Научная статья на тему 'Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры'

Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6143
1080
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ПРОКУРАТУРА / CORRUPTION / INTERNATIONAL EXPERIENCE / THE EXECUTIVE AUTHORITIES / THE PROSECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поляков М. М.

В статье рассмотрены историко правовые, организационные и законодательные составляющие европейского опыта противодействия коррупции различными органами исполнительной власти, а также органами прокуратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поляков М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN EXPERIENCE IN FIGHTING AGAINST CORRUPTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES AND PROSECUTION

The article describes the historical, legal, institutional and legislative components of the European experience of the various anti corruption enforcement authorities and prosecutors.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт борьбы с коррупцией органами исполнительной власти и прокуратуры»

relationship in the sphere of the prevention of crimes, fixing the rights and duties of subjects of the prevention of crimes.

Keywords: prevention of crimes, prevention system, activity of law-enforcement bodies, legal regulation

R.V. Poltarygin, PhD. jurid. , senior lecturer in criminal policy and the organization of crime prevention,

УДК 342.9

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРОКУРАТУРЫ

М.М. Поляков

В статье рассмотрены историко-правовые, организационные и законодательные составляющие европейского опыта противодействия коррупции различными органами исполнительной власти, а также органами прокуратуры.

Ключевые слова: коррупция, международный опыт, органы исполнительной власти, прокуратура.

В мире существует множество стран, которые существенно минимизировали уровень коррупции путем использования самых различных мер. Их анализ показывает, что с коррупцией можно успешно бороться, используя при этом как весьма «мягкие» меры, так и достаточно «жесткие» (а порой и просто жестокие) способы. Среди европейских стран Германия, Финляндия, Франция, Эстония - это страны, показавшие то, как можно правильно и эффективно бороться с коррупционными проявлениями на всех уровнях власти.

Г ермания являет собой пример европейской страны, имеющей серьезные достижения в деле борьбы с коррупцией. Немецкие государственные служащие, в том числе и работники прокуратуры, являют собой образец честности, неподкупности, а также преданности своему делу. В Г ермании под коррупцией понимается:

• злоупотребление государственной должностью, политическим влиянием или положением в сфере торговли или промышленности;

• предоставление преимуществ третьему лицу;

• коррупция осуществляется с целью получения какой-либо выгоды должностным лицом или третьим лицом;

• коррупция наносит вред обществу (если речь идет о государственной или политической фигуре) или компании (если речь идет о лице, занимающем должность в области коммерции) [1].

Анализ теории, практики и нормативных правовых актов дает общее представление об антикоррупционной система Германии, которая базируется на следующих десяти принципах:

- охрана государственной казны и конкуренции посредством регистра коррупции;

- создание стимулов для новой этики предпринимательства;

- запрещение должностным лицам, уволенным со службы за оказание протекции, в течение пяти лет иметь отношение к предпринимательству;

- ликвидация пробелов в законах;

- санкционированный контроль за телефонными разговорами;

- урегулирование положения главного свидетеля посредством смягчения наказания;

- усиление уголовного преследования путем создания центров по борьбе с коррупцией;

- обеспечение широкой гласности своей деятельности;

- создание «телефонов доверия»;

- усиление контроля с целью предупреждения самообогащения и злоупотребления субъективным правом [2].

Каждый из перечисленных принципов реализуется в Германии максимально эффективно, что делает её одним из «локомотивов» дальнейшего развития мировой экономики, несмотря на все кризисные явления, которые преследуют другие страны единой Европы.

В 1997 г. в ФРГ вступил в силу Закон о борьбе с коррупцией, и были внесены изменения в Уголовный кодекс Германии. В результате был существенно расширен перечень преступлений, обладающими признаками коррупции:

- ограничивающие конкуренцию соглашения при конкурсах (§ 298 УК

ФРГ);

- получение и дача взятки в хозяйственном обороте (§ 299 УК ФРГ);

- получение выгоды (§ 331 УК ФРГ);

- получение взятки за нарушение служебного долга (§ 332 УК ФРГ);

- обещание, предложение выгоды, взятки (§ 333 УК ФРГ);

- дача взятки за нарушение служебного долга (§ 334 УК ФРГ).

