Научная статья на тему 'Факторный анализ конкурентоспособности управления промышленным предприятием'

Факторный анализ конкурентоспособности управления промышленным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1311
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / FACTOR ANALYSIS / COMPETITIVENESS / PLANT / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Е. М.

В статье исследуется проблема конкурентоспособности управления предприятием. Конкурентоспособность управления выступает ключевым фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. В публикации проводится анализ факторов конкурентоспособности управления промышленным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF PLANT COMPETITIVENESS

The problem of plant competitiveness is analyzed in the article. Competitiveness of management is a key factor that influences plant competitiveness in general. The article looks at the factors of management of plant competitiveness.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ конкурентоспособности управления промышленным предприятием»

♦

раслевой системы менеджмента качества НИР еще не выработан.

В настоящее время Газпром реализует более 800 различных научно-исследовательских проектов, направленных на увеличение мощностей по добыче газа и расширение газотранспортной системы. Оценка научной и научно-технической результативности НИР производится с помощью системы взвешенных балльных оценок. Для фундаментальных НИР рассчитывается только коэффициент научной результативности (табл. 1), а для поисковых работ - и коэффициент научно-технической результативности (табл. 2).

Оценки коэффициентов могут быть установлены только на основе опыта и знаний научных работников, которые используются как эксперты. Оценка научно-технической результативности прикладных НИР производится посредством сопоставления достигнутых в результате выполнения НИР технических параметров с базовыми (которые можно было реализовать до выполнения НИР). В этом случае коэффициент научно-технической результативности определяется по формуле:

КТр =ЦкВЛІкПі, і=1

где к - число оцениваемых параметров; КВЛІ - коэффициент влияния і-го параметра на научно-техническую результативность; КПІ - коэффициент относительного повышения і-го параметра по сравнению с базовым значением.

Результатом НИР является достижение научного, научно-технического, экономического и социального эффектов. Научный эффект характеризуется получением новых научных знаний и отражает прирост информации, предназначенной для «внутринаучного» потребления. Научно-технический эффект характеризует возможность использования результатов выполняемых исследований в других НИР и ОКР и обеспечивает получение информации, необходимой для создания новой продукции. Экономический эффект характеризует коммерческий эффект полученный при использовании результатов прикладных НИР Социальный эффект проявляется в улучшении условий труда, повышении экономических характеристик, развитии культуры, здравоохранения, науки, образования.

УДК 338.24

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В условиях современной российской экономики остро стоит проблема укрепления конкурентных позиций предприятий, повышения требований к менеджменту предприятия.

Предприятие можно считать успешным только в том случае, если ему удается достичь поставленных целей, среди которых принято выделять увеличение объема продаж, размера прибыли, устойчивый рост прибыли, высокое качество продукции, которые, в свою очередь, помогают предприятию быть конкурентоспособным на рынке. Только благодаря конкурентоспособной системе управления предприятие может достигнуть поставленных перед ним целей и тем самым добиться успеха в бизнесе.

Конкурентоспособность предприятия определяется множеством факторов и важнейшим из них выступает конкурентоспособность управления. По мнению автора, конкурентоспособное управление - это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие), способный выдерживать конкуренцию с аналогичным управлением на других предприятиях в рамках данного рынка. Этот процесс направлен на достижение целей предприятия. Конкурентоспособность предприятия представляет собой взаимозависимость способности предприятия своевременно предложить товар, в наибольшей степени удовлетворяющий потребностям покупателей, по сравнению с предприятиями конкурентами, и высокого уровня эффективности управления.

Если рассматривать конкурентоспособность управления на уровне отрасли и предприятия в целом, то, на наш взгляд, можно выделить четыре основные группы факторов, определяющих конкурентоспособность управления предприятием. По мнению автора, к первой (ключевой) группе факторов необходимо отнести качество управления и затраты на управление. Для современного рынка характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно кон-

Е.М. Завьялова,

аспирантка кафедры экономики инвестиций и менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2009. № 2(26)

куренции на основе качества, поэтому одним из главных факторов обеспечения и повышения конкурентоспособности становится не только качество продукции и услуг но и качество управления. В последнее время все большую популярность приобретает лозунг «От управления качеством - к качеству управления». Он имеет глубокий смысл и свидетельствует об очередной смене управленческих парадигм. Необходимо отметить, что качество управления на сегодняшний момент - это фактор, свидетельствующий о системной организации предприятия, обеспечивающий рыночный успех, конкурентоспособность данного предприятия и в конечном итоге влияющий на его экономическое «здоровье».

