Научная статья на тему 'Эволюция, современное состояние и направления развития сегментного учета и отчетности в организациях'

Эволюция, современное состояние и направления развития сегментного учета и отчетности в организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕГМЕНТ БИЗНЕСА / СЕГМЕНТНЫЙ УЧЕТ / СЕГМЕНТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / BUSINESS SEGMENTS / SEGMENT ACCOUNTING / SEGMENT REPORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Е.В., Цыганова И.Ю.

Исследование посвящено эволюции, состоянию и тенденциям развития сегментного учета и отчетности в организациях и свидетельствует о достижении консенсуса между интересами составителей отчетности и ее потребителями на современном этапе развития экономики. Однако требуется дальнейшее совершенствование учета и отчетности по сегментам бизнеса, основные направления которого представлены в статье. Цель настоящей работы провести анализ современного состояния сегментного учета и отчетности в организациях, опираясь на исторические аспекты стратегического учета и отчетности как их основы, и выявить направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии с МСФО. Авторы представляют определение нового понятия «сегментный учет», проводят анализ требований в отношении порядка отражения информации по сегментам бизнеса в бухгалтерской (финансовой) и сегментной отчетности организаций, выявляют основные направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии с МСФО с целью обеспечения полезности информации для заинтересованных пользователей. С помощью методов диалектического познания проанализированы требования нормативных документов по бухгалтерскому учету в отношении сегментов бизнеса, в частности Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), и определено место сегментного учета и отчетности в современной российской учетной системе. Это дало возможность определить направления развития сегментного учета и отчетности в соответствии с МСФО. Сделан вывод, что в настоящее время, когда внешняя среда не стабильна и перемены оказывают прямое воздействие на состояние бизнеса, сегментный учет и отчетность позволяют пользователям получать дополнительную информацию. Это позволяет им проводить анализ сегментов бизнеса в целях создания конкурентных преимуществ и достижения устойчивой позиции на рынке в долгосрочной перспективе, т.е. играют важную роль в стратегическом управлении сегментами бизнеса организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution, current status and trends of accounting and reporting segment in organizations

Importance. The study authors state and trends of the segment accounting in Russia indicates that achieving consensus between the interests of preparers and its consumers at the present stage of economic development. But requires further improvement of accounting and reporting by business segment, the main lines of which are presented in the article. Objective. The purpose of this paper is to analyze the current state of the segment and accounting in Russia, based on the historical aspects of strategic accounting and reporting as their base and to identify areas of accounting and reporting of business segments in accordance with IFRS. The authors present a definition of 'segment accounting ", analyze the requirements for the deconsolidation of information by business segment in the financial (accounting) and segment reporting organization, identify the main directions of development of the accounting and reporting of business segments in accordance with international standards to ensure the usefulness of the information for interested users. Methods. Using the methods of dialectical cognition analyzed regulatory requirements on accounting in respect of business segments (in particular PBU 12/2010 «Segment Information»), defines the place of the segment accounting and reporting in the Russian accounting system and presented account for the purpose of management accounting by business segment. Results. This made it possible to determine the direction of the segment accounting and reporting in accordance with IFRS. Conclusions and Relevance. It is concluded that in the present circumstances, when the external environment is not stable and the changes have a direct impact on the business segment accounting and reporting allow users to obtain additional information in order to carry out the analysis by segment of business for the purposes of creating a competitive advantage and ensure the achievement of a sustainable position in the market in the long term, that is, play an important role in the strategic management of the business segments of the organization.

Текст научной работы на тему «Эволюция, современное состояние и направления развития сегментного учета и отчетности в организациях»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 338.24:657.1

ЭВОЛЮЦИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАзВИТИЯ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

в организациях*

Е.Б. СМИРНОВА,

доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономического управления организацией E-mail: uadsev@mail.ru

И.Ю. ЦЫГАНОВА, старший преподаватель кафедры экономического управления организацией E-mail: iren23_83@mail.ru Оренбургский государственный университет

Исследование посвящено эволюции, состоянию и тенденциям развития сегментного учета и отчетности в организациях и свидетельствует о достижении консенсуса между интересами составителей отчетности и ее потребителями на современном этапе развития экономики. Однако требуется дальнейшее совершенствование учета и отчетности по сегментам бизнеса, основные направления которого представлены в статье.