Кроме того, в федеральных министерствах и ведомствах немецкого правительства были внедрены антикоррупционные меры, содержащиеся в специальном пакете документов, получившем название «Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления» (далее - Директива) [3]. Данные нормативные документы были разработаны Федеральным министерством внутренних дел и действуют в Германии с 30 июля 2004 г. К Директиве прилагаются Кодекс действий против

коррупции, а также Методические указания для руководителей и руководства ведомства. Главной особенностью Директивы является то, что она может применяться не только к федеральным органам государственной власти, но и к юридическим лицам публичного или частного права. В Директиве делается акцент на проведение в органах государственной власти анализа рисков особо подверженных коррупции сфер деятельности. При этом выявление коррупционных рисков производится путем использования принципов «многих глаз» (участие или совместная проверка несколькими сотрудниками или подразделениями) и прозрачности. В ст. 4.2. Директивы предусматривается ротация должностных лиц в особо подверженных коррупции органах, причем срок исполнения полномочий служащих ограничен пятью годами. Далее, в параграфе 5 Директивы прописывается возможность выделения в государственных и частных органах специально уполномоченных должностных лиц, которым можно было бы поручить решение следующих антикоррупционных задач: доверительное партнерство по предотвращению коррупции; консультирование руководства по вопросам противодействия коррупции; информирование работников об антикоррупционных действиях; отслеживание и оценка признаков коррупции; участие в информировании работников о возможных санкциях за совершение коррупционных деяний и т.д. Более того, если анализ рисков будет показывать высокую степень подверженности коррупции организации или органа власти, то Директива предусматривает в этом случае создание обособленного структурного подразделения по предотвращению коррупции.

Что же касается участия органов прокуратуры в деятельности по борьбе с коррупцией, то согласно ст. 10.1 Директивы они должны быть в обязательном порядке проинформированы ответственными должностными лицами органа или организации о фактах подозрения в совершении коррупционных деяний с целью их дальнейшей проверки и возможного возбуждения уголовного преследования в отношении неблагонадежных работников.

Кодекс действий против коррупции (далее - Кодекс) представляет собой подробный комментарий к параграфам Директивы по борьбе с коррупцией в федеральных органах власти. В начале Кодекса приведена своего рода инструкция или антикоррупционный план действий для работников, состоящий из девяти пунктов. Перефразируя оригинальный текст более официальным языком, представим данные пункты следующим образом:

1. Работник должен быть примером для своих коллег в области нетерпимого отношения к коррупции.

2. Необходимо отвергать все попытки подкупа и незамедлительно сообщать о данных фактах лицам, ответственным за её предотвращение, либо непосредственному руководству.

3. В случае возникновения конфликта интересов нужно привлекать своих коллег в качестве свидетелей.

4. Организация работы должна быть построена таким образом, чтобы её можно было проверить в любое время.

5. Работники обязаны четко разделять свою служебную и частную жизнь для предотвращения конфликта интересов.

6. При выявлении фактов коррупции в процессе исполнения своих служебных обязанностей работник должен сообщить об этом лицу, ответственному за предотвращение коррупции или руководителю.

7. В случае выявления структурных подразделений, способствующих коррупции, необходимо организовать свою работу таким образом, чтобы не быть вовлеченным в данную деятельность.

8. Работник должен периодически проходить подготовку и переподготовку по вопросам противодействия коррупции.

9. Если же работник все-таки оказался вовлеченным в коррупционную деятельность, то он не должен бояться сообщить об этом, поскольку это может быть учтено в качестве смягчающего обстоятельства при определении степени его виновности.

Интересно проанализировать положения Методических указаний для руководителей и руководства ведомства (далее - Методические указания), являющиеся вторым приложением к Директиве. В указанном документе подробно расписаны «слабые» места в организации, которые могут быть подвергнуты коррупции; антикоррупционные меры, обязанность по реализации которых возлагается на руководителя; а также признаки и показатели коррупции, свидетельствующие о её появлении и распространении в органе или организации. Рассмотрим подробнее перечисленные элементы Методических указаний.

