Научная статья на тему 'Факторы аддиктивного поведения студентов вуза'

Факторы аддиктивного поведения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АЛКОГОЛИЗМ / АДАПТАЦИЯ / ДЕВИАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ADDICTION / ALCOHOLISM / ADAPTATION / DEVIATION / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баширова Татьяна Николаевна, Грязнов Алексей Николаевич

В статье изложены социально-психологические факторы аддиктивного поведения студентов, которые препятствуют успешному и эффективному их профессиональному становлению. Исследованием охвачено 191 студент очного и заочного обучения. Показаны социально-психологические особенности аддиктивной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the socio-psychological factors of addictive behavior of students that interfere to be successful and effective in their professional formation. The research involved 191 students. The article represents the socio-psychological characteristics of the addictive personality.

Текст научной работы на тему «Факторы аддиктивного поведения студентов вуза»

ФАКТОРЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Баширова Т.Н., Грязное А.Н.

В статье изложены социально-психологические факторы аддиктивного поведения студентов, которые препятствуют успешному и эффективному их профессиональному становлению. Исследованием охвачено 191 студент очного и заочного обучения. Показаны социально-психологические особенности аддиктивной личности.

Ключевые слова: аддикция, алкоголизм, адаптация, девиации, профессиональное становление.

Factors of addictive behavior of students in professional formation. The article describes the socio-psychological factors of addictive behavior of students that interfere to be successful and effective in their professional formation. The research involved 191 students. The article represents the socio-psychological characteristics of the addictive personality.

Key words: addiction, alcoholism, adaptation, deviation, professional formation.

Стремительный рост ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи не только разрушает физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны [2]. Пространство девиации существенно расширилось в последние два десятилетия. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни поведения студентов, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека. К очевидным химическим зависимостям (алкоголизм, наркомания) сегодня прибавился постоянно увеличивающий-

ся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как гемблинг, клаббинг, интернет, сексуальная, пищевая зависимости, шопинг и многие другие зависимости. В сферу подростковой девиации втягивается все большее количество молодых людей, целенаправленно объединяющихся для совершения преступлений [1].

Общественная значимость проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями подобного образа жизни, который выводит из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствует

процессу профессионального становления молодого человека и интеграции его в общество, неизбежно сопровождается биологической, генетической и социальной деградацией личности. Предпринимаемые государством меры и профилактические программы не обеспечивают снижения социальных патологий. Более того, сохранение негативных тенденций в социальной, экономической и духовной сферах общества позволяет делать прогнозы относительно дальнейшего роста социальных и личностных девиаций. По мнению исследователя А.М. Карпова (2004) и представителей государственных органов, курирующих соответствующую проблемную область, масштаб такого рода явлений и тенденции их развития угрожают национальной безопасности страны. Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе профессионального образования: исследования показали, что из всех опрошенных студентов 22,7% склонны к алкогольной зависимости и 12% - склонны к наркотической зависимости. Склонность к той или иной аддикции выявлена у 29,4% студентов. При этом 32,6% студентов показали повышенную склонность к получению удовольствий, что является показателем повышенного уровня склонности к употреблению психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).

Стремительное распространение зависимых форм поведения обусловлено одновременным существованием нескольких групп факторов. Каждая такая группа факторов в отдельности не является однозначно провоцирующей спектр зависимого поведения. Системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, особенности юношеского возраста сами по себе

не могут рассматриваться в качестве непосредственных причин наркотизации, игромании или алкоголизма - они создают общую негативную ситуацию, в которой проходит детство и юношество в современной России. Однако их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для роста молодежной наркомании.

Продуктивному решению данной проблемы препятствует современное состояние социально-психологического знания. Несмотря на значительный теоретический потенциал исследований проблемы девиации в рамках социологии, культурологии, права, философии, этики, мало изученным остаются вопросы, касающиеся социально-психологических причин подростковой девиации, специфики отклоняющегося поведения молодежи в условиях глобализации. Большинство современных данных о специфике психологического типа личности с девиантным поведением получено с помощью стандартизированных методик и в условиях амбулаторного или стационарного лечения, поэтому эти данные недостаточно надежны и трудно адаптируемы к специфике педагогических задач.

