Научная статья на тему 'Ействие регламентов по кругу лиц: подходы к классификации'

Ействие регламентов по кругу лиц: подходы к классификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ИНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / КОРПОРАТИВНЫЕ АКТЫ / ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ КРУГ ЛИЦ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРАВИЛА / ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПОРЯДОК / РЕГЛАМЕНТ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воривошин Алексей Владимирович

Дефиниция «регламент» имеет достаточно много определений, и в то же время дискуссионным является вопрос о правовой природе регламентов через круг лиц, на которых он распространяется: локальный нормативный правовой акт или нормативный правовой акт. В статье проведен анализ регламентов законодательного органа (на примере Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и исполнительного органа (на примере Правительства Российской Федерации) с целью идентификации их как нормативных правовых актов или локальных нормативных правовых актов (внутриорганизационных), что позволит уточнить определение регламента. Автором разработана классификация субъектов воздействия регламента в зависимости от продолжительности. Постоянное распространение действие на членов палаты и правительства и сотрудников аппаратов и дискретное (временное) на установленных лиц в момент их взаимодействия с палатой и или правительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ействие регламентов по кругу лиц: подходы к классификации»

ДЕЙСТВИЕ РЕГЛАМЕНТОВ ПО КРУГУ ЛИЦ: ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2014.3.3

Воривошин Алексей Владимирович, магистрант Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected].

Аннотация. Дефиниция «регламент» имеет достаточно много определений,

и в то же время дискуссионным является вопрос о правовой природе регламентов через круг лиц, на которых он распространяется: локальный нормативный правовой акт или нормативный правовой акт. В статье проведен анализ регламентов законодательного органа (на примере Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и исполнительного органа (на примере Правительства Российской Федерации) с целью идентификации их как нормативных правовых актов или локальных нормативных правовых актов (внутриорганизационных), что позволит уточнить определение регламента. Автором разработана классификация субъектов воздействия регламента в зависимости от продолжительности. Постоянное распространение - действие на членов палаты и правительства и сотрудников аппаратов и дискретное (временное) на установленных лиц в момент их взаимодействия с палатой и или правительством.

Ключевые слова: акты саморегулируемых организаций, государственный орган, государственные, муниципальные и иные учреждения и организации, корпоративные акты, локальный нормативный правовой акт, неопределенный круг лиц, нормативный правовой акт, органы местного самоуправления, правила, Правительство Российской Федерации, правовой акт, правотворчество, порядок, регламент, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, стандарты, федеральный закон.

В настоящее время дефиниция регламент достаточно обширна, вот несколько примеров.

Регламент (франц. гедіетегї, от гедіе - правило) - устав, порядок или

правила какой-либо службы, разъясненные на письме1.

Регламент: 1) совокупность правил, определяющих порядок

деятельности государственного органа, учреждения, организации (например, Регламент Верховного Совета СССР 1979 года); 2) порядок ведения заседаний, конференций, съездов; 3) название некоторых актов международных конгрессов и конференций (например, Венский Регламент 1815 года)2.

Регламент - нормативный акт, устанавливающий порядок ведения собрания, заседания, конференции, съезда и т.п. порядок деятельности государственного органа, коммерческой или некоммерческой организации, а также физического лица в качестве работника3.

Несмотря на наличие имеющихся определений, дискуссионным является вопрос о правовой природе регламентов через круг лиц, на которых он распространяется: локальный нормативный правовой акт или нормативный правовой акт. Рассмотрим данные понятия.

Нормативный правовой акт - официальный письменный документ изданный в определенной форме компетентным субъектом правотворчества и направленный на установление, изменение введение в действие или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение. Относительно рассматриваемого вопроса ключевыми словами из данного определения являются адресованных неопределенному кругу лиц.

Локальный нормативный правовой акт - внутриорганизационный правовой акт, принимаемый уполномоченным субъектом организации в пределах своей компетенции для урегулирования деятельности организации и отношений между ее участниками (в частности, корпоративные акты, акты саморегулируемых организаций, нормативные правовые акты госкорпораций, стандарты и др.). Для рассматриваемого вопроса ключевыми словами содержания данной дефиниции являются для урегулирования деятельности организации и отношений между ее участниками.

В статье проведен анализ регламентов законодательного органа (на примере Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и исполнительного органа (на примере Правительства Российской Федерации) с целью идентификации их как нормативных правовых актов или локальных нормативных правовых актов (внутриорганизационных).

Суждения о нормативности. Соблюдение норм права всеми субъектами права - фундамент правового и демократического государства, каким провозглашена Россия в статье 1 Конституции РФ.

Отметим, что регламент прямо перечисляет субъектов права, на которых он возлагает обязанность по его соблюдению. Это органы государственной

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в 4 т. Т. 4. - М., 2001. - С. 141.

2 Советский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 1107.

3 Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2011. - С. 816.

власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, представители иностранных государств, средства массовой информации. Следовательно, и они также обязаны соблюдать регламент

Вполне очевидно, что регламент не смог бы охватить все обязанности индивидуальных и коллективных субъектов права. В силу этого он предусмотрел универсальную норму, которая обязывает этих субъектов соблюдать регламент, а, следовательно, и исполнять обязанности, предусмотренные им. Таким образом, регламент содержит «универсальную» обязанность. Рассмотрим данные положения теории права на примере регламентов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Законодательная власть Российской Федерации Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации1 утвержден Постановлением от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее Регламент Совета Федерации) определяет порядок деятельности и работу Совета Федерации.

