Научная статья на тему 'Ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования - 2014»'

Ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования - 2014» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЖЕГОДНИК "ФИЛОЛОГО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ" / COMMUNICATION / КОММУНИКАЦИЯ / ТЕКСТ / TEXT / ДИСКУРС / DISCOURSE / ANNUAL "PHILOLOGICAL STUDIES OF COMMUNICATION"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трубникова Юлия Витольдовна, Доронина Светлана Валерьевна

Обзор знакомит с содержанием первого выпуска ежегодника «Филолого-коммуникативные исследования», выпущенного издательством Алтайского государственного университета. В издании рассматриваются объекты филологического исследования коммуникации (школьный учебник, коммуникативные стратегии и тактики, эвокационный механизм коммуникации, интернет-коммуникация и др.), дискурс как филолого-коммуникативная проблема, разные грани текста, проявляющиеся в мире текстов. Обсуждаются различные прикладные аспекты филологического исследования коммуникации, связанные с коммуникативной подготовкой филологов-коммуникативистов в вузе, медиа-коммуникациями, юридической лингвистикой, с обучением русскому языку как неродному. Публикуются также переводы некоторых зарубежных исследований по проблемам коммуникации. Завершает ежегодник раздел «Хроника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Трубникова Юлия Витольдовна, Доронина Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The annual «Philological Studies of Communication - 2014»

The survey is devoted to the first issue of the annual «Philological Studies of Communication» published by the Publishing House of Altai State University. The edition deals with the objects of philological studies of communication (school textbooks, communication strategies and tactics, evocation pattern of communication, Internet communication, etc.), discourse as a philological and communication topic, different properties of the text. The annual considers various aspects of applied philological research of communication teaching communication, media communication, juridical linguistics, Russian as a second language. Some extracts of the works by foreign scientists are given in their original and translated variants. The last part («Chronicle») contains information on the International academic seminar Philology and Communication Science throughout Culture, Science and Education : the 21 st century (Barnaul, Altai State University, 8 April, 2014).

Текст научной работы на тему «Ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования - 2014»»

УДК 80(058)

Ю. В. Трубникова, С. В. Доронина

Алтайский государственный университет, Барнаул

Ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования - 2014»

Обзор знакомит с содержанием первого выпуска ежегодника «Филолого-коммуника-тивные исследования», выпущенного издательством Алтайского государственного университета. В издании рассматриваются объекты филологического исследования коммуникации (школьный учебник, коммуникативные стратегии и тактики, эвокационный механизм коммуникации, интернет-коммуникация и др.), дискурс как филолого-коммуникативная проблема, разные грани текста, проявляющиеся в мире текстов. Обсуждаются различные прикладные аспекты филологического исследования коммуникации, связанные с коммуникативной подготовкой филологов-коммуникативистов в вузе, медиа-коммуникациями, юридической лингвистикой, с обучением русскому языку как неродному. Публикуются также переводы некоторых зарубежных исследований по проблемам коммуникации. Завершает ежегодник раздел «Хроника».

Ключевые слова: ежегодник «Филолого-коммуникативные исследования», коммуникация, текст, дискурс.

В издательстве Алтайского государственного университета вышел первый выпуск ежегодника «Филолого-коммуникативные исследования», издание которого осуществляется по решению кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации АлтГУ и научно-образовательного центра филологических исследований коммуникации (НОЦ), созданного АлтГУ и Институтом филологии СО РАН на базе Алтайского университета. В основу проекта положено представление о значимости коммуникации для человека и общества.

Современный этап развития филологии характеризуется появлением новых междисциплинарных направлений исследований, одним из которых является филологическая теория коммуникации. Вошедшие в ежегодник статьи посвящены углублению объекта исследования теории коммуникации, поиску принципов и методов работы с материалом, постановке коммуникативных проблем в исследовании текста и дискурса. Издание содержит материалы теоретического и прикладного характера. Среди авторов - специалисты из России, Польши, Бельгии, Казахстана.