Сегодня качество управления изучается с разнообразных позиций и в различных аспектах, но наиболее содержателен из всех аспектов - экономический. В ракурсе данного аспекта качество управления рассматривается как способность предприятия успешно вести бизнес. Эффективность управления определяется выбором целей деятельности и обоснованием данных целей, способами и методами воздействия на процессы производства, а также выбором оптимальных действий по удержанию конкурентных позиций.

Таким образом, конкурентоспособность управления представляет собой совокупность свойств, которые помогают определить возможность создания условий для эффективного функционирования предприятия, а также обеспечения конкурентоспособности предприятия благодаря выбору средств воздействия на факторы как внутренней, так и внешней среды.

Качество управления необходимо рассматривать и оценивать по уровням, эти уровни будут характеризовать качество самой управленческой деятельности, т.е. качество управления можно рассматривать как совокупность составляющих:

- качество системы управления на данном предприятии;

- качество управления подразделениями на предприятии;

- качество управления ресурсами предприятия;

- качество труда исполнителей;

- ситуационные факторы управления качеством.

Что касается затрат на управление, то они относятся к косвенным по способу отнесения на себестоимость продукции, т.е. к тем расходам, которые не имеют прямой связи с конкретными видами выпускаемой продукции на предприятии. Становится очевидным, что чем выше уровень затрат, выделяемых на управление предприятием, тем выше уровень конкурентоспособности управления данного предприятия и тем конкурентоспособнее оно на рынке.

Необходимо отметить, что конкурентоспособность самого предприятия обеспечивается в первую очередь эффективной системой управления, которая в конечном итоге влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, прибыль и результаты деятельности компании. Но, с другой стороны, чем выше показатели деятельности предприятия в предыдущем периоде, тем эффективнее должна быть система управления. Следовательно, по мнению автора, ко второй группе фак-

торов необходимо отнести составляющие потенциала предприятия, который представляет собой совокупность всех ресурсов предприятия, обеспечивающих возможность получения максимального экономического эффекта в заданный момент времени, а именно: конкурентоспособность продукции, прибыль и результаты деятельности организации.

Также к данной группе необходимо отнести инновационный потенциал предприятия, который показывает способность предприятия производить продукцию в требуемом количестве в кратчайшие сроки. Сюда относятся научно-технические, технологические, финансовые, инфраструктурные и иные возможности, обеспечивающие получение инноваций.

На наш взгляд, к третьей группе факторов следует причислить коммуникационные аспекты в деятельности предприятия. Конкурентоспособность управления и всего предприятия в целом во многом зависит от конструктивности взаимодействия с внешней средой, а та, в свою очередь, наполнена контактными аудиториями, которые по-своему взаимодействуют с предприятием, тем самым способствуя достижению целей предприятия либо препятствуя их приближению. К контактным аудиториям относятся [1, с. 427]:

- финансовые круги: банки, инвестиционные организации, брокерские фирмы, биржи, акционеры и т.д.;

- средства массовой коммуникации: газеты, журналы, телецентры, радиостанции и т.д.;

- государственные учреждения: органы власти, налоговые инспекции, суды и т.д.;

- гражданские группы действий: защитники окружающей среды, ассоциации потребителей, общественные движения и тд.;

- местные контактные аудитории: окрестные жители, общинные организации и т.д.;

- широкая общественность;

- внутренние контактные аудитории: собственные работники, занятые в организации.

Руководство предприятия должно «отстраивать» систему коммуникаций, т.е. осуществлять целенаправленные действия на объект. Эта целенаправленная деятельность заключается в использовании методов, технологий, приемов и процедур, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между контактными аудиториями различного уровня и предприятием в целом.

Структура предприятия (организационная, производственная), механизм разработки и принятия управленческих решений, а также кадровый потенциал предприятия составляют четвертую группу факторов, влияющих на конкурентоспособность управления предприятием, причем составляющие данной группы должны удовлетворять на практике трем основным группам факторов.

