Поклонская В.Д.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии
Пятигорский государственный лингвистический университет
ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕГРАЛЬНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Аннотация
Данная статья раскрывает особенность факторных структур интегральной индивидуальности старших дошкольников с родительским отношением «Кооперация» и «Авторитарная гиперсоциализация».
Эмпирическое исследование осуществлено в рамках системного подхода В.С Мерлина, В.В. Белоуса. Использование полученных результатов позволяет оптимизировать процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей на этапе подготовки старших дошкольников к обучению в школе.
Ключевые слова: интегральная индивидуальность; родители, старшие дошкольники; личностная готовность к школьному обучению.
Keywords integral individuality; parents, older preschoolers; personal readiness for school.
В психологической науке рассматриваются многогранные подходы к изучению личности (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.С. Мерлин, В.М. Русалова, Э.А. Голубева, Т.Ф. Базылевич). «Независимо от того, кто какой предлагал
системообразующий или интегрирующий конструкт, будь-то интегральная индивидуальность, комплексная индивидуальность или субъектно-
деятельностная индивидуальность - все признавали человека активным субъектом психической деятельности, хотя и приходили к этому умозаключению по-разному» [1,9 ].
Современные положения о сущности, структуре, функциях детскородительских отношений в трудах А.Я. Варга, Р.В. Овчаровой, В. Сатир,
A. С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемилера обозначают актуальность их изучения.
Цель нашей работы - системное исследование влияния родительского отношения на психологическую готовность к школе старших дошкольников. В эксперименте приняли участие родители старших дошкольников и старшие дошкольники МБДОУ № 28 Колосок г. Ессентуки Ставропольского края.
В работе с родителями использовались следующие психодиагностические методы: опросник родительского отношения (А.Я. Варга,
B. В. Столин); опросник структуры темперамента (В.М. Русалов); методика изучения уровня субъективного контроля (А.М.Эткинд), методика диагностики конфликтного поведения (Томас). Психодиагностические методы в работе с детьми включали изучение вторичных свойств индивида (диагностику уровня развития внимания, зрительной опосредованной памяти, наглядно-образного мышления); диагностику личностного и социальнопсихологического уровней.
На основе методики «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) были определены исследуемые группы родителей. В 1-й группе в большей степени выражен тип взаимодействия «Кооперация» (65%), а во 2-й группе у подавляющего большинства респондентов ярко выражен тип взаимодействия «Авторитарная гиперсоциализация» (85%).
Рассмотрим результаты факторного анализа структур интегральной индивидуальности старших дошкольников, родители которых проявляют отношение «Кооперация». Согласно полученным данным, в факторной структуре дошкольников с родительским отношением «Кооперация» выделено три полных фактора. В первом факторе выделяется роль вторичных свойств индивида (6,2) и свойств личности (6.2).
Фактор 2 возможно назвать социально-психологическим, так как по критерию значимых факторных весов он доминирует (6.2) над уровнем вторичных свойств индивида (2.07) и личностным уровнем (2.07). Фактор 3 демонстрирует уравновешенность уровня вторичных свойств индивида (4.15) и личностного уровня (4.15) при доминировании метаиндивидуальности (6.2).
Итак, в факторной структуре интегральной индивидуальности старших дошкольников, родители которых проявляют отношение «Кооперация», уровень вторичных свойств индивида (6.2) и свойств личности (6.2) особо выделяются в первом факторе, метаиндивидуальность - во втором и третьем факторах. Рассматривая общий факторный вес всех трех исследуемых уровней, следует отметить уравновешенность значимых факторных весов на уровне вторичных свойств индивида (4.15) и личностном уровне (4.15). Выявленная особенность позволяет сделать вывод о влиянии и взаимосвязи уровня вторичных свойств и личностного уровня в развитии факторной структуры старших дошкольников. В целом, роль вторичных своств
индивида (4.15) и высших уровней (4.49) обеспечивают гармонизацию факторной структуры старших дошкольников данной группы.
