Научная статья на тему 'Фактор чуда в деятельности современного экономического человека'

Фактор чуда в деятельности современного экономического человека Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический человек / чудо / экономика / нелинейность / порядок / время. / economic man / miracle / economy / nonlinearity / order / time.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнов Роман Камилевич

В статье рассмотрен фактор чуда в деятельности современного экономического человека. Обращение к данной теме позволит лучше понять особенности поведения современного массового экономического человека, сформированного господством принципов общества рынка. В работе дается авторское определение чуда, выявляются присущие ему черты и своеобразие. Подчеркивается тесная связь роста потребности в чуде с деятельностью экономического человека. Утверждается равнозначность разума и чуда в современных экономических практиках. Главный вывод исследования – не избегать фактора чуда в современной экономической деятельности, а работать с ним в целях достижения экономического успеха во все более становящемся нестабильным мире XXI столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR OF MIRACLE IN A MODERN ECONOMIC MAN’S ACTIVITY

The article considers the factor of miracle in a modern economic man’s activity. It is emphasized that addressing this issue will allow better understanding the behavioural patterns of a modern mass economic man formed by the dominance of the market society principles. The study provides the author’s definition of miracle identifying its inherent features and originality. It emphasizes close relation between the growth of the need for miracle and an economic man’s activity. The equivalence of reason and miracle in modern economic practices is argued. The main conclusion of the work is not to avoid the factor of miracle in modern economic activity, but to work with it in order to achieve economic success in the increasingly unstable world of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Фактор чуда в деятельности современного экономического человека»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.24

Смирнов Роман Камилевич

ФАКТОР ЧУДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье рассмотрен фактор чуда в деятельности современного экономического человека. Обращение к данной теме позволит лучше понять особенности поведения современного массового экономического человека, сформированного господством принципов общества рынка. В работе дается авторское определение чуда, выявляются присущие ему черты и своеобразие. Подчеркивается тесная связь роста потребности в чуде с деятельностью экономического человека. Утверждается равнозначность разума и чуда в современных экономических практиках. Главный вывод исследования - не избегать фактора чуда в современной экономической деятельности, а работать с ним в целях достижения экономического успеха во все более становящемся нестабильным мире XXI столетия.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ/в^.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 8. C. 121 -124. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

SELF-DETERMINATION OF MODERN SCIENCE: PROBLEM OF DEMARCATION AND ITS SOCIAL MEANING

Salpagarova Lyudmila Andreevna

North Caucasian State Academy, Cherkessk lyudmila.salpagarova@yandex.ru

The article deals with the actualization of the sociocultural meanings of the demarcation of scientific and non-scientific knowledge in modern philosophy. The intellectual and social prerequisites of this actualization are revealed. The main variants of solving the problem of demarcation in the history of philosophy (Bacon, Descartes, neopositivism, postpositivism) are characterized. The author analyses parascience, pseudoscience and deviant science as the main components of the array of non-scientific knowledge. The paper notes the social significance of the demarcation of science associated with its growing prestige and role in solving modern sociocultural, anthropological and civilization problems. Rationality is defined as the leading criterion of scientific knowledge and the value of modern social development.

Key words and phrases: demarcation; science; non-science; pseudoscience; parascience; deviant science; rationality; verification; falsification.

УДК 123.1; 330.8 Дата поступления рукописи: 02.06.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.8.24

В статье рассмотрен фактор чуда в деятельности современного экономического человека. Обращение к данной теме позволит лучше понять особенности поведения современного массового экономического человека, сформированного господством принципов общества рынка. В работе дается авторское определение чуда, выявляются присущие ему черты и своеобразие. Подчеркивается тесная связь роста потребности в чуде с деятельностью экономического человека. Утверждается равнозначность разума и чуда в современных экономических практиках. Главный вывод исследования - не избегать фактора чуда в современной экономической деятельности, а работать с ним в целях достижения экономического успеха во все более становящемся нестабильным мире XXI столетия.

Ключевые слова и фразы: экономический человек; чудо; экономика; нелинейность; порядок; время. Смирнов Роман Камилевич, к. филос. н.

