Научная статья на тему 'Фактор выгорания сестринского персонала в условиях рисков'

Фактор выгорания сестринского персонала в условиях рисков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СРЕДНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Девличарова Р. Ю., Засыпкина Е. В.

В последние годы внимание общественности обращено на различные проблемы медицинской профессии. И в настоящее время достаточно много уделяется внимания изучению различных профессиональных вредностей, в том числе и в деятельности среднего медицинского персонала. Это касается, прежде всего, опасностей, психоэмоциональной, психофизиологической, биологической, химической, преформированной природы: от переутомления, до опасности заражения, влияния ядов и вредных излучений – все эти факторы можно отнести к различного рода профессиональных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор выгорания сестринского персонала в условиях рисков»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 4

Ю: 2015-04-2164^-4997 Авторское мнение

Девличарова Р.Ю., Засыпкина Е.В.

Фактор выгорания сестринского персонала в условиях рисков

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: д.с.н. Андриянова Е.А.

Резюме

В последние годы внимание общественности обращено на различные проблемы медицинской профессии. И в настоящее время достаточно много уделяется внимания изучению различных профессиональных вредностей, в том числе и в деятельности среднего медицинского персонала. Это касается, прежде всего, опасностей, психоэмоциональной, психофизиологической, биологической, химической, преформированной природы: от переутомления, до опасности заражения, влияния ядов и вредных излучений - все эти факторы можно отнести к различного рода профессиональных рисков.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, средние медицинские работники, професиональный стресс

Профессиональные риски это угроза безопасности специалиста. Вредности эмоциональные или стрессогенные факторы, вероятно, ввиду «очевидности» не предусмотрены к изучению на основных медицинских факультетах. Однако именно стрессогенные факторы, особенно профессиональные, то есть возникающие и действующие преимущественно при исполнении основных обязанностей медицинского работника, способны приводить к развитию самых различных расстройств - от невротических до психосоматических. Последние могут осложняться различными «соматическими катастрофами» (инсульты, инфаркты и т.д.). Видимо иллюзия простоты и очевидности до сих пор является одним из препятствий к поиску эффективных средств и стратегий профилактики и коррекции профессиональных стрессовых расстройств медицинских работников современного здравоохранения.

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это является одним из источников профессионального стресса и основой возникновения профессиональных личностных деформаций - таких как синдром эмоционального выгорания специалиста (далее СЭВ).

Это словосочетание существует в медицинском лексиконе уже более четверти века. Его стали использовать поначалу в Великобритании для описания деморализации, разочарования, специфической усталости у работников психиатрических учреждений, однако скоро был сделан вывод, что выгорание присуще не только психиатрам.

Проблема эмоционального выгорания, в контексте исследований медико-социального профиля отражена в работах представителей как зарубежной, так и отечественной науки: М. Буриш, М. Кинга, С. Е. Хобфола, Дж. Фриди, С.Т. Миера, Д. Х. Малана, К. Маслач, С.Е. Джексона, Л.Т. Баранской, В.Л. Вартапетян, А.С. Ситниковой, Г. Березовской, В.Ю. Слабинского, С.А. Подсадного, П.И. Сидорова, О.П. Кошкиной, Е.Е. Таткиной и многих других.

В последние годы в результаты теоретического и практического изучения данной проблемы были разработаны критерии диагностики эмоционального выгорания, изучена структура, симптомы и механизмы развития данного расстройства. Но отмечается противоречивость взглядов авторов на динамику возникновения, особенности влияния выгорания на компоненты личностной структуры.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнения работы. СЭВ является скрытой проблемой, так как, развиваясь практически незаметно, может приводить к серьезным социальным (снижение качества работы, уход из профессии, рост профессиональных ошибок и др.) и медицинским последствиям (развитие депрессии, зависимостей от психоактивных веществ, суицида и др.) [7].

СЭВ - это приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные последствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Иногда СЭВ обозначается понятием «профессиональное выгорание» или «профессиональный стресс», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов [2].

Профессиональный стресс - сложный психофизиологический феномен, часто встречающийся у специалистов, работа которых, так или иначе, связанна с непрерывным прямым контактом с людьми и оказанием им психологической поддержки. Профессиональное выгорание, трактуясь как долговременная стрессовая ситуация, является предпосылкой развития личностной деформации, оказывающей влияние на эмоциональную, когнитивную сферу психики, а также коммуникацию личности в процессе межличностного взаимодействия.

М. Буриш, обозначает «выгорание» как «симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса» [1].

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2015. Volume 5. Issue 4

В работах авторов С. М. Кадыровой и А.В. Степанова следует, что перечень качеств, которыми, по мнению большинства людей, должны обладать медицинские работники, выглядит примерно так: доброта, человеколюбие, сочувствие, готовность к самопожертвованию, гуманность и альтруизм, и многие другие качества. Однако через некоторое время после начала своей практической деятельности молодые врачи, и медицинские сестры утрачивают эти качества [2].

