Научная статья на тему 'Факторы эффективности Интернет-СМИ'

Факторы эффективности Интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4550
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ / ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ОСОБЕННОСТИ СМИ В ИНТЕРНЕТЕ / ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВЫХ СМИ / СЕТЕВЫЕ СМИ / INTERNET-JOURNALISM / INTERNET MASS MEDIA / JOURNALISM IN INFORMATION SOCIETY / PECULIARITIES OF INTERNET MASS MEDIA / PROBLEMS OF NET MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машкова С. Г.

Выделены и проанализированы факторы, влияющие на эффективное функционирование СМИ в Интернете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Internet Mass Media Effectiveness

Factors influencing the effectiveness of Internet mass media are identified and analyzed

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности Интернет-СМИ»

ББК 4600

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРНЕТ-СМИ С.Г. Машкова

Кафедра «Связи с общественностью» ТГТУ

Представлена профессором В.С. Клобуцким и членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: журналистика в информационном обществе; Интернет-журналистика; Интернет-СМИ; особенности СМИ в Интернете; проблемы сетевых СМИ; сетевые СМИ.

Аннотация: Выделены и проанализированы факторы, влияющие на эффективное функционирование СМИ в Интернете.

Эволюция информационно-коммуникативных каналов и появление Интернета существенным образом преобразуют современную систему средств массовой информации. Активным воздействиям и изменениям подвержены все аспекты функционирования СМИ - меняются условия их деятельности, структура и содержание, видоизменяется наполнение журналистской профессии.

На данном этапе идет активное становление системы Интернет-СМИ, развиваются технологии, осваиваются новые возможности, увеличивается число пользователей сети. Редакции научились выживать в рыночных условиях, но найти эффективный путь смогли единицы. Таким образом, назрела необходимость выделения и изучения тех факторов эффективности, которые определяют успешное функционирование изданий в Интернете в современных условиях.

К внешним или неконтролируемым факторам эффективности относятся особенности становления в России информационного общества, государственная политика в области информационных технологий и правового обеспечения данной сферы СМИ, а также экономическая ситуация в стране. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Политика государства в области информационных технологий является ключевым фактором развития информационных рынков. Роль государства, тормозящего, ускоряющего или возглавляющего технологическую инновацию является решающим фактором всего процесса технологического развития общества. К сожалению, Советский Союз пропустил революцию в информационных технологиях, начавшуюся во всем мире в 1970-х годах. Сокращение программы исследований в сфере компьютерных технологий привело к огромному технологическому отставанию СССР, а затем и России в важнейшей для информационного общества отрасли.

В настоящее время основным документом, определяющим общее направление развития Интернета в нашей стране, является программа «Электронная Россия 2002 - 2010», в рамках которой выделяются основные направления движения к информационному обществу в России. Однако политические и социально-

экономические условия, в которых происходит переход России к информационному обществу, существенно отличаются от условий, характерных для развитых стран. Движение к информационному обществу в нашей стране осложняется в связи с отсутствием стабильной рыночной экономики, малочисленным средним классом, являющимся основным потребителем информационных услуг, скудными инвестициями в отрасль, а также слабой развитостью инфраструктуры инфоком-муникаций.

Данные исследований современного состояния сектора информационных технологий России свидетельствуют о том, что компьютерный рынок в последние годы растет рекордными темпами и является одним из самых динамичных. Однако, несмотря на сообщения об ускоренных темпах развития инфраструктуры Интернета в России, сектор информационных технологий в России еще достаточно мал. М. Кастельс приходит к выводу, что инфраструктура России и ее возможности в области информационно-компьютерных технологий не соответствуют ни высокому образовательному и культурному статусу России, ни ее геополитической и потенциальной экономической роли в международной системе [1].

Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование сетевых СМИ, является правовое регулирование данной сферы медиа.

Бурное развитие Интернета опережает процесс создания и совершенствования нормативно-правовой базы, необходимой для регулирования возникающих проблем. К тому же, во многих случаях наличие законов не гарантирует их эффективного применения. Регулирование осложняется тем, что Интернет - это открытая система, то есть централизованной организационной структуры, контролирующей содержание и действия пользователей сети, не существует.

В связи с добровольной регистрацией СМИ в Интернете возникают проблемы, прежде всего, с определением правового статуса, как самих сетевых СМИ, так и распространяемых ими сообщений и материалов. Необязательность регистрации порождает проблемы, связанные с распространением по сети слухов, компромата и охраняемых законом тайн. Проблемной зоной остается охрана авторского права, права на интеллектуальную собственность, обеспечение неприкосновенности частной жизни, защита общества и граждан от недобросовестной информации и информации, наносящей ущерб общественной нравственности [3].

В настоящее время отношение Президента РФ к вопросу регулирования сети Интернет таково: в сфере Интернет-индустрии должны работать внутренние ограничения, а выработкой правил и методов регулирования деятельности в сети должны заниматься провайдеры.