Казанский филиал Волжского государственного университета водного транспорта roman-kazan2008@yandex. т

ФАКТОР ЧУДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Актуальность исследования продиктована рядом обстоятельств:

1. Фактор чуда постепенно входит в нашу жизнь и становится неотъемлемой ее составляющей. Это связано с последствиями перехода к новому типу общества постмодерна, которому свойственны отказ от веры в возможности человеческого разума как инструмента познания, синкретизм, эклектичное смешение высокого и низкого, реалистичного и вымышленного. Данные обстоятельства отчасти вновь возвращают нас в пройденную эпоху премодерна с присущей ей чудесной возможностью невозможного. Отсюда, анализ чуда не просто интересен, но и значим сегодня, ведь без обращения к нему невозможно вести речь об изучении специфики нового наступающего этапа в развитии западноевропейской цивилизации.

2. В условиях нынешнего господства неолиберальной экономики экономический человек становится по-настоящему массовым человеком. Поэтому рассмотрение роли и значения чуда на примере экономического человека позволит лучше понять специфические особенности этого явления в современном эклектичном, синкретичном мире XXI столетия.

Научная новизна работы состоит в рассмотрении нового, еще мало исследованного направления в области изучения экономического человека, связанного с фактором чуда в его деятельности. Как в отечественной, так и зарубежной литературе понятия «экономический человек», «экономическое сознание» и «чудо» рассматриваются, как правило, вне связи друг с другом. Однако в последнее время растет количество работ, делающих акцент на факторе неопределенности в деятельности современного экономического человека, что говорит о востребованности, практическом значении обозначенного нами направления исследования [15; 16].

Будучи ограниченными форматом статьи, мы в качестве цели работы дадим общий анализ фактора чуда в деятельности современного экономического человека.

Для начала определимся с содержанием понятий «чудо» и «экономический человек», так как в литературе отсутствует их однозначная трактовка. Начнем с понятия «экономический человек».

В одной из своих работ мы подробно разбирали содержание данной категории [20], поэтому здесь мы лишь отметим, что под понятием «экономический человек» мы будем понимать термин, характеризующий рыночную ментальность, направленную на системное извлечение прибыли в различных областях жизнедеятельности людей сегодня. Перейдем теперь к характеристике содержания понятия «чудо».

На сегодняшний день в литературе [5; 11; 13; 18], затрагивающей тему чуда, можно выделить следующие базовые черты, его определяющие:

- чудо всегда уникально, оно неразрывно связано с личностным отношением индивида к происходящему;

- чудо не привязано ни к одной из форм своего выражения, поэтому оно индифферентно как потусторонней, так и посюсторонней действительности;

- чудо всегда есть нарушение существующего порядка вещей;

- чудо неожиданно и, как правило, неподвластно контролю со стороны человеческого разума.

В соответствии с этими чертами наиболее приемлемым определением чуда может служить фраза из работы Нассима Талеба «Одураченные случайностью»: «...нелинейный эффект, происходящий из линейной силы, приложенной к объекту» [16]. Действительно, такая трактовка чуда позволяет сохранить индифферентный к формам своего выражения элемент чудесного в нем, а также, насколько возможно, сделать эту категорию предметом рефлексии со стороны разума.

Возникновение чуда в рамках современной европейской культуры далеко не случайно и исторически было продиктовано следующими обстоятельствами.

Во-первых, трансформацией, свойственной модерну, линейной модели восприятия времени с присущим ей вертикально организованным способом встраивания социального пространства в разорванно-ситуативную модель существования человека в горизонтально организуемом мире социальных отношений постмодерна [1; 9; 19]. Это привело к разрушению вертикально организованной культуры модерна и эклектичному смешению ее элементов, благодаря чему обозначился тренд возрождения синкретизма в современной нам ситуации постмодерна - со свойственной синкретизму чудесной возможностью невозможного.

Во-вторых, подрывом веры в безупречность разума как инструмента познания, что было обусловлено следующими факторами:

1. Общим кризисом рационализма, связанным с отсутствием ответов на вопросы: кто познает, что познается и как познавать в условиях осознания (еще в XVIII столетии Д. Юмом и И. Кантом) психологических границ возможностей разума. Решение данных вопросов невозможно сегодня без изменения представлений о стандартах научности, включения в ткань научного познания новых, оригинальных, синкретичных (не исключающих элемент чуда) подходов (например, таких, как разработка квантовой теории сознания [10]), позволяющих расширить представления о самом научном познании и его возможностях.