Всемирная организация здравоохранения называет профессиональный стресс болезнью XXI в., так как встречается в любой профессии, достигая размеров "глобальной эпидемии". В ходе исследования, проведенного Европейской организацией улучшения условий жизни и труда, обнаружено, что каждый четвертый медицинский работник испытывает стресс на работе, каждый пятый -утомление, а каждый восьмой страдает головными болями [3].

Исследование, проведенное в Великобритании и имевшее своей целью изучение состояния различных профессиональных групп, показало, что медики не могут быть отнесены к благополучным профессиям. Распространенность суицидов, наркомании, алкоголизма, склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушения в психологической сфере, число разводов, неблагополучных браков - по этим жизненным показателям медики вышли на одно из самых первых мест среди других профессиональных групп. Анализируя полученные результаты, исследователи, пришли к выводу, что причины этих негативных явлений в среде медицинских работников следует искать в самой деятельности, которая создает ситуацию эмоционального стресса. Если человек постоянно находится в условиях подобного стресса, а компенсаторные механизмы не справляются с ним, то постепенно у специалиста развивается синдром эмоционального выгорания.

Д. Дирендонк, В. Шауфели, Х. Сиксма провели исследования среди голландских медицинских сестёр и выявили, что в качестве специфических детерминант эмоционального выгорания выступает чувство несправедливости, социальной незащищённости, большая зависимость, как от пациентов, так и от руководства. Согласно их подходу синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из «эмоционального истощения» и «деперсонализации». Первый компонент «аффективный», относится к сфере жалоб на своё здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент - деперсонализация проявляется в изменение отношения либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочный».

А. Чиром считает эмоциональное выгорание комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главный фактор эмоционального выгорания - это эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья [5].

Следовательно, можно выделить следующие уровни в оценки масштаба воздействия СЭВ на личность медицинского работника: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, и деятельностный аспекты. Это и «процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения и физического утомления и переутомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от выполняемой работы». При этом основной причиной развития синдрома эмоционального выгорания является психологическое переутомление. Спровоцировать развитие синдрома могут следующие личностные качества специалиста: тревожность, высокий самоконтроль и высокий уровень притязаний, депрессия, ригидность и блокирование в себе негативных переживаний [8].

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

- физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; нарушения сна; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение; повышение артериального давления; воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы) и др.;

- эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности, агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

- поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

- интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

- социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [4].

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психических, соматических и социальных сферах жизни среднего медицинского персонала.

Зарубежные исследователи, изучая сущность и природу синдрома выгорания, вводят различные модели. А.М. Pines, E. Aronson в рамках однофакторной модели в структуре выгорания основополагающим компонентом вводит - истощение. В двухфакторной модели D. Dierendonck, W. Schaufeli, H. Sixma выгорание характеризуется возрастающим эмоциональным истощением и

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2015

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2015. Том 5. № 4

деперсонализацией. C. Maslach, S.E. Jackson акцентируют внимание на трехкомпонентной модели и таких компонентах синдрома, как редукция личностных достижений, эмоциональное истощение и деперсонализации [6].

К факторам, способствующим развитию СЭВ в помогающих профессиях, помимо трех основных: личностные, ролевые и организационные так же относят дополнительные, такие как неудовлетворенность, материальным вознаграждением труда, низкий статус в профессиональной группе, снижение смысложизненных представлений и др.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Профилактические мероприятия необходимо строить на трех уровнях:

- организационный уровень, при появлении и развитии признаков СЭВ у сотрудника необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда;

- межличностный уровень, необходимо оценить характер складывающихся взаимоотношений в коллективе и оказывать всяческое содействие с целью улучшения отношений в коллективе;

- индивидуальный уровень, рассмотреть индивидуально личностные реакции и заболеваемость сотрудника, оказать возможное содействие.

Литература

1. Захаров С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? URL: http://forums.rusmedserv.com (дата обращения 27.11.2013)

2. Кадырова С.М. Степанов А.В. Опыт исследования и профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер // Главная медицинская сестра. - 2004. - №2. - С. 97-101.

3. Кондратенко О.А., Лапик С.В. Возникновение, развитие и профилактика профессионального стресса у медицинских сестер г. Тюмени // Главная медицинская сестра. - 2007. - №9. - С.102-110.

4. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Конспект врача // Медицинская газета. - №43. - 8 июня 2005.

5. Старченкова Е.С. Психологические факторы профессионального «выгорания» (на примере деятельности торгового агента): Автореф. дисс ....канд. психол. наук. - СПб., 2002. - 20 с.

6. Трущенко М. Н. К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Уфа. - 2012. - С. 1-8.

7. Хетагурова А.К., Касимовская Н.А. Медико-организационные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер в ЛПУ стационарного типа // Сестринское дело. - №3. 2008. С. 17-20.

8. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестник ТПГУ 2009 № 11 URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-meditsinskih-rabotnikov-kak-obekt-psiholoqicheskoqo-issledovaniva (дата обращения: 21.01.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.