УДК 32:355
Р. Г. Сабиров
ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН СНГ:
КАЗАХСТАН, УЗБЕКИСТАН, КЫРГЫЗСТАН
Ключевые слова: военная политика, военный конфликт, постсоветское пространство, Центральная Азия, СНГ(Союз Независимых Государств), Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан.
Военная политика является необходимой частью жизнедеятельности любого государства. В статье рассмотрена сущность военной политики, ее цели и задачи, приоритеты и тенденции развития на современном этапе. Особое внимание уделено взаимоотношениям России и отдельным странам СНГ: Казахстану, Узбекистану, Кыргызстану.
Кeywords: military policy, military conflict, post-Soviet area, Central Asia, the CIS(Commonweal of the Independent States),
Kazakhstan, Uzbekistan, Kirgiztan.
Military policy is a necessary part of the life of any part of government. The article describes the essence, aims and objectives, priorities and trends of the modern stage of military policy. Special attention is given to relations between Russia and some CIS countries: Kazakhstan, Uzbekistan, Kirgiztan.
Военная политика является необходимой частью жизнедеятельности любого государства. Для нас важным является тщательно рассмотреть сущность военной политики, ее целей и задач, приоритетов и тенденций развития на современном этапе. Военная политика - это, прежде всего, политика самого государства, где она имеет монополию на военную силу, и, если только она не сможет контролировать полностью военную организацию - военный путч или конфликт неизбежен. Военная сила является наиболее сложным образованием, сильно связанным с обществом, требующим большого количества ресурсов на его использование и совершенствование. И здесь главной задачей военной политики любого государства является недопущение военного столкновения крупного масштаба, так как «... быстрое изменение военно-политической обстановки в мире требует адекватного уточнения целей и задач деятельности государства по нейтрализации новых опасностей и угроз военной безопасности» [1].
В военной политике очень тесно переплетены внутренние и внешние стороны. Если внешняя сторона рассматривает проблемы использования военной силы в межгосударственных отношениях, то внутренняя определяет повседневную деятельность и стратегию государства по поддержанию обороноспособности государства и готовности вооруженных сил к применению. Важным также является то, что военная политика воздействует на все стороны общественной жизни, где она привлекает к себе все другие виды деятельности, связанные с созданием и использованием военной силы, которая занимает особое место в социально-политической структуре государства, и где «. трансформация военно -политической системы России ..актуализирует определение социального самочувствия
военнослужащих потребностям государства, населения и военной политики [2], а ее потребности удовлетворяются в первую очередь, так как они являются приоритетными в определенных
условиях. Таким образом, военная политика является составной частью общей политики государства, тесно связана с созданием военной организации, необходимой подготовкой и применением военных средств для достижения важных политических целей.
В настоящее время переходный период современной мировой системы постоянно требует от ведущих стран мира, в том числе и России, тщательной, взвешенной и последовательной линии поведения в международных делах, необходимой для равноправного сотрудничества в деле нейтрализации и блокирования тенденций, которые в дальнейшем могут поставить их в неблагоприятное положение. Ее решение будет принадлежать политике, а именно военной политике Российской Федерации, которая является необходимым элементом общеполитической и внешнеполитической деятельности,
обеспечивающей национальную безопасность, предотвращение войн и вооруженных конфликтов, однако «. высокая динамика политических, военных и экономических изменений в мире затрудняет точный прогноз характера будущих военных конфликтов» [3]. И для их предотвращения наиболее важными целями военной политики Российской Федерации на современном этапе являются:
- возможности и пределы применения военной силы для достижения политических и военных целей;
- выполнение международных обязанностей РФ по оказанию военной помощи странам, союзным с ним, и участие в операциях по поддержанию мира;
- содействие недопущению военных конфликтов между странами СНГ и предотвращение крупномасштабных военных столкновений в космосе, на суше и на море;
- важность поддержание оборонного потенциала страны на необходимом уровне, соответствующем существующим и потенциальным военным угрозам;
- организация взаимодействия с союзными государствами по отражению агрессии;
- защита независимости, обеспечение безопасности, неприкосновенности границ, территориальной целостности и сдерживание вероятных противников от развязывания войн и вооруженных конфликтов.
