Научная статья на тему 'Ф. М. Достоевский и русская идея'

Ф. М. Достоевский и русская идея Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3780
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. М. Достоевский и русская идея»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ И РУССКАЯ ИДЕЯ

Е.В. Мочалов, доцент кафедры философии гуманитарных

факультетов МГУ им. Н.П. Огарева, к.филос.н.

Вопрос о русской идее в нашем обществе приобрел в последнее время необычайную остроту и актуальность. Это связано, прежде всего, с образованием в нем духовной пустоты и идеологического вакуума. Приходится говорить о том, что в большинстве своем мы еще не определились с выбором пути нашей страны. И слова B.C. Соловьева о «России Христа» или «России Ксеркса», произнесенные в XIX веке, обра-• » щены сейчас и к нам, поколению XX и XXI века.

В самом общем плане понятие «русская идея» охватывает различные суждения, подходы и раздумья о судьбах русского народа, его культуры, его духового наследия. Очень часто, и вполне правомерно, между прочим, данное явление связывается с именами B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С. Н.Булгакова и других. Но в этом почетном и авторитетном ряду особое место по значимости и смыслу, глубине понимания русской идеи принадлежит Ф.М.Достоевскому. В нашей небольшой статье мы попытаемся хотя бы в очень краткой форме показать оригинальность и какую-то удивительную проникновенность беспокойства писателя о судьбах русского народа и человека.

Мы вряд ли откроем что-то новое в изучении творчества Ф.М. Достоевского, если скажем, что, пожалуй, он был из тех немногих мыслителей, которые определили на многие годы понимание и восприятие России. Само собой разумеется, что тема Родины и русского человека в той или иной степени представлена во всем его творческом наследии. Однако нам представляется интересным и значимым попытаться проследить ее присутствие в «Дневнике писателя» и знаменитой речи Ф.М. Достоевского, произнесенной им 8 июня 1880 года в честь А.С. Пушкина. Вскоре после этого Федора Михайловича не стало. Видимо, это обстоятельство в немалой степени способствовало восприятию речи как последнего завета и наказа потомкам.

В ней он говорил о «великой тайне» России, впервые угаданной А.С.Пушкиным. В универсальности и всечеловечности гения поэта Достоевский видит художественное воплощение русского национального духа. А для него характерны отзывчивость ко всему человеческому в людях: от мала до велика. Феномен Пушкина заключен в «перевоплощении своего духа в дух

чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось. .. Он явление невиданное и неслыханное, а потому и пророческое».

Какой болью проникнуты слова Федора Михайловича о русской интеллигенции ставшей «скитальческой». Она любит свою Отчизну, но вместе с тем и не доверяет ей. Оттого кидается и мечется она от социализма к цыганскому табору в смутной надежде достичь «счастья не только для себя самого, но и всемирного».

Впервые размышления о судьбах народа и русской идее встречаются в «Дневнике писателя» в 1873 году в статье «Среда»: «Есть идеи невысказанные, бессознательные и только лишь сильно чувствуемые; таких идей много как бы слитых с душой человека. Есть они и в целом народе, есть и в человечестве, взятом как целое. Пока эти идеи лежат лишь бессознательно в жизни народной и только лишь сильно и верно чувствуются, - до тех пор только и может жить сильнейшею живою жизнью народ. В стремлении к выяснению себе этих сокрытых идей и состоит вся энергия его жизни» [1]. В сущности, этот вопрос стал смыслом всего творчества Достоевского, смыслом его земного бытия.

Его взгляды на русскую идею отличаются от восприятия этой проблемы B.C. Соловьевым, Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, прежде всего тем, что, по нашему мнению, Ф.М. Достоевский стал их духовным и нравственным предтечей. Суждения его не идеологичны, они духовны по только одной простой причине, что он сам познал тайны духовного мира человека, сам прошел через глубины отрицания Бога до полного смирения перед ним. По меткому замечанию

Н.А. Бердяева Достоевский не просто писатель, он - духовидец. Федор Михайлович очень четко и тонко уловил особенности религиозной жизни на Западе, где правит Человекобог, и особенности русского Православия, сутью которого является Церковь, Христос, Богочеловек. Русская идея Достоевского по своей сути глубоко и изначально церковна, православна. Ее основная тема - не пути развития России, не экономические и политические преобразования. Все это вторично, лишь следствие. Главное - вопрос о смерти, о жизни, о Христе, только в Церкви, и только

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

во Христе просвещенное Христом Славянство обретает свое непреходящее значение в мировой истории и через Всеславянство ведет к Все-человечеству. Все, что православно, стремится к братскому объединению всех людей посредством евангельской любви и жертвенного служения всем людям. Русский народ и Россия интересуют писателя только в одном отношении, насколько они связаны с православием, насколько полно выражают его идеи.

