Научная статья на тему 'Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов'

Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
676
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / UNIVERSITIES / EURASIAN EDUCATIONAL SPACE / INTEGRATION PROCESSES / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадмаев Валерий Николаевич, Демичев Дмитрий Михайлович, Хутыз Заурбеч Асланбиевич

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве должны способствовать созданию единого привлекательного ценностно-смыслового, экономического, социокультурного пространства, задавать ясные и привлекательные ориентиры совместного общественного развития народов Евразии. Особая роль в этом плане принадлежит университетам.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бадмаев Валерий Николаевич, Демичев Дмитрий Михайлович, Хутыз Заурбеч Асланбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ntegration processes in the post-Soviet space should contribute to the creation of a single attractive value-semantic, economic, social and cultural space, to set clear and attractive benchmarks of joint social development of the peoples of Eurasia. A special role in this regard belongs to universities.

Текст научной работы на тему «Евразийское образовательное пространство и интеграционный потенциал университетов»

УДК 378:316.7 ББК 74.58+60.55 Б-15

Бадмаев Валерий Николаевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова, e-mail: badmav07@yandex.ru;

Демичев Дмитрий Михайлович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права Белорусского государственного экономического университета, e-mail: ddm@bseu.by;

Хутыз Заурбеч Асланбиевич, доктор экономических наук, профессор Майкопского государственного технологического университета, e-mail: zaurbech1@mail.ru

ЕВРАЗИЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТОВ

(рецензирована)

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект №14-23-12001 а(м).

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве должны способствовать созданию единого привлекательного ценностно-смыслового, экономического, социокультурного пространства, задавать ясные и привлекательные ориентиры совместного общественного развития народов Евразии. Особая роль в этом плане принадлежит университетам.

Ключевые слова: университеты, евразийское образовательное пространство, интеграционные процессы, диалог культур.

Badmayev Valery Nikolayevich, Doctor of Philosophy, professor, head of Department of Philosophy and Cultural Studies of Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, e-mail: badmav07@yandex.ru;

Demichev Dmitry Mikhailovich, Doctor of Law, professor, head of the Department of Theory and History of Law of the Belarusian State Economic University, e-mail: ddm@bseu.by;

Khutyz Zaurbech Aslanbievich, Doctor of Economics, professor of Maikop State Technological University, e-mail: zaurbech1@mail.ru

EURASIAN EDUCATIONAL SPACE AND INTEGRATION POTENTIAL

OF UNIVERSITIES

(Reviewed)

The article is prepared with the financial support of the RGSF project №14-23-12001

a(m).

Integration processes in the post-Soviet space should contribute to the creation of a single attractive value-semantic, economic, social and cultural space, to set clear and attractive benchmarks of joint social development of the peoples of Eurasia. A special role in this regard belongs to universities.

Keywords: universities, Eurasian educational space, integration processes, dialogue of cultures.

Как известно, Советом глав государств Содружества Независимых Государств 2016 год, юбилейный год образования СНГ (в декабре 2016 года исполнится 25 лет с даты подписания Соглашения о создании Содружества), объявлен Годом образования. Это

символичное решение, принятое в целях взаимодействия и интеграции образовательных пространств стран Содружества, означает, что гуманитарное сотрудничество было и остается одним из приоритетных направлений межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ. Речь идет о формировании не только единого экономического пространства, но и единого культурного пространства. Эти задачи приобретают особую важность сегодня, в условиях глобальных вызовов современному человечеству (кризис мультикультурализма, религиозный фундаментализм, межнациональные конфликты). Все большую актуальность и популярность приобретают идеи евразийства о глубинном культурно-историческом единстве и духовном родстве народов Евразии, проживающих на просторах постсоветского пространства. Поскольку именно культура формирует общие ценности, придает духовность и новые аксиологические смыслы всем проектам в сфере экономики, политики, технологий. Интеграционные проекты должны способствовать созданию единого привлекательного ценностно-смыслового, экономического, социокультурного пространства, задавать ясные и привлекательные ориентиры совместного общественного развития народов Евразии с учетом их общего культурно-исторического наследия. При этом в ее основании должны находиться общие культурные ориентиры, логика культурного единства в многообразии, сохранение и поощрение культурной самобытности и языкового разнообразия народов государств - участников СНГ, уважение их национальных и религиозных традиций.

