Научная статья на тему 'Европейские бюджетные авиаперевозчики: история, бизнес-модели и роль в туризме'

Европейские бюджетные авиаперевозчики: история, бизнес-модели и роль в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛОУКОСТЕР (LCC) / БЮДЖЕТНАЯ АВИАКОМПАНИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ / МАРШРУТНАЯ СЕТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансуров Эльнар Наилевич, Харитонова Нина Викторовна

Рассмотрены малобюджетные пассажирские авиалинии и авиаперевозчики-лоукостеры (LCC). Дана характеристика этапов развития и современных типов LCC: чартерные, традиционные, сервисные, региональные. Представлены география европейской маршрутной сети и типичная бизнес-модель LCC, сформулированы ее основные отличия от бизнес-модели классических авиаперевозчиков. Показана роль LCC в развитии туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the role of low-cost carrier, low-cost airline (LCC) in the development of tourism. The characteristics of the main periods of low-cost carrier development are considered, and modern types of low-cost are examined: the charter, traditional, service and regional ones. The geography of the European route net is presented. A typical business model of LCC is regarded in comparison to business models of traditional airline carriers

Текст научной работы на тему «Европейские бюджетные авиаперевозчики: история, бизнес-модели и роль в туризме»

ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

УДК 911.338

Э.Н. Мансуров, Н.В. Харитонова

ЕВРОПЕЙСКИЕ БЮДЖЕТНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗЧИКИ: ИСТОРИЯ, БИЗНЕС-МОДЕЛИ И РОЛЬ В ТУРИЗМЕ

Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: elnarperm@gmail.com; nina3747@mail.ru

Рассмотрены малобюджетные пассажирские авиалинии и авиаперевозчики-лоукостеры (LCC). Дана характеристика этапов развития и современных типов LCC: чартерные, традиционные, сервисные, региональные. Представлены география европейской маршрутной сети и типичная бизнес-модель LCC, сформулированы ее основные отличия от бизнес-модели классических авиаперевозчиков. Показана роль LCC в развитии туризма.

К л ю ч е в ы е с л о в а: лоукостер (LCC); бюджетная авиакомпания; классическая авиакомпания; маршрутная сеть; бизнес-модель.

В XX в. получил развитие новый вид транспорта - авиационный, которому суждено было занять доминирующее место в перевозках туристов на расстояния свыше 500 км. Сейчас в мире насчитывается более 1400 авиакомпаний, которые в среднем перевозят за год около 1,5 млрд. человек. Масштабы авиаперевозок с первой половины прошлого века до настоящего времени возросли более чем в 65 раз.

Индустрия воздушного транспорта очень чувствительна к экономическим и политическим переменам. Так, война в Персидском заливе и экономический спад, начавшийся в 90-х гг. ХХ в., по статистике Международной организации гражданской авиации (ICAO), послужили причиной сокращения воздушных перевозок на 3,5%. Наблюдался спад в авиаиндустрии после событий 11 сентября 2001 г. в США. В 2003 г. пассажирские авиаперевозки существенно сократились из-за вспышки SARS (атипичной пневмонии), распространившейся по странам Восточной Азии. Авиаперевозки во всем мире пострадали и в 2007-2009 гг.: сначала от рекордного взлета цены на нефть, а с осени 2008 г. - от глобального финансового кризиса. Единственными авиакомпаниями, которые, несмотря на финансовые, политические, социальные коллапсы в мире, не только не несли убытки, но и декларировали ежегодно увеличивающуюся прибыль, были лоукостеры.

«Лоукостеры» (от англ. low-cost carrier, low-cost airline) - бюджетные авиакомпании (далее -LCC), использующие бизнес-модель «низкие издержки - низкие цены». Пионером лоукост-модели стала в 1971 г. американская «Southwest Airlines». В Европе первые недорогие перевозчики появились в середине 1990-х гг. в Великобритании и Ирландии, когда происходило дерегулирование воздушного пространства на территории Европейского союза.

Британский «Ryanair» и «Easyjet» использовали американскую лоукост-модель, которая с 1973 г. ни разу не была в минусе, но внесли в нее такое новшество, как полный отказ от сервисных услуг в полете и продажу билетов через Интернет и Call-центр с целью экономии на комиссионных агентам и системам резервирования.