По мнению мыслителя, славянская идея -это, прежде всего, жертва, потребность жертвы, даже собою за братьев, с тем, чтобы «основать впредь великое всеславянское единение во имя Христовой истины, т.е. на пользу, любовь и службу всему человечеству и защиту всех слабых и угнетенных в мире». «Всеединение славян-это не захват и не насилие, а ради всеслужения человечеству... в этом самоотверженном бескорыстии России - вся ее сила, так сказать, вся ее личность, и все будущее русского назначения» [2]. Высокое предназначение России в немалой степени, в понимании Достоевского, определяется ее православной верой. «Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь», - пишет он... но русский народ интересует писателя лишь в одном аспекте: насколько он православен, настолько он и сможет исполнить свое всемирное предназначение.

Сказать, что Ф.М. Достоевский любил православную Церковь, значит не сказать ничего. Он ее не любил, он выстрадал Православие, смиренно пришел к нему. По меткому замечанию нашего известного историка русской философии А.Ф. Замалеева «Достоевский вознес смирение на историософский пьедестал, возвысил его до всеобщей добродетели народной, до его вековечной веры и правды [3]. Как раз в смирении заключена способность русского народа к все-человечности и всемирностн, считает он.

Достоевский глубоко убежден, что «тайна всечеловечества» лежит в евангелистском служении всему человечеству ради всеобщего воссоединения всех людей в Христе. «Тайна всечеловечества» находится во всечеловеке, который в каждом отдельном человеке, в каждой личности видит вечные божественные ценности. А «тайна всечеловека» ведет к Богочеловеку Христу, спасшего все человечество.

Достоевский с какой-то несгибаемой убедительностью выдвинул и обосновал два тезиса: проблема европейского Запада заключена в католицизме. в стремлении и желании человека стать самостоятельным и независимым, почти равным Богу; проблема славянского и прежде

всего русского человека, в восприятии писателя, исчерпывается Православием и Богочеловеком Христом, который и есть высшее мерило и ценность.

Говоря о духовном наследии мыслителя, нельзя обойти стороной одну из опять-таки интересных проблем его творчества - социализм. Именно эта идеология, как писал Достоевский, не понимает бесконечной сложности и противоречивости человеческой природы, и в силу этого «является высочайшей клеветой на человеческую природу». Вот несколько интересных рассуждений по поводу социализма из романа «Подросток». Герой произведения говорит социалистам: «Скажите, чем докажите мне, что у вам будет лучше? Куда вы денете протест моей личности в вашей казарме0 У вас б\дет казарма, общие квартиры... Атеизм... вот ваш финал, ведь я знаю-с. И за все это, за ту маленькую часть серединной выгоды, которую мне обеспечит ваша разумность, за кусок и тепло вы берете взамен всю мою личность!» Писатель не приемлет идеалов социалистического мира и переустройства. А его трактовке человек только тогда создает новое общество, счастливое общество, когда изменится сам, изменится нравственно, разовьет в себе чувство любви и самопожертвования.

С какой быстротою мы не приближались к Достоевскому, во всем вселенная его духа безгранична и неизведанна. В полноте своей личности он - и пророк, и мученик, и апостол, и философ. Он принадлежит всему человечеству, он надмирен. Не случайно, он, пожалуй, вместе с А.С. Пушкиным понятен всем людям на всех контингентах, и каждый из нас может найти в нем что-то свое, родное и близкое. Его прожитая жизнь была очень трудна. Ведь все, что может человек в жизни пережить, писатель пережил драматически, остро и значимо. Он прозорливо предвосхитил, что Бог и сатана - вершители судеб человека в этом мире и человек по природе и сущности своей не может жить без них, не может не зависеть от них, т.к. они составляют и окружают мир человека и его духа. Но писатель постоянно обращался к Богочеловеку и пророчествовал о нем, о преображении мира с помощью преображенного человека.

