Научная статья на тему 'Евроислам: миф или реальность?'

Евроислам: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
903
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОИСЛАМ / ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА / РЕЛИГИОЗНОИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садыхова А. А.

В статье исследуются перспективы развития евроислама или европейского ислама как религиозно-идеологической си стемы. Автор утверждает, что евроислам сможет оформиться как региональная разновидность ислама только в результате длительного исторического развития, и предостерегает от навязывания европейским мусульманам искусственных религиозно-идеологических установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евроислам: миф или реальность?»

Политика и правовое государство

А. А. САДЫХОВА

ЕВРОИСЛАМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Ключевые слова:

евроислам, Западная Европа, религиозноидеологическая система, историческое развитие, религиозно-идеологические установки

В статье исследуются перспективы развития евроислама или европейского ислама как религиозно-идеологической системы. Автор утверждает, что евроислам сможет оформиться как региональная разновидность ислама только в результате длительного исторического развития, и предостерегает от навязывания европейским мусульманам искусственных религиозноидеологических установок.

Сравнительно недавно в работах западных ученых появился термин «евроислам», под которым понимается новая религия-идеология мусульман, проживающих в странах Западной Европы. Евроислам, или европейский ислам — предполагаемая разновидность ислама, которая, как полагают некоторые исследователи, уже существует или должна сформироваться в Европе. Этот новый вид ислама должен сочетать мусульманские обязанности и принципы с основами общественного устройства западных государств, такими как права человека, власть закона, демократия и гендерное равенство. Авторами двух кон-

Key words:

Euroislam, Western Europe, religious and ideological system, historical development, religious and ideological orientations

Perspectives of Euroislam or European Islam development as a religious and ideological system are investigated in the article. The author states, that Euroislam is able to be organized as a religious variety of Islam only as a result of long-term historical development, and warns from intrusion of artificial religious and ideological orientations to European Moslem.

цепций евроислама являются Тарик Саид Рамадан (родился в 1962 г. в Женеве) и Бассам Тиби (родился в 1944 г. в Дамаске) — известные ученые, публицисты и общественные деятели. Оба активно выступают в защиту европейских мусульман и продвигают свои идеи на Западе, поэтому стали объектами пристального внимания со стороны ученых, политиков и журналистов1. Б. Тиби утверждает, что в настоящее время при сложившихся обстоя-

О возможных перспективах исламизации Европы говорилось на международном научном форуме «Культура и мир», проходившем в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств в 2008 г.

тельствах могут быть только два варианта развития событий: «Либо ислам европеизируется, либо Европа исламизируется» [11].

Авторы этих концепций твердо убеждены в том, что только евроислам поможет мусульманам безболезненно интегрироваться в европейское сообщество. Принимая во внимание крайне напряженную ситуацию, сложившуюся сегодня в Европе вследствие целого ряда острых конфликтов, необходимо понять, что же представляет собой евроислам как религиозно-идеологическая система и каковы перспективы его развития, если он сегодня реально существует.

Первым, кто ввел в употребление термин «европейский ислам» в середине 1990 гг., был Т. Рамадан, гражданин Швейцарии египетского происхождения. Его биография крайне интересна и важна для исследователей, поскольку демонстрирует, в каких условиях формировались характер, личность ученого и его мировоззрение. Особый интерес представляют его знаменитые родственники — отец и дед. Дед Т. Рамадана по материнской линии, египетский шейх Хасан ал-Банна в 1928 г. создал первую самую крупную и влиятельную панисламскую религиозно-политическую организацию «Братья-мусульмане», которая через 9 лет приобрела международно-массовый характер — в ее составе действовали военизированные

батальоны и тайные террористические группы. Хасан ал-Банна утверждал, что «ислам — это вера, служение [богу], Родина, национальность, религия, государство, духовность, Коран и меч» [2].

Созданная им организация отражала взгляды консервативно настроенной мелкой буржуазии, а именно: объединение всех мусульман в рамках исламского государства (халифата) под девизом «Коран — наша конституция», «призывая восстановить исламское правление» [2]; сопротивление Западу и влиянию западной культуры. Особое внимание среди членов ассоциации уделялось спортивной, психологической и военной подготовке с целью «создания исламской армии для ведения священной войны» [4, с. 103].

