Научная статья на тему 'Европейские сообщества в 80-х годах хх века и СССР'

Европейские сообщества в 80-х годах хх века и СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3154
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СССР / EUROPEAN COMMUNITY / THE SOVIET UNION / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаренков Максим Вячеславович

Статья посвящена изучению медленного и трудного сближения Советского Союза со странами Европейского сообщества в 80-х гг. ХХ в., закончившегося с распадом СССР в 1991 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Макаренков Максим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN COMMUNITIES IN THE 80S OF THE XXTH CENTURY AND THE USSR

The article examines the slow and difficult convergence of the Soviet Union with the countries of the European Community in the 80s of the XXth century that ended with the collapse of the USSR in 1991.

Текст научной работы на тему «Европейские сообщества в 80-х годах хх века и СССР»

Зарубежная история

М.В. Макаренков

Европейские сообщества в 80-х годах ХХ века и СССР

Статья посвящена изучению медленного и трудного сближения Советского Союза со странами Европейского сообщества в 80-х гг. ХХ в., закончившегося с распадом СССР в 1991 г.

Ключевые слова: Европейские сообщества, экономическое сотрудничество, СССР.

Советский Союз и Европейские сообщества1 долгое время не поднимали вопрос о взаимном экономическом сотрудничестве. И это было, как не парадоксально, вполне естественно. Страны, входившие в Европейские сообщества, и СССР имели абсолютно разные и несовместимые экономические и политические системы и режимы.

Политическое руководство СССР относилось негативно к процессу европейской экономической интеграции. Оно не без оснований в годы

1 В научной и популярной литературе использовались также термины «Европейское сообщество», «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС), «Общий рынок».

«холодной войны» рассматривало деятельность Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) как часть политической и экономической борьбы «мирового и европейского империализма» с социалистическими странами.

Впрочем, и ЕЭС не приглашал «в свои объятия» Советский Союз. На этапе становления «общеевропейской идеи» многие ее сторонники были против участия СССР в европейской экономической интеграции, не говоря уже о политической интеграции, которая была в принципе невозможна. Более того, многие сторонники европейского единства видели в СССР страну, способную, в силу своей огромной военной мощи, «поглотить» небольшие государства Западной Европы [6, с. 23].

Негативным было отношение Европейского сообщества и к Совету Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Сообщество не видело в последнем необходимого ему торгового партнера.

Советский Союз, в свою очередь, направлял свои основные усилия на развитие торгово-экономического сотрудничества с социалистическими странами, входящими в СЭВ. При этом СССР не обращал внимания на экономические успехи ЕЭС, называя их временными.

Принято считать, что в СССР отношение к ЕЭС изменилось только с началом «эпохи перестройки». Это не совсем верно. В начале 70-х гг. ХХ в., когда начали проявляться признаки «разрядки напряженности», впервые осуществилась попытка изменить официальную позицию СССР по отношению к ЕЭС. В 1972 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев в одном из выступлений заявил, что СССР может пойти на сотрудничество с ЕЭС, если то будет проводить конструктивную политику в отношениях с Советским Союзом. По мнению Л.И. Брежнева, «государства, входящие в “Общий рынок”, должны отказаться от каких-либо попыток дискриминации» социалистических стран, находящихся в СЭВ, и «способствовать развитию двусторонних связей и общеевропейскому сотрудничеству» [1, с. 77].

На Западе не было единой точки зрения на торгово-экономические отношения с восточноевропейскими странами. Сторонники связей с Востоком полагали, что экономическое превосходство Запада служит достаточным противовесом «экспансионистским устремлениям Востока» [12, р. 93]. Сторонники этого курса исходили из того, что СССР и другие члены СЭВ в значительной степени зависят в своем экономическом развитии от получения современных западных технологий. По их мнению, ограничение импорта из стран Запада неизбежно приведет советскую сторону к пересмотру своей политики. Этой же цели служили и валютные санкции некоторых стран Запада в отношении членов СЭВ.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

Иная точка зрения на внешнеэкономическое сотрудничество с Востоком заключалась в предоставлении Советскому Союзу и другим членам СЭВ режима наибольшего благоприятствования, который в итоге должен был привести к улучшению отношений в политической сфере.