Регламент Совета Федерации вступил в силу с момента его принятия 30 января 2002 года. Уже после вступления в силу Регламента его первоначальный текст опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ» № 7 от 18 февраля 2002 года, «Парламентская газета» № 35-36 от 19 февраля 2002 года.

Действующий Регламент Совета Федерации в результате прямой отмены его части другими актами во всех случаях постановлениями Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации претерпел ряд изменений.

Действие Регламента Совета Федерации условно можно подразделить на постоянное и дискретное2 его распространение. Действие Регламента имеет постоянное распространение на должностных лиц Совета Федерации3, членов Совета Федерации4, Почетного Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва5, сотрудников Аппарата Совета Федерации. Дискретное распространяется на лиц и граждан, взаимодействующих с Советом Федерации. Краткий перечень действие Регламента Совета Федерации по характеру распространения можно увидеть в табл. 1.

1 Постановление Совета Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

2 Дискретность (от латинского discretus - разделенный, прерывистый), прерывность; противопоставляется непрерывности. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени - изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками).

3 П. 2 ст. 9 Регламента Совета Федерации.

4 П. 2 ст. 2 Регламента Совета Федерации.

5 Ст. 10 Регламента Совета Федерации.

Таблица 1

Краткий перечень действия Регламента Совета Федерации по характеру

распространения

Характер распространения

Название документа

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

носит дискретное распространение на:

Президента Российской Федерации

Председателя Правительства и членов Правительства Российской Федерации

первых заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Председателя, заместителей, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации

Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Генерального прокурора Российской Федерации и других лиц по поручению

Председателя Следственного комитета Российской Федерации и других лиц по поручению

членов Общественной палаты Российской Федерации

носит постоянно распространение на:

должностных лиц Совета Федерации, членов Совета Федерации, Почетного Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва,

сотрудников Аппарата Совета Федерации

представителей органов местного самоуправления

Исходя, из содержания Регламента Совета Федерации, в рамках рассматриваемого вопроса следует, что этот документ является не локальным правовым актом, а нормативным правовым актом, поскольку он адресован неопределенному кругу лиц и рассчитан на многократное применение.

Исполнительная власть Российской Федерации

Регламент Правительства Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства России от 01 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»1.

Регламент Правительства РФ устанавливает правила организации деятельности Правительства Российской Федерации по реализации его полномочий. Документ вступил в силу с момента опубликования в изданиях «Собрание законодательства Российской Федерации» № 23 от 07 июня 2004 года, «Российская газета» № 119 от 08 июня 2004 года.

Регламент Правительства РФ претерпел ряд изменений в результате прямой отмены его части другими актами, Постановлениями Правительства РФ и внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 года № 9-П о признании «не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10 и 104, находящийся в общей системе правового регулирования федерального законодательного процесса пункт 100 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации», решением Верховного Суда РФ от 15 февраля 2007 года № ГКПИ06-1355 (о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац третий пункта 108 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года № 260).

Регламент Правительства РФ, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение статьи 115 Конституции Российской Федерации, обязателен к исполнению в Российской Федерации.

Распространение действия Регламента Правительства РФ на субъектов права условно подразделить на постоянное и дискретное. Действие Регламента Правительства имеет постоянное распространение на Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, сотрудников и работников Аппарата Правительства. Дискретное действие распространяется на лиц и граждан, взаимодействующих

1 Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 года № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об Аппарате Правительства Российской Федерации».

с Правительством Российской Федерации. Краткий перечень действие Регламента Правительства по характеру распространения можно увидеть в табл. 2.

Таблица 2

Краткий перечень действие Регламента Правительства по характеру

распространения

Характер распространения

Название документа носит дискретное распространение на: носит постоянно распространение на:

Регламент Правительства Президента Российской Федерации Председателя, заместителей

Российской Федерации членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателя и членов Правительства Российской Федерации, сотрудников и работников Аппарата Правительства Российской Федерации

федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти их должностных лиц

должностных лиц правительственных и межведомственных координационных и совещательных органов

должностных лиц органов судебной власти

должностных лиц Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»

представителей средств массовой информации

граждан

Таким образом, из содержания Регламента Правительства РФ в рамках рассматриваемого вопроса следует, что Регламент Правительства РФ является не локальным правовым актом, а нормативным правовым актом, поскольку он адресован неопределенному кругу лиц и рассчитан на многократное

применение.

Следовательно, регламент законодательного или исполнительного органа является нормативным правовым актом в понимании его самого. Однако для окончательного решения данного вопроса нужно принять Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»1. Целесообразным представляется включение в закон следующей дефиниции: регламент -специальный нормативный правовой акт, принимаемый для регулирования основных режимов организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждений и организаций, устанавливающий порядок деятельности субъекта права.

Законодательное определение снимает дискуссионность правового статуса регламентов и однозначно устанавливает их место в системе правовых актов.

Библиографический список

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 т. Т. 4. - М., 2001.

2. Постановление от 30 января 2002 года № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.

4. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1983.

5. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2011.

1 Проект Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.