Научная статья на тему 'Еврейское население Якутии'

Еврейское население Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреев Алексей Петрович

Освещается региональная история евреев России в контексте Якутии. История еврейских общин в Сибири тема, которая на протяжении десятков лет не поднималась в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Еврейское население Якутии»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3

СЛОВО молодым

УДК 93/99 (571.56)

Еврейское население Якутии*

А.П. Андреев

Освещается региональная история евреев России в контексте Якутии. История еврейских общин в Сибири - тема, которая на протяжении десятков лет не поднималась в научной литературе.

In the article the regional history of Russia Jews in a context of Yakutia is covered. The history of the Jewish communities in Siberia is a theme which during tens years did not rise in the scientific literature.

Проблема взаимопонимания между людьми с разными культурными традициями и историческими судьбами особенно актуальна в наши дни, в довольно сложных политических условиях России. Изучение истории взаимоотношений евреев с другими народами, многолетнего опыта совместного хозяйствования, взаимопроникновения культур, традиций межнационального общения представляется актуальным как в научном, так и в социальном аспектах. История евреев в России насчитывает три столетия. За это время еврейский народ расселился по всей се обширной территории, в значительной степени растворившись в других народах страны, утратив национальную специфику, язык, отличительные этнические черты. Сокращению численности еврейского населения в немалой мерс способствовали усилившиеся в последнее время эмиграционные процессы. Еврейские общины в Сибири - тема, которая на протяжении десятков лет не поднималась в научной литературе.

На территории Российской империи евреи массово появились после трех разделов Речи Посполитой во времена правления Екатерины II. До этого они не имели права проживать в империи. Однако в этот же период были приняты и ограничительные законы против евреев. В основе законодательства по ограничению свободы передвижения евреев в границах империи лежал указ от 23 декабря 1791 г., подписанный Екатериной II, который запрещал евреям проживать за пределами известной территории. На долгие

АНДРЕЕВ Алексей Петрович - ассистент каф. ИФ ЯГУ.

* Статья принята к печати 20 декабря 2006 г.

годы «черта оседлости» превратилась в главный элемент, определяющий социальный статус евреев, жестко регламентирующий их проживание и деятельность.

В российском законодательстве еврейский вопрос занимал особое место. В «Постановлении Временного Правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений», изданном 20 марта 1917 г., приводился полный список ограничительных законов, подлежащих отмене. В списке значилось 140 законов, извлеченных из разных частей двенадцати томов Свода законов Российской империи. По подсчетам исследователей, без учета частных решений, за 1810-1917 гг. на общегосударственном уровне было издано 557 законов о евреях. В дополнение к документам центральной власти вводились распоряжения региональных властных структур. Особенностью •законодательства по еврейскому вопросу было то, что государственные законы, принятые в начале XIX в., продолжали действовать до революции 1917 г., пополняясь новыми офаничениями [1].

Еврейская тема в законодательстве отличалась неоднозначностью и непоследовательностью. Законы, подзаконы и многочисленные разъяснения, регулирующие положение евреев в России, зачастую противоречили друг другу и не достигали поставленных целей. Неуверенность политики российского правительства в отношении евреев проявлялась в том, что законоположения издавались не в обычном порядке, через Государственный совет, а как Высочайше утвержденные «временные правила» или «временные меры», действовавшие до «общего пересмотра законодательства о евреях». Однако большая часть временных узаконений действовала на

168

ПАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. Л'»3

ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЯКУТИИ

протяжении десятков лет. Так, «Временные правила 1882 года» о недопущении евреев в сельские местности оставались в силе 35 лет, а «временное» преграждение евреям доступа в адвокатуру - 28 лет [2]. Законодательные акты, изданные в разные времена, были крайне плохо согласованы между собой, но в полной мере отражали непоследовательную политику правительства по отношению к евреям.