В самом начале раздела I Методических указаний дается очень важный совет для руководителей различных органов и организаций суть которого сводится к тому, чтобы он на своем примере показывал нетерпимое отношение к коррупции и коррупционному поведению. Кроме того, руководитель обязан четко распределить обязанности своих работников, не допускать дублирования их полномочий и осуществлять постоянный контроль за их деятельностью. Согласно Методическим указаниям «слабыми» местами и лазейками для коррупции являются:

1. Недостаточный служебный и специальный отраслевой надзор.

2. Слепое доверие к старым сотрудникам и работникам-специалистам.

3. Слабости характера работников в областях, связанных с опасностью коррупции.

4. Негативный пример руководителей при принятии подарков.

5. Отсутствие выводов по вскрытым махинациям; как следствие -отсутствие сдерживания.

Бороться с коррупцией руководитель должен используя целый комплекс мер, прописанных в Методических указаниях. К ним относятся меры информационного характера (проведение консультирования и бесед с работниками), организационного характера (распределение и

перераспределение полномочий), обеспечительного характера (бдительность по отношению к коррупционным «сигналам тревоги»), надзорного характера (постоянное внимание в отношении подчиненных работников).

В разделе II Методических указаний приведены признаки и показатели коррупции. В этом разделе особо подчеркивается, что коррупцию невозможно исключить из деятельности любой организации. Именно поэтому руководитель обязан осуществлять постоянный мониторинг определенных показателей - нейтральных, внутрисистемных и внешних контактов. К числу некоторых так называемых нейтральных показателей относятся:

- бросающийся в глаза высокий уровень жизни;

- необъяснимое сопротивление работника изменению его полномочий или переводу,

- нетипичное, необъяснимое поведение, возникновение замкнутости;

- возможное появление социальных проблем (алкоголизм, наркомания или склонность к азартным играм и т.п.);

- использование льгот и контактов третьих лиц и т.д.

Наиболее типичные внутриведомственные показатели коррупции:

- игнорирование предписаний руководства;

- возникновение «мелких недочетов» в работе;

- расхождения между фактическим ведением дел и последующим документальным отражением;

- принятие решений работником без четкого обоснования, а также в обход других инстанций;

- поддержка только определенных лиц, обращающихся с предложениями или ходатайствами;

- оказание влияние работника на решения, не входящим в собственную сферу ведения, где имеют значение интересы третьих лиц;

- терпимость сотрудника к противоправному поведению;

- отсутствие или недостаточность контроля и надзор со стороны работника в отношении сферы его деятельности;

- большая концентрация полномочий у одного лица.

И, наконец, к числу наиболее характерных показателей в области внешних контактов относятся:

- чрезмерное «обхождение» лиц, подающих заявки на участие в конкурсе;

- покупки по цене, не соответствующей рыночной; заключение контрактов без прозрачного конкурса;

- частое внесение изменений и поправок в документы при взаимоотношении с внешними организациями;

- наличие документов у должностного лица, не имеющих входящих реквизитов организации (документов, полученных «по личным каналам»);

- дорогостоящие дополнительные работы;

- совместительство работников или деятельность их родственников на фирмах, являющихся одновременно подрядчиками или заявителями государственных органов;

- «панибратский» тон общения или ярко выраженная уступчивость на переговорах с предприятиями;

- частые «командировки» на определенные фирмы;

- «постоянные визиты фирм» предприятий в учреждении (конкретных ответственных работников или делопроизводителей)

- отсутствие конфликтов с предприятиями или заявителями там, где они, как правило, возникают и т.д.

Стоит отметить, что перечисленные выше показатели очень правильно раскрывают суть возможного коррупционного поведения у работников публичной или частной организации. В этом отношении не имеет особого значения, является ли организация государственной или нет, коррупция может возникнуть абсолютно везде, независимо от организационно-правовой формы или формы собственности.