Задача психологической подготовки членов ассоциации заключалась в том, чтобы воспитать у них готовность к самопожертвованию ради достижения целей, сформулированных руководством организации. В результате такого высокого уровня подготовки и организованности террористическая деятельность «Братьев» к 1948 г. достигла небывалого размаха: они убивали высокопоставленных англичан и египтян, с ними сотрудничавших, а «король и члены кабинета почти не появлялись в общественных местах, боясь покушений» [5, с. 20]. После безуспешной попытки захва-

Садыхова А. А. Евроислам: миф или реальность?

Политика и правовое государство

тить власть в Египте в декабре 1948 г. эта организация была запрещена, а ее основатель вскоре был убит агентом египетских спецслужб. За образом Х. ал-Банны навсегда закрепился ореол мученика, имама, погибшего геройской смертью (али мам аш-шахид).

Зять Х. ал-Банны и отец Т. Рамадана, Саид Рамадан, был активным участником этой организации: окончив в 1946 г. Каирский университет, он вступил в ряды «Братьев-мусуль-ман» и вскоре стал личным секретарем ал-Банны, с которым был знаком с 14 лет. После Второй мировой войны С. Рамадан занимался формированием филиала организации в Палестине и готовил вооруженные отряды местных арабов для борьбы с еврейским населением. После убийства тестя в 1949 г. С. Рамадан вернулся в Египет и возглавил там организацию «Братья-мусульмане». Затем, при поддержке наследного саудовского принца Файсала, С. Рамадан отправился в Европу, чтобы создать там центры исламского движения. В 1958 г. ему удалось основать филиал организации «Братья-мусульмане» сначала в Женеве, где он обосновался с семьей, а затем в 1964 г. открыть исламские центры в Лондоне и Мюнхене и, в конце концов, возглавить движение «Братья-мусульмане» за рубежом. При этом он успел защитить диссертацию в Кельнском университете по мусульманскому праву.

Так как в Египте С. Рамадана заочно приговорили к пожизненному заключению за измену Родине, он не стал возвращаться домой и решил навсегда остаться в Швейцарии. Там, в Женеве, и родился Т. Рамадан. Он окончил школу в Швейцарии, изучал философию (особенно интересовался творчеством Ницше), литературу и социологию в Женевском университете, где со временем защитил две докторские диссертации. Одна была посвящена деятельности его известного деда Х. ал-Банны, другая -европейской философии. В 1991 г. Т. Рамадан отправился изучать исламские науки в Каирский университет ал-Азхар. Вернувшись из Египта, Т. Рамадан читал курс «Введение в исламоведение» во Фрибурском университете (Швейцария), затем в качестве эксперта входил в состав нескольких комиссий при Европарламенте, был также членом группы «Диалог народов и культур» при Европейской комиссии. В 2004 г. американский католический университет Нотр Дам (штат Индиана) пригасил Т. Рамадана читать лекции по истории религии и исламу, однако в свете трагических событий 11 сентября 2001 г. Госдепартамент США отказал Т. Рамадану во въездной визе, мотивируя свой отказ тем обстоятельством, что ученый сделал пожертвование в размере 900 долларов в фонд одной палестинской организации, ко-

торую поддерживает Хамас2. С октября 2006 г. Т. Рамадан в качестве приглашенного профессора преподает в колледже св. Антония при Оксфордском университете.

В биографии Т. Рамадана обращают на себя внимание два весьма примечательных обстоятельства. Первое: его дед и отец были фигурами одиозными, самыми активными членами первой, наиболее развитой исламистской и по сути своей террористической организации. Неудивительно поэтому, что к личности Т. Рамадана относятся в некоторых странах с недоверием: как утверждает сам ученый в своих многочисленных интервью, ему запрещен въезд в США, Египет, Саудовскую Аравию и Тунис3. Постулаты европейского ислама, предлагаемые Т. Рамаданом, несомненно, в какой-то степени опираются на идеологию «Братьев-мусульман». А если вспомнить о том, что именно его из-

Хамас — палестинская общественно-политическая организация «Харакат ал-мукава-ма ал-исламиййа» (Движение исламского сопротивления). Хамас был основан в 1987 г. шейхами Ахмадом Йасином, Абд ал-Азизом ар-Рантиси и Мухаммадом Таха, возглавлявшими ранее палестинское крыло организации «Братья-мусульмане», для того чтобы более организованно противостоять растущему влиянию Израиля на оккупированных палестинских территориях. В январе 2006 г. Хамас уверенно победил на парламентских выборах в Палестинской автономии, получив 76 депутатских мандатов из 132.