Цель настоящей работы — провести анализ современного состояния сегментного учета и отчетности в организациях, опираясь на исторические аспекты стратегического учета и отчетности как их основы, и выявить направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии

* Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России высшим учебным заведениям для проведения научно-исследовательских работ по теме «Экономическое управление устойчивым развитием организаций» (рег. № 114100640059 от 06.10.2014).

с МСФО. Авторы представляют определение нового понятия «сегментный учет», проводят анализ требований в отношении порядка отражения информации по сегментам бизнеса в бухгалтерской (финансовой) и сегментной отчетности организаций, выявляют основные направления развития учета и отчетности по сегментам бизнеса в соответствии с обеспечением полезности информации для заинтересованных пользователей.

С помощью методов диалектического познания проанализированы требования нормативных документов по бухгалтерскому учету в отношении сегментов бизнеса, в частности Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ12/2010), и определено место сегментного учета и отчетности в современной российской учетной системе.

Это дало возможность определить направления развития сегментного учета и отчетности в соответствии с МСФО.

Сделан вывод, что в настоящее время, когда внешняя среда нестабильна и перемены оказывают

прямое воздействие на состояние бизнеса, сегментный учет и отчетность дают возможность пользователям получать дополнительную информацию. Это позволяет им проводить анализ сегментов бизнеса в целях создания конкурентных преимуществ и достижения устойчивой позиции на рынке в долгосрочной перспективе, т.е. играть важную роль в стратегическом управлении сегментами бизнеса организации.

Ключевые слова: сегмент бизнеса, сегментный учет, сегментная отчетность

Исследователи теории проводят анализ исторических эпох для выявления предпосылок появления и условий реализации стратегической составляющей в управлении. В разное время теоретики стратегического управления и их последователи на практике брали за основу либо существовавшие в организации ресурсы и опыт — стратегическое управление на базе внутренних факторов, либо настраивали управление на адаптацию к внешней среде — стратегическое управление на базе внешних факторов, либо пытались составить их оптимальное сочетание. Данное разногласие, по мнению авторов, появилось ввиду отсутствия информационной базы, позволяющей учесть внутренние и внешние изменения среды в одной системе.

Современных специалистов управления критикуют за неспособность на практике инициировать перемены и вносить изменения в информационные системы управления и оценку результатов деятельности1.

Показатели деятельности, рассчитанные без учета влияния факторов внешней среды, отражают результаты ранее принятых решений и не несут никакой информации для стратегического управления. Система стратегического учета в данном случае выступает одним из наиболее действенных механизмов, призванных повысить эффективность управления современным бизнесом путем обеспечения руководства релевантной информацией, необходимой для управления и контроля в интересах развития организации.

1 Боровицкая М.В. Роль управленческого учета и отчетности в выборе стратегии деятельности организации // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 84-91.

Стратегический учет — это актуальное направление в теории управленческого учета, которое развивалось и синтезировалось из существующих в настоящее время видов учета, а также современных передовых технологий стратегического управления [3]. В трактовке Экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России управленческий учет в мировой практике в своем развитии прошел несколько этапов [4]:

1-й этап — до 1950 г. целями управленческого учета являлись определение затрат и финансовый контроль посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости;

2-й этап — к 1965 г. акцент сместился в сторону предоставления информации в целях планирования и контроля на основе таких методов, как анализ принятия решений и учет по центрам ответственности;

3-й этап — к 1985 г. внимание специалистов сосредоточилось на сокращении потерь ресурсов, задействованных в бизнес-процессах, посредством их анализа и более точных методов управления затратами;

4-й этап — к 1995 г. особую значимость приобретает управление созданием дополнительной стоимости на основе эффективного использования ресурсов, применения методов оценки и планирования показателей стоимости, управления организационными инновациями и капитализацией знаний.

В странах европейской модели бухгалтерского учета процесс его развития может быть дополнен этапом стратегического учета. Его возникновение связано с появлением в 19601970-х гг. стратегического управления, которое окончательно сформировалось как научное направление к середине 1980-х гг. [5].

Стратегический учет представляет собой средство для обеспечения необходимой информацией нужных людей в нужное время, функционально увязан с потребностями стратегического управления2.

