Научная статья на тему 'Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях'

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях»

уровнем нормативных идеалов. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность занимает десятое место.

Гедонизм в выборке воцерковлённых испытуемых так же, как и на уровне нормативных идеалов, занимает десятое место. В выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность смещается на одну позицию выше и занимает четвёртое место, по сравнению с уровнем нормативных идеалов.

Достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами) в выборке воцерковлённых испытуемых занимает восьмое место и является незначимой ценностью, в выборке невоцерковлённых испытуемых данная ценность на втором месте и занимает значимую позицию.

Проанализировав полученные данные, мы можем говорить о наличии различий в структуре ценностных ориентаций юношей и девушек, активно исповедующих христианство, и не имеющих активной религиозной позиции. Воцерковлённые испытуемые сильнее дифференцируют ценности по степени значимости, у них прослеживается более чёткая ценностная иерархия. В ценностной иерархии воцерковлённых испытуемых более значимыми являются ценности, характеризующие отношение человека к другим людям. В качестве одной из самых важных ценностей выступает доброта, которая предъявлена в представлениях человека о том, как нужно поступать, и соотносится с его конкретными поступками. Человек стремиться к сохранению благополучия людей, с которыми находится в личных контактах.

М. М. Пастушик

Факторы эмоциональной близости в дружеских отношениях

Умение создавать и поддерживать близкие отношения приводит к взаимно обогащающему общению со значимыми людьми, а, следовательно, рождает чувство собственного психологического благополучия, способствует ощущению полноты и осмысленности жизни. Можно сказать, что проблема близких отношений является достаточно новой для отечественной психологии. Трудности в проведении исследований связаны не только с отсутствием надежного методического аппарата, но и со слабой разработанностью системы понятий, охватывающих данную область.

В связи с этим, нами было предложено собственное определение, позволяющее описать степень глубины дружеских отношений. С нашей точки зрения, наиболее подходящим является термин «эмоциональная близость», под которым мы будем понимать

146

феномен межличностных отношений, заключающийся в наличии между партнерами стремления раскрыть свой внутренний мир, которое формируются на основе взаимного доверия, понимания, сочувствия и готовности к оказанию эмоциональной поддержки у партнеров по отношению друг к другу.

На основе анализа литературы нами были разработаны следующие шкалы для измерения степени выраженности эмоциональной близости в дружеских отношениях: «самораскрытие»,

«доверие», «принятие», «эмоциональная поддержка», «сопереживание», «субъективное взаимопонимание», «субъективная легкость общения». После психометрической проверки в окончательный вариант вошли все перечисленные выше шкалы, за исключением шкалы «принятие». Испытуемым предлагалось отмечать степень согласия с предлагаемыми утверждениями относительно собственных отношений с наиболее близким другом своего пола.

Целью нашего исследования было изучение факторов, влияющих на эмоциональную близость в дружеских отношениях. Вначале кратко остановимся на данных, представленных в литературе, относительно факторов, затрудняющих формирование эмоциональной близости. Многие исследователи указывают на важную роль наличия стабильной опекающей фигуры в раннем детстве для эмоционального благополучия индивида. Накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о том, что воспитанники детских домов и дети эмоционально холодных родителей испытывают сложности в установлении эмоциональных связей во взрослом возрасте. Однако, чрезмерно опекаемые дети, несмотря на наличие эмоционального контакта с родителями, также могут испытывать трудности в установлении эмоциональных отношений. Происходит это потому, что потребность в эмоциональном контакте достаточно полно удовлетворяется ими в общении с родителями. Таким образом, слишком тесная привязанность к родителям может тормозить развитие дружеских и любовных отношений.

В основных психотерапевтических подходах (гештальттерапия, психоаналитическая терапия) описываются три основных феномена, блокирующие формирование близости - страх отвержения, страх оценки и страх потери независимости (слияния). При этом если первый из них получил достаточное освещение с точки зрения научного подхода (имеется его теоретическое описание, разработано средство измерения), то два других феномена практически игнорируются научной психологией. Знания об этих формах страхов уже давно и успешно используются в психотерапевтической практике. Поскольку в нашу задачу не входит их подробное описание, мы лишь наметим контуры теоретического обоснования этих феноменов.