См. многочисленные интервью Т. Рамадана различным СМИ, напр., [9]. См. также: [7].

вестный дед был не только основателем, но и главным идеологом ассоциации «Братья-мусульмане», одаренным публицистом, сформировавшим свою концепцию ислама и первую современную модель исламского государства4, то эта связь, а точнее, преемственность, не вызывает никаких сомнений. Сам Т. Рамадан всякий раз подчеркивает, что у него нет ничего общего с ассоциацией «Братья-мусульмане», хотя его связи с некоторыми представителями экстремистских организаций отмечают многие исследовате-ли5. Правда, в интервью журналу «Крисчен Сенчури» в 2007 г. на вопрос журналиста о том, какое влияние оказал знаменитый дед на его жизнь и творчество, Т. Рамадан ответил следующее: «Дома я всегда слышал разговоры о нем от родителей. Он был отцом моей матери и духовным наставником моего отца. Они встретились, когда отцу было 14 лет, и учитель произвел сильное впечатление на отца твердостью своей веры, преданностью исламу и набожностью. Так что мое отношение к Хасану ал-Банна с самого начала было положительным. Когда я впервые приехал в Египет (мне было 17), я встречал людей, которые знали деда, и мое положительное отношение к нему усилилось, пото-

4 Подробнее см.: [6, с. 78-79].

5 Конкретные факты таких контактов приводит отечественная исследовательница

Н. С. Глебова [3].

Садыхова А. А. Евроислам: миф или реальность?

Политика и правовое государство

му что он сделал некоторые вещи, которые были важны тогда для страны. Он сопротивлялся колонизации, основал 2 тыс. школ, 1,5 тыс. благотворительных организаций и более 80 предприятий малого бизнеса. Когда я вернулся в Европу, я услышал другие мнения, придававшие моему деду образ демона. Говорили, что он фундаменталист, и все, что он делал, было неверно. Особенно часто это говорили во время революции в Иране в 1979 г., я тогда был подростком. Работая над его посланиями к съезду6, которые он написал в 1930-1940 гг., я начал ощущать не только собственную связь с ним, но и понимать суть его учения. Я читал его воспоминания и статьи, а когда писал диссертацию о мусульманских мыслителях-реформаторах, 200 страниц ее было посвящено моему деду и его деятельности. Мое отношение к Хасану ал-Банна такое же, как и к любой личности в истории: нужно выделить то хорошее, что можно использовать, а плохое следует подвергнуть критике» [10].

Второе — Т. Рамадан родился и постоянно проживает в Западной Европе, соответственно, его мировоззрение формировалось в условиях европейского окружения, хотя дома и поддерживалась мусульманская культура: трудно сказать, какая

Имеются в виду послания съезду «Братьев-мусульман».

из них оказала большее влияние на становление личности ученого. Очевидно, концепция европейского ислама Т. Рамадана явилась результатом такого смешения культурных ценностей и традиций.

Кроме многочисленных статей и интервью, Т. Рамадан написал несколько книг: «Радикальные реформы: исламская этика и освобождение» [14], «По стопам Пророка: уроки из жизни Мухаммада» [12], «Западные мусульмане и будущее Ислама» [16], «Ислам, Запад и вызов современности» [13], «Быть европейским мусульманином» [15] и др. Все его работы посвящены исламской теологии и положению мусульман в Европе.

Основные постулаты, выдвигаемые Т. Рамаданом, сводятся к следующим утверждениям. Ученый твердо верит в необходимость новой интерпретации Корана для того, чтобы правильно понимать мусульманскую философию. Он подчеркивает различие между религией и культурой, которые, по мнению Рамадана, слишком часто путают; утверждает, что гражданство, национальность и религия — разные понятия, которые не следует смешивать. Он считает, что можно быть мусульманином и европейцем: мусульманин живет по законам европейского государства, за исключением некоторых обстоятельств. Т. Рамадан полагает, что мусульмане Европы должны сформировать

«европейский ислам», поскольку существуют «азиатский ислам» и «африканский ислам» и эти разновидности имеют некоторые культурные отличия. Это утверждение опровергают ортодоксальные мусульмане, которые убеждены в том, что существует только один, истинный ислам. Т. Рамадан уверен, что мусульмане, проживающие в Европе, должны пересмотреть основополагающие мусульманские религиозные источники, прежде всего Коран, и интерпретировать их по-новому, в свете их собственного культурного опыта, подвергшегося влиянию европейского общества.

