Научная статья на тему 'Европейский вектор экуменической политики Ватикана в 1990-х 2010-х гг'

Европейский вектор экуменической политики Ватикана в 1990-х 2010-х гг Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
464
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ROMAN CATHOLIC CHURCH / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / GEOPOLITICAL PROCESSES / ECUMENICAL MOVEMENT / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Быкова Галина Ивановна, Шпаковская Марина Анатольевна

В работе анализируется экуменическая политика Ватикана в контексте геополитических изменений, происшедших в Европе в начале ХХI в., а также отношения между Римско-католической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the ecumenical policy of Vatican in the context of geopolitical changes in Europe at the beginning of the 21st century as well as relations between Roman Catholic Church and Russian Orthodox Church in the sphere of defending traditional values.

Текст научной работы на тему «Европейский вектор экуменической политики Ватикана в 1990-х 2010-х гг»

Галина БЫКОВА, Марина ШПАКОВСКАЯ

ЕВРОПЕИСКИИ вектор экуменическои ПОЛИТИКИ ВАТИКАНА В 1990-2010 гг.

В работе анализируется экуменическая политика Ватикана в контексте геополитических изменений, происшедших в Европе в начале XXI в., а также отношения между Римско-католической и Русской православной церквами в вопросах защиты традиционных ценностей.

The article analyzes the ecumenical policy of Vatican in the context of geopolitical changes in Europe at the beginning of the 21st century as well as relations between Roman Catholic Church and Russian Orthodox Church in the sphere of defending traditional values.

Ключевые слова:

геополитические процессы, Римско-католическая церковь, Русская православная церковь, экуменическое движение, традиционные ценности; Roman Catholic Church, Russian Orthodox Church, geopolitical processes, ecumenical movement, traditional values.

Опыт современных международных отношений демонстри -рует возрастание в них участия религиозных институтов и организаций. Все более громко заявляющее о себе культурно -цивилизационное многообразие современного мира ставит миро вое сообщество перед необходимостью выработки единых нрав -ственных подходов, которые невозможно сформировать без обра -щения к общим моральным принципам, всегда существовавшим у основных мировых религий.

В рамках данной статьи хотелось бы обратить внимание на экуменическую доктрину Ватикана в контексте происходящих геопо -литических процессов в Европе в начале XXI в., уделяя особое вни -мание его взаимоотношениям с Русской православной церковью. Выбор темы статьи обусловлен определенной значимостью евро -пейского региона среди приоритетных направлений внешней поли -тики России, а также тем фактом огромного исторического значе -ния, каким явилось воссоединение Русской православной церкви с Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ), происшедшее в 2007 г. Это событие, во - первых, повысило статус РПЦ до уровня вселенской церкви, т.к. более половины ее приходов теперь нахо -дится за границей и, во - вторых, открыло более широкое поле дея -тельности для развития диалога со Святым престолом.

Необходимо отметить, что в данном случае под экуменизмом понимается взаимодействие христианских конфессий, направлен -ное на углубление взаимопонимания и координацию взаимных действий в нехристианском мире. При этом сохраняются истори чески сложившиеся догматические различия между ними. Такой диалог не предполагает создания некоей единой организации или корректировкм догматов. Бытующее до сих пор либеральное пони -мание экуменизма как стремления к объединению различных кон -фессиональных направлений в рамках одной церковной иерархии показало свою несостоятельность. Поэтому в Торонтской деклара -ции 1950 г. Всемирного совета церквей (ВСЦ), ведущей экумениче -ской организации мира, где оговаривались принципы пребывания разных церквей в составе этой организации, было записано, что ВСЦ отказывается от всяких попыток узурпации входящих в него церквей, контроля над ними, возможности стать самостоятельной церковной единицей, а также никогда не будет стремиться к пре

БЫКОВА

Галина

Ивановна —

ст. преподаватель

кафедры

иностранных

языков факультета

гуманитарных

и социальных наук

РУДН

ШПАКОВСКАЯ Марина Анатольевна — д.и.н., профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН

m.shpаkovskаyа@

gmail.com

вращению в сверхцерковь1.

1 Православие и экуменизм. Тексты и документы. 1902—1998. 1999.