Направленность военной политики России за последние годы претерпела немало изменений. В мире и в стране произошли кардинальные социально-экономические и военно-политические перемены, и где «...мы должны наметить пути преодоления проблем на евроатлантическом и евроазиатском пространстве в целом» [4]. Военная политика России конца XX - начала XXI века отличается «. конструктивным подходом к решению наиболее сложных проблем и противоречий, стремлением к достижению позитивных результатов в процессе военно-политического межнационального сотрудничества» [5]. И здесь к основным задачам военной политики можно отнести следующие:
- разработка военно-политических решений и конкретных планов функционирования и развития военной системы государства;
- решение проблем сотрудничества по военным вопросам;
- дипломатическое урегулирование пограничных вопросов и переговоров по сокращению вооружения;
- подготовка и разработка военной доктрины государства, определяющая его военно-политическую деятельность;
- стратегическое сдерживание агрессивных устремлений в интересах превращения как обычной, так и ядерной войны;
- обеспечение военной безопасности России всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов
Россия утратила много из того, чем обладала раньше и совершившийся «.распад СССР, который явился, по словам Путина « крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века» поставил перед российским государством.. геополитический «отрыв» от России новых независимых государств СНГ, что угрожает национальным интересам и безопасности России» [6].
Она оказалась в центре радикальных изменений экономического, социально-
политического и военного характера. Но, несмотря на потерю стратегически важных территорий, баз, портов и др., она располагает 4/5 территории СССР, больше, чем половиной населения, высоким научно-техническим потенциалом, имеет богатые природные ресурсы, мощное ядерное вооружение. В последние годы наметилась устойчивая динамика социально-экономического роста. И за годы существования СНГ политика России в отношении Содружества и его стран претерпела заметную эволюцию. Одним из главных приоритетов в отношении с иностранными государствами явились связи в рамках СНГ, которые помогли без особых
потерь пройти период становления партнерских отношений между вновь образованными государствами, и сыграли свою позитивную роль в сдерживании региональных конфликтов на постсоветском пространстве, где «.содружество с партнерами по СНГ остается приоритетом России, интеграция на этом должна быть совместима с аналогичными процессами в Европе» [7]. Но времена, когда Россия могла на автомате, по умолчанию сохранить свой авторитет на постсоветском пространстве, ушли в прошлое, и мы должны воспринимать наших бывших соотечественников как партнеров. Политика Российской Федерации на постсоветском пространстве должна основываться на понимании того, что это пространство - действительно постсоветское, а не советское, и что судьба стран решается только их народами и в их собственных интересах. Мы должны не только сохранять свое влияние в бывших республиках, но и усиливать позитивное взаимодействие с ними в политической, экономической и военной сферах. Надо показать соседям, что разрыв связей с Россией окажется для них гораздо болезненней, чем для нас.
Одним из основных приоритетов политики РФ является сохранение ключевой роли на бывшем постсоветском пространстве, так как «.Центральная Азия - это важный в экономическом, военно-стратегическом и, конечно, геополитическом плане регион. Борьба за Азию ведется уже не одно десятилетие.» [8]. Решение этой задачи напрямую связано с развитием Россией сотрудничества со странам СНГ в военной сфере. Именно военная политика России будет играть доминирующую роль в отношениях между этими странами, которые носят двусторонний характер и сегодня являются в целом доверительными. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют собой взаимоотношения России с такими странами СНГ, как Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан, представляющие собой как бы единое целое, связывающее их по прилегающим границам, обычаям, вероисповеданию и многим другим факторам.
Наиболее важным фактором, влияющим на безопасность региона, является «фактор силы» -состояние армии Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. История тюркских народов - это история бесконечных войн и сражений. Любая мощная, многочисленная армия какого-нибудь восточного владыки состояла их отрядов различных народностей и племен. На протяжении многих лет народы этих стран принимали участие в различных конфликтах. После образования СНГ национальные вооруженные силы рассматриваемых государств, выросших на базе Советской армии, обладают одинаковым вооружением, базируются на однотипной военно-политической стратегии и тактике, сохраняют во многом сходную систему боевой подготовки. И каждая из этих стран заинтересована в тесном сотрудничестве с Россией в военной сфере, так как они не в состоянии в одиночку решить вопросы собственной обороны по
причине того, что не обладают «ядерным щитом», которым владеет Россия. Используя принцип разумной достаточности, вышеперечисленные государства эффективно использовали
интеграционные связи, так «..в 2000 году Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан образовали Евразийское
экономическое сообщество (ЕврАзЭС) -международную экономическую организацию, цель которой состоит в формировании общих внешних таможенных границ, выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка» [9], которые были прерваны или ослаблены вследствие развала СССР.