Существовало несколько причин для право-ограничений евреев, среди которых долгое время доминировала религиозная. В XIX в. на первый план выдвинулись причины экономического порядка, начиная с 1890-х гг., наиболее распространенной основой притеснения евреев в России стало обвинение в политической неблагонадежности. Все эти мотивы в той или иной степени присутствовали в истории российских евреев как в XIX, так и в начале XX вв. В результате в действующем законодательстве были зафиксированы следующие ограничения евреев: права жительства за пределами черты оседлости и свобода передвижения, приема в учебные заведения, занятия торговлей и промышленностью, поступления на государственную службу и участия в органах местного самоуправления и порядка отбывания воинской повинности.

Перед Февральской революцией 1917 г. пересмотр ограничительных законов в последний раз производился Советом Министров под председательством С.Ю. Вигге в 1904-1905 гг. Совет-Министров вновь обратился к еврейскому вопросу в связи с событиями 1905-1906 гг. и активным участием в революционном движении евреев, стремившихся добиться снятия законодательных ограничений в гражданских и имущественных правах [3]. Если в 1871-1873 гг. евреи составляли от 4 до 5 % от общего числа лиц, осужденных за «политические преступления», то к началу 1880-х гг. доля евреев в революционном движении увеличилась до 14-15 %, а во второй половине 1880-х гг. - до 20-40 % [4].

Еврейское население в Якутии образовалось вследствие ссылки. Подавляющее большинство ссыльных были мужчинами, которые женились на местных женщинах. Дети от таких браков записывались по национальности и вероисповеданию матери. Таким образом, в основном уже во втором поколении потомки таких браков быстро ассимилировались якутами, в меньшем количестве - русскими. Обычно отцы, уезжая, не брали с собой детей от браков с якутками. По при этом у детей сохранялись еврейские фамилии, поэтому среди якутов нередко встречаются

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №3 22. Заказ №276

фамилии Левин, Вензель, Гольдеров, Годдырев, Гольдман и т.д.

Устойчивая община евреев с молитвенным домом, еврейским кладбищем и резником образовалась уже к 1870-м гг.

Костяком формировавшейся общины стали «маленькие люди» из местечек «черты оседлости», высылавшиеся на вечное поселение с семьями, которые старались жить по своим традиционным установкам. «Полноценный» еврей мог существовать только в общине своих единоверцев. К тому же религия всегда объединяла людей в трудных ситуациях.

С 1862 по 1909 г. число евреев в Якутской области увеличилось с 94 до 661 чел., то есть в семь раз [5].

Значительную часть политических ссыльных составляли евреи, но они не стали костяком образования еврейской диаспоры в Якутии и не участвовали, за редким исключением, в жизни общины. Даже браки не заключались. Связано это с тем, что в основном это были люди культурно ассимилированные, не религиозные, и после срока ссылки выезжали за пределы региона.

Об этом свидетельствует также один любопытный документ. Так, в частности председатель хозяйственного правления Якутской еврейской общины, отправляя областному правлению именную ведомость прихожан Якутского молитвенного дома, оговорил, что «кроме всех поименованных в этом списке лиц, в городе Якутске имеются еще несколько евреев из административных ссыльных за государственные преступления, которые никогда не посещают молитвенный дом, никогда не обращаются к членам хозяйственного правления молитвенного дома за чем бы то ни было и поэтому не известны мне и не занесены в вышесказанную ведомость» [6].

Члены общины сохраняли религию и практически не допускали смешанных браков, однако культурная ассимиляция все же шла. Уже в начале XX в. в г. Якутске еврейские дети в основном говорили на русском языке, хотя в улусах в основном дома говорили на еврейском. Последнее было связано с тем, что в улусах преимущественно проживали недавние выходцы (ссыльные) из черты оседлости. Но это изменилось после Октябрьской революции, когда значительная часть молодежи отошла от религии. В настоящее время процент чистокровных (по гала-хс) евреев среди них незначителен.

