Научная статья на тему 'Эвристический метод обучения в развитии творчества'

Эвристический метод обучения в развитии творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2528
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСТВО / УЧЕБНО-НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова О. А.

Рассматривается одно из главных направлений государственной политики России поддержка талантливой молодежи. Излагается происхождение эвристического метода обучения, использование которого помогает студентам раскрыть и реализовать свои творческие способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEURISTIC METHOD OF TEACHING

Nowadays one of the main Russian state policy trends is the support of the talented youth. The article deals with the appearance of the heuristic method of teaching, which helps the students to discover and realize their creative abilities.

Текст научной работы на тему «Эвристический метод обучения в развитии творчества»

history, anthropology, ethnography. All it does by more substantial consideration of professional deformation as a whole, and on its separate displays.

Keywords: professional deformation, development professional competitions of the psychologist, professional re-orientation, strategy of personal development of the skilled expert, professional destructions, psychological experience of the person.

Получено 30.10.2011 г.

УДК 378.091.33-028.026.9

О. А. Миронова, аспирант, 8 (4872) 35-20-82

olga.mironova111@gmail.com (Россия, Тула, ТулГУ)

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСТВА

Рассматривается одно из главных направлений государственной политики России - поддержка талантливой молодежи. Излагается происхождение эвристического метода обучения, использование которого помогает студентам раскрыть и реализовать свои творческие способности.

Ключевые слова: эвристический метод, обучения, творчество, учебно-научно-исследовательская работа.

Процесс формирования рыночных отношений в нашей стране выдвигает перед высшей школой требование подготовки специалистов, способных в условиях жесткой конкуренции творчески выбирать и формировать актуальные технические проблемы, а затем находить пути их эффективной реализации.

Это требование в полной мере относится к подготовке специалистов любого профиля и связано с расширением и наращиванием производства новых изделий, отвечающих современным требованиям и превосходящие лучшие мировые и отечественные образцы. Поэтому приобретенные в высшей школе навыки активной творческой деятельности помогут молодым специалистам быстрее адаптироваться в производственных условиях, быть настойчивыми и целеустремленными в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время существуют различные подходы к развитию творческого потенциала студентов, но согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству учащихся это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную педагогом, а позднее - самостоятельно ее формулировать. Это развитие способностей выдвигать и соотносить их с поставленными задачами, осуществлять поэтапную или итоговую

проверку решения; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

В соответствии с требованиями, предъявленными современной высшей школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие эвристического мышления, обеспечивающего возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.

Человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности [1, с.176].

Рассматривая виды мышления, можно выделить практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Все эти виды мышления взаимосвязаны. Имея в виду необходимость развития всех видов мышления и помня, что вид мышления существенно зависит от содержания решаемой задачи, очень важно в процессе обучения максимально разнообразить задачи предлагаемые учащимся [2, с.250-252].

Во всякой сложной мыслительной деятельности присутствует эвристическая деятельность, как элемент творческого мышления. Эвристическая деятельность (эвристика) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке.

Эвристическая деятельность имеет несколько толкований:

- в Древней Греции эвристическая деятельность - система обучения путем наводящих вопросов;

- совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины; метод обучения и отыскания истины; метод обучения, способствующий развитию находчивости, активности.

Большой энциклопедический словарь в одной из трех трактовок эвристики определил ее так: «Восходящий к Сократу метод обучения (так называемые сократические беседы)» [3].

Беседу относят к более старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери, называя его майевтикой. Подобно тому, как она помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения [4].

Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих мыслителей и педагогов. Различные аспекты эвристического обучения

нашли свое отражение в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, у русского педагога К.Д. Ушинского, немецкого педагога А. Дистервега [5, с.165-166].

Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать - это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки», ручейки живой мысли. Еще Коменский писал: «... людей следует учить главнейшим образом тому, ...чтоб они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили только чужие наблюдения и объяснения» [6, с.11-106].