Раздел «Объекты филологического исследования» открывается статьей М. Ю. Сидоровой, посвященной анализу современных школьных учебников, которые рассматриваются как модель процесса коммуникации. Цель работы -определить условия эффективности / неэффективности общения, причины ком-

Трубникова Юлия Витольдовна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Алтайского государственного университета (пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия; yuvtrubnikova@yandex.ru)

Доронина Светлана Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации Алтайского государственного университета (пр. Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия; philcomres@mail.ru)

Сибирский филологический журнал. 2015. № 1 © Ю. В. Трубникова, С. В. Доронина, 2015

муникативного дискомфорта и конфликтности коммуникативной ситуации, в которой функционирует текст. Автор выделяет несколько коммуникативных проблем, возникающих в результате нарушений максим Качества, Количества, Отношения (релевантности) и Способа (ясности выражения). Это, во-первых, отсутствие четко структурированных двучастных дефиниций типа «Х - это У, Х является У, У называется Х» даже для основных понятий. Во-вторых, это нерелевантность вопросов и заданий предшествующему тексту, в том числе включение заданий на основе «навязывания эмоций», которые «невозможно честно и правильно выполнить», что, по мнению автора, особо характеризует учебники русского языка и литературы. Серьезными проблемами учебников являются и композиционные нарушения, и затемненное тема-рематическое членение, и резкое несоответствие текста учебника той коммуникативной ситуации, в которой он прорабатывается. Главной же коммуникативной проблемой автор считает резкий дисбаланс языковой сложности учебников русского языка 5-6 класса и учебников по другим предметам: учебники по русскому языку не просто не готовят к усвоению учебных текстов по другим направлениям, их языковое устройство резко противоречит тому, с чем детям приходится иметь дело на остальных уроках. В результате автор приходит к выводу, что современные технологии экспертизы школьных учебников, основанные на дидактике, методике, соответствии нормативным документам, должны быть дополнены оценкой их позитивного и негативного коммуникативного потенциала.

Другие статьи раздела посвящены анализу коммуникативных стратегий и тактик публичной речи, при этом З. В. Баишева рассматривает судебные выступления А. Ф. Кони, У. Патоцка-Сигловы - жанр интервью, а Э. В. Малыгина -жанр рецензии. Целью статьи Е. И. Клинк и А. А.Шмакова является доказательство правомерности использования методики коммуникативного моделирования в исследовании объектов с различными коммуникативными статусами (на примере РЯ- и интернет-коммуникации).

В статьях раздела «Дискурс в филолого-коммуникативных исследованиях» рассматриваются коммуникативно-значимые свойства и особенности различных дискурсивных объектов: Интернета (Э. А. Лазарева), СМИ (Т. В. Чернышова), аргументативного дискурса (И. Ю. Качесова) и др.

В разделе «Текст в мире текстов. Аспекты исследования» преимущественно отражаются вопросы текстовой деривации. Данная тема воплощается в разрабатываемом в статье Т. Н. Василенко понятии «родственный текст». Описанию производности текстов с позиции деривационной теории посвящена статья А. В. Игнатовской, рассматривающей проблему взаимодействия оригинального текста и текста, адаптированного для учебных целей в иностранной аудитории. В аспекте моделирования текстовых модификаций решаются и вполне традиционные проблемы перевода. Модели синтаксических трансформаций в переводном тексте описываются в работе Е. С. Катуниной. Особенностям перевода экзистенциальных предложений посвящена статья И. А. Широких.

Проблема интертекстуальности представлена в разделе исследованием уникального феномена интеграции текстов, близких по содержанию, но принадлежащих разным коммуникативным сферам - художественной прозе и научному докладу. Исследуя жанр комментария, автор статьи К. Е. Гайер обнаруживает оригинальный прием: дополнение научных тезисов отрывками из литературных произведений, заимствованный переводчиком Е. Костюкович из творчества переводимого ею автора - Умберто Эко.