147

Страх потери независимости (слияния) упоминается в научной литературе лишь в связи с кризисом переходного возраста, когда подросток «мечется между желанием полностью слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии». Как указывают исследователи самосознания, подлинная интимность, т. е. способность «впустить» в свой внутренний мир другого человека и не раствориться в нем, возможна только при условии стабильности личности. Поэтому в случае отсутствия у личности ощущения собственной стабильности, этот страх может блокировать установление близких отношений и в более позднем возрасте.

Страх оценки связан со склонностью личности к переживанию стыда. В последнее время появляются исследования, посвященные анализу стыда как социального феномена. Индивид, склонный к переживанию стыда будет опасаться, что любой человек, узнавший его поближе, заметит все его недостатки и сделает его объектом насмешек. В этом и заключается механизм блокирования стремления к построению близких отношений.

С целью эмпирического исследования рассматриваемой проблемы нами были опрошены 132 студента Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики (57 юношей и 75 девушек) в возрасте от 18 до 23 лет, учащиеся различных факультетов.

Мы использовали следующие методики:

• авторский опросник для измерения эмоциональной близости в дружеских отношениях;

• авторская методика для выявления доминирующих мотивов в дружеских отношениях;

• графическая методика А.А. Кроник, Е.А. Кроник в авторской модификации;

• Фрайбургский личностный опросник;

• методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева,

В.В. Столина;

• опросник Леонгарда-Шмишека, в модификации Л.В. Куликова;

• методика интерперсональной диагностики Т. Лири, в модификации Л. Собчик;

• опросник для измерения мотивации аффиляции А. Мехрабиана.

При обработке полученных данных использовались дисперсионный анализ и непараметрический критерий Манна-Уитни.

В нашем исследовании было выявлено, что к факторам, обуславливающим эмоциональную близость в дружеских отношениях, можно отнести личностные особенности, специфику самоотношения, отношения с близкими людьми, мотивацию аффилиации, коммуникативные установки. Мы обнаружили, что влияние

148

акцентуированных черт характера и особенностей отношений с близкими людьми на близость в дружеских отношениях имеет различный характер у мужчин и женщин. Для женщин, строящих отдаленные дружеские отношения, характерны импульсивность и более тесные отношения с матерью, мужчинам данная закономерность не свойственна.

Было выявлено, что субъекты, строящие дружеские отношения с низким уровнем близости характеризуются подозрительностью, недоверчивостью, скованностью в общении, неуверенностью в себе. Они склонны пребывать в угрюмом, подавленном настроении, им свойственна эмоциональная неуравновешенность.

Что касается индивидов, которые формируют дружеские отношения с высоким уровнем близости, то им свойственны общительность, активное участие в общественной жизни, стремление заводить теплые, дружеские отношения с окружающими. Для них характерно приподнятое настроение, жажда деятельности, повышенная словоохотливость. Такие субъекты полагают, что их личность может вызывать у других симпатию и уважение, при этом им не свойственны внутренняя честность и развитая рефлексия.

Мы также обнаружили существование гендерных различий в уровне эмоциональной близости в дружеских отношениях. Оказалось, что для женщин характерны большая близость с другом, что проявляется в большей выраженности таких ее компонентов, как самораскрытие. доверие, эмоциональная поддержка, сопереживание. Было также отмечено, что мужчины и женщины различаются по уровню выраженности мотивов, которые способствуют поддержанию дружеских отношений - для женщин более важны мотивы принятия со стороны друга, возможность рассказать о чем-то сокровенном, всплеснуть эмоции. Мужчины больше ценят возможность поболтать, весело провести время с другом.

В заключении можно отметить, что изучение факторов формирования дружеских отношений различной степени близости имеет большое теоретическое и практическое значение, может быть использовано как в просветительской, так и в психотерапевтической работе.

Д. В. Пинчук

Мотивы обращения к компьютерной игре

Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня молодые

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.