Идеи Т. Рамадана по-разному воспринимают как европейские, так и восточные мусульмане. Одни считают его приверженцем исламского фундаментализма, другие — либералом, проповедующим европейские культурные ценности. Британский политолог Дэвид Прайс-Джоунс считает, что идеология Т. Рамадана есть не что иное как «империализм наоборот». Мусульмане, проживающие в немусульманских странах, должны иметь право жить по своим правилам и традициям, и это притом, что в условиях западной либеральной толерантности общество в целом должно принять на себя обязательства уважать этот выбор [10].

После Т. Рамадана собственно термин «евроислам» стал употреб-

лять немецкий ученый сирийского происхождения Бассам Тиби. Биография этого ученого не столь яркая и примечательная. Он родился в 1944 г. в Дамаске, а в 1962 г. приехал в Германию изучать социологию, философию и историю в университете во Франкфурте-на-Майне, который закончил в 1971 г. В 1976 г. ученый получил немецкое гражданство. Докторскую диссертацию в области политических наук Б. Тиби защитил в 1981 г. в Гамбургском университете. В настоящее время он является профессором факультета Международных отношений Геттингенского университета.

Помимо преподавания Б. Тиби ведет активную общественную работу. Он является одним из основателей «Арабской организации по правам человека», а также общественной организации «Кордова-триалог», исследующей проблемы еврейско-исламско-христианских культурных связей. Будучи истинным мусульманином, он упорно критикует исламизм и является сторонником реформирования ислама в Европе (в этом, собственно, и заключается сущность евроислама, по мнению Тиби). Главную цель своей деятельности ученый видит в том, чтобы европейцы не отождествляли мусульман (и прежде всего тех, кто живет в Европе) с террористами.

Подход Б. Тиби принципиально отличается от взглядов Т. Рамадана.

Садыхова А. А. Евроислам: миф или реальность?

Политика и правовое государство

Если по Т. Рамадану европейский ислам — идеология, то у Б. Тиби евроислам — определенная система правоотношений. Будучи юристом, специалистом в области международного права, Б. Тиби подошел к проблеме интеграции мусульман в европейское сообщество с позиций правоведения: необходимо выявить общечеловеческие ценности в европейской и мусульманской культурах и согласовать их с источниками мусульманского права. В связи с этим он призывает перенять базовые ценности либеральнодемократического политического и общественного устройства европейских стран безо всяких условий, поскольку традиции и нормы обычного ислама безнадежно устарели. Разумеется, такой подход большинство европейских мусульман воспринимают как призыв к ассимиляции и не одобряют его из страха утратить свою идентичность, поскольку евроислам предполагает отказаться от «базовых основ вероисповедания» и, по сути, «выйти из мировой мусульманской общины (уммы)» [17].

Директор института стран Ближнего и Среднего Востока в Гамбурге У. Штайнбах считает, что сам по себе факт обсуждения евроислама является доказательством кризиса этноконфессиональных отношений в Западной Европе [17]. С ним нельзя не согласиться, потому что как «европейский ислам»

Т. Рамадана, так и «евроислам» Б. Тиби являются искусственными концепциями. Затем немецкий ученый обращает внимание на существенную особенность ислама и то, как это отражается на ситуации, сложившейся вокруг евроислама: «Серьезную проблему представляет отсутствие в исламе церковных структур и организованного духовенства, которое может авторитетно ответить на вопросы теологического и религиозно-правового обновления. Кто из высказывающихся имеет авторитет? Мы не видим личностей, у которых есть соответствующая карьерная и образовательная подготовка, а также выдающиеся знания или харизма» [17]. Из этого тезиса известного немецкого востоковеда следует, что ни Т. Рамадан, ни Б. Тиби не являются авторитетными учеными, способными квалифицированно ответить на целый ряд сложных вопросов.