2. Разносторонним характером критики причинно-следственной модели объяснения действительности такими исследователями, как Д. Юм, И. Кант, К. Гедель, К. Поппер и др. Не углубляясь отдельно в этот сложный вопрос, мы, в рамках нужд темы, выделим только два аспекта этой критики: психологический и когнитивный. В первом случае речь идет об ограничениях, накладываемых на познавательные возможности нашего мышления природой его устройства, а во втором - указываются недостатки причинно-следственной конструкции в качестве инструмента объяснения и расчета окружающих человека явлений и процессов. В частности, в силу присущей причинно-следственной модели логической неполноты, а также неполноты эмпирической, получаемое при помощи ее знание почти всегда содержит в себе возможность своего опровержения в форме так называемых «черных лебедей».

3. В-третьих, господством общества рынка с присущим ему принципом неопределенности [12], порождающим постоянный спрос на чудо.

Основываясь на сказанном, мы можем сделать следующий ряд заключений:

1. Чудо проявляет себя в имманентном нам мире посредством редких, как правило, мало предсказуемых явлений, нарушающих привычный ход вещей.

2. Причинно-следственная модель познания не может служить достаточным основанием соответствия полученного знания действительности. Уделив внимание анализу этой мысли в своей книге «Одураченные случайностью», Нассим Талеб приходит к следующим важным для нас положениям: мы не только вынуждены принимать решения в условиях неполноты исходных данных, но и не в состоянии установить эту полноту, так как от нашего внимания всегда что-то будет ускользать [16]. Фактически при принятии решений, особенно в области финансовых отношений, мы всегда играем в русскую рулетку, где проигрыш и выигрыш зависит не столько от наших рациональных способностей и глубины расчета, сколько от его величества случая, который всегда сохраняет за собой право одурачить всякого играющего с ним. Отсюда, причинно-следственные модели не только не исключают фактора чуда («черного лебедя» как редкого, нелинейного явления, выбивающегося из линейной последовательности), но и сосуществуют параллельно с ним, будучи не в состоянии его отфильтровать. Если это так, то возникает возможность говорить о перспективе рассмотрения причинно-следственной конструкции с точки зрения чуда. Или, говоря иначе, не является ли достоверное знание, добытое при помощи причинно-следственных построений, выражением чуда. Такой заход к рассмотрению чуда вполне правомерен, ведь в условиях логической и эмпирической неполноты расчета его правильность является не столько свидетельством рационального гения человека, сколько проявления чудесного события. Отсюда, обозначенный нами подход может стать самостоятельным направлением в области изучения гносеологии (в том числе и применительно к сфере экономики) в XXI веке.

3. Чудо есть нарушение, а не вызов существующему порядку. В противном случае чудо утрачивает свою чудесность, так как становится равнозначным хаосу.

4. Особенностью чуда на современном этапе развития европейской культуры является его массовая востребованность фактически во всех областях жизнедеятельности человека, что не было свойственно ни одной из предшествующих эпох.

5. Массовый спрос на чудо неразрывно связан сегодня с ролью и значением принципа неопределенности в деятельности буржуа, породившего общество рынка. Основываясь на работах следующих авторов (В. Зомбарт [6], М. Вебер [4], К. Лаваль [8], Д. Брукс [3], Гай Стэндинг [14], В. Катасонов [7], Л. Болтански, Эв. Кьяпелло [2] и др.), рассмотрим данный вопрос подробнее.

Для начала оговорим, что неопределенность, во-первых, является неотъемлемой составляющей человеческого существования, а во-вторых, отношение к ней определяется пространственно-временной моделью организации социальных отношений. Так, локальный, цикличный мир античности был ориентирован на поиск и сохранение присущей ему гармонии, поэтому фактор неопределенности, таящий в себе угрозу ее разрушения, трактовался в нем больше со знаком минус, чем плюс. Сменившие античность средневековый мир, а затем Новое и Новейшее время, вплоть до конца XX столетия - это эпохи линейного понимания движения времени и, в соответствии с ним, разомкнутого, вертикально выстроенного социального пространства. Поэтому, несмотря на различия этих эпох, мы о них будем говорить как об одном периоде с одной лишь оговоркой, что с Возрождения теоцентризм в качестве главного принципа бытия человека уступил место ценности светски ориентированного разума. В данный период фактор неопределенности в сравнении с античностью был частично реабилитирован, ведь без опоры на него невозможно вести речь о свободе преображения человеком окружающего мира и самого себя. К примеру, Творец нуждается не в безмолвном рабе, а соработнике, добровольно выбирающем путь Бога, так же, как и Новое время исходит из свободного выбора человеком своего предназначения, смысла жизни. При этом в линейной модели понимания времени фактор неопределенности ограничен правом выбора человеком своего пути, с присущей ему нормативностью, последовательным движением от результата к результату. В противном случае неопределенность обессмысливает вертикально выстроенный поступательно-созидательный характер преобразовательной деятельности человека. Действительно, неопределившийся со смыслом своего существования аморфный индивид не в состоянии что-либо системно созидать. Вот почему в рамках линейно-вертикального подхода к организации социальной материи показателем зрелости личности является степень сформированности ее убеждений, готовность следовать им, нести ответственность за осуществляемую деятельность.