A. Дистервег, выдающийся немецкий педагог, видел развивающие возможности эвристического метода обучения, стимулировавшего самостоятельность учащихся, он писал: «Учи как можно меньше. Всякая метода плоха, если приучает учащихся к простой восприимчивости или пассивности, и хороша, если возбуждает в нем самодеятельность» [6, с.11-106].

Считается, что сложность педагогического труда заключается в том, чтобы найти путь к каждому учащемуся, создать условия для развития способностей заложенных в каждом. И, по моему мнению, это наиболее возможно тогда, когда при обучении используется эвристический метод.

Несмотря на огромный вклад в науку, советскими педагогами эвристический метод затрагивался крайне редко. Большинство ученых относятся к эвристике как к одному из методов или приемов обучения. Идеи об эвристическом обучении в современной педагогике разрабатывались в трудах А.В. Хуторского, М.М. Левиной, В. А. Андреева и многих других.

B.А. Андреев называет эвристические методы основой учебно-творческой деятельности. «Эвристические методы - это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности учащихся (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [7, с.165-166].

Эвристический подход используется не только в педагогике, но и в психологии, инженерии, физике, информатике, кибернетике, философии и других научных областях.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее [8, с.330].

Творчество - проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека.

Творчество - чрезвычайно сложная, проявляющаяся в удивительном многообразии форм деятельность. Познание сущности и закономерностей развития творчества, структуры и специфических форм

творческого поиска стало возможным лишь на современном, очень высоком этапе развития общества в целом и науки в частности [9, с.5].

Потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. В наше время, в эпоху интенсивного развития науки, техники, проблема управления творческой интеллектуальной деятельностью представляет для человека гораздо больший интерес. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую необходимо разрешить не традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нестандартных взаимосвязей, элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Когда перед человеком возникает какая-нибудь научная или техническая задача, ее решение не может осуществиться помимо конкретной мыслительной деятельности конкретных людей. Поэтому эвристическая деятельность отдельного инженера, ученого, изобретателя, будучи его индивидуальной деятельностью, выполняет общечеловеческую функцию. Она порождает новые научные теории, технические устройства, приемы выращивания растений, вещества и многое другое. И чем быстрее развивается наука и техника, тем большие требования предъявляются к интенсивности и эффективности этой деятельности [10, с.198-203].

Наиболее яркими примерами творческой деятельности являются:

- учебно-научно-исследовательская работа студентов;

- техническое творчество или изобретательство студентов;

- педагогическая деятельность преподавателя,

которые помогают наиболее полно раскрыть и реализовать творческий потенциал будущего инженера.

В исследованиях ученых термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа» трактуются (толкуются) по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую работу студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой.

Как видно, учебно-исследовательская работа и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга [11, с.202-203].

Научно-исследовательская работа - это комплексная система участия студентов во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, направленная на углубление творческих, профессиональных качеств студентов, воспитывающая резерв ученых-исследователей, ученых педагогов [12,с.61].

Занятия наукой содействуют формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений и исследовательский опыт.

Основные задачи научно-исследовательской работы студентов можно определить следующим образом:

- развить склонность к научно-исследовательской деятельности;

- создать предпосылки для самореализации творческих способностей;

- расширить теоретический кругозор и научную эрудицию;

- обеспечить наиболее эффективный профессиональный отбор способной, одаренной и талантливой студенческой молодежи для дальнейшего пополнения научных и педагогических кадров [13, с.146].

В нашем университете используются различные формы организации научно-исследовательской работы студентов, такие, как:

- студенческие научные кружки;

- проблемные творческие группы, выполняющие исследования по проблемам, связанным с интересами, как отдельных преподавателей, так и кафедр в целом;

- участие в научных обществах (научная микро-школа «Ступени мастерства», Совет молодых ученых, Студенческое научное общество по направлению «Обеспечение безопасности человека в природно-техногенной среде»).