По мнению автора, рассмотренная Директива является чрезвычайно значимым документом в сфере противодействия коррупции. Ее положения необходимо использовать не только в Германии, но и в России. Хочется выразить надежду, что подобные директивы будут действовать не только во всех государственных и муниципальных органах власти нашей станы, но и в негосударственных коммерческих и некоммерческих организациях. По сути, Директива по противодействию коррупции, изданная Министерством внутренних дел Германии, предполагает создание мощной системы как внутриведомственного, так и надведомственного антикоррупционного контроля. Эту систему вполне возможно, а главное нужно внедрить и в Российской Федерации.

Нельзя не сказать, что во Франции уровень коррупции был ниже, чем в остальной Европе. Исторически так сложилось, что в ней подкупу и взяточничеству также было подвержено большинство органов государственной власти, как и в других странах. В частности, среди французских чиновников в ХУП-ХУШ веках была широко распространена система откупов - приобретения частными лицами за единовременный взнос в казну права распоряжаться теми или иными источниками бюджетных доходов государства (сбор налогов, таможенных, дорожных, портовых сборов и т.д.)

[4].

Попытки бороться с коррупцией предпринимал в начале XIX века даже великий французский император Наполеон Бонапарт, который считал её главным одним из главных врагов армии и государства. При Наполеоне для профилактики казнокрадства и воровства запасов в вооруженных силах была придумана четкая регламентация системы государственных заказов, которая дала возможность предупреждать корыстные сговоры между чиновниками и поставщиками.

Органы прокуратуры во Франции традиционно занимались поддержанием соблюдения антикоррупционного законодательства. В первую очередь это касалось обеспечения органами прокуратуры следованию поднадзорными субъектами нормам уголовного и административного права.

Впервые кодификация уголовного права Франции была осуществлена во времена Первой империи в 1810 году. В Уголовном кодексе Наполеона можно проследить разграничение таких категорий как коррупция и взяточничество. Затем, на протяжении последующих десятилетий круг преступлений, обладающих признаками коррупции, существенно расширился. В Уголовном кодексе Франции 1992 года уже определяется 16 различных видов преступлений в области коррупции и нарушений честности. Их можно сгруппировать следующим образом:

- коррупция как достижение предоставления любой выгоды для себя или кого-либо путем нелегальных сговоров;

- использование своей должности в личных интересах для получения доходов либо любых ценностей (взяточничество);

- использование своего влияния на принятие решений в целях получения или предоставления выгоды («торговля влиянием»);

- фаворитизм (предпочтение);

- вмешательство в разрешение дела, в котором имеется личный интерес

[5].

В современной Франции борьбой с коррупцией занимается достаточно большое количество органов государственной власти, или как их еще называют «большие государственные корпуса» - Г оссовет, Счётная палата и Генеральная инспекция финансов.

В функции Госсовета входит консультирование Правительства Франции по вопросам соответствия законодательству республики всех подзаконных правовых актов министерств и ведомств. Кроме того, Госсовет исполняет роль высшего третейского органа при разрешении споров между гражданами и государственными чиновниками, осуществляя при этом полномочия административной юстиции.

Счётная палата Франции занимается анализом бухгалтерской отчётности государственных предприятий, учреждений и других организаций, финансируемых из бюджета. Получаемые при этом отчеты доводятся до сведения не только высших органов власти Франции, но и публикуются для сведения общественности. Еще одним полномочием Счетной палаты является ее право контролировать назначение государственных служащих в различных ведомствах («Закон Сегена»).

Генеральная инспекция финансов, относящаяся к Министерству финансов Франции, проводит ревизию порядка расходования бюджетных средств в центральных органах и на местах (департаментах, дискритах и т.д.). Данной работой занимаются специальные ревизоры, направляемые для проверок в различные ведомства для выявления возможного нарушения использования государственных финансов.