2 Шумилина В.Е. Теоретико-методические подходы к организации учета по сегментам и видам деятельности // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3.

Предпосылки стратегической отчетности:

потребность в анализе операционной информации (себестоимости, прибыли, рентабельности для проецирования на будущие операции), анализ роста организаций в долгосрочной перспективе

Предпосылки стратегического управления:

неопределенность внешней среды, усиление конкурентной борьбы, инфляция, глобализационные процессы, развитие информационных технологий, необходимость внедрения инноваций

Учет затрат ► и финансовый контроль

Информация для ► планирования и контроля

Сокращение > потерь ресурсов в бизнесе

1970 г.

Стратегическое выживание, формирование стратегической отчетности

■. 1965-1985 гг. 1985-1995 гг. с 1995 г.

Рис. 1. Периодизация развития стратегического учета и отчетности

До 1950 г

Стратегический учет [2]:

1) направлен на поддержку принятия стратегических решений;

2) связан с внешней информацией, имеющей не только финансовый характер;

3) ориентирован на отслеживание тенденций и изменений в организации;

4) представляет плановые и прогнозные данные долгосрочного характера в стратегической отчетности.

Традиционно отчетность организации рассматривалась как источник информации для внешних пользователей3. Действующие системы учетно-аналитической информации, основанные на данных бухгалтерского учета, были малоинформативны и для менеджеров при принятии стратегических управленческих решений. Данная проблема усугублялась следующими факторами: усилением конкурентной борьбы, инфляцией, глобализационными процессами, развитием информационных технологий и др. Это обусловило осознание необходимости формирования стратегической отчетности, адекватно отражающей ключевые аспекты деятельности организации, а также способствующей принятию эффективных решений в стратегическом управлении4.

3 Бороненкова С.А. Стратегический учет и анализ в управлении хозяйствующим субъектом / С.А. Бороненкова, А.В. Че-пулянис // Известия УрГЭУ. 2011. № 5 (37). С. 20-29.

4 Там же.

-39 (333)

Целесообразным представляется выделение следующих этапов развития теории и практики стратегического учета и отчетности (рис. 1).

Условия использования импортозамещения товаров и предотвращения угрозы экономической безопасности национальной экономики РФ, обусловленные необходимостью ответных мер в отношении стран, принявших решение о введении экономических санкций, в настоящее время заставили пересмотреть сложившийся механизм стратегического управления, а руководству организации, столкнувшейся с нестабильной экономической ситуацией на макроуровне, осознать, что от качества информации, используемой для принятия управленческих решений, зависит адекватное обоснование, выбор и реализация стратегических приоритетов [7], определяющих способности к выживанию и дальнейшему развитию.

Как в России, так и за рубежом все больший интерес представляют сегментный учет и отчетность [11] как органическая часть стратегического учета и отчетности.

Необходимость ведения сегментного учета и формирования отчетности обусловлена процессами интеграции производства и капитала, связана с совершенствованием учетных систем (стратегического учета и отчетности), а также с появлением новых требований к информации, вытекающих из новых концепций управления [8].

- 2014-

Система учета и отчетности

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Налоговая отчетность

Финансовый учет

Управленческий учет

Оперативный учет

Статистический учет

Финансовая отчетность, в том числе по сегментам бизнеса

Статистическая отчетность

Стратегический учет

Оперативная отчетность

«

й

И Л

о н

о о

Е °

5 К 1-е н о о н №

й ^

6 °

U

Сегментный учет

Сегментная отчетность

Рис. 2. Сегментный учет и отчетность в современной российской учетной системе

Возникновение сегментного учета и отчетности в РФ связано не только с потребностями в информации о деятельности сегментов бизнеса, но также и с необходимостью организации приспосабливаться к внешней макросреде в условиях ее высокого динамизма.