В рамках данной линейной модели восприятия времени, в период позднего Средневековья возникает новый социальный тип - буржуа. Он, в отличие от других социальных типов, иначе трактовал роль и значение принципа неопределенности в своей деятельности. Для него фактор неопределенности - это не только выбор смысла жизни - обогащения и оптимального пути движения к нему, но и способ извлечения выгод в конкурентной борьбе. Здесь неопределенность - это и пространство нестандартных решений, и умение ситуативно действовать и мыслить в целях оптимизации издержек и увеличения отдачи от реализуемого дела.

На первоначальном этапе становления буржуа, когда существовала возможность экстенсивного увеличения богатства, а конкуренция была еще не столь сильна, фактор неопределенности не играл существенной роли в его деятельности. К примеру, риск, упование на чудо были значимыми качествами человека дела, но выше их было системно организованное рутинно-расчетливое движение к богатству, что прекрасно показал в своей работе «Буржуа» В. Зомбарт [6]. Однако, по мере постепенного расширения рынка и омассовле-ния буржуа, накала конкуренции и исчезновения экстенсивных возможностей обогащения, роль фактора неопределенности (запрос на чудо) стала возрастать. В результате в конце XX столетия это привело не только к тому, что умение ситуативно, нестандартно мыслить и действовать стало значимым и определяющим фактором финансового успеха и востребованности индивида, но и к изменению образа жизни. Речь идет об отказе от линейной модели восприятия времени и неразрывно с ней связанного вертикального способа организации социального пространства в пользу мало предсказуемой ситуативной модели существования человека, ориентированного на жизнь в «сейчас». Такая трансформация легитимировала спрос на чудо (в самых различных формах его проявлений - от инсайдерской информации до мистических озарений), сделав его неотъемлемой составляющей повседневной жизни.

Подытоживая содержание работы, мы можем сделать следующий ряд выводов:

1. К важным факторам, определившим спрос на чудо и сделавших его неотъемлемой составляющей европейской культуры XXI столетия, можно отнести: кризис рационализма, победу рыночной ментальности над другими альтернативами социального устройства, отказ от золотого стандарта в пользу фидуциарных средств обращения, смену линейно-вертикальной модели ситуативно-горизонтальным способом организации социальной материи. Наиболее значимым из них, с нашей точки зрения, является деятельность экономического человека, обусловленная «жаждой к наживе», которая предопределила стратегию активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям ситуативного мира в качестве социальной нормы, что сделало чудо сегодня желанным и массово востребованным явлением.

2. Фактор чуда не отрицает и не противостоит значимости рационального аспекта в деятельности современного экономического человека. Можно сказать, это два равноценных столпа, которые определяют коммерческий успех в условиях нынешнего перехода к проектной, ситуативной модели бытия человека.

3. Чудо не существует само по себе, а вплетается в порядок вещей, что требует от нас не только готовности принять его проявления (к чему призывает Талеб Нассим), но и встать на путь переосмысления самого этого порядка.

4. Равнозначность ценности разума и чуда в современной европейской культуре позволяет преломлять эти явления друг через друга. Например, рассмотреть причинно-следственный подход к познанию с точки зрения одной из форм проявления чуда.