С 1997 г. сеть европейских лоукостеров начала развитие в направлении туристских районов Средиземноморья. В 2002 г. маршрутная сеть расширилась до Восточной Европы и Скандинавии. В

2008 г. лоукостеры совершали рейсы уже и в бывшие Советские республики (Украина, Латвия, Литва). К примеру, «WizzAir», появившись на украинском рынке, ввела promo-тарифы в Лондон, Осло, Кельн, Дортмунд по символической цене в 9 гривен (чуть менее 1 евро). Цена билета Осло - Париж -1 NOK, или 5 руб., или Прага - Франкфурт - 1 CZK, или 1,7 руб. После вступления в ЕС стран Восточной Европы и Прибалтики заметное развитие получили маршруты из Словакии, Польши, Чехии, Латвии, Венгрии. Географию маршрутной сети можно проследить на Европейской карте маршрутов KLM 2005 г. (рис.1).

© Мансуров Э.Н., Харитонова Н.В., 2010

Рис.1. Географию маршрутной сети на Европейской карте маршрутов KLM 2005 г.

Характеристикой LCC, определяющей ее важное место в туризме, является количество воздушных судов, которыми они располагают. Парк самой крупной в США по объему внутренних перевозок и третьей в мире лоукостеров «Southwest Airlines» сейчас насчитывает 487 самолетов. Европейские перевозчики отстают незначительно. Ирландская «Ryanair» владеет 182 лайнерами «Boeing» и готовится в ближайшие годы удвоить флот. В парке «EasyJet» - 163 лайнера. Для сравнения: флот второй по величине в Европе авиакомпании «British Airways» насчитывает 235 самолетов. В рейтинге 100 крупнейших авиакомпаний мира 2007 г. присутствуют 20 LCC, некоторые из них превосходят по объему перевозок таких крупных национальных перевозчиков как «Аэрофлот» или «Swiss». По оценкам «Airline Business», в 2010 г. доля лоукостеров на рынке будет составлять не менее 33% [1].

Сеть LCC не является статичной, она постоянно развивается. Выделяют четыре этапа в развитии сети (рис.2).

Региональный этап

К 1'°

А

На первом, региональном, этапе создается несколько локальных сетей. На следующем выявляются новые маршруты, которые соединяют отдельные сети, создавая крупную сеть. Далее идет этап интенсификации, когда усиливаются и увеличиваются связи внутри сети. На заключительном этапе происходит коммерческий отбор, и от нерентабельных воздушных сообщений отказываются. Таким образом, формируется оптимальная сеть [2].

Укрупнение сети Интенсификация сети Отбор

Рис. 2. Этапы развития сети LCC

В настоящее время можно говорить о существовании четырех типов лоукостеров: чартерные, традиционные, сервисные и региональные.

Лоукостеры чартерного типа - это авиакомпании, которые оперируют маршрутами по направлению «Север - Юг» и используют свои воздушные судна для чартерных рейсов европейских туроператоров. Основные маршруты в страны Карибского региона (Барбадос, Антигуа, Куба, Ямайка и др.), а также в страны Средиземноморья (Кипр, Греция, Марокко, Тунис и др.). LCC чартерного типа являются «Air Berlin», «Condor Flugdienst», «Smartwings», «TUI», «Air Finland» и др.

Традиционные лоукостеры - типичные авиакомпании LCC, предлагающие крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. К числу LCC традиционного типа относят такие авиакомпании, как «GermanWings», «Norwegian Air Shuttle», «WizzAir», «Ryanair».

Лоукостеры сервисного типа, в отличие от классических бюджетных авиакомпаний, предлагают пассажирам ряд привычных услуг, используют разные модели самолетов, а также крупные аэропорты. Так, британский «EasyJet» отличается от своего главного конкурента «Ryanair» тем, что летает не во второстепенные аэропорты, а в главные. Это делает его привлекательным для транзитных пассажиров, которые из крупных аэропортов могут следовать традиционными авиакомпаниями по межконтинентальным направлениям. Предлагая некоторый сервис, такие компании стремятся привлечь более состоятельных и требовательных пассажиров.

Авиакомпании, чья деятельность распространяется лишь на локальном участке карты Европы, а перевозка осуществляется на короткие расстояния, можно считать лоукостерами регионального типа. Примерами авиакомпаний LCC регионального типа являются «FlyNordic», «Malmo Aviation», «Swedline».

Типичная бизнес-модель лоу-кост авиакомпании включает следующие базовые составляющие.

- Использование системы «Point-to-point», когда короткие рейсы совершаются между более дешевыми вторичными аэропортами, в отличие от полносервисных FSC компаний (англ. «full-service carriers»), работающих по системе «hub-and-spoke» (рис.3).