В системе МВД Франции сегодня активно работает Главное управление финансовой полиции, имеющее соответствующие службы во всех департаментах (lesbrigadesfinanciëres). В тех случаях, когда выявляются коррупционные правонарушения, подпадающие под уголовное законодательство, то они передаются для расследования в прокуратуру, входящую в структуру Минюста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В общей системе противодействия коррупции Франции функционируют специальные подразделения криминальной полиции, прокуратуры, таможенных органов, налоговой инспекции. Координация деятельности по борьбе с коррупцией возложена на Центральную межведомственную службу при Минюсте по предотвращению коррупции.

Важным обстоятельством, влияющим на успешность проводимой во Франции в последние десятилетия антикоррупционной работы, является её участие во многих международных организациях. В частности, Франция входит в Группу по борьбе с отмыванием денег при ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития).

Успешно происходит процесс противодействия коррупции в Финляндии, что позволяет выделить особую финскую модель борьбы с коррупцией [6]. Достижения Финляндии в борьбе с коррупцией подтверждаются и другими исследованиями, проводимыми ТИ, в частности, Барометром мировой коррупции (GlobalCorruptionBarometer) и Индексом взяткодателей.

Финляндия отличается бескомпромиссной судебной системой. От обвинений в коррупции и наказаний не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность.

В деле борьбы с коррупцией особую роль играют канцлер юстиции и омбудсман парламента (уполномоченный по правам человека), которые являются полностью независимыми в своей повседневной деятельности и имеют в своем распоряжении все инструменты и права, необходимые для проведения расследований и принятия мер.

Государственная служба в Финляндии отличается высокой степенью профессионализма и количественной устойчивостью. Государственные должности могут занимать только лица, имеющие диплом юриста. Общая же численность финских чиновников стабильна на протяжении многих лет. Более того, в 90-е годы прошлого века в Финляндии было проведено широкомасштабное сокращение государственного аппарата - количество государственных служащих всех уровней сократилось практически на половину - с 230 до 127 тысяч. Еще одним из основных факторов, стоящих на пути разрастания коррупции в Финляндии, является высокая материальная и социальная обеспеченность чиновников.

Стоит отметить, что низкий уровень коррупции в стране обусловлен крайне малым разрывом между доходами самых бедных и самых богатых слоев населения. Если взять в качестве меры социальной несправедливости соотношение между доходами 20 % самых богатых и 20 % самых бедных

граждан, то в США оно составит 9 раз, в Сингапуре - 9,6, в наиболее развитых странах - в среднем 5,8 раз, а в Финляндии - 3,6 раз.

Главное в «финской модели борьбы с коррупцией» - формирование условий, которые не образовывали бы благоприятную среду для коррупции и существенно минимизировали вредоносные последствия этого социальноэкономического явления, делали бы возможным максимально эффективную борьбу с ним.

Исторический опыт антикоррупционной деятельности

западноевропейских стран бесспорно важен для России, но уже сегодня необходимо учитывать опыт стран центральной и восточной Европы. Это особенно актуально в том плане, что данные государства некогда являлись частью единой социалистической системы во главе с СССР. Согласно Индексу восприятия коррупции за 2012 наивысшую позицию среди стран бывшего Советского Союза занимает Эстония - 32 место с 64 баллами [7]. Заслуживает уважения тот факт, что Эстония согласно обозначенному международному рейтингу также опережает и все страны центральной Европы.

Эстония получила независимость от СССР сравнительно недавно - 20 августа 1991 года. Однако за более чем двадцатилетнюю историю своего суверенного существования Эстония сумела накопить довольно большой опыт борьбы с коррупцией. Противодействие коррупции ведется в Эстонии системно и методично в рамках административной и полицейской реформ, которые там начались практически сразу после выхода страны из состава СССР. Результатом полицейской реформы стало резкое сокращение численности сотрудников правоохранительных органов. Если в 1991 г. в Эстонии насчитывалось 6-7 тыс. полицейских, то в начале 2000-х их число сократилось до 3,5 тыс. и остается практически неизменным. Важно подчеркнуть, что это сокращение не повлекло за собой существенное снижение эффективности их деятельности. Наоборот - с 1994 г. по 2009 г. уровень убийств в Эстонии упал в 3,5 раза [8]. Кроме того, сокращение численности полицейских позволило очистить их ряды от коррупционеров и, тем самым, повысить престиж полиции в обществе. В эстонской полиции также был создан специальный отдел полиции, состоящий из следователей и полицейских, которые занимаются выявлением правонарушений, связанных с коррупцией.

