Научная статья на тему 'Европейская торговля в эпоху средневековья'

Европейская торговля в эпоху средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19572
1256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОДАЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ / КУПЕЧЕСКИЕ ГИЛЬДИИ / РЕЛИГИЯ И ТОРГОВЛЯ / ЯРМАРОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ГАНЗЕЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ СОЮЗ / FEUDAL TRADE / MERCHANT GUILDS / RELIGION AND TRADE / FAIR TRADE / THE HANSEATIC TRADE UNION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аборвалова Ольга Николаевна

В статье рассматривается специфика развития торговли в странах Европы в период феодализма, формирование купеческих гильдий, как формы организации торгового сообщества. Прослеживается влияние религии на развитие торговых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN TRADE IN THE MIDDLE AGES

This article discusses the specifics of the development of trade in Europe in the feudal period, the formation of merchant guilds as a form of organization of the trading community. Shows the influence of religion on the development of trade relations.

Текст научной работы на тему «Европейская торговля в эпоху средневековья»

УДК 316.4.051

ЕВРОПЕЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Аборвалова Ольга Николаевна,

доцент, кандидат социологических наук, доцент Саратовский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Саратов, Россия

aborvalova@yandex. ru

В статье рассматривается специфика развития торговли в странах Европы в период феодализма, формирование купеческих гильдий, как формы организации торгового сообщества. Прослеживается влияние религии на развитие торговых отношений.

Ключевые слова: феодальная торговля; купеческие гильдии; религия и торговля; ярмарочная торговля; Ганзейский торговый союз.

EUROPEAN TRADE IN THE MIDDLE AGES Olga Aborvalova,

associate Professor, PhD in Sociology, Associate Professor

Saratov Institute (Branch), Russian State Trade and Economic University,

Saratov, Russia aborvalova@yandex. ru

This article discusses the specifics of the development of trade in Europe in the feudal period, the formation of merchant guilds as a form of organization of the trading community. Shows the influence of religion on the development of trade relations.

Keywords: feudal trade; merchant guilds; religion and trade; Fair trade; the Hanseatic trade union.

Вплоть до XIII в. развитие европейской торговли, равно как и российской, значительно сдерживало наличие факторов объективного характера, к которым следует отнести слабую покупательную способность основной массы населения, состоявшего преимущественно из крестьян. Кроме этого, феодальная раздробленность усиливала власть сеньоров, пользуясь которой они собирали многочисленные пошлины - за выставление товара, вымеривание и взвешивание, проезд через переправу и др. Так, например, во Франции, при провозе товаров по реке Луаре пошлина взималась 70 раз [1, с. 61]. Продажа товаров на рынках была так же обременена различными платежами. Купец даже дома не мог продавать больше определенного количества товара, не прибегая к сеньориальным весам, мере или аршину, а за это надо было платить.

Развитие торговли тормозило плохое состояние дорог, мостов (или их полное отсутствие), из-за чего доставка товаров была крайне затруднена, особенно в периоды межсезонья. Немаловажную роль играло отсутствие ночлега и безопасности по пути следования на дорогах. В связи с чем, купцы были вынуждены сами сопровождать свои товары верхом, с мечом у седла, пытаясь защитить себя и перевозимый груз.

В тоже время, самое далекое путешествие было и самым выгодным для купца. Желание получить прибыль, уравновешивалось переносимыми тяготами, риском и опасностями путешествия. Купец средневековья всегда в дороге. Неслучайно купцов этого времени называли «пыльные ноги».

Законный статут купцов обеспечивал им особое место в обществе, вместе с этим, из-за бродячего образа жизни, на них, всюду смотрели, как на чужаков. Никто не знал происхождения этих вечных скитальцев, большая часть которых не была свободного происхождения. Хотя по существующему Закону этого времени, свободным считался любой человек, который не был приписан к

господину, а доказать обратное было практически невозможно. Отсюда следовало, что купцов, можно было позиционировать как свободных людей. Если аграрная культура сделала из крестьянина человека, нормой для которого было рабство, то торговля сделала из купца человека, нормальным условием жизнедеятельности которого была свобода.

Для защиты своих интересов средневековые купцы объединялись в особые торговые корпорации - гильдии. В XI - XII вв. такие гильдии существовали в Англии, Франции, Фландрии, Г ермании. Известны они были и в России.

Участники гильдии, объединявшей купцов какого-либо города (как в Европе), или торговавшие определенным видом товаров (как в России, например, «суконщики», «виноторговцы» и др.) сообща охраняли перевозимые товары, добивались их выгодного сбыта через ярмарочную торговлю, создания подворий, получения правовых и таможенных льгот. В своем городе гильдии гарантировали купцам выгодную для них продажу привозимых товаров, закрепляя за собой монопольное право на розничный сбыт, который был более доходным. Как правило, каждая гильдия имела свое управление. Во главе гильдии стоял старейшина, его помощники и выборный совет.