Согласно полученным данным, особое значение в факторной структуре старших дошкольников данной группы принадлежит следующим разноуровневым свойствам интегральной индивидуальности: развитию
зрительной опосредованной памяти и сформированности нагляднообразного мышления, на личностном уровне - мотивационной готовности и развитию эмоционального компонента самооценки; на социально -психологическом уровне - количеству отрицательных выборов, взаимным выборам, осознанности выбора.
В группе старших дошкольников с родительским отношением «Кооперация» выявлено 7 облических и 4 ортогональных зависимостей. Облические зависимости распределись следующим образом: на уровне
вторичных свойств индивида -2, на личностном -2, на социальнопсихологическом -3. Возможно сказать, что такое распределение облических зависимостей следует рассматривать как аргумент в пользу гармонического развития интегральной индивидуальности старших дошкольников данной группы.
В факторной структуре интегральной индивидуальности старших дошкольников, родители которых проявляют отношение «Авторитарная гиперсоциализация» выделено три фактора, два из которых являются полными. Фактор 1 -полный, по критерию значимых факторных весов в нем доминирует уровень вторичных свойств индивида (8.3) над личностным (4.15) и социально -психологическим уровнями (6.2). Фактор 2- частичный, в нем выделяется роль вторичных свойств индивида (2.07) и метаиндивидуальности (2.07). В факторе 3 наблюдается влияние личностного (4.15) и социально -психологического (4.15) уровней над уровнем вторичных свойств индивида (2.07). Согласно полученным данным, выделяется общий факторный вес высших уровней (3.1) .
Итак, в факторной структуре старших дошкольников, родители которых демонстрируют отношение «Авторитарная гиперсоциализация», видим преобладание значимых факторных весов на уровне вторичных свойств индивида (4.15) по сравнению с факторными весами высших уровней (3.11). Ведущую роль в организации факторной структуры старших дошкольников данной группы играют следующие разноуровневые свойства интегральной индивидуальности: на уровне вторичных свойств индивида -внимание, развитие зрительной опосредованной памяти; на социальнопсихологическом уровне - количество положительных выборов, осознанность выбора. В группе старших дошкольников с родительским отношением «Авторитарная гиперсоциализация», выявлено 5 облических и 6 ортогональных зависимостей. Следовательно, только 5 из 12 исследуемых свойств принимают участие в организации факторной структуры старших
дошкольников, при этом разноуровневые свойства личностного уровня не проявляют особой активности. Данный факт следует рассматривать как некоторое нарушение динамического равновесия системы в процессе подготовки к ответственному периоду в жизни старших дошкольников -поступлению в школу.
Таким образом, родительское отношение «Кооперация» и
«Авторитарная гиперсоциализация» оказывает влияние на факторные структуры старших дошкольников следующим образом. Факторная структура старших дошкольников родителей группы «Кооперация» определяется ролью вторичных свойств индивида и личностного уровня с преобладанием социально-психологического уровня.
В факторная структуре старших дошкольников родителей группы «Авторитарная гиперсоциализация» разноуровневые свойства личностного уровня, в частности, мотивационная готовность, не проявляют своей активности. В структуре интегральной индивидуальности старших дошкольников данной группы ортогональные зависимости преобладают над облическими. С учетом данных результатов разработана программа психологогического сопровождения старших дошкольников и родителей с отношением «Авторитарная гиперсоциализация».
Литература
1. Белоус В.В., Боязитова И.В. Детерминанты развития интегральной индивидуальности, Москва-Пятигорск, 2008.
2. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /В.С.Мерлин. - М.: Педагогика, 1986.
3. Мищенко, Л.В.; Боязитова, И.В.; Сенькова, М.П.; Багреева,
К.С. Психология системного пологендерного познания индивидуальности детей дошкольного возраста / Л.В. Мищенко, И.В. Боязитова, М.П. Сенькова, К.С. Багреева. Монография. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2013.