Борьбой с коррупцией в Эстонии занимается целый ряд органов исполнительной власти: министерство юстиции, министерство внутренних дел, министерство финансов, а также министерство экономики и коммуникаций. Полномочия по противодействию коррупции есть и у государственного секретаря Эстонии. Министры, возглавляющие перечисленные выше министерства, а также государственный секретарь Эстонии входят в состав антикоррупционной комиссии министров, созданной 13 мая 2003 года. Правительство Эстонии периодически принимает стратегии борьбы против коррупции на среднесрочную перспективу примерно каждые три года. В частности, с 2004 по 2007 годы действовала стратегия по борьбе с

коррупцией, носившая название «Честное государство», с 2008 по 2012 годы в Эстонии реализовывалась обновленная антикоррупционная стратегия, в которой был учтен опыт и недостатки действовавшей ранее стратегии.

Правительство Эстонии на протяжении многих лет сумело успешно реализовать в стране масштабную программу по компьютеризации и информатизации органов государственной власти и государственных учреждений. Данная программа получила название «Электронное государство» и была принята в 2000 году. За 12 лет Эстония превратилась в одного из мировых лидеров по уровню доступа населения к сети Интернет, а также качеству предоставления интернет-услуг. Современные информационные технологии позволили Эстонии практически полностью перейти на электронный документооборот, что значительно сокращает бюрократическую волокиту и расходы населения. Государственные услуги в Эстонии преимущественно оказываются при помощи сети интернет в режиме он-лайн (режиме реального времени), что позволяет не только сэкономить гражданам время, но и исключает возможность личного общения с чиновниками. Уже с середины 2000-х годов в Эстонии действует единый государственный Интернет-сервер eesti.ee, в который входит примерно сто порталов по предоставлению различных услуг или практической помощи жителям страны — от Регистра народонаселения, Бизнес-регистра, Регистра недвижимости, Земельного кадастра, Дорожно-транспортного регистра и системы электронного голосования до Департамента гражданства и миграции, Налогового департамента, Больничной кассы, Регистра пенсионных страхований, Центра электронных рецептов и т.д [9]. Система «Электронного государства» стала одной из визитных карточек Эстонии и примером того, как можно использовать современные технологии для предупреждения коррупции.

Что же касается прокуратуры, то она является правительственным учреждением, находящимся в сфере управления Министерства юстиции. Прокуратура руководит досудебным уголовным производством, обеспечивая его законность и результативность; поддерживает в суде государственное обвинение, участвует в планировании розыскной деятельности, необходимой для пресечения и раскрытия преступлений, а также выполняет иные возложенные на прокуратуру законом обязанности. Прокуратура ведет производство преступлений в сотрудничестве со следующими следственными учреждениями: Департамент полиции и погранохраны, Департамент полиции безопасности, Налогово-таможенный департамент, Департамент по делам конкуренции, Инспекция по охране окружающей среды и Генеральный штаб сил обороны [10].

В рамках антикоррупционной деятельности органы прокуратуры Эстонии активно занимаются международным сотрудничеством. Так, в частности, прокуратура Эстонии принимает участие в деятельности:

- Международной ассоциации прокуроров (!ЛР);

- Департамента борьбы Европейской комиссии с обманными действиями (OLAF), одними из целей функционирования которого являются усиление борьбы с мошенничеством, коррупцией и иными противозаконными действиями, наносящими вред финансовым интересам Европейского Союза;

- Системы сотрудничества CARIN, целью которой является улучшение сотрудничества между членами - государствами при обнаружении, наложении ареста на добытое нелегальным путем имущество и его конфискации;

- Экспертного комитета MONEYVAL, который оценивает применение мер по предотвращению легализации (отмыванию) денег в тех государствах -членах Европейского Союза, которые не являются членами FATF [11].