Исследование историко-логических этапов становления и развития сегментного учета и отчетности позволило выделить два подхода к их периодизации:

1) адаптационный подход — базируется:

• на стадиях развития предпринимательства (как внешних условиях);

• на развитии управленческих систем (как внутренних условиях);

• на требованиях, предъявляемых к информации (как результате совокупного влияния внешних и внутренних условий);

2) эволюционный подход — дополняет первый и предполагает выделение следующих этапов:

• первый этап (1930-1970 гг.) — начальный — возникновение сегментного учета как подсистемы управленческого учета;

• второй этап (1970-1990 гг.) — становление нормативно-правовой базы и развитие

методики формирования отчетности по сегментам бизнеса для внешних пользователей;

• третий этап (с 1990 г. — по настоящее время) — стратегический — развитие методики формирования сегментной отчетности с выраженной ориентацией на реализуемые стратегии.5

Место сегментного учета и отчетности в современной российской учетной системе представлено на рис. 2.

Большинство российских организаций не осуществляет раскрытия информации по сегментам бизнеса в бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирования сегментной отчетности по следующим причинам:

• из-за наличия противоречий в нормативно-правовых документах по сегментному учету;

5 Боровицкая М.В. Роль сегментарной отчетности при принятии стратегических решений // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 5. С. 140-146; ИвановЕ.А. Концепция центров экономической ответственности в учетно-аналитических системах многосегментных организаций // Вестник Российского университета коммерции. 2013. № 1 (11).С. 29-32.

-39 (333) - 2014-

Международный бухгалтерский учет International accounting

• из-за недостатка методических разработок и конкретного инструментария формирования сегментной отчетности;

• из-за низкого уровня квалификации специалистов по управленческому учету и их взаимодействия с менеджментом организации;

• из-за несовершенства программного обеспечения, создающего условия получения управленческой информации в необходимом разрезе.

Сегментный учет — это подсистема стратегического управленческого учета, обеспечивающая процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления информации о сегментах бизнеса для внутренних пользователей, на основе которой формируется сегментная отчетность и осуществляется управление сегментами бизнеса организации. Сегментная отчетность может представляться как отдельно, так и в комплексе со стратегической отчетностью [10].

В пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности информацию по сегментам бизнеса раскрывают эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Ограничения на виды размещаемых ценных бумаг и на площадку их размещения не установлены. Иные организации также раскрывают информацию по сегментам бизнеса в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае принятия ими решения о сегментировании бизнеса для удовлетворения внешних пользователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По каждому сегменту бизнеса раскрывают следующую информацию [6]:

1) общую: описание основы выделения сегментов, случаи объединения сегментов, наименования видов продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из сегментов;

2) показатели сегментов: финансовый результат за отчетный период (прибыль или убыток), активы и обязательства на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации);

3) способы оценки показателей сегментов и др.

Таким образом, состав пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности содержит зна-

чительный массив информации, которая полезна пользователям при принятии решений относительно сотрудничества с данной организацией.

Информация по сегментам бизнеса организации раскрывается также в промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если в организации не ведется управленческого учета и, соответственно, не разрабатывается учетной политики для целей управления, то к раскрытию информации по сегментам бизнеса применяются принципы бухгалтерского (финансового) учета, установленные нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Сегменты бизнеса организации могут быть выделены на отдельный баланс и иметь или не иметь расчетного и/или иных счетов в банках. Если организация выделяет сегменты бизнеса на отдельный баланс, то сводная/консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность при раскрытии информации по сегментам бизнеса формируется суммированием показателей.

Если для раскрытия информации по сегментам бизнеса организация применяет принципы управленческого учета, то рабочий план счетов может быть организован автономно или интегрирован. При автономной организации бухгалтерского (финансового) и управленческого учета в рабочий план счетов за счет свободных номеров вводят «зеркальные» или транзитные счета, которые используют для управленческого учета.

В практике зарубежных компаний счета управленческого учета ведутся отдельно от счетов финансового учета в целях обеспечения конфиденциальности информации для внутреннего пользования.

При интегрированной организации используют единую систему счетов для бухгалтерского (финансового) и управленческого учета, что в российской практике встречается чаще.

Если для раскрытия информации по сегментам бизнеса организация применяет принципы бухгалтерского (финансового) учета, то рабочий план счетов организуют как многомерный. В этом случае каждому счету присваивается несколько аналитических признаков, которые представляют собой совокупность однородных объектов аналитического учета. Количество аналитических признаков зависит от количества выделяемых

сегментов бизнеса, потребностей организации и возможностей программного обеспечения.

