Научная статья на тему 'Фактор информационно-коммуникационной компетенции и связанные с ним проблемы смешанного обучения'

Фактор информационно-коммуникационной компетенции и связанные с ним проблемы смешанного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LMS / MOODLE / E-UNIVERSITY / COURSELAB / BLENDED LEARNING / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азиатцева Татьяна Валерьевна, Кудинов Виталий Алексеевич

В данной статье рассматривается информационно-коммуникационная компетенция как важный компонент смешанного обучения. Авторы анализируют ряд LMS в контексте трудностей, возникающих при их использовании как у преподавателя, так и у студентов. Выделив три основные группы проблем, связанных с ИКТ-компетенцией при применении смешанного обучения, авторы приводят некоторые варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азиатцева Татьяна Валерьевна, Кудинов Виталий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor of info-communication competence and related problems of blended learning

The info communication competence as a key component of blended learning is considered. The authorsanalyzed a number of LMS in the context of the difficulties that students and teachers find when using them.Having picked out three main groups of problems connected with ICT-competence when using the technologyof blended learning, the authors give a number of possible solutions.

Текст научной работы на тему «Фактор информационно-коммуникационной компетенции и связанные с ним проблемы смешанного обучения»

I ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПРОБЛЕМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Азиатцева Татьяна Валерьевна, Курск

Кудинов Виталий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, Курск

В данной статье рассматривается информационно-коммуникационная компетенция как важный компонент смешанного обучения. Авторы анализируют ряд LMS в контексте трудностей, возникающих при их использовании как у преподавателя, так и у студентов. Выделив три основные группы проблем, связанных с ИКТ-компетенцией при применении смешанного обучения, авторы приводят некоторые варианты их решения.

Ключевые слова: смешанное обучение, ИКТ-компетентность, LMS, Moodle, e-University, CourseLab.

FACTOR OF INFO-COMMUNICATION COMPETENCE I AND RELATED PROBLEMS OF BLENDED LEARNING I

Aziattseva Tatiana, Kursk

Kudinov Vitaliy, Doctor of Education, Professor, Kursk

The info communication competence as a key component of blended learning is considered. The authors analyzed a number of LMS in the context of the difficulties that students and teachers find when using them. Having picked out three main groups of problems connected with ICT-competence when using the technology of blended learning, the authors give a number of possible solutions.

Keywords: blended learning, ICT-competence, LMS, Moodle, e-University, CourseLab.

В ряду современных педагогических технологий, таких, как проблемное обучение, метод кейсов, дистанционное обучение, особняком стоит технология blended learning, или смешанного обучения. Смешанное обучение представляет собой новую педагогическую технологию, позволяющую гармонично сочетать преимущества двух принципиально разных режимов обучения - дистанционного и очного. Однако, помимо очевидных плюсов, применение данной педагогической технологии связано с некоторыми проблемами.

Ряд психолого-педагогических проблем, возникающих при применении смешанного обучения, связан непосредственно с фактором технической информационной компетентности. Действительно, для работы в режиме, предполагающем, наряду с традиционными образовательными технологиями активное использование дистанционных компьютерных технологий, как преподаватель, так и студенты должны обладать сформированной ИКТ-компетенцией.

Как правило, трудности вызывает не сама необходимость использования компьютера и сети Интернет, а работа со специализированными программами для дистанционного обучения, напри-

мер, Moodle, e-University, CourseLab и другими. А. А. Полонников в своей статье, посвященной анализу психолого-педагогических аспектов информатизации высшего образования, приводит следующие жалобы педагогов при использовании сетевой образовательной платформы e-University:

• сложность использования образовательной платформы;

• проблема защиты авторского права в отношении лекций, статей и т. д.;

• жесткая система оценки, не позволяющую учесть специфику творческих заданий;

• невозможность аттестовать студентов по отдельности;

• необходимость использования домашнего компьютера, и, как следствие, платить за доступ к сети;

• несовершенство обратной связи;

• трудозатраты при переводе материалов на бумажных носителях в цифровую форму[1].

В. Тузлукова, К. Эльтаеб, Б. Альавейни, Ф. Альа-бри в статье, посвященной использованию LMS Moodle при обучении иностранному языку также выделили ряд трудностей, с которыми сталкива-

Фактор информационно-коммуникационной компетенции ...