М. : ОВЦС,

РКЦ в состав этой главной экумени -ческой организации мира не вошла и до настоящего времени присутствует там в качестве наблюдателя, хотя с середины 60 -х гг. XX в. имеет свою собственную концепцию экуменизма и ведет актив ную миссионерскую деятельность на ее основе.

Позиция Ватикана по отношению к ВСЦ дала основание ряду специалистов -международников усматривать в католи -ческой концепции экуменизма видоиз -мененный вариант традиционной все ленской стратегии Римско католической церкви (РКЦ), ориентированный на современную международную обста новку1. Действительно, декреты Второго Ватиканского собора об экуменизме и миссионерской деятельности (ad gentes) заимствовали концепцию РКЦ, претенду ющую на духовное окормление всего чело вечества. Отдельные положения позднее уточнялись и совершенствовались, исходя из требований текущего момента. В этой связи показательной для понтификата Иоанна - Павла II является энциклика2 «П ипит ,зШ» («Да будут все едино!»), о кото -рой его биограф, американский ватика нист Д. Вейгел заметил, что она сделала экуменизм необратимым3.

В энциклике, опираясь на решения Второго Ватиканского собора, подробно расписана экуменическая работа со всеми некатолическими направлениями хри -стианства. Кроме того, в ней говорится о необходимости и богозаповеданности единства всех христиан, превосходстве римской кафедры, и особенно широко развивается тема понтифика4. Место,

1 См.: Ковальский Н.А., Иванова И.Н. Католицизм и международные отношения. — М.,1989; Никифорова М.Е. Планетарное като -личество: Ватикан и глобализация. — М. : КД «Либроком», 2010.

2 Энциклика (от лат. епсусКса, от греч. БУК1жА.Ю£

— окружной) — основной папский документ по тем или иным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, второй по важности после апостоль ской конституции.

3 Вейгел Дж. Свидетель надежды Иоанн- Павел II // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/katholik/ Уеще1_рара/Уещ_^ех.рЬ.р

4 Понтифик (от лат. pontifex — строитель мостов)

— титул верховного жреца (он же император) в Риме, который своим бытием прокладывает мост между земной и божественной реальностями. Позже Римские Папы как главы священнической касты католического мира применили этот титул к себе.

роль и значение Папы в осуществлении грандиозного экуменического проекта мыслится первостепенным. Ощущая свою великую обязанность содействовать един -ству и исполнению надежд о нем хри -стиан, Иоанн - Павел II искал такую форму главенства, при которой он мог не посту паться своими принципами во вновь воз -никшей международной ситуации5. О том, как К. Войтыла понимал эту новую ситуа -цию и строил отношения с христианами -некатоликами и представителями нехри -стианских религий, написано и опублико вано немало как позитивных, так и резко критических работ. Для нас важно, что заключительный период его правления был отмечен существенным ухудшением во взаимоотношениях между РКЦ и РПЦ. Последнее было вызвано политикой про -зелитизма6, проводимой в начале 90 -х гг. XX в. на Украине греко- католиками (УГКЦ), составляющими неотъемлемую часть католической церкви.

Насильственный захват православных храмов, находящихся на канонической территории РПЦ7 и в его ведении, создал кризис в отношениях между церквами сестрами, как иногда называют православ -ную и католическую церкви. Последствия этого кризиса до сих пор не преодолены. Активная деятельность Иоанна - Павла II была направлена не только на европей -ский регион, но и на другие регионы мира. Давая оценку его политике экуменизма в Восточной Европе, следует признать, что в условиях общей политической нестабиль ности 90 -х гг. прошлого века ему удалось добиться односторонних преимуществ: он смог не только восстановить струк туры католической церкви в России, но и добился создания на ее территории того, чего у российских католиков исторически никогда не было — своей поместной като -лической церкви8. Не менее впечатляю -

5 Православие и католичество. От конфронтации к диалогу : хрестоматия / ред. А. Юдина. — 2 - е изд. - М. : ББИ, 2001-2005, с. 495.

6 Прозелитизм (от лат. prose1ytus — обращенный, от греч. яроо^Хито^ — обращенный, нашедший свое место) - стремление распространить свою веру, обратить других в свою веру, стремление к повсеместному установлению поддерживаемой религии.