Сегодня одной из мощных в регионе армий является армия Казахстана, базой для создания которой послужили соединения и части Среднеазиатского военного округа, 40-ой армии, считавшиеся основой ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Между Россией и Казахстаном прочно установились партнерские связи и выработались единые подходы к вопросам, представляющим взаимный интерес в сфере военного сотрудничества. Регулярно проводятся учения с привлечением частей и подразделений российской и казахстанской армии на двусторонней основе, так и в рамках мероприятий в формате ОДКБ и ШОС. В последние годы Казахстан уделяет серьезное внимание подготовке офицеров в российских военных учебных заведениях. На основе двусторонних соглашений Россия сохранила за собой (в качестве арендатора) несколько крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения обороноспособности России. Заметно активизировалось военно-техническое
сотрудничество, где предполагается дальнейшее обновление и модернизация военной техники. Перспективным направлением является
сотрудничество в области космоса. Из перечисленного видно, что уровень доверия между Россией и Казахстаном в последние годы заметно увеличился, и это будет способствовать дальнейшему развитию военного сотрудничества.
Самим значительными по численности и наиболее боеспособными, по мнению экспертов, являются вооруженные силы Узбекистана, занимающие ведущее место в системе военного сотрудничества с Россией. Страны активно взаимодействуют в плане модернизации и реформировании вооруженных сил Узбекистана, оснащении современным вооружением,
подготовкой офицерских кадров в РФ для узбекской армии и проведении совместных учений на двусторонней основе. Военная политика России в отношении Узбекистана развивается достаточно полно, и взаимодействие между двумя странами в военной сфере постоянно улучшаются.
Кыргызстан по сравнению с Казахстаном и Узбекистаном имеет меньшую территорию и численность вооруженных сил. При этом отношения с Россией были наиболее важными при выборе внешнеполитических ориентиров. Вооруженные
силы Кыргызстана являются самыми малочисленными, плохо вооруженными и необученными, что сказалось при событиях последних месяцев. Совершившаяся «цветная революция» в Кыргызстане показала, что решающую роль в успехе сыграло бездействие силовых структур бывшего правительства. Как говорилось в начале, если государство не сможет контролировать военную организацию, то путч или конфликт неизбежен, что и произошло в Кыргызстане. Ранее сотрудничество в военной сфере России и Кыргызстана носило только партнерский характер из-за разногласий правительства страны, поэтому было важным «... обеспечить скорейшую консолидацию международных усилий по оказанию самого широкого содействия Киргизской Республике с использованием полного потенциала и опыта ОБСЕ» [10]. В дальнейшем началось тесное практическое сотрудничество в военной области, где основным направлением явилось проведение модернизация устаревшей техники на более современную. В целом, отношения в военной сфере будут развиваться успешно, несмотря на нестабильность внутриполитической ситуации в республике.
Военная политика России в отношении стран СНГ занимает важное место, и она оказывает существенное воздействие на военно-политическую обстановку в регионе, а «. присутствие России в регионе должно быть не только сохранено, но и увеличено. В современных условиях этого достичь можно путем активного экономического и военно-технического сотрудничества, что отвечает интересам как России, так и стран региона» [11]. Рассмотренные страны заинтересованы в сохранении и укреплении СНГ и в обеспечении в нем стабильности. Но реальный вклад каждой из них оценивается не только по объему, но и по характеру. Наибольшую лепту в это дело внес Казахстан, далее Узбекистан и Кыргызстан. Для России важно не допускать однобокости курса к этим странам, а добиваться самоутверждения с учетом союзнических и национальных интересов, и здесь военная политика России призвана служить делу сохранения мира и предотвращения войн.
Литература
1. Малышев А.И. Военная стратегия Российской Федерации в начале XXI века./ Военная мысль, 2007, №11.-С.18.
2. А.А.Аглиуллин, Р.И.Зинурова, Э.Б.Гаязова. Социальное самочувствие военнослужащих в России / Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. -Т. 14, №22.- С.265.
3. Малышев А.И. Военная стратегия Российской Федерации в начале XXI века./ Военная мысль. , 2007,№11.- С. 23 .
4. Красная звезда./ 2010, 21-27 июля.-С. 3.
5. Ю.П.Платонов. Технология власти. Т.1./ Юрий Платонов. - СПб.: Речь.- 2010.- 559
6. Р. И.Зинурова, А.Р.Тузиков Экстремизм в мировом пространстве: теоретико-методологический аспект/ Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №17. -С.214
7. Красная звезда. Внешнеполитические приоритеты 10. Красная звезда. По приглашению Бишкека./ 2010, 21-России./ 2010, 13 июля. 27 июля.
8. Красная звезда. Жаркое лето Киргизии./ 2010, 2 июля. 11. Красная звезда. Жаркое лето Киргизии./ 2010, 2 июля.
9. В.В.Авилова, Д.Х. Галлямова. Роль РФ в обеспечении процесса вступления стран СНГ в ВТО / Вестник Казан. технол. ун-та. - 2012. -Т. 15, №4.- С.173.
© Р. Г. Сабиров - асс. каф. управления, экономики и права КНИТУ, начальник цикла военной кафедры ФВО КНИТУ, [email protected].