В период раннего средневековья отношение католической церкви к торговле и купечеству было крайне противоречивым, что, в свою очередь, оказывало существенное влияние на развитие торговли. С одной стороны, торговля воспринималась служителями католической церкви как необходимое занятие для получения экономической выгоды, с другой - расценивалось как ремесло, неугодное богу. Особое негодование вызывало ростовщичество. Апологеты христианской церкви сулили ростовщикам адские муки. Ростовщичество было официально запрещено христианам. Каноническое право боролось против выдачи денег в рост (ростовщичество), которое церковь осуждала, называя это лихоимством. Заимодавцами могли быть только иноверцы, то есть евреи. Религиозная нетерпимость провоцировала гонения на евреев, их расселение в гетто, как норму отношений. В Х1-Х11 вв. отношение

католической церкви к торговле и купечеству меняется. Это связано с тем, что в рассматриваемый период церковь, накопив значительные богатства и приобретя крупные земельные владения, стала оказывать активную поддержку купцам, искореняя предубеждения против них со стороны сеньоров.

XII и XIII вв. характеризует устойчивое развитие общественных систем, рост народонаселения, увеличение частоты межстрановых сообщений. Все это ведет к тому, что торговля быстро набирает высокие темпы и становится чрезвычайно деятельной.

Самое оживленное торговое движение в средние века, так же как и в древние, совершалось по Средиземному морю, центром которого была Византия. Это было обусловлено тем, что ее владения занимали большую часть восточного берега Средиземного моря, включая и Черное море. Византия оказывала посреднические услуги в торговле Востока с Западом — Азии с Европой. Сюда приезжали итальянские, немецкие, болгарские, русские, персидские, арабские купцы. Со времени крестовых походов, когда морские силы Византии пришли в упадок, на Средиземном море начали господствовать торговые флоты итальянских городов — Венеции, Генуи, Пизы и некоторых других. Во времена Латинской империи главную торговлю Востока захватила в свои руки Венеция. Ее колония Тана, расположенная в устье Дона (Азов, близ древнегреческой колонии Танаис), стала перевалочным пунктом восточных товаров, приходивших из Средней Азии по Каспийскому морю, Нижней Волге и Нижнему Дону. Впоследствии, после восстановления Византийской империи с помощью генуэзцев, торговое преобладание на Черном море перешло в руки последних. Генуэзцы основали в Крыму несколько процветающих колоний, из которых наибольшее значение получила Кафа (древняя Феодосия). Главным товаром этой восточной торговли служили невольники, которых венецианцы и генуэзцы покупали в портах Черного моря, Сирии и Египта. В описываемое время Россия находилась под гнетом татарского ига и многие знатные фамилии

Венеции и Генуи разбогатели, торгуя русскими пленниками, которых они покупали у татар.

Другая торговая магистраль, параллельная Средиземному морю, открывала западноевропейским купцам доступ на скандинавские, немецкие и русские рынки: это были Северное и Балтийское моря, которые заменили сухопутные дороги. Но производившаяся здесь торговля была отлична от той, которая развилась на Средиземном море.

Средиземноморская торговля снабжала Европу лишь предметами роскоши, Балтийское и Северное моря обеспечивали ее сырыми продуктами. Любекские, бременские и амстердамские судовщики ездили в Англию за шкурами, в Берген - за норвежским лесом, в Швецию - за смолой и за древесной золой для окраски, в Ревель и Ригу - за продуктами, которыми торговали на новгородских ярмарках, за русскими мехами, кожами и салом. В обмен на товары, которыми снабжалась вся Европа, они приобретали в Брюгге высоко ценимые повсюду фландрийские ткани, а также пряности, съестные припасы и ценные вещи, привозившиеся сюда со Средиземного моря, и развозили их по северным странам.

Средние века были эпохой внутренних морей, а средневековая торговля в значительной мере была морской или речной. Купцы предпочитали речные дороги сухопутным, как более дешевые и безопасные.

Однако с середины XIII в. начинает устанавливаться регулярное сообщение и по большим дорогам. В это время большие и малые дороги усеяны рынками, куда сходились купцы и потребители для заключения сделок. Рынков было в средние века бесчисленное количество: сеньоры устраивали рынки на своих землях и привлекали сюда купцов с тем, чтобы взимать за продажу товаров и постановку лавок плату.

Наряду с этим формируются крупные торговые центры, такие как рынки Руана, Реймса, Орлеана, Тулузы и др. Таковым был, например, гостиный двор в Париже, больше напоминавший восточный базар: торговцы швейным товаром

торговали по пятницам, суконщики - по субботам. Различные места были отведены кожевникам, сапожникам, медникам и торговцам железными изделиями, белошвейкам и лоскутникам, торговцам рыбой, зерном, мукой и хлебом. В дни, назначенные для торговли тем или другим товаром, коммерсанты данного цеха, имевшие лавки в Париже, обязаны были запирать свои магазины и торговать в гостином дворе под страхом штрафа, который в случае непослушания удваивался.