5. Чудо есть неотъемлемая составляющая ситуативной, синкретичной модели существования человека (неразрывно связанной с логикой саморазвития рынка), очевидцами перехода к которой мы все являемся. Поэтому умение не пасовать перед неожиданными явлениями, нарушающими привычный ход вещей, находить и использовать их в своих целях, а также закреплять успешность случайно найденных решений без фетишизации их является залогом не только финансового благополучия и коммерческой востребованности человека в XXI столетии, но и современного образа жизни.

Заканчивая работу, хотелось бы отметить, что проделанное нами исследование показало тесную связь фактора чуда с деятельностью экономического человека. Поэтому поставленная нами тема может в дальнейшем рассматриваться не только в контексте нужд изучения самого экономического человека, но и в силу его массового характера сегодня стать основанием для изучения роли и значения чуда в наступающей ныне цивилизации постмодерна. Таким образом, анализ чуда в сфере экономических отношений - не просто интересное, но и практически значимое направление исследований сегодня. Более того, в силу установленной нами равнозначности фактора чуда и рационального начала в деятельности человека чудо может быть не только одним из факторов, используемых в разработке новой рациональности, но и прологом для формирования новой метанаррации, способной привнести порядок в текучий мир постмодерна.

Список источников

1. Бауман З. Текучая современность / пер. с англ., под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

2. Болтански Л., Кьяпелло Эв. Новый дух капитализма // Логос. 2011. № 1 (80). С. 76-102.

3. Брукс Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита [Электронный ресурс] / пер. с англ. URL: http://modemlib.ru/books/devid_ bruks/bobo_v_rayu_otkuda_beretsya_novaya_elita/read_1 (дата обращения: 25.05.2019).

4. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

5. Ермошина К. А. Чудо как категория русской философии [Электронный ресурс]. URL: http://philosophy.spbu.ru/ userfiles/rusphil/Veche%20№20-9.pdf (дата обращения: 25.05.2019).

6. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека / пер. с нем. М.: Наука, 1994. 443 с.

7. Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / науч. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 1072 с.

8. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма / пер. с фр. С. Рындина. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 432 с.

9. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гав-риленко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.

10. Менский М. Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 2015. № 4. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1140 (дата обращения: 27.06.2019).

11. Рынковой И. В. Феномен чуда [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/fenomen-chuda (дата обращения: 27.06.2019).

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: в 2-х т. / пер. с англ., вводная статья и коммент. Е. М. Майбурда. М.: Наука, 1993. Т. 1. Кн. 1-3. 572 с.

13. Соколова Р. Философия чуда. В поисках теоретического осмысления [Электронный ресурс]: авторский экспертный доклад Изборскому клубу. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/4938/ (дата обращения: 27.06.2019).

14. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.

15. Тайлер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила поведенческой экономики и как на этом заработать / пер. с англ. А. Прохоровой. М.: Эксмо, 2018. 368 с.

16. Талеб Н. Н. Одураченные случайностью (скрытая роль шанса в бизнесе и в жизни) [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. С. Пушной. URL: http://www.stavochka.com/files/Nassim_Nicholas_Taleb-Fooled_by_Randomness.pdf (дата обращения: 27.06.2019).

17. Фуко М. Ницше, генеалогия и история [Электронный ресурс]. URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxb/fuko/ (дата обращения: 27.06.2019).

18. Щавелев С. П. «Чудо» в пределах и за пределами разума // Наука. Искусство. Культура. 2015. Вып. 1 (5). С. 82-92.

19. Smirnov R. K Economic man as a tool to describe and characterize the economic dimension of human activity // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2016. Special Issue (November). ELT in Russia. P. 212-216.

FACTOR OF MIRACLE IN A MODERN ECONOMIC MAN'S ACTIVITY

Smirnov Roman Kamilevich, Ph. D. in Philosophy Volga State University of Water Transport (Branch) in Kazan roman-kazan2008@yandex. ru

The article considers the factor of miracle in a modern economic man's activity. It is emphasized that addressing this issue will allow better understanding the behavioural patterns of a modern mass economic man formed by the dominance of the market society principles. The study provides the author's definition of miracle identifying its inherent features and originality. It emphasizes close relation between the growth of the need for miracle and an economic man's activity. The equivalence of reason and miracle in modern economic practices is argued. The main conclusion of the work is not to avoid the factor of miracle in modern economic activity, but to work with it in order to achieve economic success in the increasingly unstable world of the XXI century.

Key words and phrases: economic man; miracle; economy; nonlinearity; order; time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.