Одной из важнейших проблем современной социально ориентированной психологии и педагогики является их разрыв с огромным теоретическим и практическим багажом педагогической и клинической психологии, неспособность адаптировать эффективные социально-культурные практики воздействия на сознание и поведение личности, разработанные и апробированные в других областях деятельности.

Нет четкого понимания, что личность от рождения и до конца жизни социализируется, что в любой момент в жизни личности могут наступить «про-

блематезирующие обстоятельства», которые приведут к «неудачной социализации» молодого человека, в результате чего наступает деградация личности. В этот период развития личности необходимо перманентное социально-психологическое сопровождение, процесс которого направлен на переструктури-рование личности. Это призваны сделать педагогика и социальная психология. Современное психологическое и педагогическое знание не успевает интегрировать результаты современного развития гуманитарных наук, оставаясь в рамках узкометодологических парадигм. Это приводит к отрыву ведущей области человекотворческой практики от магистральных направлений развития гуманитарной мысли, ведет к распаду и утрате мировоззренческой целостности педагогики и ослаблению ее инструментария. Отсутствуют исследования, посвященные разработке и адаптации эффективных социальных технологий, способных минимизировать зону девиации подростков в условиях учебного заведения. Сегодня, на фоне острых социальных проблем и возникновения новых форм девиации, разработка профилактических технологий должна стать в центре внимания социально-психологического и социально-педагогического знания. Опыт показывает, что более эффективными являются методы предупреждения негативного девиантного поведения, способные сократить число факторов, расширяющих пространство ненормативного поведения.

В сложившейся ситуации возникает необходимость разработки целостной системы педагогической пропедевтики, способной интегрировать знания, полученные в рамках различных наук гуманитарного профиля (и прежде

всего в педагогике, психологии, социальной психологии, социологии, культурологии), востребовать актуальные социально-культурные технологии, разработанные в других областях и сферах социальной практики, комплексно решать проблемы профилактики и коррекции девиантного поведения. Наиболее актуальными и социально значимыми задачами данной области знания и практики является профилактика молодежной девиации в рамках образовательных учреждений, где студенты находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. При этом проблему ненормативного и зависимого поведения следует рассматривать комплексно - как в социальнокультурном, так и в личностном плане. В методологии педагогической пропедевтики общим для этих двух уровней является феномен культурно-образовательной среды, выступающей для учащегося, с одной стороны, важнейшим пространством социализации и самореализации личности, с другой стороны, пространством экспансии ненормативного поведения (зависимость можно рассматривать как результат «социальной инфекции», распространение которой происходит внутри специфических социальных групп). Особую роль здесь могут сыграть социально и личностноориентированные технологии, способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности.

В рамках социально-психологической пропедевтики для выработки эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимы: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения

современной молодежи в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям; исследование социально-психологических особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условиями социализации в неформальной группе; разработка методологии профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности.

Из вышеизложенного следует, что объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности психологии и педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание и поведение личности; слабая включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.

Исследованием охвачено 191 студент, (119 мужчин и 72 женщины).

Исследование проводилось в высших учебных заведениях г. Казани (Республика Татарстан), Ижевска (Республика Удмуртия), г. Бирск (Республика Башкортостан). Студенты по возрасту распределились: 19-22 года - 110 человек, 23-29 лет - 60 человек, 30-39 лет - 21 человек. Учатся в вузе 170 человек на дневной форме обучения и 21 студент заочно.

Методики исследования были использованы следующие:

1. Тест «Склонность к зависимому поведению» (автор В.Д. Менделевич) .

2. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (авторы К.К. Яхин, В.Д. Менделевич) .

3. Методика исследования мотивов употребления алкоголя (версия для подростков и молодежи) (автор Л.Купер, адаптирована Грязновым А.Н., Чеверикиной Е.А.). (Source Article: Cooper, M.L. (1994). Motivations for alcohol use among adolescents: Development and validation of a four-factor model. Psychological Assessment, 6, 117-128) .

.4. Тест «Склонность к аддикциям» (авторы Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., ШулаевА.В.).