Надо отметить, что в период с 1970 по 1975 гг. в большинстве стран СЭВ отмечалось бурная динамика роста импорта из развитых капиталистических стран, в т.ч. входящих в ЕЭС. Так, импорт в целом вырос на 296%, а экспорт в страны Запада - на 189%. В 1975-1980 гг. соотношение экспорта и импорта стран-членов СЭВ меняется: прирост импорта из капиталистических стран составил 62%, а экспорта в эти страны - 140% [12, р. 96].

Физический объем торговли СССР со странами Запада с 1970 по 1981 гг. возрос на 152%. В 1970 г. СССР экспортировал в страны Запада 1 млрд. куб. м природного газа, в 1982 г. - 25 млрд. куб. м. В целом за период 1973-1982 гг. выручка от экспорта топлива возросла с 1,3 млрд. до 15 млрд. переводных рублей, тогда как в пересчете на условное топливо экспорт возрос лишь с 76 млн. до 127 млн. т. [10, р. 7].

С ростом внешней торговли заметное развитие в отношениях ЕЭС с Советским Союзом и другими социалистическими странами получил ряд новых форм экономического сотрудничества, в частности, международная межфирменная кооперация. К примеру, наиболее широко и успешно развивалась промышленная кооперация западных фирм с венгерскими предприятиями. В 1982 г. общее число соглашений достигло 508 [11, р. 244-249].

Однако в торговых отношениях ЕЭС с Советским Союзом и другими странами социализма возникал ряд проблем. Необходимо было принять меры к сокращению слишком большого разрыва между импортом и экспортом. Для СССР эта проблема была не острой. В качестве экспортера нефти СССР выиграл от значительного повышения ее цен и сумел увеличить импорт из стран Запада в большей мере, нежели экспорт.

Давала о себе знать проблема задолженности. Чистая задолженность СССР в конце 1982 г. составила 10 млрд. долл., из них 4 млрд. - банкам зоны БМР (Банка международных расчетов) [10, р. 5].

Надо признать, что практика тех лет не обнаружила прогресса в сфере экономических взаимоотношений. Западным партнерам не удалось расширить рынок сбыта своих товаров в СССР и другие страны СЭВ, а предприятия соцстран не смогли укрепить свою конкурентоспособность на капиталистических рынках.

С одной стороны, СССР и другие социалистические страны не смогли повысить свою конкурентоспособность и приспособить экспортные отра-

сли к потребностям мирового рынка. С другой, экспорт готовых изделий в страны «Общего рынка» был сильно затруднен в результате тарифных и нетарифных ограничений. Дискриминация не распространялась лишь на поставки топлива и сырья из СССР. Социалистические страны не смогли получить на Западе необходимую им новейшую технологию, увеличить запасы твердой валюты и т.д.

Западные фирмы не были заинтересованы в углублении кооперации. Дело в том, что кооперационные соглашения имели главной целью проникновение на рынки социалистических стран. Однако низкие темпы роста экономики последних и растущая внешняя задолженность не позволяли западным фирмам надеяться на реализацию данной цели и, соответственно, уменьшали их заинтересованность в кооперации.

Таким образом, можно утверждать, что «вялые» экономические отношения Европейских сообществ с Советским Союзом и другими социалистическими странами были обусловлены не только политическими соображениями, но экономическими факторами.

Время потепления между Востоком и Западом, как известно, было недолгим. С началом 1980-х гг. в торговле наступила стагнация. Запад видел в экономических отношениях с Востоком одну из мер политического воздействия на мировой социализм: он блокировал поставки т.н. «стратегических товаров» в страны СЭВ [12, р. 94].

Можно сделать вывод о том, что политическое значение торгово-экономических связей между Востоком и Западом в годы разрядки было гораздо скромнее, чем принято считать. Страны социализма зависели от них в меньшей степени, а для Запада эти отношения являлись во многом ограниченной возможностью осуществления своих политических целей.