На предприятии принято выделять две подсистемы - управляемую (операционную, или производственную) и управляющую, т.е., другими словами, субъект и объект управления. Структуру объекта управления называют организационной структурой производства или производственной структурой, а структуру субъекта управления - организационной структурой аппарата управления. Конкурентный потенциал организаци-

онной системы предприятия в целом, зависит от структуры, так как она является неотъемлемой подсистемой организации. Важным элементом экономического потенциала является организация конкурентоспособной системы управления - способы и умение определять цели, принимать решения, формировать программы, распределять функции и координировать деятельность организаций и людей в выполнении их задач и функций, формировать механизмы управления, рационализировать структуры организаций и обеспечивать эффективность их деятельности. Налаживание действенной системы управления необходимо как в отношении отдельных предприятий или их групп, так и в отношении экономики в целом. Структура предприятия играет важную роль в адаптации предприятия к внешней среде, те. в его способности выживать в конкурентных условиях, поэтому структура предприятия должна быть оптимальной по отношению к самому предприятию, к внешней среде и иметь способность изменяться в сложившихся условиях.

Конкурентоспособность системы управления зависит от менеджеров, задачей которых при построении предприятия является выбор структуры и управления предприятием, которые бы отвечали всем поставленным целям и задачам предприятия, а также воздействующим на него факторам. Конкурентоспособная структура предприятия позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой, распределять и направлять действия своих сотрудников на достижение целей предприятия, удовлетворять потребности клиентов и обладать конкурентоспособной системой управления.

Организационная структура влияет на возможность успешной деятельности предприятия, она закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда, расстановку и взаимосвязь персонала. Из этого следует что эффективно построенная организационная структура оказывает существенное влияние на конкурентоспособность управления.

В свою очередь, производственная структура предприятия является частью организационной структуры. Производственная структура обеспечивает построение производственной подсистемы предприятия. Важные показатели, характеризующие производственную структуру предприятия, - это число цехов, участков, а внутри них - рабочих мест и других подразделений, и их удельное значение в производстве.

Необходимо отметить, что не менее важной по сравнению с организационной и производственной структурами является структура управления предприятием. Структура управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов или уровней управления предприятием. Она соответствует целям предприятия и обеспечивает их эффективное достижение. Структура управления дает представление о подразделениях предприятия и службах, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали) должностных лиц.

На конкурентоспособность управления, по нашему мнению, оказывает влияние не только эффективность

разработки структуры предприятия, но также механизм разработки и принятия управленческих решений.

Управленческое решение также можно рассматривать как суждение - выбор оптимального варианта из имеющихся альтернатив. В основе суждения лежит выбор между правильным и неправильным. В лучшем случае управленческое решение представляет собой выбор между «почти правильным» и «вероятно неправильным», но еще чаще управленческое решение представляет собой выбор между двумя направлениями действий, верность которых нельзя доказать. Необходимыми составляющими конкурентоспособных управленческих решений являются проведение грамотного анализа сложившейся проблемной ситуации, правильная постановка цели и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта.

Таким образом, конкурентоспособность управления предприятием зависит от разработки структуры предприятия в целом, а также от механизма разработки и принятия управленческих решений. Принятие решений выступает важной частью любой управленческой деятельности. Решение необходимо рассматривать как продукт управленческого труда, а принятие управленческого решения - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Чем эффективнее управленческое решение, тем выше конкурентоспособность системы управления предприятием. Итак, необходимо отметить, что все группы факторов определяют конкурентоспособность управления, но качество управления и затраты являются ключевой группой факторов, непосредственно влияющих на конкурентоспособность управления в целом.

Качество управления выступает как выбор целей деятельности, способов и методов воздействия на производство, а также напрямую помогает предприятию удерживать конкурентные позиции на рынке. На конкурентоспособность управления также оказывает влияние уровень конкурентоспособности продукции и, как следствие, уровень качества продукции предприятия. Одной из основных целей работы аппарата управления является управление качеством продукции.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют собой факторы на уровне отрасли и предприятия в целом, одним из главных среди них является фактор принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений выступает как одно из ключевых действий по управлению предприятием. Его необходимо рассматривать как процесс, ведущий к решению поставленных перед предприятием задач. Важным фактором повышения конкурентоспособности управления, на который нам хочется обратить внимание, являются коммуникационные аспекты в деятельности предприятия, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между различными аудиториями и предприятием в целом.

1. Основы теории управления: учеб. пособие / под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.