7 Алфеев И., епископ Венский и Австрийский. Принцип канонической территории в православ ной традиции // http://www.wco.ru/bib1io/books/ a1feev15/Main.htm

8 Никифорова М.Е. Указ. соч.

щий результат имела и его деятельность по созданию и продвижению польской «Солидарности», размах политической активности которой практически предре -шил смену политической системы в этой стране.

Масштабы религиозного возрождения стран Восточной Европы — переполнен -ные храмы и сотни строящихся новых церквей и костелов — составляют в насто ящий момент разительный контраст с малолюдными даже в воскресные дни хра -мами мегаполисов Западной Европы.

Сегодня католичество оказалось перед лицом страшного противника — воин -ствующего секуляризма. Чтобы не рас -твориться в современном мире и выдер жать его натиск, нужна консолидация, и лучшие умы католической церкви все с большим вниманием изучают труды пред ставителей христианского Востока или православия.

Одним из наиболее ярких и глубоких мыслителей современности, труды кото рого сейчас переводятся на многие языки мира, является Й. Ратцингер, избранный главой Святого престола в 2005 г. и отныне известный как Бенедикт XVI. Видный ученый -теолог, обладатель восьми докторских степеней по философии и тео -логии, Й. Ратцингер воспитал целую плеяду католических ученых и приобрел действительно европейскую известность как исследователь. Тот позитивный сдвиг в отношениях, который наметился между РКЦ и РПЦ в его понтификат, можно в определенной степени объяснить пози -цией, базирующейся на проведенных им исследованиях религиозной истории Европы и Русской православной церкви. Точка зрения Й. Ратцингера в корне отли чается от представлений К. Войтылы и всех его предшественников, для которых православная Россия была чем - то «схизма -тическим», отколовшимся от Священной Римской империи, а православный мир был миром раздробленным, в то время как латинский мир — консолидированным. Для него православный мир — «Вторая Европа» — абсолютно самостоятельное образование, рожденное в результате того, что Византия пошла своим путем1.

Европейский регион в работах нынеш

1 Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Что такое Европа? Основы и перспективы. Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени.

— М. : ББИ, 2007.

него Папы занимает особое место. Согласно установившейся давней тради ции, римские папы при избрании берут себе имя того святого, которому хотели бы следовать в своей деятельности. Святой Бенедикт, чье имя носит Й. Ратцингер, был католическим покровителем Европы, и для Й. Ратцингера Европа — не кон тинент, а некое цивилизационное про странство2. В его понимании существуют две Европы: Западная, вышедшая из колыбели Священной Римской импе рии — нерушимого земного царства с точки зрения западного христианства, и «Вторая Европа», вышедшая из Византии (Восточной Римской империи).

Она распространилась на территории славянских земель и создала свой «соб ственный, греко римский мир». По мере угасания Византии «Вторая Европа» обретала новый центр — Москву, которая распространила свое влияние на Восток. Обе империи — Восточная и Латинская — сделали ставку на сохранение христи анского миропорядка. Изложение неко торых взглядов Й. Ратцингера на роль Европы как культурного и геополити ческого целого в судьбах современного мира дает возможность увидеть неорди нарность его подхода ко многим пробле -мам. Он в равной степени критичен как в отношении социализма (осуществленного марксизма), так и капитализма, отмечая идеологическую несостоятельность обеих систем. В отличие от Иоанна - Павла II, экуменическая политика которого была ориентирована прежде всего на широту охвата аудитории (он стал первым Папой, посетившим мечеть, синагогу и молив шимся вместе с примасом англиканской церкви в Вестминстере) и нередко приоб ретала формы, встречавшие резкую кри -тику со стороны католической обществен ности (например, совместные молитвы с жрецами - анималистами3), Бенедикт XVI сосредоточен на содержательном аспекте экуменизма.

Понимание особой, отдельной и исто рически самостоятельной миссии России и православия предопределили сближение Ватикана и РПЦ. Последовательная защита Й. Ратцингером традиционных ценностей, таких как неприкосновенность человече -ской жизни от зачатия и до смерти, поня

2 Там же.

3 Никифорова М.Е. Указ. соч., с. 158.