Европейский опыт борьбы с коррупцией очень важен для Российской Федерации. Нашей стране для реализации собственной антикоррупционной стратегии просто необходимо его использовать для достижения собственных успехов в этой сфере. Приведенные примеры самым наглядным образом показывают, каким образом надо это делать.

Список литературы

1.Ригер Х.-И. Предотвращение - ключевой фактор в борьбе с коррупцией // Электронный ресурс: www.sapa.sib.ru/Podrazd/riger.doc (дата посещения - 01.04.2013 г.)

2.Моисеев В.В. Европейский опыт борьбы с коррупцией // Человек и труд. 2011. № 10.

3.Директива Федерального правительства по предупреждению коррупции в федеральной администрации МВД ФРГ от 30 июля 2004 г. // Электронный ресурс: www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/RL_russisch.pdf (дата посещения - 01.04.2013 г.)

4.Рубинский Ю.И. Франция: коррупция и борьба с ней // Современная Европа. 2010. №2.

5.Марку Ж. Борьба против коррупции во Франции // Журнал российского права. 2012. № 7.

6.Дерябин Ю. С. Когда почетно быть на последнем месте. Финский опыт

борьбы с коррупцией // Электронный ресурс:

www.uatender.com/komitet/biblioteka/66.doc (дата посещения - 01.04.2013 г.)

7.Индекс восприятия коррупции за 2012 / Официальный сайт Трансперенси Интернешнл - Р (Центр ТИ-Р) // Электронный ресурс: http://www.transparency.org.ru/mdeks-vospriiatiia-kormptcii/rossiia-v-indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta (дата посещения - 01.04.2013 г.)

8.Как наши соседи борются с коррупцией / Общественно - правовой

портал «Справедливость» // Электронный ресурс: http://s-

pravdoy.ru/library2/oefbsk/2877-2009-09-11-11-27-43.html (дата посещения -01.04.2013 г.)

9.Интернет-рай Прибалтики: Виртуальная Эстония, хакерская Латвия и сверхскоростная Литва / Информационное агентство REGNUM //

Электронный ресурс: http://www.regnum.ru/news/economy/1474505.html (дата посещения - 01.04.2013 г.)

10.0фициальный интернет-сайт прокуратуры республики Эстония / О прокуратуре // Электронный ресурс: http://www.prokuratuur.ee/ru/o-prokurature (дата посещения - 01.04.2013 г.)

11.Официальный интернет-сайт прокуратуры республики Эстония / Международное сотрудничество // Электронный ресурс: http://www.prokuratuur.ee/ru/mteresnoe-o-prokurature/mezhdumrodnoe-sotrudnichestvo (дата посещения - 01.03.2013 г.)

М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доцент каф.административного права, тел. + 7(968)586-45-51, E-mail: maxpol84@yandex.ru, (Россия, Москва, МГЮУ им. О. Е. Кутафина (МГЮА))

EUROPEAN EXPERIENCE IN FIGHTING CORRUPTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES AND PROSECUTION Polyakov M.M.

The article describes the historical, legal, institutional and legislative components of the European experience of the various anti-corruption enforcement authorities and prosecutors.

Keywords: corruption, international experience, the executive authorities, the prosecution

M.M. Polyakov, PhD. jurid. , associate professor of law kaf.administrativnogo, tel. +7 (968) 586-45-51, E-mail: maxpol84@yandex.ru, (Russia, Moscow, MGYUU them. O. Kutafin (MSLA))

УДК 342.9

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ

Н.С. Посулихина

В статье рассмотрены место решений Конституционного Суда РФ в механизме противодействия коррупции, история становления конституционной юстиции, предложение по определению роли решений Конституционного Суда РФ.

Ключевые слова: коррупция, решения Конституционного Суда РФ,

противодействие, конституционная юстиция.

Одним из основных типичных источников российского права исторически признаются нормативно-правовые акты. Но в связи с происходящей реформацией как политической, так и экономической сфер общественного бытия среди учёных и практиков стали высказываться идеи о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.