Вскоре вернулась «холодная война», вернулись и жесткие идеологические оценки деятельности ЕЭС и в политической лексике, и в научных изданиях СССР. Вновь заговорили о ЕЭС как об «экономическом копье НАТО» [3, с. 139]. «Общий рынок» рассматривался советскими авторами как «Европа трестов», раздираемая «антагонистическими противоречиями между его членами», утверждалось, что «капиталистическая интеграция не оправдала надежд ее инициаторов» [9, с. 250].

Приведенные утверждения не отражали существовавшего положения в ЕЭС. Надо признать, что во второй половине 1980-х гг. в Сообществе произошли события, которые показали его дееспособность. Членам последнего удалось решить некоторые важные экономические вопросы.

Большая заслуга в достижении успехов принадлежала правительству французских социалистов, которое взяло курс на «европейское обновление» [15, р. 1018]. Благодаря инициативе французов, которые в это время

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

председательствовали в комиссии ЕЭС, в 1984 г. были решены вопросы об увеличении бюджета ЕЭС, о взносах Великобритании в него, были урегулированы проблемы, связанные с производством некоторых продуктов, достигнуты компромиссы в других областях. Активно обсуждались вопросы об устранении таможенных барьеров. Были выделены значительные средства для реализации средиземноморской программы, которая позволит странам этого региона - членам ЕЭС - повысить качество своей продукции, увеличить экспорт некоторых продуктов сельского хозяйства и решить вопрос о ценах на них.

Одним из самых важных событий этого периода стало вступление в ЕЭС Испании и Португалии. Сразу после этого Испания и Португалия получили крупные средства из структурного фонда для реконструкции своей экономики. Правда, некоторые тогдашние западные аналитики не без иронии отмечали, что соглашение о вступлении Испании и Португалии в ЕЭС составлено настолько «честно», насколько это возможно, когда «объединяются богачи и бедняки» [15, р. 1020].

Почти все политические силы Испании поддержали ее вступление в ЕЭС. В Португалии против выступили только коммунисты. Испанцы и португальцы понимали, какие трудности их ожидали. Но они хотели таким образом положить конец своей изоляции в Европе и надеялись, не без оснований, усовершенствовать свою экономику, в т.ч. путем привлечения в свои страны европейского капитала.

В 1984 г. началось экономическое оживление, совокупный ВВП стран Сообщества увеличился на 2,2%. В 1985 г. прирост составил 2,3%. Достигнуты были результаты в борьбе с инфляцией: в 1985 г. рост общего уровня цен удалось снизить приблизительно до 5%, тогда как в 1984 г. он равнялся 10,6% [13, р. 603].

Частные инвестиции в промышленности увеличивались наиболее быстро по сравнению с другими элементами совокупного спроса в Сообществе. В 1985 г. прирост достиг примерно 10%. Для ФРГ соответствующий показатель равен был 13%, для Нидерландов - 20, для Дании -около 40 [Там же].

В Сообществе наблюдался рост числа рабочих мест. Новые рабочие места в основном занимали женщины и молодые люди [Там же]. Для решения проблем занятости и увеличения числа рабочих мест в ЕЭС считали необходимым повысить объем инвестиций [13, р. 605].

Отчетливо была заметна конвергенция темпов инфляции. В 1980 г. они составляли в среднем по ЕЭС 12,6%. Самый низкий уровень (в ФРГ) равнялся 4,3%, самый высокий - в Италии и Великобритании -достигал 20% [13, р. 604]. В 1985 г. средний уровень инфляции по ЕЭС

снизился до 5,1% при крайних значениях от 8,1 до 2,1% (исключая Грецию) [13, р. 604].

Для выработки общей политики расширения занятости в ЕЭС была выявлена степень конвергенции экономик стран-членов. С этой целью были проанализированы изменения в странах Сообщества таких показателей, как уровень безработицы, динамика цен, состояние платежных балансов по текущим операциям, государственный долг. Анализ выявил следующее: общее экономическое положение ФРГ и Люксембурга, Дании и Нидерландов было значительно лучше, чем ситуация в ЕЭС в целом. Состояние экономик Великобритании, Франции, Бельгии и Греции соответствовало среднему уровню в ЕЭС. Ирландия и Италия не достигали этого уровня [Там же, р. 603-604].