При дальнейшей разработке законодательства в сфере регулирования сетевых СМИ необходимо учитывать, что связанные с Интернетом правоотношения носят глобальный характер, и применение локальных правовых норм без учета их связи с законодательством других стран может быть неэффективным. Кроме того, участниками процесса создания нормативной базы регулирования Рунета должны стать как органы власти, так и негосударственные объединения российских пользователей сети, так называемые Интернет-сообщества, что отражает и общемировые тенденции. Помимо этого, соблюдение определенных правил и законов обеспечивают не только соответствующие законодательные акты, но и культурные традиции, сложившиеся кодексы поведения журналистов. Поэтому важным моментом решения проблемы является саморегулирование в области сетевых СМИ.

В условиях перехода России к рыночным отношениям экономический фактор становится одним из важнейших, определяющих основные пути и особенности развития медиа-сферы в стране. В экономическом плане ситуацию на рынке СМИ определяют следующие условия.

Во-первых, необходимо понимать, что сетевые СМИ не могут успешно функционировать в отрыве от традиционного сектора экономики. Сильные, независимые СМИ должны опираться на стабильную экономику, развитый свободный рынок, стимулирующий стремление производителей рекламировать свои товары и услуги. Что касается современного экономического состояния России, то судя по показателям, в стране сложилась неблагоприятная экономическая ситуация для создания и развития успешных СМИ - нет опоры на многочисленный средний класс, неравномерность распределения доходов среди регионов позволяет говорить о неравномерности потребления продукции сетевых СМИ по стране. В то время как известно, что свободные и независимые СМИ могут существовать при достаточно многочисленном и обеспеченном среднем классе, готовом платить за качественную информацию.

Во-вторых, с развитием информационных технологий, многими учеными вводится такой термин, как «новая» или информационная экономика. В то время как индустриальная экономика основывается на количестве производимого продукта, регулируется производителем, весь процесс диктуется директором и основывается на производстве партий товара, информационная экономика основывается на качестве, регулируется потребителем, а процесс производства диктуется заказчиком. По всем параметрам сетевые СМИ можно отнести к виртуальному, информационному сектору экономики. Поэтому в рамках новой экономики на первый план выходят не масштабы охвата или производства, а индивидуальный подход к потребителю и качество предоставляемой информации.

Чтобы извлечь выгоду из своей деятельности, СМИ в рыночных условиях должны вести свое дело, прежде всего, как прибыльный бизнес. А потому важно понять те экономические факторы, которые определяют коммерческую основу и структуру СМИ.

Выйти на рынок сетевых медиа с новым проектом довольно просто. Сетевые издания гораздо дешевле в производстве и поддержке. Организация такого издания обойдется в десятки раз дешевле печатного или электронного. Доходную часть сетевого издания могут составлять два вида средств: предоставление платной подписки и доходы от рекламы. В результате анализа возможностей каждого из источников дохода определились следующие тенденции.

Ориентироваться на доход от предоставления платной информации могут только издания, предлагающие коммерческую информацию, связанную с бизнесом и инвестициями.

Для большинства сетевых изданий основным источником достижения коммерческого успеха является продажа рекламы. Рынок Интернет-рекламы на сегодняшний день является самым быстрорастущим сегментом рынка рекламы как в России, так и в мире и в ближайшие годы будет продолжать бурный рост. Существуют большие перспективы развития российского рекламного рынка, связанные с увеличением бюджетов иностранных и местных рекламодателей с ростом уровня жизни населения страны.

Для того, чтобы российские сетевые СМИ стали прибыльными или же вышли на самоокупаемость, необходимы следующие условия: во-первых, стабильный количественный рост аудитории, во-вторых, качественное исследование читателей СМИ, чтобы рекламодатель мог ориентироваться в параметрах аудитории сайтов и их посещаемости, и, в-третьих, наличие на рынке грамотных, хорошо ориентирующихся в особенностях рынка рекламодателей и специалистов по Интернет-рекламе. Немаловажным представляется и появление новых технологий отображения рекламы, которые позволили бы вживить ее непосредственно в статью или привязать конкретные рекламные блоки к определенным текстам в зависимости от интересов читателя.

Учитывая стабильный рост аудитории сетевых изданий и расширение рынка рекламы, при грамотной информационной политике можно ожидать выхода сетевых СМИ на самоокупаемость, а в дальнейшем - и на получение прибылей. Это лишь вопрос времени.

При выделении внутренних или контролируемых факторов эффективности сетевых СМИ, целесообразнее всего структурировать коммуникацию и изучать каждый ее этап отдельно - анализировать коммуникатора, сообщение, канал и аудиторию средств массовой информации.

Характеристики коммуникатора являются серьезным фактором успешной коммуникации. Появление и развитие новых информационно-коммуникативных технологий означает изменение принципиальных основ работы всей системы СМИ. Вместо вертикальной иерархии - редактор, руководитель отдела, корреспондент, репортер - образуется принципиально новая система, центральное место в которой занимает журналист, который структурирует и представляет информацию читателю. Наличие в штате профессиональных журналистов является одним из важных факторов конкурентоспособности любого СМИ.