ются преподаватели и студенты университета Султана Кабуса в Омане, использующие данную систему дистанционного обучения:

• низкий уровень ИКТ-компетенции в целом, затрудняющий работу с компьютером и в сети Интернет;

• необходимость разработки курсов в ЬМБ МооЬ!е, что является довольно трудозатрат-ным фактором;

• снижение мотивации студентов вследствие периодически возникающих технических трудностей;

• недостаточное знание преподавателями методики составления подобных курсов[2].

Мы проанализировали ряд интернет-ресурсов и отметили, что пользователи Сои^еЬаЬ на профессиональных форумах выделяют такие проблемы, возникающие при использовании системы, как:

• снижение мотивации студентов вследствие устаревшего интерфейса программы;

• не очень большой набор функций в бесплатной версии программы;

• необходимость перевода в цифровой формат существующих заданий.

В общем и целом можно отметить, что проблемы, возникающие при использовании различных ЬМБ, похожи. Мы можем разделить их на три основных группы:

• связанные с мотивацией студентов и преподавателей, возникающие вследствие технических проблем или устаревшего интерфейса;

• связанные со спецификой ЬМБ как обучающей системы;

• собственно методические проблемы, связанные с разработкой заданий, их оценкой, а так же внедрением электронного компонента в устоявшуюся систему традиционных занятий.

Литература:

1. Полонников А. А. Информатизация университетского образования: психолого-педагогические аспекты // Сборник докладов Международной интернет-конференции, Минск, 1-30 ноября 2012 г. - Минск: БГУ, 2012. Ш1_: http://elib.bsu.by/handle/123456789/27766 (Дата обращения 17.12.14)

2. Тузлукова В., Эльтаеб К., Альавейни Б., Альабри Ф. Использование Moodle в разработке модели коммуникативного класса: проблемы и некоторые решения // Образовательные технологии и общество. 2008. Т. 11. № 2. С. 433-438.

3. Азиатцева Т. В. Проблемные вопросы компьютеризации процесса обучения // Вопросы кибербезопасности. 2013. № 2. С. 13-15.

На наш взгляд, данные проблемы не зависят от модели смешанного обучения, выбранной преподавателем, так как связаны с использованием электронного компонента смешанного обучения, в той или иной степени присутствующем в каждой из описанных в предыдущем параграфе модели. По этой причине нами предлагаются варианты решения этих проблем, не привязанные к конкретным моделям смешанного обучения.

Итак, по нашему мнению, для того, чтобы решить проблему мотивации, которая пропадает вследствие громоздкого интерфейса или технических проблем, преподавателю необходимо уделять внимание оформлению курса: необходимо подбирать иллюстрации, выбирать оптимальную цветовую схему, которая не утомляет зрение при длительной работе с программой, а так же внимательно тестировать свой курс на предмет ошибок или недоработок.

Для того чтобы у преподавателя и студентов не возникало проблем с использованием LMS как обучающей системы, необходимо, во-первых, тщательно выбирать систему с учетом специфики предмета, а во-вторых, внимательно изучить руководство по ее использованию. Нелишним будет краткое изложение основных особенностей использования LMS в виде методического пособия, которое позволит даже студентам с не очень развитой ИКТ-компетенцией полноценно включиться в смешанное обучение.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что, хотя внедрение нового всегда сопряжено с определенными проблемами, педагогу не стоит стоять на месте. Именно постоянный творческий поиск новых методов обучения и внедрение их в практическую деятельность позволяет в конечном итоге повысить качество обучения и получить наилучший результат.

References:

1. Polonnikov A. A. Informatizatsiya universitetskogo obrazovaniya: psikhologo-pedagogicheskie aspekty, Sbornik dokladov Mezhdunarodnoy internet-konferentsii, Minsk, 1-30 noyabrya 2012 g. - Minsk : BGU,

2012. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/27766 (Data obrashcheniya 17.12.14)

2. Tuzlukova V., El'taeb K., Al'aveyni B., Al'abri F. Ispol'zovanie Moodle v razrabotke modeli kommunikativnogo klassa: problemy i nekotorye resheniya // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo, 2008, V. 11, N 2, pp. 433-438.

3. Aziattseva T. V. Problemnye voprosy komp'yuterizatsii protsessa obucheniya, Voprosy kiberbezopasnosti,

2013, № 2, pp. 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.