тие семьи как союза мужчины и женщины, неприятие однополых браков, эвтаназии и т.п., снискали ему заслуженное уважение и в среде православных богословов. «Позиция нынешнего Папы Бенедикта XVI вселяет в нас оптимизм», — отметил предстоятель РПЦ, патриарх Кирилл 15 июля 2010 г. в интервью украинским телеканалам. Он напомнил, что Бенедикт XVI сегодня часто подвергается критике со стороны либе -ральных СМИ и либеральных богословов на Западе за свои взгляды, «но его позиция по многим общественным и нравственным вопросам полностью совпадает с позицией Православной Церкви. Это дает нам воз -можность вместе с Католической Церковью отстаивать христианские ценности, в т.ч. на уровне международных организаций и в международном пространстве», — отметил предстоятель РПЦ1.

О целесообразности «двустороннего стратегического партнерства» между католической и православной церк вами говорит и глава русской церков-ной дипломатии, митрополит Илларион: «Мы действуем не как соперники, но как союзники. У нас единое миссионерское поле... даже такая влиятельная организа -ция, как Католическая Церковь, сегодня уже не в состоянии в одиночку справиться с поставленной Бенедиктом XVI задачей “евангелизации Европы”»2.

Необходимость совместного противо -стояния европейскому секулярному либе рализму, уже успевшему поглотить солид -ную часть паствы Святого престола в стра нах Запада, продиктована также заботой о сохранении и поддержании православных приходов, расположенных в Европе, кото -рые после воссоединения РПЦ и РПЦЗ находятся в ведении Русской православ ной церкви. Современный приход РПЦ за рубежом имеет свои исторически обуслов -ленные особенности и представляет собой уникальный организм. Приход РПЦ за рубежом сочетает в себе не только функ ции храма, но он также выполняет функ ции культурного центра, центра изучения языка (русского), а для многих наших соотечественников — трудовых иммигран -

1 Патриарх Кирилл солидарен с Папой Бенедиктом по многим актуальным вопросам // http://interfax-reЦgюn.ru/?act=news&

2 Алфеев И., митрополит. Встреча патриарха

Кирилла и Бенедикта XVI состоится, когда обе сто -роны будут готовы к этому // http://www.mterfax-reЦgюn.ru/orthodoxy/?act=news&div=35954

тов он играет важную роль и в вопросах адаптации.

Из краткого обзора материалов о поли тике христианского экуменизма, проводи -мой Ватиканом на протяжении последних двадцати лет, правление Бенедикта XVI можно характеризовать как период пози -тивной стабильности в отношениях между РКЦ и РПЦ. Мы далеки от мысли преуменьшать различия или вероучитель ные противоречия, сложившиеся между католичеством и православием почти за тысячу лет. Взаимодействие РКЦ и РПЦ в европейском регионе важно под углом зрения опасности, исходящей от реляти вистски и агрессивно настроенных поли тических группировок, деятельность кото -рых направлена на противопоставление христианства секулярному миру. В совре менном мире, и особенно в Европе, доста -точно влиятельны те силы, которые рас -сматривают любое возвращение человека к моральным принципам, заложенным в христианской церкви, как нечто мешаю щее прогрессу и развитию, как явление, которое ради общего блага надо оставить в прошлом, подчеркнул, выступая на открытии Всемирного саммита религиоз ных лидеров в Баку, Святейший Патриарх Кирилл и обозначил эту тенденцию как один из серьезных вызовов, с которыми в наше время сталкиваются религиозные общины3.

В контексте общественно политической атмосферы современной Европы, с харак терными для нее тенденциями приниже ния значимости моральных принципов и нравственности в общественной сфере, диалог крупнейших церквей может дать импульс нравственному оздоровлению континента. Преодолев долгий период противостояния и взаимных упреков, две крупнейшие христианские деноминации изучают сейчас возможности взаимодей ствия в сложившейся новой международ ной ситуации. Наряду с наличием серьез -ных вызовов, эта ситуация предоставляет широкое поле деятельности для претворе ния в жизнь разнообразных совместных социально этических проектов и сохране ния в Европе традиционных христианских ценностей.

3 Выступление Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии всемирного саммита религиозных лидеров в Баку // http://www.patriarchia.ru/db/text/1146762.htm1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.