В условиях ограниченных ресурсов рабочей силы в ЕЭС отдавалось предпочтение инвестициям, направленным на рост производительности труда. Инвестиции, направленные на модернизацию производства и на рост производительности труда, должны были, по мнению специалистов в ЕЭС, вести к сокращению числа занятых и к уменьшению числа рабочих мест. При этом подчеркивалось, что ориентация на трудоемкую технику возможна при условии, что рост реальной заработной платы не будет слишком высоким [Там же, р. 604-605].

В ЕЭС считали необходимым преодолеть наблюдающуюся тенденцию роста доли государственных расходов в ВВП Сообщества. В 1984 г. доля последних в ВВП Сообщества составила 51,9%, в 1985 г. - 51,5% [Там же, р. 606].

Снижался также уровень налогообложения. В 1984 г. он достигал 46,4%, в 1985 г. - 46,3% [Там же, р. 607]. В ЕЭС подчеркивали, что снижение налогов должно быть направлено, прежде всего, на сокращение издержек на заработную плату, которое позволит увеличить прибыль предприятий. «Необходимы согласованные действия Сообщества и государств-членов в целях ускоренного снижения налогов, а также значительного и селективного сокращения субсидий, что будет способствовать усилению динамичности экономической стратегии» [Там же].

Главными задачами бюджетной политики ЕЭС было ограничение расходов на общую аграрную политику, а также финансирование структурной перестройки и конвергенции хозяйств стран-членов [Там же].

Большое внимание в ЕЭС уделялось успешному функционированию Европейской валютной системы. Это помогало странам Сообщества поддерживать денежную стабильность, которая, в свою очередь, служила важным элементом стратегии поддерживания устойчивого экономического роста [13, р. 608]. При этом признавалось, что в некоторых странах

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

ЕЭС денежной политике отводилась чрезмерно большая роль при проведении мероприятий, направленных на достижение экономической стабилизации [13, р. 608].

В целом во второй половине 80-х гг. ХХ в. была достигнута высокая степень экономического интегрирования государств-членов ЕЭС. Одним из показателей этого явилось соотношение экспорта и совокупного ВВП стран Сообщества. Если в 1970 г. оно равнялось 10%, то в 1990 г. - 14,5% [2, с. 430-462]. За вторую половину 1980-х гг. структурная перестройка западноевропейской экономики в целом завершилась. Экономика региона отличалась устойчивыми темпами роста.

Однако в некоторых странах сообщества, в частности, в ФРГ, существовали далеко не оптимистические суждения о ходе интеграционных процессов в Европе. Так, бывший федеральный канцлер ФРГ Г. Шмидт писал в 1986 г., что «Общий рынок» является далеко не «общим»; в нем, по его мнению, не существует ни единой налоговой системы, ни общей валюты, ни координированной валютной политики, ни единых технических норм. В действительности общей является лишь общая сельскохозяйственная политика, которую автор считал почему-то «бессмысленной, ничем не лучше американской» [14, р. 61].

Шмидт указывал на огромный экономический потенциал Западной Европы. Европейское сообщество играет заметную роль на мировом рынке, но беда в том, что его члены не следуют единому экономическому курсу, отмечал немецкий политик. Он считал, что в ближайшем будущем необходимо создать действительно общий рынок, провести общую реконструкцию экономики, что обеспечило бы повышение европейской конкурентоспособности.

Вместо традиционных отраслей (производство стали, судостроение и т.д.) необходимо, утверждал Шмидт, развивать современные отрасли и новые сферы услуг, разработать общую для ЕС программу в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Реализация указанных задач затрудняется тем, что современные западноевропейские правительства не осознали их важности или не проявляют достаточной воли, необходимой для их осуществления. «Европе в целом не хватает политической жизненной силы», - подчеркивал Шмидт [Там же, р. 60].

Вместе с тем бывший канцлер ФРГ констатировал значительное преодоление европейскими народами в рамках Сообщества национальных противоречий. Он, кстати, считал, что ФРГ должна поддерживать добрососедские отношения с Советским Союзом. «Легко называть “царством зла” отдаленное государство, но если оно является непосредствен-

ным соседом, приходится выражаться более осторожно», - подчеркивал Шмидт [14, р. 74].