Необходимо понимание того, что только консолидация народов Евразии на основе образования, науки, культуры, развитие международного сотрудничества в этих областях, межкультурный диалог способны обеспечить дальнейшее поступательное развитие стран СНГ и народов Евразии. Особая роль в этом плане принадлежит университетам.

В данном контексте обратимся к анализу роли университетов СНГ в создании единого евразийского образовательного пространства.

Прежде всего, следует отметить возросшие дискуссии о кардинальном изменении миссии университета в современном мире. Эти изменения касаются целей и моделей взаимодействия университетов с обществом. Изменения, происходящие в современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, выводят его сложности, противоречия и парадоксы на новый уровень, открывая новые горизонты знаний и новые социальные практики, и вовлекая такие институты, как образование, наука, культура, в поиски решений задач и вызовов, стоящих перед человечеством.

Как отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в предисловии к Докладу «Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо?», «Мир меняется, и образование тоже должно меняться. Общества повсюду переживают процесс глубоких трансформаций, требующих новых форм образования, которые способствовали бы развитию глубоких профессиональных знаний, необходимых обществам и экономикам как сегодня, так и в будущем. Это подразумевает необходимость, помимо обучения грамотности и навыкам счета, сосредоточиться на изучении окружающего мира и на использовании новых подходов к обучению во имя большей справедливости, социального равенства и глобальной солидарности» [3, с. 3].

Действительно, если ранее образ университета, его основное предназначение, его социальная миссия определялись успешностью образовательной деятельности и связанных с нею научных исследований, то сегодня миссия университетов обретает новое содержание и новое измерение, в данном случае международно-интеграционное. Университеты выступают факторами международной политики и дипломатии.

Университеты в условиях стремительной интернационализации мирового рынка образовательных услуг объединяются и взаимодействуют в сетях, деятельность которых сфокусирована на определенных направлениях, для того чтобы обмениваться информацией и опытом, оценивать качество своей работы, получать новое знание в рамках совместных исследовательских и образовательных программ, расширять академическую мобильность, оптимизировать ресурсы, повышать конкурентоспособность и продвигать свои услуги.

Процесс международного сотрудничества затронул сферу высшего образования, где основным направлением развития университетов стал их выход на международную арену, в созданное образовательное поле, образуя тем самым сетевое международное взаимодействие университетов. Создание и реализация сетевого взаимодействия изменяет не только количественные, но и качественные характеристики взаимодействия, что приводит к появлению новых наднациональных образований, таких как сетевая модель международного взаимодействия университетов.

Происходит глобализация знания и интернационализация образования. Знание и технологии глобально «рассеиваются». Университеты выступают как участники и орудия дипломатической деятельности, усиливается потенциал «мягкой силы» высшего образования [2]. В условиях экономики, основанной на знаниях, формируется глобальная информационная культура. Атрибутивной характеристикой глобальной культуры является сетевая организация коммуникаций.

В этой связи Кларк Керр, ректор Калифорнийского университета в Беркли, один из разработчиков Генерального плана развития высшего образования штата Калифорния, даже вводит понятие «мультиверситет» как нового многоцентрового и многофункционального учреждения высшего образования, имеющего сложную сетевую структуру.

Основными площадками по реализации межкультурного диалога в странах СНГ стали: Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Форумы творческой и научной интеллигенции стран СНГ, Базовая организация по языкам и культуре государств-участников СНГ, Евразийская ассоциация университетов, Международные форумы «Диалог языков и культур СНГ и ШОС в XXI веке» и т. д. Особого внимания заслуживает деятельность Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

Приведем в этой связи предлагаемую Абрамовым Р.А. модель по созданию электронного сетевого университета через реализацию образовательных программ на базе ведущих экономических вузов Российской Федерации и Республики Беларусь: Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Белорусского государственного экономического университета. Основываясь на результатах сопоставления систем образования России и Белоруссии, а также на анализе организации учебного процессе в РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ, автор проекта выделяет следующие направления работы по созданию электронного сетевого университета:

1) разработка программ новых специальностей и переработка существующих программ с учетом использования образовательного потенциала обоих университетов;

2) предоставление льгот при поступлении в магистратуру одного из вузов -партнеров;

3) участие в разработке и реализации проектов в социально-производственной сфере Союзного государства, в том числе по принципу грантов;

4) организация и проведение совместных ознакомительных, учебных, производственных и преддипломных практик для студентов РЭУ и БГЭУ, возможно, в рамках каких-либо совместных проектов РФ и РБ;

