Научная статья на тему 'Эволюция системы налогообложения добычи углеводородов на континентальном шельфе РФ'

Эволюция системы налогообложения добычи углеводородов на континентальном шельфе РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гринько Т.С., Адамовская В.Н.

Наиболее перспективным направлением для восполнения запасов углеводородов является освоение шельфа Российской Федерации, где сосредоточены значительные ресурсы нефти и газа. Однако число открытых месторождений весьма невелико. Также невелики и поставленные на государственный баланс запасы. В целях повышения экономической заинтересованности потенциальных инвесторов в освоении континентального шельфа Российской Федерации для них должен быть создан особый механизм налогового стимулирования. Система налогообложения добычи нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации должна создавать для добывающих компаний приемлемые условия хозяйствования на долгосрочную перспективу и обеспечивать инвестиционную привлекательность шельфовых проектов, увеличивая через мультипликативный эффект общий объем налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гринько Т.С., Адамовская В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция системы налогообложения добычи углеводородов на континентальном шельфе РФ»

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДОВ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РФ

© Гринько Т.С.*, Адамовская В.Н.

Сибайский институт Башкирского государственного университета,

г. Сибай

Наиболее перспективным направлением для восполнения запасов углеводородов является освоение шельфа Российской Федерации, где сосредоточены значительные ресурсы нефти и газа. Однако число открытых месторождений весьма невелико. Также невелики и поставленные на государственный баланс запасы. В целях повышения экономической заинтересованности потенциальных инвесторов в освоении континентального шельфа Российской Федерации для них должен быть создан особый механизм налогового стимулирования. Система налогообложения добычи нефтегазовых ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации должна создавать для добывающих компаний приемлемые условия хозяйствования на долгосрочную перспективу и обеспечивать инвестиционную привлекательность шельфо-вых проектов, увеличивая через мультипликативный эффект общий объем налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Сегодня экономика Севера имеет определяющее значение для стабилизации социально-экономической ситуации в России. Ее сырьевые отрасли являются в настоящее время важнейшим звеном в структуре хозяйства, богатство и разнообразие природных ресурсов Севера России должны рассматриваться, как важнейшие предпосылки международного и межрегионального сотрудничества.

Особое место в этом занимает шельф арктических морей Российской Федерации, богатый различными видами минеральных и биологических ресурсов, освоение которых невозможно без развития инфраструктуры прибрежной части страны.

На заседании Правительства РФ «О мерах по изучению и повышению эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации» от 12.05.05 г. было отмечено, что освоение шельфа приведет к:

- увеличению прямых поступлений в бюджет от недропользования;

- притоку инвестиций в реальный сектор экономики;

- наращиванию внутреннего потребления и экспорта;

- росту ВВП;

* Заместитель заведующего кафедрой «Налоги и налогообложение», кандидат экономических наук

- снижению импортной зависимости в сфере оборудования и высоких технологий;

- социально-экономическому развитию удаленных регионов Российской Федерации и зон особых геополитических интересов;

- поддержанию занятости населения и созданию новых рабочих мест.

Добыча углеводородов в российском шельфе только начинает развиваться и требует создания сложных уникальных инженерных сооружений как для бурения скважин и добычи нефти и газа, так и технических средств инфраструктуры прибрежной составляющей нефтегазовых комплексов.

Отметим, что в настоящее время минерально-сырьевая база континентального шельфа страны обладает невысокой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено следующими причинами:

- низкая геологическая изученность: так на данный момент разве-данность ресурсов не превышает 10 %;

- неблагоприятное географическое размещение большинства месторождений и перспективных районов, более двух третей ресурсов приходится на шельфы северных морей (Баренцево и Карское моря), что ведет к повышению затрат на изучение и освоение этих месторождений;

- слабая развитость инфраструктуры по добыче и транспортировке добытых ресурсов шельфа;

- постоянно меняющийся налоговый режим;

- недостаточно развитая нормативно-правовая база, не учитывающая реалии проведения работ на континентальном шельфе.

Однако эти проблемы можно преодолеть, так как Россия - страна с развитой нефтяной промышленностью, традициями, опытом и возможностями проведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) и создания необходимой инфраструктуры нефтяного сектора, в том числе в сложных климатических условиях.

Сдерживающим фактором проведения ГРР и освоения запасов нефти и газа на континентальном шельфе является действующее налоговое законодательство. Решая вопрос о том, вкладывать ли значительные средства в геологоразведку и разработку любого месторождения, в том числе и на континентальном шельфе, инвестор в первую очередь ориентируется на отдачу с вложенного капитала, которая зависит от экономических и геологических факторов

Министерство природных ресурсов РФ предлагает Министерству финансов РФ и Министерству экономического развития РФ совместно рассмотреть такие возможности стимулирования вложений в освоение шельфа, как снижение стандартных ставок налогов и платежей, использование

налоговых каникул и кредитов для операторов шельфовых проектов. Кроме того, могут быть использованы инвестиционные вычеты, освобождение от налогообложения при проведении ГРР и импортных пошлин при поставках уникального оборудования.

Подобные меры могут привлечь в освоение шельфов значительные инвестиции и существенно снизить инвестиционные риски.

В целях повышения экономической заинтересованности потенциальных инвесторов в освоении континентального шельфа Российской Федерации для них должен быть создан особый механизм налогового стимулирования.

Одним из направлений налогового стимулирования вложения является использование так называемых налоговых каникул по уплате роялти. Данный метод используется во многих странах на этапе осуществления основных капитальных вложений.