Информация по сегментам бизнеса обладает экономической релевантностью6. Менеджеры, используя такую информацию, могут оценить результаты деятельности представляющего отчетность сегмента, его перспективы на будущее, подверженность риску и стратегию руководства. Представление сегментной отчетности способствует реализации функций подотчетности и полезности7.

При формировании сегментной отчетности нецелесообразно устанавливать в нормативно-правовой базе, какие формы отчетности и показатели по каждому сегменту бизнеса должны в них приводиться. Их состав и порядок представления определяются менеджерами в соответствии с принципом полезности информации.

Порядок составления сегментной отчетности является индивидуальным для каждой организации, причем сегментация может быть проведена не по одному, а сразу по нескольким признакам.

Одним из направлений использования сегментной отчетности является анализ ее показателей. Если для внешних пользователей информации важным являются не столько частные показатели, сколько общий результат, который представлен в бухгалтерской (финансовой) отчетности, то менеджменту необходима более детальная информация по конкретным показателям на уровне сегментов бизнеса.

В большинстве российских организаций не осуществляется формирования сегментной отчетности, что не позволяет менеджменту контролировать результаты деятельности сегментов бизнеса и оценивать их эффективность.

Данные пояснений к бухгалтерской (финансовой) и сегментной отчетности организации позволят анализировать внешним и внутренним пользователям привлекательность сегментов бизнеса, влияние структурных сдвигов на финансовые результаты и, следовательно, аргу-

6 Боровицкая М.В. Роль управленческого учета и отчетности в выборе стратегии деятельности организации // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6 (18). С. 84-91.

7 Шумилина В.Е. Теоретико-методические подходы к

организации учета по сегментам и видам деятельности // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3.

ментировать принятие стратегических решений. Представление информации о сегментах бизнеса обеспечивает ее высокую аналитичность.

В настоящее время в РФ роль сегментного учета и отчетности возрастает. Это связано с тем, что они позволяют реализовать, как свидетельствует опыт зарубежных стран, минимум три базовые цели [1]:

1) информационное обеспечение процесса анализа и оценки эффективности сегментов бизнеса организации;

2) оказание помощи внешним пользователям в анализе деятельности организации, оценке ее прибыли и рисков на основе информации по сегментам бизнеса, представленной в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) информационную поддержку внутренних пользователей при принятии стратегических управленческих решений на основе сегментной отчетности.

Сегментный учет в организации позволит отражать достоверную информацию о сегментах бизнеса в бухгалтерской (финансовой) отчетности, формировать релевантную информацию для целей удовлетворения потребностей внутренних пользователей и предоставлять прогнозную информацию для принятия стратегических решений в сегментной отчетности8.

Проведенный анализ эволюции и современного состояния сегментного учета и отчетности в организациях позволил определить направления их развития в соответствии с МСФО (рис. 3). К ним следует отнести:

1) изменение правил выделения сегментов бизнеса в структуре организации;

2) применение принципов управленческого учета к оценке информации по сегментам бизнеса;

3) обеспечение прозрачности информации на основе увеличения числа критериев сегментации;

4) расширение требований к раскрытию информации по сегментам бизнеса;

5) раскрытие географической информации в разрезе отдельных государств и о сделках с крупными клиентами.

8 Боровицкая М.В. Роль сегментарной отчетности при принятии стратегических решений // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 5 (17). С. 140-146.

39 (333) - 2014-

Направления развития сегментного учета и отчетности

Изменение правил выделения сегментов бизнеса в структуре организации. При выборе сегментов решающим фактором является то, какая информация используется менеджментом организации. Меньше внимания уделяется продукции, географическому расположению и методам оценки, за исключением тех случаев, когда они используются для сегментной отчетности

Применение принципов управленческого учета к оценке информации по сегментам бизнеса. Появление необходимости и расширение прав организаций на уровне нормативно-правового обеспечения представления отчетности по сегментам бизнеса, что обеспечивает управленческий подход к формированию и раскрытию информации

Обеспечение прозрачности информации на основе увеличения числа критериев сегментации

Расширение требований к раскрытию информации по сегментам бизнеса. Организация раскрывает информацию таким образом, чтобы внешние пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности могли оценить содержание и финансовые результаты различных сегментов бизнеса организации, а также экономические условия, в которых они функционируют. Раскрытию по сегментам бизнеса подлежит та информация, которую руководство считает способной обеспечить содержательность сегментной отчетности