Pnint.td'poiffl

Hub-and-spoke

Рис. 3. Маршрутные системы

Типичная «hub-and-spoke» модель - это высокая концентрация маршрутов между региональными аэропортами и центром «хабом» и низкая взаимосвязь на прямую между другими аэропортами. Крупные магистральные авиаперевозчики, осуществляющие межконтинентальные и межрегиональные перевозки на самолетах большой вместимости, летают преимущественно между центрами, а внутрирегиональные и местные специализируются на подвозе к этим центрам пассажиров из окружающих их менее крупных городов к рейсам дальнемагистральных самолетов. В этом случае все рейсы будут проходить через «хаб» и эффективное расстояние между двумя точками гораздо больше, чем реальное, а перелет более затратный.

Это позволяет LCC-перевозчикам довести эффективное расстояние от точки до точки в сети к близкому или равному реальному расстоянию, что существенно сокращает продолжительность полета и затраты на топливо. В Европе средняя продолжительность полета для FSC авиакомпаний составляет около 3,5 часов, показатель для LCC - от 2 до 2,5 часов. Используя менее загруженные аэропорты, лоукостер предотвращает задержки из-за загрузки воздушного трафика, а также имеет налоговые

преференции и минимальные потери багажа между рейсами и расходы на их возмещение (к примеру, у LCC «Ryanair» на тысячу путешественников приходтся в среднем 1 случай потери багажа, а у FSC «British Airways» - 23).

- Эксплуатация новых однотипных самолетов (обычно Airbus A320 или Boeing 737) с одним пассажирским эконом-классом и минимальным набором дополнительного оборудования (современные видео, стереосистемы и др.). Такой подход к организации дела дает возможность сокращать издержки на техническое обслуживание и ремонт судов, подготовку персонала, покупку и обслуживание сервисной техники.

- Применение внутреннего совместительства в организации труда с целью экономии фонда заработной платы. Например, стюардессы, кроме прямых обязанностей, занимаются уборкой салона.

- Раннее расписание. Расписание составляется так, чтобы время рейсов приходилось на раннее утро или поздний вечер. Это дает возможность избежать задержек из-за загруженности воздушного трафика в дневные часы, а также экономить за счёт более низких аэропортовых сборов в это время суток.

- В посадочных талонах отсутствует указание места с целью поощрения пассажиров быстрее подняться на борт и занять более удобные места. Бесплатно провозится только ручная кладь, ведется строгий учет веса багажа, применяются штрафы за перевес. Эти меры сокращают время пребывания воздушного судна на земле.

- Прямые продажи билетов через Интернет и Call-центр, отказ от касс в аэропортах, отсутствие бумажных билетов. Поощрение раннего резервирования места в самолете: цена билета растет по мере заполнения самолета, чем раньше куплен билет - тем он дешевле.

- Обширная сопутствующая деятельность, имеющая высокую полезность для туристов: продажа страховок, аренда автомобилей, бронирование гостиничных мест, вызов такси, организация автобусного сообщения между городами и аэропортами и др.

Все составляющие бизнес-модели лоукостеров в совокупности обеспечивают существенную экономию авиакомпании на прямых и косвенных издержках, увеличивают оборот самолетов, позволяют получать дополнительную прибыль от наземной сервисной деятельности.

Делая вывод об экономической эффективности бюджетных авиаперевозок, доходности этого бизнеса, нельзя не задаться вопросом, в чем его привлекательность для туристов. Прежде всего, следует отметить высокую надежность самолетов LCC. За все время существования LCC не было зафиксировано ни одного происшествия с человеческими жертвами. Средний возраст самолетов авиакомпании «Ryanair», к примеру, составляет 3 года, самолетов «AirBerlin» - 5 лет. Для сравнения, средний возраст самолетов российской гражданской авиации (по оценкам «МинТранса») - 18 лет [3].

LCC авиаперевозки сформировалась в Европе в течение последних десятилетий, когда у людей появилась устойчивая потребность в частых, но не продолжительных путешествиях. Европейцы хотели путешествовать быстро, эффективно и дешево, что и породило новый вид авиакомпаний -лоукостеров. Раньше потребитель выбирал авиакомпанию по таким факторам, как уровень комфорта, время вылетов, удобство стыковочных рейсов, наличие бонусных программ. Цена не являлась ключевым моментом выбора, так как разница в ценах FSC компаний была не значительная. С появлением LCC у пассажира появилось право выбирать по ценовому фактору: лететь дешево, но без сервисного обслуживания, либо дорого, но с полным набором услуг. Низкие цены - главное преимущество пассажира лоукостеров. Цена, в соответствии с законом спроса, определяет величину спроса на локальном рынке по следующему принципу: чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Стоимость индивидуального путешествия на рейсах лоукостеров может быть в разы меньше стоимости группового тура с перелетом FSC или местным чартерным рейсом. Подтверждением может служить собственный опыт одного из авторов. Путешествуя летом 2008 г. из Перми по городам Италии (Венеция, Милан), Чехии (Прага), Венгрии (Будапешт) и Латвии (Рига), на перелеты бюджетными авиакомпаниями было затрачено 12 тыс. руб., а на поездку в октябре 2009 г. в Норвегию, Германию и Нидерланды - менее 9 тыс. руб. Если сравнить затраты на перелет в турах от профессиональных организаторов туризма и в турах по индивидуальному маршруту с использованием LCC, то они примерно в 3 раза выше последних. К примеру, цена недельного тура «Исландия, Норвегия» от туроператора «ТурТрансВояж» 95 300 руб., в том числе затраты на перелет составляют 35 200 руб. Для сравнения сделан расчет LCС тура на 14 дней с посещением четырех стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия), который обойдется туристу в 34 210 руб., при затратах на перелет авиакомпаниями «Blue1», «Norwegian», «Icelandair», «WizzAir» в 14 430 руб.