Средние века - период расцвета ярмарочной торговли, которые функционировали в определенное время. Важную роль, в развитии ярмарочной торговли, сыграла католическая церковь. Возникновение ярмарки было обусловлено, в первую очередь, необходимостью поиска безопасного и охраняемого места для обмена товарами. Покровительство духовного лица обеспечивало приезжающим на ярмарку безопасный проезд, обмен товаров, а также справедливое решение спорных вопросов в ходе торга. Кроме этого, осуждая междоусобные войны, церковь запрещала рыцарям сражаться в воскресные дни, церковные праздники, а также в дни проведения ярмарок. Церковь грозила отлучением, если клятва, данная рыцарями, нарушалась.

Некоторые исследователи, например, И. Кулишер [2], полагают, что торговля находилась в тесной связи с богослужением и часто происходила в церковные праздники. Даже слово «месса» обозначает и обедню и ярмарку. Иногда торговля происходила в самом храме одновременно со службой. Провозглашенный здесь «Божий мир» позволял избегать столкновений между рыцарями и иноземными купцами. Впоследствии торговля была перенесена на площадь перед церковью (как и в России, например, Макарьевская ярмарка), на которой производился обмен. Залогом мира был водружаемый на рыночной площади крест, что означало покровительство сеньора и церкви. Под их охраной находился не только каждый присутствующий на ярмарке, но и каждый на расстоянии в милю от нее, пока действовала ярмарка. Нарушение рыночного мира наказывалось присутствующим на ярмарке должностным

лицом - рыночным судьей. Кроме того, многие ярмарочные города, к примеру, такие как Кельн, Нюрнберг, Прага и др., были популярны потому, что там находились почитаемые верующими христианские святыни, привлекающие многочисленных паломников.

Значимой вехой развития торговли в северной Европе является возникновение в XIII в. Ганзейского союза - торгового объединения северонемецких городов во главе с Любеком. К XIV - XV вв. в этот союз входило уже до 100 городов, в том числе и некоторые прибалтийские города -Ревель (Таллин), Дерпт (Тарту), Рига.

Экономическая роль Ганзы заключалась в монопольном посредничестве между производящими районами практически всей Европы и отчасти Средиземноморья. Система торговых отношений Ганзы опиралась на несколько торговых контор в основных производящих районах Европы - Лондоне, Венеции, Новгороде и др. В Любеке - столице Ганзы, собирались общие съезды ганзейских городов.

Военные силы Ганзы состояли из флота и войск отдельных городов. Власть в ганзейских городах находилась в руках купеческого патрициата. Интересы отдельных групп торговых городов часто не совпадали, разрешать спорные вопросы, был призван ганзейский апелляционный суд.

Активному развитию торговли способствовали великие географические открытия XV - XVII вв. Из стран Америки в Европу стало поступать огромное количество невиданных ранее, редких товаров. Распродать быстро товары, привезенные на больших судах, было достаточно сложно. Чтобы облегчить этот процесс и ускорить поставки товаров в розничную торговлю требовались оптовые торговцы. В этой ситуации богатые купцы скупали доставленный товар и затем распространяли его по розничным торговцам различных стран. Таким образом, развитие оптовой торговли, в лице купца - посредника, позволяло мореплавателям быстрее делать свой товарооборот, следствием чего

стало увеличение общего объема перевезенных и проданных за определенный промежуток времени товаров.

В это время купечество западной Европы расширяет круг своей торговой деятельности за счет привлечения стран Африки, Америки, Азии, принимая активное участие в их эксплуатации. Образуются большие торговые компании, которые настолько значительны, что добиваются установления торговой монополии в странах и даже регионах мира, как например, Ост-Индийские компании и др.

Географические открытия содействовали перемещению торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. Вследствие чего произошел спад торговли и экономический упадок Италии, Германии и, наоборот, в Англии, Нидерландах рост торговли и, как следствие, усиление экономики этих стран.

Открытие новых стран и, последовавшее за этим, новых торговых путей привело к значительному росту товарооборота между государствами, таким образом, можно говорить о том, что торговля стала приобретать мировой характер. Это ускорило процесс разложения феодализма и способствовало возникновению капиталистических отношений.

Развитие внешней торговли привело к созданию в этот период новых форм организации торгового капитала. Это различные торговые компании, в том числе и акционерные, биржи и т.п. Параллельно с торговым капиталом в этот период развивается ссудный, или банковский капитал, пришедший на смену средневековому ростовщичеству.

С укреплением централизованных государств постепенно менялись приоритеты: интересы феодалов и городов уступают место

общегосударственным интересам, и, оформлению торговой политики государства. В большей степени, это была политика протекционизма, т.е. политика поддержки отечественных купцов в конкурентной борьбе с иностранными купцами.

В целом расширение масштабов торговли вело к ликвидации территориальной замкнутости и ограниченности феодальных вотчин, способствовало усилению предпринимательской инициативы. Экономика первоначального накопления капитала двигалась в сторону свободы предпринимательства в торговле.

Литература

1. История экономики. Учебник. /Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, И,Н. Шапкина. М., 2009.

2. Кулишер И.М. Основные вопросы международной торговой политики. М., 2002.

Рецензент:

Шахматова Н.В., доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.