По сути дела, журналист, осуществляющий свою профессиональную деятельности в сети, должен одинаково хорошо владеть и журналистским мастерством и компьютерными технологиями, знать законы и особенности среды коммуникации, уметь анализировать и структурировать огромные массивы информации, а также постоянно осваивать новые технологии и методы работы в сети.

Качество сообщений также играет важную роль в достижении высокой эффективности функционирования изданий в сети. СМИ, существующие в конкурентной среде, должны, прежде всего, соответствовать следующим требованиям в представлении информации: оперативность, точность в передаче деталей, грамотность. Репутация компании как источника качественной информации, новейших знаний и экспертной информации - важнейшие факторы, которые могут обеспечить высокую популярность у читательской аудитории, а значит и высокую рентабельность.

Новые технологии распространения информации требуют пересмотреть жанровое и формальное оформление текстов для Интернет-изданий. Учитывая коммуникативные особенности среды, стиль изложения материала в сетевой журналистике изменяется. Основные особенности «сетевого текста» определяются спецификой сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

Поведение читателя сетевых СМИ существенно отличается от поведения потребителей традиционной прессы. Исследования показывают, что большинство посетителей веб-страниц отдают предпочтение беглому ознакомлению с текстом, причиной которого является гипертекстовый характер среды, а также проблемы визуального восприятия информации из Интернет-издания. Необходимо учитывать эти особенности среды при составлении текстов для сетевого издания и делать веб-страницы пригодными для беглого просмотра.

Не менее важное значение для эффективной коммуникации имеет канал передачи сообщения. Одним из факторов эффективности сетевых СМИ является использование специфических свойств Интернет-изданий. Изучая сетевые издания в системе СМИ, исследователи пришли к выводу, что оригинальными свойствами, отличающими их от традиционных каналов распространения информации, являются гипертектуальность, интерактивность и мультимедийность [2].

Гипертектуальность предполагает систему связи между отдельными документами посредством гиперссылок. Ссылки на разнообразные источники, выпол-

ненные в гипертекстовом режиме, предоставляют уникальную возможность повысить полноту и достоверность информации.

Мультимедийность означает возможность передачи сообщений в разных знаковых системах - вербальной, графической, звуковой, фото, видео. Мультимедиа в отношении Интернет-СМИ - это возможность использования текста, графики, звука и видео в одном материале. На современном этапе это свойство сетевых СМИ задействовано далеко не полностью. Этому препятствует неразвитость инфраструктуры Интернета в России и отсутствие скоростных каналов передачи данных.

Интерактивность - это многосторонний информационный обмен с потребителем. Принципиальное отличие интерактивности в Интернет-СМИ состоит в том, что здесь двухстороннее общение разворачивается в одной и той же среде, в то время как интерактивность в печатных СМИ реализуется через почту, на телевидении - через телефон. Интерактивные свойства Интернета предоставляют редакции СМИ возможность двустороннего общения со своей аудиторией.

Для эффективного осуществления информационной политики каждая редакция должна регулярно изучать свою аудиторию. Знание аудитории складывается из сведений, касающихся по крайней мере трех сфер - это социально-демографические сведения, сведения о характере и состоянии массового сознания аудитории и об информационном поведении. Тщательно изучив сайт, специалист может определить, активна ли посещающая его аудитория, пассивна, латентна или просто знает о существовании сайта.

В России аудитория традиционно рассматривается в качестве не только адресата вещания и покупателя информационного товара, но и гораздо более деятельного участника общения. Поэтому непременным атрибутом эффективности является вовлечение аудитории в творческую работу и налаживание обратной связи.

Список литературы

1. Кастельс, М. Россия и сетевое сообщество / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России. - 2000. - №1. - С. 23-51.

2. Лукина, М.М. СМИ в пространстве Интернета / М.М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 87 с.

3. Монахов, В.Н. СМИ и Интернет : проблемы правового регулирования / В.Н. Монахов. - М. : ЭКОПРИНТ, 2003. - 320 с.

Factors of Internet Mass Media Effectiveness S.G. Mashkova

Department of Public Relations, TSTU

Key words and phrases: Internet-journalism; Internet mass media; journalism in information society; net mass media; peculiarities of Internet mass media; problems of net mass media.

Abstract: Factors influencing the effectiveness of Internet mass media are identified and analyzed.

F aktoren der Effektivität der Internet-Massenmedien

Zusammenfassung: Es sind die auf das wirksame Funktionieren der Massenmedien im Internet beeinflussenden Faktoren festgestellt und analysiert.

Facteur de l’efficacité de l’Internet-media

Résumé: Sont déduits et analysés les facteurs qui influencent sur le

fonctionnement efficace des mass-média à l’Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.