Возможность осуществить столь увлекательное и недорогое путешествие по Скандинавии дает высокая связанность скандинавских аэропортов между собой и присутствие там традиционных европейских LCC (таких как «Ryanair» с центральным аэропортом «Скваста» в Стокгольме и др.), а

также местных LCC (финский «Blue1», норвежский «Norwegian») и региональных LCC с большой частотой полетов. Наибольшие расходы в этом туре связаны с рейсами в Исландию. До кризиса

2009 г., компания «Iceland Express» считалась LCC и имела ряд низкобюджетных тарифов в Лондон, Кельн, Варшаву, Стокгольм. Но из-за мирового финансового кризиса тарифы «Iceland Express» существенно возросли, став дороже FSC компаний.

Отмечая явную туристскую привлекательность LCC туров, нельзя не сказать о недостатках. Главный состоит в том, что LCC авиакомпаниями не несут полной юридической ответственности перед туристом в случае невылета или задержки рейса. Договор оказания услуг составляется таким образом, что в случае отмены рейса возвращается лишь стоимость полета, а случае отказа от поездки не возвращается вообще. Оперативная помощь клиенту в покупке нового авиабилета может быть затруднена, так как в день вылета цена авиабилетов на LCC зачастую не ниже FSC компаний. Кроме того, планируя такой тур, практически невозможно заложить средние затраты на перелет, поскольку цены у LCC подвержены частому изменению в течение сезона.

В нашей стране авиакомпании, близкие по бизнес-модели с LCC, появились пять лет назад. Однако набрать обороты дешевых перевозок им мешают огромные затраты на топливо - до 70% издержек (в Европе 22-28%), а также позиция государства, считающего низкие цены демпингом и «защищающего» российские авиакомпании от посягательств дешевизной на российского туриста. Тем не менее, уже в конце августа 2009 г. очередная российская авиакомпания (после «SkyExpress» и «RedWings») объявила себя «лоукостером». Авиакомпания «Авианова» соединила московский «Внуково» с Ростовом, Сочи, Краснодаром, Самарой, Набережными Челнами и предлагает воспользоваться ее рейсами стоимостью от 450 руб. В перспективе - соединить эти города прямыми рейсами, но насколько сильны амбиции новой авиакомпании, пока судить рано. В памяти такие же промо-тарифы двухгодичной давности от «SkyExpress» за 500 руб., сегодня цены авиакомпании сравнялись с ценами «Аэрофлота» и «С7».

Бюджетные туры на основе лоукостеров - перспективное направление развития туризма, которое может стать единственным доступным вариантом для наших путешественников с низкими доходами, особенно для учащейся молодежи, студентов, волонтеров, паломников и др., желающих посетить сразу несколько европейских стран.

Библиографический список

1. Интернет источник: Airline Business. Low-cost failures loom. Available at

http://www.flightinternational.com 1 -7-2005

2. Cox, K. R. & Sibco, P. Man Location and Behavior: An Introduction to Human Geography II; Revised edition: Department of Geography Utrecht University.

3. Интернет источники: Сайты авиакомпаний http:// www.ryanair.com, http:// www.easyjet.com

E.N. Mansurov, N.V. Kharitonova EUROPEAN BUDGET LOW-COSTERS: HISTORY, BUSINESS MODEL AND ROLE IN TOURISM

The article is devoted to the problem of the role of low-cost carrier, low-cost airline (LCC) in the development of tourism. The characteristics of the main periods of low-cost carrier development are considered, and modern types of low-cost are examined: the charter, traditional, service and regional ones. The geography of the European route net is presented. A typical business model of LCC is regarded in comparison to business models of traditional airline carriers.

Keywords: low-cost carrier (LCC); budget low-coster; airline of traditional; route net; business

model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.