Рассмотрим наиболее подробно содержание некоторых форм научно-исследовательской работы студентов. Наиболее распространенной является индивидуальная работа научного руководителя со студентами. Преподаватель может руководить одним или несколькими исследовательскими проектами. Преимущество в данном виде работы заключается в возможности ведения плодотворного творческого диалога между преподавателем и студентами (написание курсовых, дипломных и т.д.).

Наиболее эффективной формой организации научно-исследовательской работы студентов является групповая, т.е. научные кружки и научные общества, организуемые на младших курсах. В процессе групповой работы гармонично сочетаются лекции преподавателя и самостоятельное изучение студентов научной литературы, обсуждение и анализ итогов выполнения заданий. На старших курсах студенты уже усвоили минимум сведений по интересующей их дисциплине, и тогда существенно возрастает роль самостоятельной творческой работы.

Наиболее ярким примером самостоятельной творческой работы студентов является техническое творчество или изобретательство. Техническое творчество, как и всякий вид творческой деятельности учащихся, способствует развитию их способностей, воспитывает интерес к технике и профессиям. Техническое творчество, являющееся

продолжением учебно-воспитательного процесса, усиливает познавательную активность студентов. Студент должен знать, что создаваемое им техническое устройство призвано решить в настоящем или в будущем важную техническую проблему. И если он сегодня ее решить полностью не может, то занятия с преподавателем техническим творчеством для него являются важным этапом на пути к ее решению.

Как видно, маловажную роль в развитии творческих способностей студентов играет преподаватель, от его заинтересованности, его авторитета, его стремления к самообучению и саморазвитию, и его творчества, наконец, зависит успех процесса обучения.

Существует несколько условий в развитии творческих способностей студентов и одним из них является творчество преподавателя.

Таким образом, творчество - непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности преподавателя [14,с. 21-22].

Как творческий труд, педагогическая деятельность сохраняет общую логику творческого процесса, вскрытую современной наукой:

а) возникновение замысла, т.е. определенной проблемной ситуации;

б) осознание цели замысла;

в) накопление наблюдений;

г) выбор лучшего из возможных решений творческой задачи путем перебора вариантов;

д) результат творческого процесса и его оценка.

Это, достаточно общая схема справедлива в своих контурах и по отношению к творческому процессу педагога. На материале педагогического творчества она работает следующим образом:

1. Перед преподавателем возникают те или иные учебно-воспитательные задачи, своеобразные проблемные ситуации, которые должны быть им осмыслены и первично оценены; на этой основе возникает замысел будущего педагогического действия.

2. Происходит осознание и уточнение конкретной цели возникшего замысла для решения проблемной ситуации (занятие, педагогическое воздействие).

3. Накапливаются наблюдения за объектом воздействия и информация о нем.

4. Производится выбор и реализация лучшего варианта воздействия на серии возможных.

5. Осуществляется анализ результата педагогического воздействия и его критическая оценка.

Конкретизируя эту структуру применительно к педагогической деятельности, можно выстроить такую последовательность этапов в творческом процессе педагога:

1) возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи;

2) разработка замысла;

3) воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с людьми;

4) анализ и оценка результатов творчества [15,с. 32-33].

Важнейшей характеристикой творческой педагогической

деятельности является то, что «она осуществляется постоянно, изо дня в день, результаты ее сказываются не сразу».

Поэтому существенной профессиональной особенностью творчества педагога является умение прогнозировать дальнейшие возможности развития качеств воспитуемых по первичным результатам воздействия, предвидеть результаты своей деятельности ее перспективный, целостный результат.

Творческий процесс педагога должен быть сопряжен с творческим процессом каждого воспитуемого и с творческим процессом всего коллектива.

Педагогическое творчество осуществляется в ходе непосредственного взаимодействия со студентами, что требует от преподавателя умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать творческое самочувствие самого себя и у учащихся как участников деятельности, осуществлять творческий процесс педагогического общения и т. п. Все эти профессиональные особенности творческого процесса педагога оказывают существенное влияние на содержание его деятельности.