Раскрытие географической информации в разрезе отдельных государств и о сделках с крупными клиентами. Информация предоставляется отдельно по странам, в которых организация имеет филиалы и представительства, а также по странам, из которых она получает доходы или в которых расположены ее активы. Раскрытию подлежит общая сумма доходов от каждого крупного клиента

Рис. 3. Направления развития сегментного учета и отчетности

Реализация данных направлений связана с дальнейшей гармонизацией принципов бухгалтерского учета в международной практике и в РФ. Это позволит организации выйти на новый уровень развития, обеспечит эффективную информационную базу принятия рациональных стратегических решений в области управления сегментами бизнеса с учетом факторов внутренней и внешней среды при постоянном их мониторинге и анализе, что в свою очередь окажет значительное влияние на успех бизнес-стратегии организации в целом.

список литературы

1. Бедарева М.А. Развитие управленческого подхода в международных стандартах в части формирования сегментной отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 3.

2. Бедарева М.А. Эволюция международных стандартов, регламентирующих формирование сегментной отчетности // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.

3. ВахрушинаМ.А. Внутрипроизводственный учет и отчетность. Сегментарный учет и отчет-

ность. Российская практика: проблемы и перспективы. М.: АКДИ, Экономика и жизнь, 2000. 192 с.

4. Волошин Д.А. Стратегический управленческий учет как современный информационный метод // Аудиторские ведомости. 2007. № 12. С.69-74.

5. Волошина С.В. Исследование сущности сегментарного учета и этапов его эволюции // Учет и статистика. 2009. № 16. С. 18-22.

6. Ендовицкий Д.А. Система сегментарного учета и отчетности в соответствии с действующей моделью управления коммерческой организацией // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 4. С.128-138.

7. Ефимова С.Б., ПахомовА.С. Предметно-целевой аспект сегментарной отчетности в России // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 4 (12).

8. Ключников С.В. Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 36. С. 27-32.

9. Марков А.Н. Стратегический управленческий учет и его функциональное назначение

в рамках системы управления предприятием // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 5.

10. Методические рекомендации по организации и ведению управленческого учета: утверждены Экспертно-консультативным советом по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России от 22.04.2002 № 4.

11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

12. Парамонова Л.А. Сегментарная отчетность и рекомендации по ее составлению /

Л.А. Парамонова, Ю.Ю. Кямякова // Экономика и социум. 2013. № 2 (7).

13. Соколов А.А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации. М.: Финансы и статистика, 2004. 288 с.

14. Чикишева А.Н. Принцип сегментации в управлении предприятием // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 8. С. 42-44.

15. Юрьева Л.В. Стратегический управленческий учет для бизнеса: учебник / Л.В. Юрьева, Н.Н. Илышева, А.В. Караваева и др. М.: ИНФРА-М, 2013. 336 с.

International accounting Reform of reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

EVOLUTION, CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS OF SEGMENT ACCOUNTING AND REPORTING IN ORGANIZATIONS

Elena V. SMIRNOVA, Irina Yu. TSYGANOVA

Abstract

Importance The study deals with the evolution, state and development trends of segment accounting and reporting in organizations and testifies to achieving consensus between the interests of issuers and users of financial statements at the present stage of economic development. We describe the main areas of segment accounting and reporting development, however, there is a need for further improvement. Objectives The purpose of this paper is to analyze the current state of segment accounting and reporting in Russia relying on historical aspects of strategic accounting and reporting as their basis, and to identify development areas of segment accounting and reporting in accordance with IFRS. We give a definition of "segment reporting", analyze requirements to segment information disclosure in financial and segment reporting of organizations, and identify the main areas of segment reporting development in accordance with IFRS to ensure usefulness of information for interested users.

Methods Using the methods of dialectic cognition, we have analyzed regulatory requirements to seg-

ment reporting (in particular, RAS 12/2010 "Segment Information") and identified the place of segment reporting in the Russian accounting system. Results We have determined the areas of segment reporting development in accordance with the IFRS. Conclusions and Relevance We conclude that in the present circumstances, when the external environment is not stable, and changes have a direct impact on business segments, segment accounting and reporting enable users to obtain additional information. Segment reporting enables them to analyze business segments in order to create competitive advantages and achieve a sustainable position in the market over the long run, i.e. plays an important role in the strategic management of business segments of an organization.