5) формирование межгосударственных центров дополнительного образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировки);

6) координация усилий и средств для совместной подготовки учебников (в том числе электронных), учебных и методических пособий;

7) реализация образовательных программ, по итогам освоения которых студенты получают «двойной диплом», что позволит сократить финансовые затраты на обучение, обеспечит углубление и расширение профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности;

8) апробация схем межуниверситетского и междисциплинарного обучения с правом выбора набора дисциплин;

9) проведение в режиме online параллельных мастер-классов от успешных политических деятелей, экономистов, бизнесменов Российской Федерации и Республики Беларусь;

10) создание на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова и БГЭУ «виртуальных» центров подготовки по отдельным направлениям и специальностям [1, с. 72-74].

Таким образом, евразийское образовательное пространство нуждается в трансформации, основанной на новом характер социальных связей посредством активного использования информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, распространении открытых образовательных ресурсов СНГ в мировом образовательном пространстве. И особая роль здесь должна принадлежать университетам.

С целью развития научно-образовательного сотрудничества стран СНГ представляется необходимым: активизация сотрудничества между университетами, включая реализацию совместных образовательных и научно-исследовательских программ; интенсификация академического и межбиблиотечного обмена, дистанционного обучения; сотрудничество в сфере межрегионального межвузовского взаимодействия, в том числе через создание межрегиональных вузовских консорциумов, международных научных коллабораций, центров коллективного пользования. Все это выступает эффективными элементами международного гуманитарного сотрудничества и важными факторами, способствующими межкультурной интеграции.

Необходим многосторонний активный диалог на экспертном, научнообразовательном, культурном и академическом уровнях. Важно, чтобы эффективные проекты могли получить привязку к уже существующим программам межгосударственного сотрудничества или послужить основой для новых. Данную стратегию можно практически полностью деполитизировать и направить на прогресс в социально-культурной, экономической и научной сферах.

Евразийское образовательное пространство должно складываться не за счет вертикального информационного влияния сверху вниз, а путем выстраивания плотной сети взаимосвязей по горизонтали - формирования множества точек соприкосновения на различных уровнях. Будущее на постсоветском пространстве во многом зависит от

способности сформировать общий наднациональный подход к данному вопросу. Площадка Евразийского экономического союза представляет собой перспективный ресурс для выработки общих программ и диалоговых форматов, которые впоследствии могут быть расширены на другие страны Евразийского региона. Представляется важным расширить и обогатить научные представления о возможности истолкования и понимания таких трансгосударственных сложносоставных сообществ (на примере «постсоветского пространства») под углом зрения их собственной политико-культурной «общности», национально-государственной идентичности во взаимосвязи с глобальными интеграционными тенденциями. Речь, таким образом, может идти о новом типе интеграции поверх традиционных национально-государственных границ, который приобретает серьезный социокультурный и экономический потенциал в условиях радикальной трансформации глобального политического ландшафта [4, с. 136]. На этих основаниях можно выстраивать многосторонний формат гуманитарного сотрудничества и межкультурного диалога для формирования единого евразийского образовательного пространства.

Литература:

1. Абрамов Р.А. Интеграция университетов Российской Федерации и Республики Беларусь - форма доступа к современному высшему образованию // Высшее образование в России. 2015. №10. С. 68-74.

2. Борковска И., Деодато Э. Университеты как участники и орудия дипломатической деятельности. Потенциал «мягкой силы» высшего образования // Эксперт. 2015. 19 авг.

3. Переосмысливая образование. Образование как всеобщее благо? М.: ЮНЕСКО.

2015. 93 с.

4. Хутыз З.А., Бадмаев В.Н. Образование как вектор интеграции постсоветского пространства // Вестник Майкопского государственного технологического университета.

2016. Вып. 1. С. 132-136.

References:

1. Abramov R.A. Integration of the universities of the Russian Federation and the Republic of Belarus is a form of access to the modern higher education // Higher education in Russia. 2015. №10. P. 68-74.

2. Borkowska I., Deodato E. Universities as actors and instruments of diplomatic activities. Potential of the “soft power ” of higher education // Expert. 2015. August, 19.

3. Education rethinking. Education as a public good. M.: UNESCO, 2015. 93 p.

4. Khutyz Z.A., Badmayev V.N. Education as a vector of integration of the former Soviet Union //Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Vol. 1. P. 132-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.