В зарубежных странах наиболее перспективные районы добычи расположены на континентальном шельфе, поэтому налоговые каникулы по уплате роялти в большинстве случаев предоставляются для шельфовых месторождений.

В Российской Федерации в настоящее время установлен определенный механизм налоговых каникул, в том числе и в части добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» начиная с 1 января 2007 года установлена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в размере 0 % в отношении отдельных участков недр.

Оценивая положительно указанные нововведения, все же следует отметить некую незавершенность данного механизма налогового стимулирования.

Во-первых, данный механизм не обеспечивает дифференциацию налогообложения в зависимости от горногеологических, географических, транспортных и других особенностей освоения месторождений.

Во-вторых, он направлен на стимулирование разработки выработанных и вновь осваиваемых участков исключительно по нефти, не затрагивая все остальные полезные ископаемые, включая природный и попутный газ, а также газовый конденсат.

В настоящее время в силу непродолжительности действия данного механизма не представляется возможным дать объективную оценку его экономической эффективности. В то же время представляется не вполне обоснованным установление одновременно двух критериев для применения механизма налоговых каникул. По нашему мнению, более обоснован-

ным и достаточным является установление только одного критерия при предоставлении данной льготы - объем накопленной добычи. Введение ограничения в виде временного периода не только стимулирует, но и фактически вынуждает недропользователя форсировать добычу нефти в первые годы разработки, что в итоге приведет к снижению уровня конечного нефтеизвлечения.

Учитывая многообразие условий добычи углеводородов на российском континентальном шельфе, а также значительную разницу затрат на освоение данных шельфовых месторождений, возможно применение и других механизмов налогового стимулирования инвестиций в разработку российского континентального шельфа. Речь, в частности, идет о возможной дифференциации НДПИ по критериям глубины шельфа и геолого-географического положения объекта (южные и северные моря, Дальний Восток и Арктика).

Возможно также использование другого вида льготирования - применение понижающих коэффициентов к действующей ставке НДПИ. Следует отметить, что применение вышеуказанных коэффициентов имеет ряд существенных преимуществ по сравнению со схемой налоговых каникул. В отличие от налоговых каникул такой подход не создает стимулов к форсированию добычи нефти в первые годы разработки месторождений с целью освобождения от налогообложения максимального количества добытой нефти, то есть не оказывает искажающего влияния на поведение недропользователей, профиль добычи и уровень нефтеизвлечения. Уплата НДПИ при таком подходе осуществляется с самого начала добычи, а не носит отложенный характер. При этом стимулируется углубленная разработка месторождений, поскольку величина НДПИ на поздних стадиях добычи здесь оказывается меньше, чем при применении налоговых каникул.

Нельзя не затронуть еще один из важных аспектов освоения недр континентального шельфа - это экология. Сохранение экологического равновесия морской и геологической сред в районах проведения работ и на путях транспортировки нефтепродуктов должно стать главной, если не основной целью деятельности по освоению шельфа. Как подчеркивают многие специалисты, регионы континентального шельфа характеризуются низким уровнем интенсивности естественной биологической очистки, что в случае аварийных разливов нефти может привести к длительному загрязнению морской воды, донных отложений и атмосферы. Эти факторы предъявляют особые требования к проведению работ по обустройству и эксплуатации месторождений, что означает создание мощной, а главное, безаварийной системы экологической защиты.

Анализируя опыт освоения шельфовых месторождений северо-западной Европы, мы видим, что их эффективное использование стало возможным лишь при условии сотрудничества всех государств региона - Норве-

гии, Дании, Великобритании, не только по вопросам урегулирования правового статуса зоны, но и в сфере технологического обмена и создания в необходимых случаях единой транспортной инфраструктуры. Примененные технологии при освоении месторождений нефти и газа на шельфе северо-западной Европы, начиная с организации приграничного сотрудничества до транспортных инфраструктурных решений, представляют несомненный интерес для России.

На российском шельфе доминирующее положение занимают месторождения тяжелой нефти, особенно в районе Печорского моря. В этом регионе целесообразно строить перерабатывающие производства, например, в Мурманске. Это позволит не только решить вопрос обеспечения северного региона топливом, но и предоставит перспективные возможности для экспорта светлых нефтепродуктов. Не случайно затрагиваются эти вопросы - государству уже сейчас необходимо разработать стратегию развития данной инфраструктуры и подготовить проекты комплексного освоения этого региона.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно комплексный поход к решению задач развития недропользования на территории континентального шельфа Российской Федерации позволит нам совершить не только технологический рывок, но и обеспечить мощный источник энергетической стабильности, а значит, и устойчивого развития нашего государства.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4 декабря 1995 г. - № 49. - Ст. 4694.

2. Андреев С.Н. Россия и мировая энергетическая безопасность / С.Н. Андреев, В.Н. Зазимко // Нефть, газ & энергетика. - 2006. - № 3. - С. 15-17.

3. Григорьев М.Н. Центры нефтедобычи шельфов Северо-Запада Европы / М.Н. Григорьев, Е.Д. Даниэль // Нефтяное хозяйство. - 2006. -№ 5. - С. 46-51.

4. Оганесян С.А. Энергетическая стратегия России до 2020 г., ее реализация и перспективы развития ТЭК / С.А. Оганесян // Нефть, газ & энергетика. - 2006. - № 3. - С. 3-9.

5. Паскачев И.А. Проблемы налогообложения нефтегазового сектора и пути их решения // Налоговая политика и практика. - 2007. - № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.