Keywords: business, segment, accounting, reporting References

1. Bedareva M.A. Razvitie upravlencheskogo podkhoda v mezhdunarodnykh standartakh v chasti formirovaniya segmentnoi otchetnosti [Developing a management approach in the international standards

in terms of segment reporting generation]. Audit i fmansovyi analiz — Audit and financial analysis,

2011, no. 3.

2. Bedareva M.A. Evolyutsiya mezhdunar-odnykh standartov, reglamentiruyushchikh formi-rovanie segmentnoi otchetnosti [The evolution of international standards governing segment reporting generation]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2010, no. 2.

3. Vakhrushina M.A. Vnutriproizvodstvennyi uchet i otchetnost'. Segmentarnyi uchet i otchetnost'. Rossiiskaya praktika: problemy i perspektivy [Internal accounting and reporting. Segment accounting and reporting. Russian practice: problems and prospects]. Moscow, AKDI, Ekonomika i zhizn' Publ., 2000, 192 p.

4. Voloshina S.V. Issledovanie sushchnosti seg-mentarnogo ucheta i etapov ego evolyutsii [A study of the essence of segment reporting and stages of its evolution]. Uchet i statistika — Accounting and statistics, 2009, no. 16, pp. 18-22.

5. Voloshin D.A. Strategicheskii upravlenche-skii uchet kak sovremennyi informatsionnyi metod [Strategic management accounting as a modern information method]. Auditorskie vedomosti — Audit bulletin, 2007, no. 12, pp. 69-74.

6. Endovitskii D.A. Sistema segmentarnogo ucheta i otchetnosti v sootvetstvii s deistvuyushchei model'yu upravleniya kommercheskoi organizatsiei [Segment accounting and reporting in accordance with the current model of managing a commercial organization]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2004, no. 4, pp. 128-138.

7. Efimova S.B., Pakhomov A.S. [A subject and target-oriented aspect of segment reporting in Russia]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem,

2012, no. 4 (12) (In Russ.) Available at: www.sisp. nkras.ru.

8. Klyuchnikov S.V. Segmentarnaya otchetnost' korporativnoi gruppy: metodika formirovaniya i analiz osobennostei [Segment reporting of corporate groups: methods of formation and analysis of specific features]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet — International accounting, 2012, no. 36, pp. 27-32.

9. Markov A.N. Strategicheskii upravlencheskii uchet i ego funktsional'noe naznachenie v ramkakh sistemy upravleniya predpriyatiem [Strategic management accounting and its functionality within the

system of enterprise management]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2012, no. 5.

10. Guidelines on organizing and maintaining management accounts. Approved by Expert Advisory Board for Managerial Accounting at the Ministry of Economic Development and Trade of the Russian Federation of April 22, 2002 № 4. Available at: http://cma.org.ru. (In Russ.)

11. Order of the RF Ministry of Finance "On Approval of Russian Accounting Standard "Segment information" (RAS 12/2010) of November 08, 2010 № 143n. (In Russ.)

12. Paramonova L.A. [Segment reporting and recommendations on its generation]. Ekonomika i sotsium, 2013, no. 2 (7) (In Russ.) Available at: http: www.iupr.ru.

13. Sokolov A.A. Uchet po segmentam deyatel'nosti kommercheskoi organizatsii. [Segment accounting of a commercial organization]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004, 288 p.

14. Chikisheva A.N. Printsip segmentatsii v up-ravlenii predpriyatiem [The principle of segmentation in business management]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2010, no. 8, pp. 42-44.

15. Yur'eva L.V. Strategicheskii upravlencheskii uchetdlya biznesa: uchebnik [Strategic management accounting for business: a textbook]. Moscow, IN-FRA-M Publ., 2013, 336 p.

Elena V. SMIRNOVA

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation uadsev@mail.ru

Irina Yu. TSYGANOVA

Orenburg State University, Orenburg, Russian Federation iren23_83@mail.ru

Acknowledgments

The article is prepared as part of the State job of the Russian Ministry of Education and Science to higher educational institutions to perform research activities on the subject "Economic management of sustainable development of organizations" (Registration No. 114100640059, dated October 06, 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.