Новые аспекты в изучении образа автора открываются в связи со сменой современной лингвистической парадигмы: ее диалогичностью и коммуникативной ориентированностью и текстоцентризмом. Рассмотрение образа автора в комму-никативно-деятельностном аспекте позволяет В. В. Филиппову систематизировать формы проявления авторского начала (позиция повествователя, образ автора, художественное изображение событий и характеров, речевая характеристика ге-

роев и т. д.), а О. В. Марьиной выделить и описать прием «авторской маски» в современной русской художественной прозе.

Раздел «Филолого-коммуникативные исследования: прикладные проблемы» открывается статьей А. А. Чувакина, посвященной вопросу о том, каким должно быть современное учебное издание для магистратуры. Как полагает автор, учебная книга должна представлять собой хрестоматию, отражающую фундаментальные направления изучаемой науки. В качестве примера предлагается проект учебного издания по дисциплине «Филология и коммуникативные науки» для студентов магистратуры по направлению «филология». В разделе обсуждается также вопрос о методике преподавания русского языка как неродного в казахстанском вузе. Г. А. Кажигалиева в своей статье описывает ключевые лингво-методические характеристики коммуникативной методики.

Особая прикладная проблема, рассмотренная в разделе, касается специфики медиадискурса как формы гипертекста. Сообщение А. Б. Бушева посвящено описанию читаемого спецкурса «Глобальный медиадискурс и его анализ», цель которого - выработать у студентов навыки и умения адекватной интерпретации мирового медийного дискурса. Медиатекст также является удачным материалом, позволившим К. В. Прохоровой и Н. А. Корниловой проследить современные тенденции и описать отступления от пунктуационных норм, не направленные на создание стилистического эффекта.

Завершают раздел, посвященный прикладным аспектам коммуникации, работы, рассматривающие ряд вопросов из области судебной лингвистической экспертизы. В частности, статья С. В. Дорониной посвящена описанию семиотических механизмов создания товарных знаков, сходных друг с другом до степени смешения, в целях обнаружения корреляций с правовым понятием «сходство до степени смешения». Созданная классификация может лечь в основу экспертной методики в сфере защиты зарегистрированных прав на товарные знаки и знаки отличия производимой продукции и оказываемых услуг. В исследовании Т. А. Полтавец на примере анализа ряда глаголов ментального и речевого действия иллюстрируются возможности применения семантического анализа для лингвистических судебных экспертиз по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Раздел «Переводы» знакомит читателя с работами зарубежных исследователей, посвященными актуальным вопросам современной теории коммуникации. В разделе представлены извлечения из иноязычных научно-прикладных сочинений по коммуникативистике и их переводы на русский язык, подготовленные специально для данного издания.

Завершает выпуск подготовленная А. А. Чувакиным информация о международном научном семинаре «Филология и коммуникативные науки в мире культуры, науки и образования: XXI век», прошедшем в Алтайском госуниверситете 8 апреля 2014 г. Материалы семинара войдут во второй выпуск ежегодника.

Yu. V. Trubnikova, S. V. Doronina The annual «Philological Studies of Communication - 2014»

The survey is devoted to the first issue of the annual «Philological Studies of Communication» published by the Publishing House of Altai State University. The edition deals with the objects of philological studies of communication (school textbooks, communication strategies and tactics, evocation pattern of communication, Internet communication, etc.), discourse as a philological and communication topic, different properties of the text. The annual considers various aspects of applied philological research of communication - teaching communication, media communication, juridical linguistics, Russian as a second language. Some extracts of the works by foreign scientists are given in their original and translated variants. The last part («Chronicle») contains information on the International academic seminar Philology and Communication Science throughout Culture, Science and Education: the 21st century (Barnaul, Altai State University, 8 April, 2014).

Keywords: Annual «Philological Studies of Communication», communication, text, discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.