В мире земных историй и страстей дьявол ни через кого так ясно не обнаруживает и не напоминает о себе, не оправдывает своего бытия, как через человека, так же точ но и Бог. Достоевский доказывает их присутствие и демонологией, и теодицеей. По своей природе человек, по мысли писателя, богоцентричен, а по своей воле очень часто служит дьяволу, злу. Мучаясь,

как библейский Иов, проблемой человека, Достоевский угадал, что проблема человека - это проблема Бога и дьявола. Жизнь человека - это чувственная драма, приближающаяся его то к Добру, то ко Злу.

О жизни и творчестве Ф.М. Достоевского написано огромное количество книг как в России, так и на Западе. Обращение к ним - тема необычно привлекательная и неисчерпаемая. Это не входит в рамки нашей небольшой статьи. Но все же одно высказывание русского философа С.Н. Булгакова мы приведем здесь. Оно как нельзя лучше характеризует значение писателя, смысл его творчества.

Литература

«В посмертных записках Достоевского, - говорит Булгаков, - находится одна, на которой написано: «Написать книгу об Иисусе Христе». Мы не знаем, написал ли бы он такую книгу но в некотором смысле все его книги, в особенности, написанные в последние годы, о Христе - во всех этих книгах Он - настоящий, хотя и невидимый центр, а иногда Он и явно появляется. Самый большой триумф гения Достоевского состоит именно в том, что он сумел в своих произведениях показать и сделать так, что мы ощущаем живого Христа, он ввел его к нам, научил нас любить Его» [4]. В Ф.М. Достоевском, «заключена вся Россия», а вместе с ней и все мы.

1. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т.-СПб., 1995, т. 12, с. 19-20.

2. Там же, с. 289.

3. Замалеев А.Ф. О русской философии. Статьи и оппонентские отзывы. - СПб., 1998, с. 16.

4. Булгаков С.Н. Два града. - М., 1911, с. 220.

БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНАХ Ф М ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” И “ИДИОТ”

Ю. В. Бурова, студентка 5 курса филологического факультета

МГУ или Н.П. Огарева

В творчестве Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы и образы занимали и тревожили его всю жизнь. Писатель верил в Бога, в его слово, данное людям. Библия вдохновляла Достоевского, давала ему образы, которые он постоянно воплощал в своем творчестве. Так, в романе «Идиот» главная мысль - показать идеал. Достоевский говорил, что “на свете есть одно положительно прекрасное лицо-Христос“ Образ Христа с детства притягивал и волновал душу Достоевского. Изобразить Христа - вот мечта Достоевского. Долгое время писатель не решался приступить к этой сложной задаче. Но сама мысль о человеческом идеале не оставляла его. Все предшествующие произведения подготовили Достоевского для создания князя - Христа, как сам автор назовет своего героя в черновике к роману “Иди-от“. Сходство князя Мышкина с Христом несомненно. Достоевский наделяет своего героя чертами Иисуса: “...роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькой, востренькой, почти совершенно белой бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные.. Л (2,6) Стоит обратить внимание на то, что такое изображение князя - Хрис-

та восходит, вероятно, не к каноническим, а к лубочным, народным.

Достоевский постоянно заботился о том, чтобы не умалить сходство образов Мышкина и Христа и не огрубить его, как это было на картине Ганса Гольбейна Младшего “Мертвый Христос‘\ о которой Достоевский говорил, что от такого изображения Христа “и вера может пропастьи Тут мера решала все. Важно, чтобы князь - Христос соответствовал реальной действительности и имел в себе черты, взятые Достоевским из Библии. Уже в чертах характера наблюдаем мы эту близость. Христос заповедал “ возлюбить ближнего своего как самого себя“ Мышкин любит весь мир особенно тех, кто нуждается в его помощи - Рогожина, Настасью Филипповну... Христос был добр и милосерден к людям. Он помогал им, так как сострадание было в его душе, прощал людям их грехи.

Сам приезд Мышкина из Швецарии не случаен. С ее горных вершин снизошел он к людям. Это снисхождение подобно сошествию Христа. Его болезненность и несовместимость высших титулов приближают его ко Христу. Несмотря на свою молодость, он лишен плотского начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.