Установлены следующие личностные особенности студентов, характеризующие их как лиц, склонных к зависимому поведению: уход от реальности как способ защиты - 18,3%; тревожность - 15%; трудно изменяемое поведение - 15%; необязательность - 22,5%; поверхностный характер общения -28,3%; стремление произвести хорошее впечатление - 20,8%; боязнь трудностей и их плохая переносимость - 15%; стремление обвинять других и поиск оправданий для себя - 18,4%; уход от ответственности - 9,9%; подчинение влиянию, отсутствие самостоятельности - 15,8%.

Выявлены показатели раннего алкоголизма: доступность спиртных напитков (наличие запасов алкоголя дома) - 26,7%; неуверенность в будущем, ощущение бесперспективности жизненного пути (социальный кризис)

- 19,8%; предстоящее употребление алкоголя улучшает настроение (алкоголь как способ получения удовольствия)

- 48,7%; похмельный синдром - 25%; провалы в памяти после употребления алкоголя - 26,7%; во время застолий алкоголь употребляется без ограничений

- 60,4%; возникает сожаление в ситуации, когда спиртное заканчивается до окончания застолья и желание продолжать употребление алкоголя - 33,3%; ухудшение самочувствия, трудоспособности в результате употребления спиртных напитков - 15,5%; проблемы межличностного общения в семье, семейная нестабильность, неудовлетворенность семейной жизнью - 26,7%; неумение выстраивать взаимоотношения с социальным окружением, конфликтность, агрессивность - 25,5%; завышенная самооценка - 40%; подверженность влиянию компаний, употребляющих спиртные напитки - 10%; социальная терпимость к употреблению алкоголя («алкоголь как социально одобряемый наркотик») - 56,7%.

Показано, что 7,7% студентов употребляют алкогольные напитки, руководствуясь мотивами получения наслаждения, удовольствия; 7,5% употребляют спиртное, чтобы успокоиться, снять стресс; 4,9% студентов употребляют спиртные напитки, чтобы не выделяться в компании, «быть своими»; 10% употребляют алкоголь, чтобы облегчить процесс общения, быть более раскрепощенными и коммуникабельными.

Установлено, что склонность к за-

висимому поведению в целом присутствует у 75% студентов (высокая -26,1%, средняя - 26,2%, низкая - 22,7%). Замечено, что 84% студентов в той или иной мере воспринимают жизнь как способ получения удовольствия. Отдых и веселое времяпрепровождение предпочитают 84,1% студентов. Анализ полученных данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена позволяет нам сделать заключение о том, что такое отношение к жизни приводит к тому, что студентам нравится выпивать и расслабляться в компаниях, причем алкоголь воспринимается как основное средство редукции. Эти респонденты не против и попробовать наркотик, так как считают, что это позволит получить новые интересные ощущения. Они не уверены в себе, в том, что могут самостоятельно принимать верные решения. Для них очень важно хорошее мнение окружающих о них, поддержка и одобрение друзей. Считая, что каждый человек от чего-то зависим, важным для них становится удовлетворение всех своих желаний, а не стремление к достижению важных жизненных целей, так как на этом пути им видится много препятствий и жизненных трудностей, которые мешают получать удовольствие от жизни.

Выявлен уровень тревожности (34,4% - высокий, 29,7% - средний), боязнь трудностей и плохая переносимость их (высокий уровень - 30,3%, средний - 25,4%). Это влечет за собой неуверенность в завтрашнем дне, неуверенность в собственных силах. Считая, что им часто не везет в жизни, молодые люди стремятся снимать стрессы наиболее легкими и приятными способами, и уверены в том, что глупо показывать свою силу воли и отказываться от различных радостей

жизни. Они скорее согласятся с мнением большинства значимого окружения, чем будут искать собственные выходы из сложных ситуаций, принимать самостоятельные, ответственные решения.