В 20-е гг. XX в. в Якутске функционировала русско-еврейская школа, был еврейский клуб, но уже к концу этого десятилетия они прекратили

АНДРЕЕВ

свое существование, в 1930 г. была закрыта синагога (которая была превращена в «Дом пионеров»). С этого времени еврейская община превратилась в диаспору. Но сохранилось кладбище и при нем -погребальное братство (Хевре кадишим).

В 30-40-х гг. XX в. в Якутию прибыло значительное число лиц еврейской национальности из вновь присоединенных земель. Их количество было намного больше, чем местных евреев. Но в подавляющем большинстве они выехали после 1956 г. Некоторые из них принимали участие в становлении якутской профессиональной культуры. Гак, например, профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных Г. Литинский вместе с М. Жирковым создал первые национальные музы-кально-сценические произведения.

В 1950-1980 гг. среди евреев Якутии было много ученых, сыгравших большую роль в развитии науки, разработке природных богатств края. В 1949 г. геологической партией Тунгусской экспедиции под руководством Г. Файн-штейна было открыто первое в Якутии месторождение алмазов, в 1960 г. партия под руководством Е. Черного открыла месторождение алмазов «Айхал». Директором Якутского научно-исследовательского института промышленных алмазов был Г. Файнштейн, директором Института космофизичсских исследований и аэрономии - профессор Ю. Шафер. В Якутском филиале Сибирского отделения Академии наук СССР работали евреи: Л. Еловская - заместителем директора по науке и Б. Кершенгольц - ученым секретарем Института биологии, доктора наук М. Каниболотский, О. Богатин, Ь. Шпунт, В. Спектор, М. Гсльберг, А. Бейлин и др. В 1950-1957 гг. в Институте истории, языка и литературы Якутии работал И. Гурвич, который на основе собранных в Якутии материалов опубликовал книгу «Этническая история северо-востока Сибири» (М„ 1966).

Массовая алия, начавшаяся в 1990-х гг. XX в., практически «обескровила» еврейскую диаспору - уезжали в первую очередь люди, самоиденфи-цирующие себя с еврейской национальностью, которые могли сделать многое для общины, а также молодежь.

В связи с массовой репатриацией еврейское население Якутии сейчас не многочисленно и

сосредоточено в основном в г. Якутске. По переписи 1989 г. в Якутии проживало порядка 1,3 тыс. чел. еврейской национальности, 2002 г. -приблизительно 300. Наступили времена, когда определяющим в численности якутской диаспоры евреев стали внутренние резервы - самосохранение, возвращение к своей этничности и естественный рост.

По переписи 1989 г. 94% евреев России считали родным языком русский. По за последнее десятилетие в связи с появлением национально-религиозных общин и обществ идет возрождение культуры, религии и языка, а также устойчивого самосознания. В результате можно констатировать, что процент людей, считающих родным языком идиш или (особенно) иврит, намного возрос. Конечно, евреи Якутии в этом плане отстают от других регионов страны в силу малочисленности, некомпактности проживания, пожилого состава общины и т.д. Но и здесь количество лиц, знающих и считающих иврит родным, будет расти, что связано с растущими связями с центром страны и особенно с Израилем, где у большинства местных евреев имеются близкие родственники.

В настоящее время в г. Якутске существуют Общество еврейской культуры (руководитель С.Х. Лифшиц) и Еврейская религиозная община (председатель А.Г. Гоммсрштадт), объединяющая евреев Якутии.

Можно с уверенностью сказать, что прошедшее десятилетие стало заметной вехой в истории якутского еврейства, так как именно в эти годы произошли возрождение и становление еврейской культуры, обычаев и традиций, приобщение людей к своему историческому наследию.

Литература

1. Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине Х1Х-нач. XX вв.: 1860-1917. -Томск, 2004. - С. 28.

2. Там же. - С. 29.

3. Там же. - С. 29.

4. Там же. - С.46.

5. Колышка Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (сер. XIX в. - февраль 1917 г.): Автореф. дне. ... д.и.н. - Иркутск, 2003. - С. 139.

6. Там же. - С. 321.

170

НАУКА И ОБРАЗОВАНИИ. 2007, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.