Во второй половине 80-х гг. ХХ в. изменяется отношение Советского Союза к западноевропейской интеграции. «Преодолевая инерцию блокового мышления, замкнутости, групповой исключительности, учитывая изменения в мире и Европе, - писал отечественный исследователь И.Г. Жиряков в 1991 г., - СССР пришел к выводу, что интеграция в Западной Европе - это не только реальность, но и крупный европейский фактор» [3, с. 139].

Провозглашенное М.С. Горбачевым «новое мышление» во внешней политике СССР радикально изменило отношения с капиталистическими странами - с враждебно-неприязненного на партнерское, даже дружественное. Активно проводимые в СССР экономические и политические преобразования второй половины 1980-х гг. встретили одобрение в Европе.

В мае 1985 г. Советский Союз признал Европейское сообщество как «политическую единицу» [3]. 25 июня 1988 г. СЭВ подписал с Европейским сообществом «Совместную декларацию об установлении официальных отношений между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейским Экономическим Сообществом» [7, с. 171-172].

18 декабря 1989 г. СССР заключил Соглашение с Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве. Статья 3 этого Соглашения предусматривала предоставление друг другу режима «наибольшего благоприятствования во всех областях в том, что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении импорта и экспорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов; положений, касающихся таможенной очистки, транзита, складирования и перегрузки; налогов и других внутренних сборов любого рода, взимаемых прямо или косвенно с импортируемых товаров; методов платежа и перевода таких платежей; правил, касающихся продажи, закупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке» [8].

В декабре 1990 г. в Риме Европейскими Сообществами было принято решение о финансовой поддержке экономических преобразований в СССР [4].

В декабре 1991 г. СССР не стало на политической карте мира. Но первый опыт сотрудничества между Советским Союзом и Европейскими сообществами будет использован при налаживании отношений партнерства между Европейским Союзом и новой Россией.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

Библиографический список

1. Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 4. М., 1974.

2. Борко Ю., Буторина О. От Европейского Союза - к Соединенным Штатам Европы? // Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. М., 2001. С. 430-462.

3. Жиряков И.Г. Советский Союз - Австрия: на пути к созданию общеевропейского дома. М., 1991.

4. Кашкин С.Ю., Ядрихинская О.А. История становления и развития науки Европейского права в России // Право Европейского Союза. URL: http:// eulaw.ru/articles/history of_eu_law#_ftnref37 (дата обращения: 24.03.2014).

5. Правда. 1985. 30 мая.

6. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина. М., 2000.

7. Совместная декларация об установлении официальных отношений между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейским Экономическим Сообществом // Россия и Европейский Союз: документы и материалы / Ред.-сост. С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко, А.О. Четвериков, Е.А. Чегринец. М., 2003. С. 171-172.

8. Соглашение между СССР и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве (Брюссель, 18 декабря 1989). URL: http:// consultant/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=INT;n=16948;fld=134;dst=429496 7295;rnd=0.26418054599421514 (дата обращения: 25.03.2014).

9. Хесин Е.С. Европейское сообщество на рубеже 80-х годов // История европейской интеграции (1945-1994 гг.). М., 1995. С. 250-256.

10. Bethkenhagen J., Machowski H. Commerce Est-Ouest: La stagnation apres l’expansion // Problemes economique. 1984. 14 mars. № 1865. P. 2-9.

11. Bolz K. Enterpreneurial cooperation between East and West in the first half of the 1980’s // Intereconomics. 1984. Vol. 19. № 5. P. 244-249.

12. Knirsch P. Ost-West-Wirtschaftsbeziehungen zwischen Kooperation und Konfrontation // Europaische Rundschau. 1984. Jg. 12. № 4. S. 83-102.

13. Maillet P. En lisant les documents communautaires: Le rapport economique annuel 1985-1986. Une strategie pour la croissance et l’emploi // Revue du Marche commun. 1985. № 292. P. 603-610.

14. Schmidt H. Eine Strategie fur den Westen. Berlin, 1986.

15. Vring Th., von der. EG und Suderweiterung. EUROPA // Neue Gesellschaft. Frankfurter Hefte. 1985. Jg. 32. № 11. S. 1018-1021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.