь непрерывно на протяжении жизни, человек развивает свои когнитивные способности, а следовательно, приступая к каждому следующему этапу обучения, он не совершает героического подвига, достойного восхищения и зависти, а просто поддерживает свой профессионализм на достойном уровне.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время сохранение, распространение и приращение знаний должны стать первоочередными задачами государства, т. к. именно их решение позволит обеспе-

чить мощный импульс для развития экономики.

1. Россия и страны мира. 2014: статистический сборник / Росстат. M., 2014.

2. Востребованность дополнительного образования. Еженедельный опрос «ФОМнибус». URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11701 (дата обращения: 2.03.2015).

3. Смолин О.Н. Вступительное и заключительное слово на общественных слушаниях «Закон о добровольности единого государственного экзамена. Какой человек нужен России?» URL: http://smolin.ru/duma/audition/ 2008-03-05.htm (дата обращения: 2.03.2015).

4. Крупнов Ю.В. Лишнее образование, лишние люди, лишняя страна // Мультипортал KM.RU. URL: http://nnm. me/blogs/OlDi/lishnee_obrazo -vanie_lishnie_lyudi_lishnyaya_strana/ (дата обращения: 2.03.2015).

5. Привалов А.Н. О программе минимум // Эксперт-онлайн. URL: http://expert.ru/expert/2012/ 48/o-programme-minimum/ (дата обращения: 2.03.2015).

1. Rossiya i strany mira. 2014: statisticheskiy sbornik / Rosstat. M., 2014.

2. Vostrebovannost' dopolnitel'nogo obrazovaniya. Ezhenedel'nyy opros "FOMnibus". URL: http:// fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11701 (data obra-shcheniya: 2.03.2015).

3. Smolin O.N. Vstupitel'noe i zaklyuchitel'noe slovo na obshchestvennykh slushaniyakh "Za-kon o dobrovol'nosti edinogo gosudarstvennogo ekzamena. Kakoy chelovek nuzhen Rossii?" URL: http://smolin.ru/duma/audition/ 2008-03-05.htm (data obrashcheniya: 2.03.2015).

4. Krupnov Yu.V. Lishnee obrazovanie, lishnie lyudi, lishnyaya strana // Mul'tiportal KM.RU. URL : http://nnm.me/blogs/OlDi/lishnee_obrazo -vanie_lishnie_lyudi_lishnyaya_strana/ (data obrashcheniya: 2.03.2015).

5. Privalov A.N. O programme minimum // Eks-pert-onlayn. URL: http://expert.ru/expert/2012/48/ o-programme-minimum/ (data obrashcheniya: 2.03.2015).

Поступила в редакцию 28.Q3.2Q15 г.

UDC 331+37.01

FACTORS THAT GENERATE MOTIVATION FOR CONTINUOUS EDUCATION IN MODERN RUSSIA Svetlana Viktorovna MALTISOVA, State University of Management, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Corporate Management Department, e-mail: svetlana.maltisova@gmail.com

Modern professional education level of the employed people in Russian economy is analyzed. The analysis is based on statistical data. Social and economic processes of intensification as well as political and geopolitical changes taking place in XXI century substantially increase the importance of human capital adequacy to state and society development needs and tendencies. The root of citizens' current low motivation level to go into additional education is considered. Also factors that influence people's attitude towards continuous education are analyzed. Practical implications include setting a goal of active popularization and practical realization of the continuous education concept at the national level. Solving the problem of highly professional work force supply to the economy requires major changes, which makes it insufficient to reform the existing educational system alone. The result of proper continuous education concept realization should be a corresponding institution development. The institution should serve to sizably increase the quality of human capital in Russia. Saving, disseminating and increasing the amount of knowledge has to be considered as a primary goal of the government, as solving this problem would provide a spark to the economy development.

Key words: knowledge economy; professional development; lifelong learning; motivation to learn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.