Из установок Т. Рамадана и Б. Тиби можно сделать следующий вывод: оба предлагают реформировать ислам на территории Западной Европы, как в свое время сделали Джамал ад-Дин ал-Афгани и Мухаммад на Ближнем Востоке. Но последние двое мыслителей были служителями культа, вели безупречный с точки зрения праведного мусульманина образ жизни, поэтому их учение нашло поддержку в сердцах верующих мусульман. М. Абдо был не только выдающим-

ся богословом, но и крупным общественным деятелем Египта: он занимал ряд постов в государственном аппарате и системе образования, возглавлял богословский университет ал-Азхар, а с 1899 г. был главным муфтием Египта. У Т. Рамадана и Б. Тиби нет подобного образования, статуса и опыта, соответственно, все их попытки распространить свое учение среди европейских мусульман обречены на неудачу. В Т. Рамадане европейские ученые видят попросту фундаменталиста, предлагающего в очередной раз пересмотреть источники и принципы ислама с тем, чтобы очистить их и приспособить к требованиям времени.

Представляется, что формирование евроислама — длительный исторический процесс, который религия должна пройти естественным образом, сама по себе. Евроислам нельзя представить мусульманам в виде определенного перечня установок и требований, которые они должны выполнять. Действительно, история становления, распространения и развития ислама показала, что региональная форма существования этой религии является единственно возможной в силу ряда особенностей, на которые указывают многие ученые-исламоведы. Лучше всего эту мысль выразил петербургский ученый С. М. Прозоров: «Сращивание “нормативного” ислама с местным духовным субстратом

разных культур привело к сложению региональных форм его бытования, опиравшихся, однако, на общеисламские принципы. Иначе говоря, наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир..., существуют различные региональные формы бытования ислама, поэтому отнесение тех или иных представлений, норм, обычаев к “исламским” или “неисламским” переходит в плоскость лишь ретроспективного анализа, а основным критерием принадлежности к духовному миру ислама является самосознание человека, общности людей или народа, считающих себя мусульманами» [7, с. 377-378].

Таким образом, можно предположить, что когда-нибудь евроислам сможет оформиться как региональная разновидность ислама, но это произойдет только в результате длительного исторического развития, а не навязывания европейским мусульманам неких религиозно-идеологических установок, что пытаются сделать Т. Рамадан и Б. Тиби. Поскольку формирование мнения по отдельным вопросам ислама всегда принадлежало авторитетным служителям культа — бо-гословам-правоведам, то идеи ученых вряд ли найдут поддержку у западноевропейских мусульман, во всяком случае, пока их евроислам существует в виде двух искусственных концепций.

Садыхова А. А. Евроислам: миф или реальность?

Политика и правовое государство

1. Ал-Банна Х. // ал-Мунджид. Байрут. 1986 (на арабск. яз.).

2. Ал-Ихван ал-муслимун // ал-Мунджид. Байрут. 1986 (на арабск. яз.).

3. Глебова Н. С. Интеллектуальная элита современного арабо-мусульманского мира: Тарик Рамадан // Азия и Африка сегодня. 2006. № 9. С. 68-71.

4. Игнатенко А. А. Халифы без халифата. М., 1988.

5. Новейшая история арабских стран Африки. 1917-1987. М., 1990.

6. Примаков Е. М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.

7. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

8. Пруссаков В. Исламская мозаика // Завтра. 2008. 2 января.

9. Рамадан Т. Я призываю не к толерантности, а к плюрализму [Электронный ресурс] // Islam.ru. Независимый исламский информационный канал. URL: http://www.islam.ru/pressclub/analiti-ka/tarumpit?print_page (дата обращения 14.02.2010).

10. McRoy A. European Muslim: the multiple identity of Tariq Ramadan // Christian Century. 2007. August. 21.

11. Pryce-Jones D. The Islamization of Europe? // Commentary. 2004. December. P. 29-34.

12. Ramadan T. In the Footsteps of the Prophet: Lessons from the Life of Muhammad. Oxford, 2007.

13. Ramadan T. Islam, the West, and the Challenge of Modernity. Leicester, 2001.

14. Ramadan T. Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. Oxford, 2009.

15. Ramadan T. To Be a European Muslim. Leicester, 1998.

16. Ramadan T. Western Muslims and the future of Islam. Oxford, 2004.

17. Steinbach U. Euro-Islam: Ein Wort, zwei Konzepte, viele Probleme // Neue Zurcher Zeitung. 2005. 25 April. S. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.