Студенты, склонные к зависимости, стремятся обвинять в своих неудачах окружающих, искать оправдания своим поступкам (высокий уровень

- 26,7%, средний - 30,8%); желание уйти от ответственности за свое поведение (высокий уровень - 25,8%, средний - 26,3%) приводит к тому, что студенческая молодежь ищет развлечений и наиболее легких и приятных для них способов провести свободное время. Относясь к обыденной жизни как к скучной и неинтересной, а подчас и слишком трудной, они ищут различные способы облегчить свое существование, сделать его более ярким и насыщенным приятными и иногда острыми ощущениями. Алкоголь и наркотические вещества воспринимаются как наиболее естественный и легкий способ изменить психическое состояние, уйти от проблем, расслабиться, получить новые ощущения. Причем молодые люди не испытывают особого страха перед психоактивными веществами. Так, например, 29,4% студентов считают, что слабоалкогольные напитки не могут нанести особый вред здоровью.

В связи с вышеизложенным исходным для концепции в контексте социальной психологии выступает постулат Айзенка о том, что «...гены дают предрасположенность к чему-либо, именно окружающая среда формирует окончательный результат» (Бузепк, Наш1ш^еп, 1989)

В социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно - всю человеческую жизнь. Ответ

на вопрос о характере социализации взрослого остается на сегодня весьма сложным и мало изученным, особенно это касается студенчества. Решение его требует разработки многих разных проблем, связанных с изучением особенностей личности в профессиональном становлении.

По мнению Л.А.Петровской (1999), большую роль в социализации играют стимулы, например, изменение ситуации развития в связи с переменами в обществе или в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, «поведенческого репертуара», изменение жизненной позиции в целом. «Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как учеба в вузе, вступление в брак, рождение ребенка, развод, болезнь собственная или близких и другие проблемати-зирующие жизнь обстоятельства».

В соответствии с вышеизложенным следует, что учеба в вузе является (по Л.А. Петровской) «проблематизи-рующим жизнь обстоятельством», в котором происходят психологические и личностные изменения студента. Если не направить его на позитивный стиль профессионального становления, то возникает большая вероятность развития у него склонности к аддикциям.

Идея соотношения номотетичес-кого и идеографического подходов в исследовании социального поведения аддиктивной личности, выдвинутая А.Н. Грязновым, позволяет наиболее глубоко исследовать уровни склонности к зависимому поведению [3].

Теоретическим основанием этой идеи являются имплицитные теории личности. Дж. Келли пишет, что «человек, действуя в мире, является пленни-

ком своих интерпретаций этого мира: человеку часто важен не столько сам объективный факт, сколько значение, ему придаваемое». Человек конструирует, творит мир, являясь не пассивным, а активным субъектом. В процессе жизни человек вырабатывает целую систему своих «конструктов».

С их помощью человек сравнивает между собой явления и процессы объективного мира. За каждым единичным актом оценки - сознательной или неосознаваемой - у каждого человека скрывается собственная имплицитная теория причин и следствий реальных событий, в рамках которых он выносит суждения. Исходя из данного положения, у каждого человека имеются имплицитные представления о различных сферах жизни, о взаимоотношениях, объектах и т.д.

Следовательно, можно говорить о том, что если человек склонен к употреблению психоактивных веществ (легальных или нелегальных), то данный человек имеет свой «личностный конструкт», касающийся аддиктивного поведения.

Сущность методологического подхода заключается в преобразовании биологических потребностей в склонности к употреблению психоактивных веществ на личностно социально

значимые, наполнение их социальным содержанием. Минимизация и нейтрализация патологических личностных статусов, личностных конструктов и активизация функционирования нормативных.

Вывод: вышеизложенное демонстрирует необходимость разработки новой модели комплексного перманентного социально-психологического воздействия на аддиктивную личность, которая бы позволила снизить уровень аддикций у студентов, тем самым повысить эффективность и качество профессионального становления личности.

Литература:

1. Грязнов А.Н., Грязнов И.М., Гилем-ханова, Э.Н., Клаббинг как новая форма зависимости в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №1

- С. 117 - 123 - 1000 экз.

2. Грязнов А.Н., Тухватуллина Д.Р., Че-верикина Е.А. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов. // Казанский педагогический журнал, - 2009. - №3, - 6 с.

3. Грязнов А.Н., Асылова З.Р. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией. // Казанский педагогический журнал, - 2009.

- №7-8, - 7 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.