Процесс педагогического творчества — это процесс решения постоянно возникающих педагогических задач. Н.В. Кузьмина пишет: «Педагогическая деятельность есть процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели — формированию личности человека, его мировоззрения, убеждения, сознания, поведения» [16,с. 54].

Выделяют следующие уровни творчества:

Первый уровень творчества — это уровень элементарного взаимодействия с коллективом. Преподаватель уже использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам. Но он действует «по методичке», по шаблону, по опыту других педагогов. Второй уровень — это уровень оптимизации деятельности на занятиях, начиная планирования. Творчество здесь состоит в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного преподавателю содержания, методов и форм обучения. Третий уровень — эвристический. Педагог использует

творческие возможности живого общения, с учащимися. Самый высокий уровень творчества преподавателя характеризуется его полной самостоятельностью. Он может использовать уже готовые приемы, но вкладывает в них свое личностное начало. Он работает с ними лишь постольку, поскольку они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню обученности, воспитанности, развития коллектива. [17,с. 36]

Творчество преподавателя носит своеобразный характер, протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия с учащимися, требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль в управлении педагогическим творчеством играет создание необходимых предпосылок творчества, вызывающих творческое самочувствие, влияющих на его развитие. Для того чтобы овладеть педагогическим творчеством, преподаватель должен не только научиться решать теоретически педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с учащимися. Последнее невозможно без умения управлять собственными психическими состояниями, без создания соответствующих внешних и внутренних условий.

Без постоянного сотворчества с учащимися продуктивный педагогический процесс невозможен. Самые оригинальные решения дают педагогический эффект только в том случае, если опираются на сотворчество учащегося. Преподаватель должен уметь руководить познавательным и нравственным поиском учащегося. Но для того чтобы вызвать учащегося на сотворчество, надо представлять логику протекания творческого процесса самого учащегося, опираться на нее [18, с. 53].

Для того чтобы организовать сотворчество преподавателя и студентов в воспитании и обучении, необходима общая эвристическая направленность обучения и воспитания. А она обеспечивается увеличением репертуара поисково-творческих заданий в процессе обучения и воспитания, созданием ситуаций нравственного выбора для учащегося, созданием психологической атмосферы сотрудничества преподавателя и учащихся, которое обеспечивает сотворчество. Необходимо обеспечение творческих ситуаций для самореализации личности каждого студента с учетом его индивидуально-типологических особенностей, выведение по возможности каждого элемента педагогической деятельности на эвристический уровень.

Список литературы

1. Пушкин В.Н.. Эвристика - наука о творческом мышлении. М.: Полиздат, 1967.

2. Общая психология/под ред. Богословского В.В., Ковалева А.Г., Степанова А. А. М.: Просвещение, 1981.

3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1986.

4. Балашов Л.Е. Философия: учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004..

5. Соколов В.Н.. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: учеб. пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 1995.

6. Коменский Я.А. Великая дидактика//избр. пед. соч. М.,1982. Т.1.

7. Соколов В.Н.. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: учеб. пособие для студентов. М.: Аспект Пресс, 1995.

8. Большая Советская Энциклопедия. Изд.3-е. М., «Советская Энциклопедия». 1976. Т.25.

9. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: монография. М.: Высшая шк., 1989.

10. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981.

11. Стефанская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Второе издание. - Москва, 2000., стр.202-203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Байдман М.А. Научно-исследовательская работа студентов как средство формирования их творческой активности.: дис. ..канд. пед. наук. Одесса, 1985.

13. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ. №4.

14. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.

15. Мелайх Б. С. Талант писателя и процессы творчества. М., 1969.

16. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.

17. Канн-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.М.: Педагогика, 1990.

18. Канн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.М.: Педагогика, 1990.

Mironova O.A.

THE HEURISTIC METHOD OF TEACHING

Nowadays one of the main Russian state policy trends is the support of the talented youth. The article deals with the appearance of the heuristic method of teaching, which helps the students to discover and realize their creative abilities.

Key words: the heuristic method of learning, creativity, scientific, research and educational activity.

Получено 30.10.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.